Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации

Работа №120516

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: конституционно-правовая характеристика 10
1.1. Правовые основы деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка 10
1.2. Компетенция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка 16
1.3. Взаимодействие Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 24
Глава 2 Становление и развитие института уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 30
2.1. Правовые основы деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 30
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 41
2.3. Компетенция уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 46
Глава 3 Институт уполномоченного по правам ребенка в муниципальных образованиях и уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях 64
3.1. Особенности правового положения уполномоченного по правам ребенка в муниципальных образованиях 64
3.2. Особенности правового положения уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях 67
Заключение 74
Список используемой литературы и используемых источников 78

В России 2018-2027, соответственно Указу Президента Российской Федерации (далее РФ) от 29.05.2017 г. № 240 [47], годы признаны
Десятилетием детства, где основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Деятельность детского омбудсмена дополняет существующие средства защиты прав детей. Поэтому граждане обращаются к нему за помощью. К большому сожалению, в действующем законодательстве об Уполномоченных по правам ребенка имеются пробелы, нарушающие защиту прав детей. Нельзя не сказать, что Институт детского омбудсмена в муниципальных образованиях на территории РФ малоразвит. Не смотря на все пробелы в этой деятельности видно, что формирование Уполномоченными этих положений в действующем законодательстве, реализует в России надежную правовую базу с целью изменения в лучшую сторону жизни детей, упрочнения института семьи.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Права и свободы человека и гражданина принадлежат от рождения и гарантируются государством. Вопросы, касающиеся прав человека, изучали С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, Л.Д. Воеводин, Н.В. Витрук, В.Д. Зорькин, В.М. Капицын, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотов, А.Н. Костюков, Б.С. Крылов, М.И. Кукушкин, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашева, А.В. Малько, М.А. Митюков, Р.А. Мюллерсон, С.В. Нарутто, В.В. Субочев, О.И. Тиунов, Ю.А. Тихомиров, Б.Ю. Тихонова В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев, И.Е. Фарбер, Г.Н. Чеботарев, С.И. Шишкин и многие другие.
За последние несколько лет выросло число научных статей, в которых разбирались вопросы существования института уполномоченного по правам человека в РФ. Это статьи А.С. Автономова, Р.Р. Амировой, А.А. Бегаевой, Л.В. Бойцовой, В.В. Бойцовой, И.Ф. Вершининой, В.И. Засыпаловой, В.В. Комаровой, А.Г. Майорова, М.В. Мархгейм, С.Н. Матвеева, А.Ю. Семеновой, А.Ю. Сунгурова, В.В. Чуксиной, З.М. Шабановой, В.В. Эмих и многие другие.
Следующие эксперты интересовались работой Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ: А.С. Автономова, А.С. Архипкиной, В.А. Даниловой, И.С. Дикарева, О.В. Ефремовой, Т.В. Ивлевой, М.Н. Пригон, Л.В. Ржевской, Н.Ю. Хаманевой, Т.М. Чапурко и многие другие.
Следует отметить, что правовой статус уполномоченных по правам ребенка в муниципалитетах и образовательных учреждениях рассматривается в литературе нечетко.
Цель исследования: усвоение правового статуса уполномоченного по правам ребенка в РФ, как самого важного института по защите прав и интересов ребенка.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
• освоить историю развития института уполномоченного по правам ребенка в РФ;
• установить правовые основы деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ, муниципальных образованиях, образовательных организациях;
• освоить порядок назначения и освобождения от должности уполномоченных по правам ребенка, их компетенцию, особенности обеспечения деятельности;
• раскрыть особенности взаимодействия уполномоченных по правам ребенка с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;
• ознакомиться с правоприменительной практикой, определить проблемы, возникающие в работе уполномоченных по правам ребенка, порекомендовать решение данных проблем;
• вносить предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность уполномоченных по правам ребенка.
Объект исследования представляет собой социальные отношения, в сфере правового регулирования института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы отраслей российского права, определяющие правовое положение Уполномоченных по правам ребенка в РФ, правоприменительная практика в области защиты прав ребенка.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания. Был применен диалектический метод исследования. Использовались методы анализа, синтеза, системно-структурные, формально-правовые, сравнительно-правовые, исторические и многие другие методы познания, которые позволили провести тщательный анализ изучаемой проблематики, сделать обоснованные выводы и заключения по состоянию национального законодательства.
