Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1. Понятие и принципы системы управления персоналом 5
1.2 .Цели и функции системы управления персоналом 11
1.3 .Особенности управления персоналом в организации 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПАО « СБЕРБАНК РОССИИ» 22
2.1. Общая характеристика и организационная структура ПАО «Сбербанк России» 22
2.2. Анализ кадрового обеспечения в ПАО «Сбербанк России» 27
2.3. Оценка эффективности использования кадрового состава 39
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 48
3.1. Основные направления совершенствования системы управления персоналом 48
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 52
Заключение 60
Список литературы 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Актуальность темы исследования. Функционирование банков обусловлено сложной финансово-экономической средой, где принятие непростых и непопулярных решений лежит на производительности управления персоналом, зависимая от используемых методов и инструментов, а также систем мотивации и уровня квалификации.
Современные инструменты управления персоналом находятся в диапазоне от социально-психологических до экономических и финансовых рычагов, что, с одной стороны, дает возможность аргументировать соответствующую систему контроля, с другой - создает риск неправильного принятия решений о выбранных инструментах. Кроме того, необходимы уточнения, инструменты управления персоналом в согласовании с критериями эффективности развития и функционирования банков, сложная и большая институциональная структура, которая требует значительной мобильности, адаптивности и степени квалификации персонала.
Трудность эффективного управления персоналом Банка состоит в том, что структура персонала различается в зависимости от формы собственности, количества, размеру деятельности, наличием доступных ресурсов, уровнем квалификации, доступности методов управления, системой ограничений административного персонала.
Управление персоналом занимает главное место в системе управления банков. Методологически данная область управления владеет особым понятийным аппаратом, имеет отличительные характерные свойства и показатели деятельности, особые методы и операции .
Невзирая, на наличие существенной литературы по развитию данной многогранной проблемы, мало исследованными считаются вопросы формирования развития и оценки кадрового потенциала банка. Решение этой проблемы потребует последующих исследований и научных исследований.
Цель работы - совершенствование системы управления персоналом.
Для достижения поставленной цели в данной работе выполняются следующие задачи:
1) рассмотреть сущность системы управления персоналом в организации;
2) изучить общую характеристику и организационную структуру ПАО «Сбербанк»;
3) предложить основные направления совершенствования системы управления персоналом.
Объект исследования ПАО «Сбербанк».
Предмет исследования - служба управления персоналом банка.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой работы являются положения экономической теории, научные труды ученых, законодательные и нормативные акты РФ. В ходе исследования использованы следующие методы: диалектический и наблюдений, анализа и синтеза, сравнительный анализ, системного подхода.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе изучается сущность кадровой политики, основные факторы, влияющие на нее, современные проблемы и тенденции оценки персонал.
Во второй главе изучается сущность и специфика кадровой политики компании ПАО «Сбербанк России».
В третьей главе предлагаются практические рекомендации по совершенствованию кадровой политики ПАО «Сбербанк России».
Современные экономические условия предъявляют жесткие требования к качеству рабочей силы в целом и в банковской сфере в частности, в связи с возрастающей ролью человека во всех ее способностях в хозяйственной деятельности. Такие особенности рыночной среды требуют постоянного развития и совершенствования кадровой политики современных банковских учреждений.
Становится очевидным, что конкурентоспособность банка и его успех зависят не только от технологий, доступных бизнесу, но и от социально-культурных факторов. На реализацию экономических реформ в экономике нашей страны оказывают важное влияние человеческий потенциал. Насколько оптимальными будут условия сотрудничества с персоналом и с окружающей средой, и будут зависеть от процветания банка. Для банков этот вопрос является наиболее актуальным.
Управление персоналом становится все более важным как один из основных факторов повышения конкурентоспособности банка, достижения успеха в реализации стратегии его развития.
Сегодня большинство банков не в состоянии эффективно работать из - за того, что осуществляют непрофессиональное управление кадровым потенциалом. Таким образом, решается вопрос подготовки компетентных кадров, способных к продуктивной работе в условиях рынка, рационального использования и изменения культуры управления банком. Решение этой проблемы возможно только посредством эффективного функционирования службы управления персоналом и является залогом успеха банка.
