Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовые основы предупреждения коррупции в сфере государственного управления 8
1.1 Понятие коррупции как социального явления 8
1.2 Причины коррупции в сфере государственного управления 18
1.3 Характеристика антикоррупционного законодательства Российской Федерации 25
Глава 2 Уголовно-правовые пути противодействия коррупции в сфере государственного управления 33
2.1 Анализ объективных признаков преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления 33
2.2 Анализ субъективных признаков преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления 45
2.3 Ответственность за преступления коррупции в сфере государственного управления в Российской Федерации 57
Глава 3 Предупреждение коррупции в сфере государственного управления в Российской Федерации 66
3.1 Деятельность государственных органов по предупреждению коррупции в сфере государственного управления в Российской Федерации 66
3.2 Предложения по совершенствованию системы предупреждения коррупции в сфере государственного управления в Российской Федерации 73
Заключение 77
Список используемой литературы и используемых источников 81
Актуальность темы. Коррупция в современном мире представляет серьезную угрозу государству, правам человека и социальной справедливости. Она сдерживает экономическое развитие государства, создает опасность для развития демократических институтов и подрывает нравственные устои общества. Более того, в условиях глобализации коррупция превращается в интернациональную проблему, поскольку незаконные коррупционные отношения затрагивают интересы и благосостояния большинства стран мира.
Коррупция стала для Российской Федерации основным препятствием для политического, экономического и духовного развития, она реально угрожает национальной безопасности страны. По сути, коррупционный фактор стал нормой и составной частью политики, экономики и общественной жизни России.
Одним из самых опасных разновидностей коррупции является коррупция в системе государственного управления. Ее опасность обусловлена тем, что она становится неотъемлемым элементом функционирования государства, не только порождает существенные диспропорции в системе управления государственных институтов, но и влияет на формирование общественного сознания, приводит к потере доверия населения к власти, веры в способность государства защитить его права и свободы. Поражение коррупцией властных структур неизбежно приводит к снижению роли государства как регулятора экономических и социальных процессов, доминированию девиантного поведения на всех уровнях функционирования социосистемы.
Поэтому в настоящее время требуют глубокого осмысления механизмы предотвращения и противодействия коррупции в системе государственного управления. Для эффективного предотвращения и противодействия такому негативному явлению в системе государственного управления нужна основательно разработана антикоррупционная государственная политика, основой которой станет формирование действенных антикоррупционных механизмов, которые будут базироваться на синтезе зарубежного опыта и анализе достижений и недостатков отечественной практики предотвращения и противодействия коррупции. Необходимость решения этой задачи, а также неэффективность борьбы именно с коррупцией в органах государственной власти России актуализируют исследования специфики функционирования существующих в нашей стране и за рубежом механизмов предотвращения и противодействия коррупции и направлений повышения их эффективности.
Степень научной разработки. Проблематику коррупции в системе государственного управления исследовали такие ученые, как М. Гроссман, С. Коткина, Дж. Най, Д. Порт, С. Роуз-Аккерман, А. Шайо и др. Феномену коррупции в сфере государственного управления значительное внимание уделяют также российские ученые, в частности Б. Волженкин, М. Горний, П. Кабанов, Г. Сатаров, А. Семинин, Д. Шестаков и др.
Целью данной работы является исследование коррупции в сфере государственного управления, ее понятия, причин и поиски способов предупреждения данного пагубного явления.
В соответствии с поставленной целью, нами очерчен следующий круг задач:
• сформулировать понятие коррупции как социального явления;
• выявить причины коррупции в сфере государственного управления;
• охарактеризовать антикоррупционное законодательство Российской Федерации;
• проанализировать объективные признаки преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления;
• осуществить анализ субъективных признаков преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления;
• исследовать ответственность за преступления коррупции в сфере государственного управления в Российской Федерации;
• охарактеризовать деятельность государственных органов по предупреждению коррупции в сфере государственного управления в Российской Федерации;
• внести предложения по совершенствованию системы предупреждения коррупции в сфере государственного управления в Российской Федерации.
Объектом исследования является коррупция в сфере государственного управления как совокупность правовых отношений.
Предметом исследования является коррупция в сфере государственного управления, её понятие, причины и предупреждение.
Методы исследования. В основу данного исследования положены совокупность общенаучных методов познания: методы анализа и синтеза, дедукции, индукции и обобщения, системный подход.
Реализация поставленных задач работы осуществлялась с помощью ряда специальных методов. Так, структурно-функциональный подход применялся для раскрытия сущности коррупции, ее форм, сфер проявлений, а также объективных признаков преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления.
