Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации

Работа №119782

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Правовой статус Уполномоченного по правам ребенка 11
1.1. История становления института уполномоченного по правам ребенка и его роль в обеспечении гарантий прав детей 11
1.2. Правовое регулирование статуса уполномоченных по правам ребенка в России и некоторых зарубежных странах 18
1.3. Место уполномоченных по правам ребенка в системе исполнительной власти и их взаимодействие с органами государственной власти 26
Глава 2. Деятельность уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации 37
2.1. Структура института уполномоченного по правам ребенка в России 37
2.2 Цели, задачи и направления деятельности уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации 45
2.3 Оценка эффективности деятельности уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации 64
Заключение 74
Список используемых источников 83

Ключевой в юридической науке является категория «право», без понимания и осмысления которой невозможно осознание сущности иных понятий. Проследив эволюцию прав и свобод человека, можно сделать вывод, что она стала результатом долгого исторического развития. В мире с каждым годом не теряют актуальности движения, направленные на защиту прав и свобод отдельных категорий граждан, в основу государственных идеологий закладываются идеи гуманизма, уважения и соблюдения прав и свобод человека. Особое значение придается формированию механизма, направленного на защиту наиболее социально незащищенного и уязвимого слоя населения - детей.
В сравнении со взрослыми дети подвергаются большей опасности стать жертвами жестокого обращения, безнадзорности, насилия, эксплуатации, торговли людьми или принудительной вербовки в вооруженные группы. Они могут вовлекаться в шокирующие события или становиться их свидетелями, либо быть разлученными с семьями. В то же время семья и другие структуры социальной поддержки могут ослабевать, а процесс образования - нарушаться. Эти переживания могут оказывать огромное влияние на детей - начиная с младенчества и раннего детства и заканчивая юностью. Для того чтобы дети были активными членами общества, имели возможности для раскрытия талантов и применения личных навыков, обществу и государству необходимо работать с детьми и давать им возможности отстаивать свои права и обеспечивать свою защиту как непосредственно, так и через законных представителей, уполномоченные органы и должностных лиц.
Защита прав детей имеет не только огромное внутригосударственное значение, но и обеспечивается на международном уровне. Свидетельством этого выступают международные нормативно-правовые акты, закрепляющие права и свободы человека, ребенка и гарантирующие их охрану. В частности, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года, провозглашает право на одинаковую социальную защиту всех детей и право на особое попечение и помощь младенчеству1.
Основным международным актом в сфере защиты прав детей является Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г.2 Конвенция определяет правовое положение ребенка в обществе, закрепляя практически все аспекты его жизни. Можно выделить четыре требования, которые обеспечивают права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества3.
Подписав и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, а также присоединившись к иным международно-правовым актам в области защиты прав ребенка, Российская Федерация выразила приверженность к участию в мероприятиях международного характера, направленных на создание благоприятной, комфортной и безопасной среды для развития ребенка.
Обеспечение и эффективная защита прав и интересов детей в Российской Федерации на сегодняшний день является одной из актуальных проблем, поскольку современное социально-экономическое и правовое положение детей в России вызывает обоснованную тревогу4. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2018 г. прокурорами в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина выявлено 654,7 тыс. нарушений закона в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних5.
По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2018 г. в учреждения социального обслуживания семьи и детей обратилось 1,1 тыс. человек, подвергшихся преступным посягательствам, из которых 995 несовершеннолетних6.
Конституция Российской Федерации в статье 2 провозглашает высшей ценностью права и свободы человека7. Дети являются самыми уязвимыми представителями социальной общности в силу неопытности, недостаточности знаний в области защиты прав, отсутствия полной дееспособности. Действия, направленные на предупреждение нарушений прав каждого отдельно взятого ребенка, должны исходить как от семьи - важнейшего и основного института защиты прав ребенка, так и от государства.
В связи с реализацией положений Конвенции о правах ребенка, а также в целях формирования государственной политики, направленной на улучшение положения ребенка в РФ, была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы8. В стратегии отмечается, что одним из национальных приоритетов в России является обеспечение благополучного и защищенного детства.
