Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовой статус института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации

Работа №91834

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Исторические условия становления и развития института уполномоченного по правам ребенка в России 8
1.1 Роль и место института Уполномоченного по правам ребенка в Российской
Федерации 8
1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам ребенка в
Российской Федерации 22
Глава 2. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в России 26
Глава 3. Проблемы становления и развития института Уполномоченного по
правам ребенка в субъектах Российской Федерации 35
3.1 Формирование института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах
Российской Федерации 35
3.2 Функционирование института Уполномоченного по правам ребенка в
субъектах Российской Федерации 43
Заключение 62
Библиография 66


Актуальность темы исследования обусловлена реализацией новой конституционной стратегии в сфере прав ребенка, основанной на том, что, во - первых, ребенок, его права и свободы являются высшей ценностью, во-вторых, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и, в- третьих, обеспечиваются правосудием. Такая конституционная постановка вопроса ориентирует на поиск адекватных институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав ребенка в России более эффективным.
В общественном сознании давно сложился такой стереотип - детство - это счастливый период жизни человека. Дети есть будущее государства, и беззаветное счастье каждой семьи, окружены любовью и заботой близких, всегда находятся в центре внимания. К сожалению, практика показывает, что в современном мире от различных негативных социальных явлений, в первую очередь, страдает ребенок - от социальной несправедливости, от бедности семьи, неразумности взрослых в решении семейных конфликтов, а порой и от жестокого обращения, насилия со стороны взрослых. Поэтому неслучайно во всем мире проблемам детства уделяется особое внимание. В международной практике сложился дополнительный независимый механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав как каждого конкретного ребенка, так и детей в целом. Речь идет об институте Уполномоченного по правам ребенка, так называемом «детском омбудсмене».
В России вопросы детства являются приоритетными в политике государства. Ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, наша страна приняла на себя обязательства по созданию достойных условий жизни и полноценного развития детей. Создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка, явилось одной из задач концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Последующим шагом по совершенствованию защиты прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации стал Указ Президента Российской Федерации в 2009 году о введении должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
В подтверждение принятых ранее решений, Президент РФ еще раз в своем послании Федеральному Собранию в 2010 году акцентирует внимание на «жизненной необходимости» эффективной государственной политики в области детства. Среди прочих задач, которые он ставит перед правительством и обществом - создание института уполномоченного по правам ребенка в каждом субъекте РФ. Сегодня во всех 85 субъектах Российской Федерации введены должности Уполномоченных по правам ребенка.
Кроме прочего, не только взрослый дееспособный гражданин подвержен различным злоупотреблениям в сфере прав человека, но и дети, они особенно уязвимы и зависят от мира взрослых. Поэтому у них должны быть выделены в институте правового урегулирования особенные права по сравнению со взрослыми, о чём и говорится в Конвенции о правах ребенка. И эти особенные права нуждаются в наиболее тщательной опеке и защите, так как ещё не разработан особый механизм их осуществления, который бы позволил обеспечивать целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.
Дети, если обратить внимание на их возраст и связанные с ним особенности психики, физического и интеллектуального формирования, а также, если не забывать о том, что они являются ограниченно дееспособными, - не смогут в большинстве эпизодов осуществить самостоятельную защиту своих прав и законных интересов. От их лица уполномочены действовать законные представители (родители, опекуны, директора детских учреждений и прочие). В случае если права ребенка нарушены самими законными представителями, а также в случае, когда они отказываются отстаивать нарушенные права ребенка, тот останется беззащитным. Поэтому в нашей стране были разработаны и внедрены меры по учреждению на законном основании новой государственной должности - Уполномоченный по правам ребёнка. В нашем исследовании мы постараемся комплексно рассмотреть этот уже не новый, но вместе с тем мало изученный институт права.