Компаративный анализ, в том числе сравнительно-правовой метод, использовались для анализа и сопоставления основных антикоррупционных механизмов предотвращения и противодействия преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления в различных зарубежных странах.
Формально-юридический метод и метод толкования применялись для исследования правового обеспечения предотвращения и противодействия преступлениям коррупционной направленности в сфере государственного управления.
Методы моделирования и обобщения использовались для выявления перспективных направлений и разработки рекомендаций по совершенствованию механизмов предотвращения и противодействия преступлениям коррупционной направленности в сфере государственного управления.
Научная новизна сформулированных в работе выводов состоит в том, что в работе обобщены теоретико-методологические подходы к исследованию правового механизма предотвращения и противодействия коррупции в отечественной системе государственного управления путем анализа объективных и субъективных признаков преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления. Концептуально обобщены и систематизированы меры по совершенствованию правового и институционального механизмов предотвращения и противодействия коррупции в системе государственного управления РФ на основе зарубежного и отечественного опыта реализации антикоррупционной государственно-управленческой деятельности. В работе предложены механизмы предотвращения и противодействия проявлениям коррупции в системе государственного управления РФ.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что в совокупности они составляют научно-методологическую основу для практического совершенствования органами государственной власти, институтами гражданского общества мер по повышению действенности механизмов предотвращения и противодействия коррупции в системе государственного управления РФ.
Теоретические положения и выводы исследования доведены до уровня конкретных предложений и могут быть использованы для общей оптимизации государственной антикоррупционной политики в России, в частности органами государственной власти и органами местного самоуправления для диагностирования проблем и определение направлений предотвращения и противодействия преступлениям коррупционной направленности в сфере государственного управления.
Результаты данного исследования также могут использоваться при преподавании ряда соответствующих дисциплин, учебных курсов магистерских программ, подготовки и повышения квалификации кадров правоохранительных органов.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами сформулированы следующие выводы:
1. Сформулировано понятие коррупции, под которой следует понимать социальное, системное явление, заключающееся в неправомерном использовании лицами, имеющими властные или управленческие полномочия, собственного положения, статуса, авторитета в личных или корпоративных интересах, что приводит к разложению, деградации власти и социального управления. Разнообразие точек зрения ученых по определению коррупции свидетельствует о сложности и многогранности этого явления, которое требует основательного исследования и углубления теоретического уровня познания коррупции.
2. Установлено, что причины коррупции в сфере государственного управления можно классифицировать в зависимости от самых разных факторов. Например, по источникам возникновения, причины коррупционных рисков можно рассматривать как внешние и внутренние. При этом к группе внешних причин могут относиться правовые, политические, экономические, социальные и т.д., и они обязательно связаны с общими условиями функционирования системы государственного управления. Внутренние причины в свою очередь будут обусловлены организационной и правовой деятельностью внутри государственного учреждения, хотя они также могут содержать экономическую и социальную составляющую.
3. Проведённый нами анализ показал, что национальное антикоррупционное законодательство РФ основывается на положениях ратифицированной Россией Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции, принятой на пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года. На основании положений указанной Конвенции в России создана новая нормативно - правовая база для борьбы с коррупцией, основой которой являются Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» и Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. №378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы». В соответствии с данными нормативно-правовыми актами мероприятия по противодействию коррупции подразделяются на три группы: профилактика коррупции, борьба с коррупцией и ликвидация ее последствий. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) также определяет ответственность и наказывает за коррупционные правонарушения.
4. Анализ объективных признаков преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления позволил сделать вывод, что родовым объектом преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления являются общественные отношения, определяющие и регулирующие порядок и содержание осуществления государственными служащими своих полномочий, а также обеспечивающие нормальную служебную деятельность органов государственного управления, в пределах и в соответствии с законодательно-нормативными и локальными актами, направленную на обеспечение конституционных прав и свобод граждан. Основным непосредственным объектом преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления считаем правильную (нормальную) деятельность государственных органов, муниципальных органов, содержание которой определяется законодательством РФ. Обязательным дополнительным непосредственным объектом преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления выступают здоровье, честь и достоинство личности, система хозяйствования, общественная безопасность. Дополнительными факультативными непосредственными объектами коррупционных преступлений могут быть: права и свободы человека, собственность, трудовые, политические и другие права и свободы человека и гражданина. Объективную сторону преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления составляет неправомерное использование лицами, имеющими властные или управленческие полномочия, собственного положения, статуса, авторитета в личных или корпоративных интересах, что приводит к разложению, деградации власти и государственного управления.