Несмотря на наличие в государстве органов, деятельность которых направлена на реализацию государственной политики в области семьи, материнства и детства, обеспечение исполнения прав и законных интересов детей и матерей необходимо создание независимого учреждения по защите прав детей ввиду следующих причин:
• необходимость специальных мер поощрения и защиты прав детей ввиду их незащищенности как социальной группы;
• мониторинг соблюдения правительством международных норм по правам детей;
• подготовка дополнительных докладов к официальному докладу государства для выступления на международной арене;
• обеспечение учета интересов детей при принятии законов и в процессе реализации государственной политики;
• представление детям возможности выдвигать свои идеи, поднимать актуальные проблемы детства и подавать жалобы;
• содействие уважению взглядов детей;
• представление интересов детей при защите их прав, свобод и законных интересов;
• повышение осведомленности о правах детей в обществе.
Дополнительной гарантией, обеспечивающей реализацию и защиту прав и законных интересов детей, является создание института уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Наличие в государстве лица с функциями, исключительно связанными с мерами по защите прав детей, независимого и целостного как полноценный институт гражданского общества и правового государства, само по себе даст повышение статуса детства и значимости прав ребенка в сознании общественности. Создание такого института не является безусловной гарантией эффективной защищенности детства в стране, но это важная мера показывает, что государство придает большое значение реализации и защите прав ребенка.
Исторические корни понятия «омбудсмен» уходят в правовой опыт скандинавских народов. В средневековом шведском языке слово «ombud» означало силу и авторитет, а в Норвегии этим термином обозначали лицо, обращавшееся от имени правителя государства с посланием к народу. С течением времени шведы и другие народы Скандинавии использовали это слово в значении «поверенный», «управляющий делами», «доверенное лицо»9.
Институт детского омбудсмена существует в России относительно недавно. Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» была учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка10. На региональном уровне данный институт стал создаваться с 1998 г.
Деятельность Уполномоченного является важным инструментом в области реализации и защиты прав и законных интересов детей в Российской Федерации.
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в качестве одной из мер, направленных на реформирование законодательства в части, касающейся защиты прав и интересов детей, отмечено усиление института уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях, для чего необходимо принятие соответствующих законодательных актов, определяющих их компетенцию и права, включая право на обращение в суд, порядок представления докладов.
Указом Президента РФ в 2017 году в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, с учетом результатов, достигнутых при реализации Национальной стратегии действий в интересах детей 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства11.
Актуальность темы исследования во многом обусловлена значимостью и специфичностью института уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. Институт омбудсмена по правам ребенка существует во многих европейских странах в качестве механизма, обеспечивающего гарантию соблюдения прав и законных интересов ребенка на территории того или иного государства. Нормы, регулирующие правовой статус уполномоченных по правам ребенка, в декабре 2018 г. подверглись кардинальному изменению в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2018 г. № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», и на данный момент является актуальным проведение исследования, позволяющего оценить эффективность принятых законодателем нововведений, выявить существующие практические и теоретические проблемы, связанные с определением статуса уполномоченного по правам ребенка в России.
Объектом исследования настоящей работы являются урегулированные материальными и процессуальными нормами общественные отношения в сфере защиты прав ребенка в Российской Федерации, связанные с функционированием института омбудсмена по правам ребенка и реализацией им своих полномочий.
Предмет исследования - элементы правового статуса уполномоченного по правам ребенка, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность омбудсмена по правам ребенка в России, в странах Европы и США, судебная практика по делам с участием уполномоченных по правам ребенка.
Цель работы - рассмотреть институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, выявить проблемы в правовом регулировании его статуса, осуществлении уполномоченными возложенных на них функций и предложить пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) рассмотреть историю становления института уполномоченного по правам ребенка и его роль в обеспечении гарантий прав детей;
2) рассмотреть правовое регулирование статуса уполномоченных по правам ребенка в России и некоторых зарубежных странах;
3) определить место уполномоченных по правам ребенка в системе исполнительной власти и их взаимодействие с органами государственной власти;
4) обозначить структура института уполномоченного по правам ребенка в России;
5) рассмотреть цели, задачи и направления деятельности уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации;
6) выявить критерии, позволяющие провести оценку эффективности деятельности уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации.