Теоретическая основа исследования определяется его современностью, выводами и рекомендациями по работе Уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне. Они могут применяться нормотворческими и правоприменительными органами государственной власти при улучшении защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Нормативную и эмпирическую основу исследования составили Конституция РФ, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, правовые акты органов местного самоуправления, решения Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, локальные правовые акты образовательных организаций, доклады уполномоченных по правам ребенка.
Новизна исследования заключается в целостном подходе к изучению института уполномоченного по правам ребенка в РФ, в выявлении некоторых положений законодательства, требующих внесения изменений. Рассмотрена и сравнена оригинальность правового статуса уполномоченного по правам ребенка.
На защиту выносятся следующие положения:
• в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в РФ введена должность уполномоченного по правам ребенка. Анализ законодательства и правоприменительной практики свидетельствует о том, что на практике уполномоченный по правам ребенка занимается защитой, охраной прав детей и профилактической работой по предупреждению их нарушения;
• уполномоченными по правам ребенка защищаются дети, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений;
• для правового просвещения в сфере прав ребенка, форм и методов их защиты, размещения заключений, докладов Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка должен иметь свободный доступ к средствам массовой информации. Для предоставления такой возможности необходимо урегулировать положение о том, что периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации, или которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка;
• на данный момент процедура проведения проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка не обозначена. Поэтому предлагается доработать ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ», где будет отображена процедура проведения проверки. А также, можно посоветовать разработать и принять надлежащий Указ Президента РФ. Например, похожий на Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (ред. от 10.12.2020) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»;
• множество российских детей, не достигших совершеннолетия, усыновленных иностранными гражданами, в настоящее время проживают за границей. Обязанности усыновителей и уполномоченных органов по предоставлению отчетов после усыновления не выполняются заграничной стороной. Так как часто нарушаются права российских детей, предлагается внести изменения в части полномочий по совместной работе с компетентными органами иностранных государств в области защиты прав ребенка в Указ Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» и Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»;
• правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ устанавливается нормативно-правовыми актами с всевозможными позициями, отраженными в части назначения на должность и освобождения от должности, а также полномочия Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ. В Конституции РФ не так часто встречаются нормы, свойственные Уполномоченному по правам ребенка в субъектах РФ. Если полномочия Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ будут утверждены в конституции (уставе), то он станет самостоятельным и гораздо более важным;
• порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ разнообразен. Есть законы, где данную процедуру стоит преобразить и отталкиваться необходимо от успешной практики отдельных субъектов РФ.
• учитывая, что объем прав уполномоченного значительно расширен, а в статье 12 Федерального закона № 501-ФЗ предусмотрена ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, предлагается рассмотреть возможность установления в законодательстве об уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, где еще не предусмотрен данный пункт, об административных правонарушениях административной ответственности за нарушения, в частности, сроков предоставления по запросам уполномоченного по правам ребенка материалов и документов, необходимых для осуществления его полномочий, сроков письменных ответов на его обращения, а также за иные действия (бездействие) государственных органов края, органов местного самоуправления и их должностных лиц, препятствующие его деятельности по защите прав и законных интересов детей.
• в целях развития института детского омбудсмена в муниципальных образованиях необходимо внести изменения в статью 16.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», изменив ее название на «Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченный по правам ребенка в муниципальном образовании»;
• в субъектах РФ, где приняты правовые акты об Уполномоченном по правам ребенка в образовательных учреждениях, налажена единая практика его деятельности. В связи с этим можно посоветовать разработку и принятие аналогичных правовых актов в других субъектах РФ.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в новизне выводов и предложений. Конституционно-правовая направленность работы дает возможность дальнейшего развития проблем, связанных с работой детских омбудсменов, в рамках административного, гражданского и уголовно-процессуального права. Полученные материалы позволяют в науке конституционного права более глубоко осмыслить специфику внесудебной защиты прав детей. Практическое значение имеют предложения о разграничении полномочий между омбудсменами. Полученная информация полезна для развития Института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
Материалы исследования могут быть использованы в дидактическом процессе на занятиях «Конституционное право России», «Муниципальное право», «Права человека».