5. Анализ субъективных признаков преступлений коррупционной направленности в сфере государственного управления позволил сделать вывод, что субъектом преступлений коррупционной направленности в Российской Федерации можно считать, по нашему мнению, абсолютно любое физическое лицо, при условии, что выполняются два ключевых требования - дееспособность лица и возраст - старше 16 лет. При этом обобщенного понятия возраста субъекта коррупционного преступления не существует, ведь возраст этого субъекта зависит от ряда обстоятельств, главным образом следующих: является ли этот субъект общим или специальным; какие возрастные ограничения предусматриваются законодателем для соответствующих специальных субъектов коррупционных преступлений, принимая во внимание должность, которую они занимают. Субъект преступлений коррупционной направленности может быть, как общим, так и специальным. При этом ключевое отличие специальных субъектов преступлений коррупционной направленности заключается в том, что ими являются только лица, обладающие специальными полномочиями и правами. Преступления коррупционной направленности имеют ярко выраженную субъективную сторону. Все данные преступления совершаются умышленно, при этом бывают также и две формы вины. Основным мотивом преступных деяний в данном случае является стремление улучшить свое личное материальное или иное благополучие, а также благополучие иных лиц. Цель преступлений - приобрести материальные или нематериальные блага для себя или же в интересах третьих лиц через совершение противоречащих общепринятым нормам поведения действий.
6. Проведенное исследование показало, что вопросы предупреждения коррупции в сфере государственного управления в пределах своей компетенции находятся в ведении органов прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы. В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур на уровне субъектов Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Отмечена важная роль в профилактике коррупционных явлений специализированных подразделений государственных органов, занимающихся противодействием коррупции, уполномоченных должностных лиц в России, их особое значение для защиты прав и законных интересов не только физических, но и юридических лиц. Отмечен положительный опыт ликвидированного в 2018 г. института Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области.
7. Для совершенствования системы предупреждения коррупции в сфере государственного управления Российской Федерации на данный момент предложено создание отдельного федерального органа государственной власти, на который были бы возложены координационные полномочия по предупреждению и противодействию коррупции на всей территории страны. Предлагаем после 2020 г., т.е. после завершения плановых мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. №378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы, в рамках нового национального плана противодействия коррупции инициирование создания данной структуры. При этом необходимо учесть региональный опыт в части функционирования уполномоченного по противодействию коррупции и рассмотреть вопрос об утверждении соответствующей должности на общефедеральном уровне.
1. Александров С. Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенности методологического познания / С. Г. Александров // История государства и права. 2007. № 11. С. 2-8.
2. Антикоррупционная хартия российского бизнеса [Электронный ресурс]. URL.: http://рспп.рф/simplepage/antikorruptsionnaya-khartiya-rossiyskogo-biznesa/
3. Бажанов М.И. Объективная сторона преступления / М.И. Бажанов // Уголовное право УССР. Часть Общая. К.: Вища школа, 1984. 330 с.
4. Бурчак Ф.Г. Объективная сторона преступления / Ф.Г. Бурчак, Е.Ф. Фесенко // Уголовное право Украинской ССР на современном этапе. Часть Общая. К.: Наукова думка, 1985. 448 с.
5. Гавриш С.Б. Уголовно-правовая охрана окружающей среды: проблемы теории, применение и развития уголовного законодательства / С.Б. Гавриш. М., 2002. 690 с.
6. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Участие органов прокуратуры России в противодействии коррупции [Электронный ресурс]. URL.: fstec.ru
7. Головин Б. Н. Лингвистические основы учения о терминах: [учеб. пособие для филол. спец. вузов] / Б. Н. Головин, Р. Ю. Кобрин. М.: Высш. шк., 1987. 104 с.
8. Гришаев П.И. Объективная сторона преступления: учеб. пособ. / П.И. Гришаев. М.: ВЮЗИ, 1961. 48 с.
9. Доклад Комитета по правовым и политическим вопросам ОЧАЕС "Роль парламентов государств-членов ЧЕС в укреплении правовой основы противодействия коррупции" [Электронный ресурс]. URL.: http://www.pabsec.org/pabsec/files/ Raporlar%-20ve%20T avsiye/6- LC46%20Report%20RUS%- 20updated%20FINAL.doc.
10. Дроздов А. В. Человек и общественные отношения / А. В. Дроздов. Ленинград: ЛГУ, 1966. 124 с.
11. Дудоров А.А. Проблемные вопросы уголовной ответственности за получение взятки: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 1994. 23 с.
12. Зражевская Т. Д. Институт уполномоченного по правам человека как фактор противодействия коррупции // Омбудсмен. 2012. № 2. С. 12-16.
13. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 [Электронный ресурс]. URL.: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/code_of_conduct.shtml.
14. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года [Электронный ресурс]. URL.: https: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/corruption. shtml.
15. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173) 1999 г. [Электронный ресурс]. URL.: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/173.
...