Методологическая основа проведенного исследования включает следующие методы научного познания:
• Всеобщий метод - использование различных мировоззренческих подходов для объяснения сущности предмета исследования.
• Общенаучные методы, применяемые на отдельных этапах исследования предмета работы, в частности, использование системного и функционального подходов, метода анализа и синтеза.
• Частнонаучные методы: специально юридический, включающий формально-юридический метод, позволяющий дать определение юридическим понятиям, определить их признаки, дать классификацию.
В процессе исследования использован статистический метод, позволяющий основывать некоторые умозаключения на количественных показателях тех или иных социальных явлений. Так как в России институт уполномоченных по правам ребенка является достаточно новым, необходимо использование сравнительно-правового метода для сравнения моделей функционирования омбудсменов в других государствах, особенности правового регулирования их статуса в европейских странах и США в целях выявления положительного опыта для адаптации его в условиях российских реалий.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список используемых источников.
В ходе написания работы в качестве теоретической основы были использованы труды следующих ученых: А.Ю. Сунгурова, Д. Галлигана, В.В. Полянского, Ю.Н. Старилова, Е.В. Михайловой, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Р.М. Валеева, Г.В. Синцова, Н.В. Комбарова и т.д.
Нормативную основу работы составляют нормы Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Гражданского процессуального кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ, Семейного кодекса РФ, Федерального закона от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», Указа Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Также в работе использовались материалы судебной практики Европейского Суда по правам человека, Верховного Суда Российской Федерации.
Научная новизна работы заключается в комплексном анализе правового статуса уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации, нормативной базы, посвященной регулированию объекта исследования работы в совокупности с положениями доктрины, практики деятельности уполномоченных по правам ребенка в России, что позволяет выявить актуальные проблемы в данной сфере права.
Практическая значимость исследования заключается в уточнении, дополнении, систематизации знаний об институте уполномоченного по правам ребенка, предлагаемых мерах, направленных на повышение эффективности деятельности данного института как механизма защиты прав ребенка Результаты исследования позволяют более углубленно подходить к особенностям рассматриваемого института, с помощью исторического и метода и сравнительно-правового выявлены недостатки российской модели омбудсмена по правам ребенка, предложены изменения в российское законодательство, которые помогут устранить пробелы в правовом регулировании статуса уполномоченных по правам ребенка. Отдельно в работе делается акцент на возможность оценки эффективности деятельности уполномоченных по правам ребенка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Уполномоченный по правам ребенка является особым институтом, позволяющим обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав детей. Дополняя существующие механизмы, обеспечивающие осуществление прав ребенка, омбудсмен способствует не только реализации и восстановлению нарушенных прав, но и предпринимает меры, направленные на повышение качества жизни детей на территории государства, обеспеченности комплекса прав, предусмотренных международными нормами.
Государство обязано обеспечить гарантии соблюдения прав каждого ребенка, одной из них является наличие института уполномоченного по правам ребенка. Ввиду значимости данного механизма необходимо обеспечить омбудсмену все возможности для эффективной работы, главным образом, регламентировав все необходимые данному должностному лицу полномочия, а также обеспечив информационную, техническую и финансовую базу.
Несмотря на то, что уполномоченный по правам ребенка является государственным механизмом, он наиболее приближен к населению ввиду целей и характера своей деятельности, а также независимости. Ввиду этого уполномоченному по правам ребенка необходимо тесно взаимодействовать с институтами гражданского общества, а также непосредственно с самими детьми.
Одним из недостатков деятельности уполномоченных по правам ребенка в России является отсутствие мероприятий, направленных на сближение омбудсменов с детьми, совместное обсуждение имеющихся проблем, вовлечение подростков в их решение, формирование инициативности и активности в среде детей. Российский менталитет больше базируется на том, что решение проблем в обществе должно целиком и полностью отводиться взрослым, тогда как, напротив, необходимо предпринимать меры для эффективного диалога с детьми, а для этого взрослые должны научиться взаимодействовать с детьми в качестве равных партнеров. Необходимо внедрять новые формы взаимодействия с общественностью в деятельность уполномоченных: взаимодействовать со СМИ в целях распространения информации о функционировании института омбудсмена по правам ребенка; проводить мониторинг в целях выявления информированности детей о существовании такого правозащитного института, а также осведомленности каждого ребенка о своих правах. В качестве эффективной меры, способствующей реализации разъяснительного и правозащитного направления деятельности Уполномоченного, предлагается проведение «Прямой линии с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» по аналогии с «Прямой линией с Владимиром Путиным», а также подобные программы в рамках региональных СМИ с детскими омбудсменами субъектов.