По результатам проделанных работ можно сформулировать следующие выводы:
1. Концепция управления персоналом - совокупность взаимозависимых финансовых, организационных и социально-психологических способов, какие обеспечивают эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность организации.
2. Сбербанк России - крупнейший банк Российской Федерации и СНГ. По итогам 2016 года Активы его составляют больше четверти банковской системы страны (29,0%), доля в банковском капитале находится на уровне 27,8%. За почти два столетия банк завоевал статус самого крупного финансового института страны.
Руководит рассматриваемым отделением управляющий, ему подчиняются заместители управляющего и начальники отделов: экономического, бухгалтерии, административного, по работе с юридическими лицами, кредитного, автоматизации, юридической, а также начальники службы безопасности, контрольно - ревизионной службы, инкассаторской службы, заведующие операционной частью и заведующие внутренних структурных подразделений.
Работники структурных подразделений подчиняются непосредственно руководителям внутренних структурных подразделений.
Дополнительный офис № 8617/0163 имеет в своей организационной структуре три отдела: отдел кассовых операций, операционный отдел и кредитный отдел.
Организационная структура дополнительный офис № 8617/0163 является линейной.
Линейная организационная структура - является одной из простейших организационных структур управления. Характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
3. Чтобы остановить текучесть кадров и не только удержать лучших работников, но и повысить надежность и эффективность, банк должен сделать следующее:
• знать, чего действительно хотят сотрудники (через общение с ними);
• обеспечить широкий спектр роста и развития для сотрудников но любом уровне;
• внедрить систему критериев и поощрений, которые четко выражают ожидания банка от сотрудников и, соответственно, за их вознаграждает.
Оптимально обеспечить плановую потребность в кадрах каждой категории, путем перемещения внутри учреждения банка или найма. Движение персонала между категориями может требовать их переподготовки. Она необходима также для того, чтобы предупредить старение кадров в рамках категорий работников
Можно сделать вывод, сравнивая стоимость повышения квалификации 1 сотрудника и найма нового, что компания более эффективна в переподготовке или повышении квалификации и перемещении сотрудников, чем искать новых людей.
В ПАО «Сбербанк России», на вакантные должности должен проводиться отбор на конкурсной основе. Конкурс включает в себя отбор кандидата на вакантную должность, который среди других участников конкурса лучше соответствует требованиям кандидатов на эту должность.
Рекомендуется использовать методы подбора сотрудников:
1. Поиск внутри компании.
• размещение объявлений о вакансиях во внутрикорпоративных СМИ;
• поиск рекомендаций сотрудника.
2. Поиск за пределами Общества.
• использоваться услугами кадровых агентств;
• использоваться услугами служб занятости;
• использование веб-сайтов, в том числе корпоративных;
• размещение рекламы о вакансиях в газетах и журналах, на телевидении и на радио.
Кадровый потенциал ПАО «Сбербанк России» характеризуется изменчивостью, который связан с его деятельностью как ответ на изменение условий окружающей среды и внутренней структуры банка. Масштабы изменения кадрового потенциала обусловлены перемещением персонала, изменением мотивации сотрудников, созданием условий, способствующих проявлению индивидуального квалификационного уровня и профессиональных характеристик сотрудников.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ // Справочно-правовая система Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru
3. Об обязательных нормативах банков (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N 26104) [Инструкция Банка России от 03.12.2012 N 139-И (ред. от 15.11.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru
4. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru
5. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru
6. О потребительском кредите (займе): федер. закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru
7. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru
8. О национальной платежной системе (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant .ru
9. О кредитных историях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2004 N 218- ФЗ (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru
10. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru
11. Аворбе Р., Юрьев В.Н. Модели максимизации прибыли с учетом видов деятельности банка // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2014. - №185. - Т. 1. - С. 269-274.
12. Алавердов, А.Р. Организация управления персоналом современного российского банка. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М., 2013. - 200 с.
13. Алиев Б.Х., Аликберова А.М. Оценка факторов регулирования прибыли коммерческого банка // Финансы и кредит. - 2014. - №20. - С. 11-19.
14. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. 10- ое изд. - СПб.: Питер, 2016. - 500 с.
15. Акаев А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года / А. Акаев// Вопросы экономики. 2012.-№4.-С. 97
...