Теоретические положения и практические выводы, содержащиеся в настоящей диссертации, были апробированы путем отражения в опубликованной статье автора «Анализ деятельности Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка» (Юридический факт, 14.12.2020, LXXV Международная научная конференция «Свобода и право»).
Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тщательное изучение темы позволило сформулировать соответствующие умозаключения и выдвинуть предложения по формированию правового статуса Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, муниципальных образованиях, образовательных организациях.
Уполномоченный по правам ребенка в субъектах РФ, работает в соответствии с Конституцией РФ , Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Указом Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка», Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Уставом, Законами, подзаконными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Правовой статус Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, в законодательстве одинаков. Однако, встречаются различия, вызванные областными принципами.
Бывает, что Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ имеют больше полномочий, чем Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018 - 2027 годы предполагает развитие института уполномоченных по правам ребенка в образовательных организациях и муниципальных образованиях.
На сегодняшний день, в субъектах РФ отсутствуют Законы об Уполномоченном по правам ребенка в муниципальных образованиях. Муниципальные правовые акты об уполномоченном по правам ребенка, детально излагают пункты Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 501 и могут утверждаться депутатами и местной администрацией. Но все же, большинству таких актов необходима доработка.
Чтобы Институт Уполномоченного по правам ребенка в муниципальных образованиях начал функционировать, стоит изменить название статьи 16.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124, на «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный по правам ребенка в муниципальном образовании».
В ряду субъектов РФ, где отсутствует должность Уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях, можно посоветовать утвердить надлежащие правовые акты, в связи с образовавшейся положительной практикой в их работе, где уже действуют соответствующие правовые акты. По своему характеру этот институт считается общественным, следовательно, можно считать школьного уполномоченного, общественным уполномоченным.
Институт Уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях надо развивать. Продвижению деятельности уполномоченных, способствует разрешение актуальных проблем их деятельности, сотрудничество с Уполномоченным по правам ребенка в субъекте РФ.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка наделен множеством полномочий. Однако некоторым из них со временем необходима доработка. Таким образом, порядок проведения проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, не обозначен. Поэтому предлагается доработать ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 501, где будет отображена процедура проведения проверки.
Следует отметить, что Уполномоченные защищают детей, беременных женщин и женщин, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений.
Видимо, можно выделить несколько важных направлений сотрудничества между Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка и Уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ:
• контроль Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ;
• оказание всесторонней помощи деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ в решение возникающих проблем, оценка и выводы опыта их работы;
• совместная работа при проведении проверок.
Часто нарушаются права российских детей за границей, предлагается внести изменения в части полномочий по совместной работе с компетентными органами иностранных государств в Указ Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» и Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ».
В законах об Уполномоченном по правам ребенка в субъекте РФ, иногда не предусмотрена обязанность отчитываться о выводах анализа заключений Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, от чего субъекты принявшие заключения, игнорируют их. В связи с этим региональные правовые акты, в которых не существуют данные нормы, нуждаются в поправке и определить обязанность личностей, которым послано заключение, дать письменный ответ.
Учитывая, что объем прав Уполномоченного значительно расширен, а в статье 12 Федерального закона № 501-ФЗ предусмотрена ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, предлагается рассмотреть возможность установления в законодательстве об уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, где еще не предусмотрен данный пункт, об административных правонарушениях административной ответственности за нарушения, в частности, сроков предоставления по запросам уполномоченного по правам ребенка материалов и документов, необходимых для осуществления его полномочий, сроков письменных ответов на его обращения, а также за иные действия (бездействие) государственных органов края, органов местного самоуправления и их должностных лиц, препятствующие его деятельности по защите прав и законных интересов детей.
Итак, вопреки существующим проблемам, можно прийти к мнению, что Институт Уполномоченного по правам ребенка реализовался. Он считается наиглавнейшим органом, отвечающий за защиты прав ребенка и в настоящий момент активно продвигается вперед. А изложенные предложения, быть может, воплотятся и поспособствуют работе Уполномоченного по правам ребенка в защите прав ребенка. Таким образом позволят детям жить полной жизнью.


1. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян - М. : Юстицинформ, 2015. - с. 610-611 - URL: http://www.consultant.ru/edu/student/ download_books/book/ avakyan_sa_konstitucio nnyj leksikon (дата обращения: 09.03.2020). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
2. Бондарева Е.А. Институт Уполномоченного по правам ребенка в России и ее субъектах: вопросы становления и перспективы развития / Бондарева Е.А., Руднева Е.А. - Текст : электронный // Вестник ВГУ. - Серия : Право. - 2016. - №1 - 49-50 с. - URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/pravo/ 2016/01/2016-01-06.pdf. (дата обращения: 09.03.2020).
3. Бондаренко О.А. Реализация конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации - Текст : электронный // Автореф. дис....канд. юрид. наук / О.А. Бондаренко. - Челябинск. 2012. - с. 10. - URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/ dissertation/bondarenko_olga_anatolyevna.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
4. Вагизов Р.Г. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине / Р.Г. Вагизов - Текст : электронный // Российская юстиция. - 2008. - № 11. - URL: https://center- bereg.ru/o3934.html (дата обращения: 28.12.2020). - Режим доступа: Юридический портал «Center-Bereg» от 17.07.2018г.
5. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
6. Гайсина Г.И. Уполномоченный по правам ребенка как институт независимого контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей/ Г.И. Гайсина - Текст : электронный // Педагогический журнал Башкортостана. - 2008. - № 1. - С. 98. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upolnomochennyy-po-pravam-rebenka-kak-institut- nezavisimogo-kontrolya-za-soblyudeniem-prav-svobod-i-zakonnyh-interesov-detey (дата обращения: 20.11.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».
7. Декларации прав ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г. - URL: https://lubermbdou6 .edumsko.ru/collective/ ombudsmen/post/72320 (дата обращения: 09.03.2020). - Текст : электронный.
8. Деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса - Текст : электронный // Администрация Беловского городского округа : официальный сайт. - 2021. - URL: https://www.belovo42.ru/gic/ 2019/01/11/10162-7898763.html (дата обращения: 11.02.2021).
9. Доклад о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области в 2019 году. - Текст : электронный // Волгоградская областная Дума: официальный сайт. - 2020. - 147,148 с. - URL: https://volgoduma.ru/upload/iblock/ 29d/29d87d81682ee174c8be60513f8dc034.pdf (дата обращения: 12.12.2020).
10. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Брянской области в 2020 году. - Текст : электронный // Уполномоченный по правам ребенка в Брянской области: официальный сайт. - 2021. - с. 156. - URL: http://www.bryanskobl.ru/docs/ ombudsman/child-report-2021.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
11. Доклад о деятельности Уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребёнка за 2019 год. - Текст : электронный // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка : официальный сайт. - 2020. - 136 с. - URL: http: //deti. gov.ru/detigray/upload/ documents/May2020/5IY pevfV d8zvvDAvGE47.pdf (дата обращения: 12.10.2020).
12. Доклад о результатах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае в 2020 году. - Текст : электронный // Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае: официальный сайт. • 2021. - с. 111. - URL: ййр8://куб.дети/'№р-content/uploads/2021/03/ %D0%94%D0%BE%D0%BA %D0%BB%D0%B0%D0%B 4-%D0%A3%D0%9F%D0%A0-%D0%9A%D0%9A-2020.docx (дата обращения: 03.03.2021).
13. Доклад о результатах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае за 2020 год. - Текст : электронный // Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае: официальный сайт. - 2021. - с. 162. - URL: https://deti.khv.ru/images/ Doklad_UPR_2020.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
14. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области о соблюдении и защите прав и законных интересов ребенка в 2020 году. • Текст : электронный // Уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области: официальный сайт. - 2021. - с. 237. - URL: https://47deti.ru/Files/file/otchet_2020.pdf (дата обращения: 03.03.2021).
15. Доронина О.Н. Местное самоуправление в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ / О.Н. Доронина - Текст : электронный // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2011. - № 1. - С. 17-21. - URL: http://lawinfo.ru/en/catalog/contents-2011/municipalnaja-sluzhba/1 (дата обращения: 20.11.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