Необходимо сделать институт уполномоченного доступным и понятным для самих детей. В этом может помочь проведение региональными уполномоченными встреч, конференций и форумов с подростками, что позволит выявить предложения самих детей, их видение решения конкретных проблем. Помимо этого, предлагается ежегодный доклад уполномоченных по правам ребенка публиковать также в форме, понятной и доступной для детей, размещая его в открытом доступе в сети «Интернет».
На сегодняшний день деятельность уполномоченных по правам ребенка регулируется положениями Федерального закона от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»; Указа Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»; Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также законами субъектов Российской Федерации.
Закон, регламентирующий правовой статус уполномоченных по правам ребенка достаточно полно определяет административно-правовой статус омбудсмена, регламентированы основные элементы правового статуса, такие, как цели и задачи деятельности, полномочия и функции, гарантии деятельности и ответственность за вмешательство в деятельность. Но при этом законодательство не определяет перечень основных начал, на которых основывается работа уполномоченных.
Предлагается закрепление в законодательстве принципов организации и деятельности уполномоченных по правам ребенка:
• принцип независимости;
• принцип гласности и информационной открытости;
• принцип доступности.
• принцип профессионализма.
С учетом характера деятельности Уполномоченного, а также того факта, что данный институт является индивидуализированным и отношение к нему во многом зависит от лица, замещающего эту должность, предлагается ввести обязательный количественный порог опыта работы претендента на должность омбудсмена по правам ребенка в сфере реализации и защиты прав детей, а также опыт правозащитной деятельности не менее трех лет.
Обращение к уполномоченному по правам ребенка относится к специальному порядку защиты прав в рамках юрисдикционной формы. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации является государственным правозащитным органом с правом юридического лица, наделенным полномочиями управленческого характера в сфере обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод детей, обладающим печатью, банковскими счетами, фирменными бланками. Реализуя полномочия, установленные федеральным законом, Уполномоченный выступает механизмом исполнения функции Президента РФ, выступающего гарантом прав и свобод человека и гражданина согласно ч. 2 статьи 80 Конституции РФ.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации осуществляет свою деятельность по независимой модели функционирования, поскольку назначается на должность Президентом РФ и подотчетен ему. В организационном плане Уполномоченный соотнесен не с законодательным органом, а с главой государства. Должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка является должностью федеральной государственной гражданской службы.
До 2019 года в Российской Федерации единой структуры института Уполномоченных по правам ребенка не сложилось, причиной чему является факт отсутствия соподчинения между федеральным и региональными омбудсменами, а также ввиду отсутствия единого подхода к назначению на должность омбудсменов в субъектах. Все это способствовало торможению развития политики в сфере поддержки детства. Принятие специального федерального закона, посвященного регламентации статуса уполномоченных по правам ребенка в России, является важным шагом на пути устранения данных проблем. Но стоит отметить, что одного нормативно-правового акта федерального законодательства недостаточно, нужна кропотливая работа по приведению в соответствие с ним регионального законодательства. Также для реализации принципа независимости омбудсменов необходим переход регионов Российской Федерации на парламентскую модель омбудсмена, при которой уполномоченный назначается на должность представительным органом власти субъекта, что оградит институт уполномоченного от влияния государственных органов и должностных лиц субъекта.
Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации является индивидуализированным субъектом государственного управления и реализация полномочий, предусмотренных его статусом, без взаимодействия с исполнительными органами и муниципальными органами власти невозможна. Взаимодействие омбудсмена по правам ребенка с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также должностными лицами необходимо рассматривать как совместную, согласованную, активную правоприменительную деятельность субъектов власти, направленную на защиту прав, свобод и законных интересов ребенка. Для повышения эффективности государственного управления в области защиты прав детей необходима тесная и слаженная работа всех звеньев государственного аппарата. Рассматривая взаимодействие уполномоченных по правам ребенка с иными государственными органами, стоит отметить, что, реализуя свои полномочия, омбудсмен по правам ребенка дополняет деятельность органов по защите прав детей. При этом уполномоченные не связаны в своих действиях четкими бюрократическими предписаниями и регламентами, их полномочия можно трактовать расширительно ввиду специфики института. Таким образом, омбудсменам предоставлена свобода в принятии решений по конкретным ситуациям.
Помимо взаимодействия с органами исполнительной власти уполномоченным необходимо координировать направления работы внутри системы омбудсменов по правам ребенка. Координация может быть достигнута путем встреч, переговоров, обмена опытом и мнениями по существующим проблемам. Обмен опытом омбудсменов различных регионов в рамках специально проводимых мероприятий (форумах, конференциях, встречах, посвященных самым актуальным проблемам детства) могло бы стать важным шагом на пути сотрудничества различных регионов, а также распространения различных новых социальных программ и методов поддержки детей в других регионах.
Положительный результат по синхронизации деятельности омбудсменов по правам ребенка могло бы принести принятие единой стратегии уполномоченных по правам ребенка в РФ. Принятие подобного документа стало бы первым шагом на пути к созданию единой системы уполномоченных по правам ребенка в РФ.
Практика показывает развитие процесса создания уполномоченных по правам ребенка на уровне муниципалитетов, что можно считать положительным шагом. Предлагается законодательно рекомендовать муниципалитетам создавать институт уполномоченных по правам ребенка в городских округах и муниципальных районах.
Анализируя функции региональных детских омбудсменов и федерального Уполномоченного по правам ребенка, можно сделать вывод о том, что их деятельность носит следующий характер: 1. правозащитный; 2. разъяснительный; 3. контрольно-надзорный.
В рамках реализации правозащитного направления деятельности уполномоченные, сталкиваясь с проблемами в реализации прав детей и, обобщая опыт и практику, имеют возможность вносить предложения по изменению действующего законодательства, на что должно быть обращено пристальное внимание представительных органов власти. При этом самим уполномоченным по правам ребенка необходимо не просто декларировать предлагаемые поправки, а активно выносить их на обсуждение.
Предлагается внести изменения в статью 6 Федерального закона № 501- ФЗ, дополнив ее положением о том, что Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач проводит правовую экспертизу проектов федеральных законов, затрагивающих права и законные интересы детей. Данная новелла позволит предотвратить принятие нормативно-правовых актов, содержащих положения, не соответствующие международным стандартам в области защиты прав детей.
При реализации правозащитного направления деятельности важным является участие уполномоченного по правам ребенка в судебных процессах, затрагивающих права и законные интересы детей. Считаем целесообразным внести следующие изменения в действующее законодательство.
Необходимо внесение в Кодекс административного судопроизводства РФ. Ч. 1 ст. 285.2 КАС РФ (дополнить предложением следующего содержания): о возбуждении производства по административному делу суд информирует уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, который вправе участвовать в рассмотрении дела и дать заключение по делу.
Подобные меры позволят уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации оперативно реагировать на возникшую ситуацию и реализовать свои права в защиту интересов несовершеннолетнего.
Считаем, что в судебных спорах, связанных с воспитанием детей, где особо остро встает вопрос соблюдения прав ребенка, необходимо обязательное привлечение к участию в деле уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ. Именно в подобных случаях родители вместо защиты прав ребенка допускают их нарушение. Необходимо внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и дополнить его положения статьей 78.1 следующего содержания: 1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации. 2. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации дает заключение по делу и вправе участвовать в рассмотрении дела.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона № 501-ФЗ предоставляет Уполномоченному право на участие по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей. При этом данное полномочие предоставлено только федеральному омбудсмену по правам ребенка, что, на наш взгляд, является упущением. Необходимо предоставить аналогичное право и региональному уполномоченному по правам ребенка, поскольку он наиболее приближен к населению, а человек осуществляет свои права и законные интересы непосредственно по месту своего жительства.
Предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и изложить часть 1 статьи 46 в следующей редакции: в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Актуальным является вопрос эффективности деятельности омбудсмена по правам ребенка. Эффективность любого института зависит от множества факторов, которые непосредственно или опосредованно могут влиять на функционирование того или иного механизма.
В ходе проведенного анализа отмечены следующие ключевые факторы, влияющие на эффективность работы уполномоченного по правам ребенка: 1) независимость; 2) личностные качества уполномоченного, в первую очередь, такие, как добросовестность и дипломатическое мастерство; 3) доступность необходимой для работы омбудсмена информации; 4) транспарентность деятельности уполномоченного и его аппарата, а также открытость и прозрачность для общественности процедуры назначения на должность омбудсмена; 5) информационная открытость; 6) взаимодействие уполномоченных с детьми.
Предложены следующие показатели эффективности деятельности омбудсменов:
1) показатель, выведенный путем соотнесения количества поступивших к омбудсмену по правам ребенка жалоб к количеству рассмотренных жалоб, результатом которых стало содействие в восстановлении нарушенных прав детей, а также к количеству жалоб, в которых нарушение прав ребенка не имело место.
2) Показатель, определяющий соотношение внесенных уполномоченным предложений по изменению действующих НПА/принятию новых НПА к принятым представительным органом власти. По работе, связанной с дачей заключения к принимаемым нормативно-правовым актам, затрагивающим права и законные интересы детей критерием эффективности будет соотношение общего количества принятых НПА, касающихся прав несовершеннолетних, к проектам НПА, на которые уполномоченный по правам ребенка представил свое заключение.
3) Показатель выявленных нарушений прав и законных интересов детей к устраненным нарушениям и последующее восстановление нарушенных прав.
4) Количество проведенных встреч с населением, динамика мероприятий, организованных по инициативе уполномоченного, количество выступлений и публикаций уполномоченного в СМИ.
Важным в работе уполномоченного по правам ребенка является подготовка и дальнейшая публикация ежегодного отчета о деятельности. На наш взгляд, уполномоченным по правам ребенка необходимо в конце каждого календарного года представлять план деятельности на следующий год, что будет выступать мерой, направленной на повышение эффективности работы уполномоченных по правам ребенка в России.
По итогам календарного года сравнение запланированных мероприятий и показателей доклада уполномоченных по правам ребенка могло бы служить определением общего критерия эффективности деятельности данного механизма.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает выявление эффективности функционирования уполномоченных по правам ребенка, а также не устанавливает ответственности уполномоченных по правам ребенка за реализацию возложенных на него задач перед государством и обществом.
Для разработки подобных мер необходимо более детальное научное исследование института уполномоченного по правам ребенка в рамках юридической науки и политологии, а также формирование единого аппарата уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», № 67, 05.04.1995
3. Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» (Приняты резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года) // [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/worldchild.shtml (дата обращения: 03.06.2019).
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
5. Декларация прав ребенка от 20 октября 1959 г. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1901035 (дата обращения: 03.06.2019).
6. Конституция Республики Польша OJ. 1997, № 78, поз. 483 // [Электронный ресурс] URL: https://www.rpo.gov.pl/konstytucja (дата обращения: 03.06.2019).
7. Федеральный закон от 27.12.2018 № 562-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» // «Российская газета», № 295, 29.12.2018.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. № 220. 20.11.2002.
9. Закон Литовской республики от 25 мая 2000 г. № VIII-1708 // [Электронный ресурс] URL: http://euro-ombudsman.org/reference/ laws_and_other_documents/litva-zakon-o-kontrolere-po-ohrane-prav-rebenka (дата обращения: 03.06.2019).
10. Законопроект № 558290-7 «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/558290-7 (дата обращения: 03.06.2019).
11. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. № 49. 11.03.2015.
12. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223 -ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
13. Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // «Российская газета». № 99. 13.05.2013.
14. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Российская газета», № 147, 05.08.1998.
15. Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» // «Российская газета», № 295, 29.12.2018.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