Актуальность исследования поддерживается также, рядом объективных предпосылок, процессом интеграции России в мировое сообщество, теоретической и практической значимостью проблемных вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека со стороны государства посредством института Уполномоченного по правам ребенка.
Следует отметить, что Конституция Российской Федерации увязала защиту прав и свобод человека и гражданина с общепризнанными принципами и нормами международного права, в числе которых международные стандарты в сфере прав человека.
Объектом исследования выступают общественные отношения возникающие в связи с деятельностью правового института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, а так же в субъектах Российской Федерации.
Предмет исследования - круг отношений, рассматриваемых в данной работе включает в себя рассмотрение становления и основных положений института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, правовых проблем развития института детскогоомбудсмена как органа государственной защиты прав ребенка в Российской Федерации.
Целью работы явилось комплексное теоретико-правовое и конституционно-отраслевое исследование особенностей и закономерностей возникновения и развития института уполномоченного по правам ребенка в России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- раскрытие этапов формирования института Уполномоченного по правам ребенка;
- раскрытие конституционно- правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации;
- определение места данного института в правовой системе российского государства, теоретических и практических форм его установления и реализации;
- исследование проблем реализации института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации;
- предложение мер совершенствования исследуемого правового института.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частные методы научного познания. Наиболее значимыми из них выступают
диалектический, системный, функциональный, структурно-правовой,
логический, исторический, формально-юридический, статистический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой методы.
Нормативно-правовая база работы. В основу выпускной квалификационной работы положено действующее законодательство России: Конституция России, Семейный кодекс, ФЗ «Об опеки и попечительстве», ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФКЗ « Об уполномоченного по правам человека в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «Об уполномоченном при Презеденте Российской Федерации по правам ребенка» и др.
Эмпирическая база работы. Для иллюстрации отдельных теоретических положений автором использовались статестические материалы взятые на официальном сайте Уполномоченного по правам ребенка.
По структуре работа включает в себя введение, в котором обозначены цели и задачи исследования; три главы, заключение, содержащее выводы по проведенному исследованию, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для современной России, в условиях кризисной неопределенности, рациональная реализация конституционно закрепленного принципа государственной защиты детства представляется одной из важнейших и приоритетных задач.
В целом можно отметить, что в настоящее время институт Уполномоченного по правам ребенка находится в стадии доказывания своей востребованность обществом и органами власти.
Можно смело говорить о том, что процесс формирования правового института уже завершен. На смену ему пришел другой процесс - функционирование института, который в свою очередь готов в скором времени войти самостоятельного развития. Об этом свидетельствуют систематически проводимые рабочие встречи и совместные конференции региональных уполномоченных по правам ребенка для обмена опытом и выработки единой стратегии действий.
Функции которыми наделен Уполномоченный по правам ребенка, а так же содержание его деятельности свидетельствуют о стремлении государства и общества способствовать воплощению принципов Конвенции о правах детей, осуществлять системную деятельность по обеспечению прав и законных интересов.
Однако, исходя из проведенного научного исследования при подготовки данной выпускной квалификационной работы, есть основания говорить о наличии проблем, недостатков объективного и субъективного характера, которые снижают результативность деятельности указанного института. Для того, что бы избежать превращение института Уполномоченного по правам ребенка в институт номинально существующий, но фактически не действующий, необходимо принимать оперативные меры по устранению проблем и недостатков.
Таким образом, по результатам проведенного исследования института Уполномоченного по правам ребенка в Российской федерации можно сделать следующие выводы:
1. Этап формирования института Уполномоченного по правам ребенка был достаточно долгим. Начало положил пилотный проект 1998 года при поддержке ЮНИСЕФ. Промежуточный и вместе с тем самый серьезный этап формирования института это 2009 год и издание Указа Президента России «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Именно с этого момента можно говорить о положительной динамики формирования института, как на федеральном так и региональных уровнях. Формирование института было завершено в силу того, что должность Уполномоченного по правам ребенка была введена во всех субъектах Российской Федерации.
2. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка характеризуется его нормативно правовым положением, механизмом назначения на должность, компетенцией, а так же механизмом снятия с должности. Механизм ответственности в изученном институте не предусмотрен.
3. Для того, что бы определить место изученного института в правовой системе России необходимо отметить, что активная деятельность Уполномоченного по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях получила одобрение международного сообщества и высших органов государственной власти Российской Федерации, а так же позволила расставить приоритеты региональных и местных органов власти в направлении защиты детей, что в целом способствует развитию государственной семейной политики. По этому сложно говорить о том, что этот институт исключительно правовой. В природе институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской федерации больше политических истоков, нежели правовых.
4. Проблемы реализации института Уполномоченного по правам ребенка корнями уходят в его правовую природу. В силу того, что институт более политический, чем правовой нормативная база его достаточно слаба как на федеральном, так и на региональных уровнях. Проблемы начинались уже с момента встраивания должности Уполномоченного по правам ребенка в правовое пространство России. Отсутствие единообразия в вопросе введения этой должности в субъектах Российской Федерации привели к тому, что в отдельных регионах эта должность является формальной, не имеет необходимой самостоятельности и как следствие реальной возможности реализации полномочий которыми она наделена на бумаге.
5. Особенно нужно выделить проблему нехватки инструмента реагирования Уполномоченного по правам ребенка при выявлении нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.
В частности отсутствие функции обращения в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетних.
6. Необходимо, что бы Уполномоченный по правам ребенка либо уполномоченные представители его аппарата, в обязательном порядке принимали бы участие в судебных разбирательствах где затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних. Речь идет не столько о гражданском судопроизводстве, а в большей степени об административном и уголовном судопроизводве.
7. Так же к числу наиболее важных проблем института
Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации не решенных на законодательном уровне относится отсутствие какой либо ответственности лица занимающего должность Уполномоченного по правам ребенка.
Сфера правового регулирования института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации еще не достигла необходимого качественного уровня правовой регламентации, позволяющей эффективно решать возникающие проблемы обеспечения качественное исполнение возложенных на него функций.
В результате проведенного правового анализа действующего законодательства и практики его применения были сформулированы рекомендации по совершенствованию формирования и правового регулирования института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации с целью повышения эффективности результатов деятельности этого инстиута.
Государство должно эффективно выполнять свои функции и, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, тем более такого беззащитного перед Миром ребенка. А для этого государство в целом и каждый отдельно взятый Уполномоченный по правам ребенка должны ясно осознавать, что от добросовестных действий каждого из них зависит то, насколько высоким будет авторитет государства в обществе, и насколько эффективно будут защищены права детей.



Нормативные правовые акты и документальные материалы
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в Риме 04. 11. 1950 (ред. от 13. 05. 04) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст.163.
2. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// "Действующее международное право" т. 2
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"// СЗ РФ. - 1997. - №9. - Ст. 1011.
5. Семейный кодекс: Федеральный закон от 29.12.1995 №223-ФЗ// Собрание законодательства РФ. -2009. -№1. - ст. 124, 125.
6. О гражданстве: Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ
7. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48- ФЗ (в посл. ред. №169-ФЗ от 01.07.2011).
8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (по состоянию на 01.01 2010 г. в ред. №326-ФЗ от 17.12.2009)
9. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2009 года №1518 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СЗ РФ. - 2010. - №1. - Ст. 93.
10. О докладе Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О положении
детей в Российской Федерации»: Постановление Совета Федерации
Федерального Собрания РФ от 23 июня 2006 г. №199-СФ // Собрание
законодательства РФ. - 2006. - №27. - ст. 2908.
11. Закон г. Москвы от 03.10.2001 N 43 (ред. от 04.07.2007) "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве"// "Вестник Мэрии Москвы", N 41, ноябрь, 2001.
12. Указ Губернатора Алтайского края от 20.01.2014 N 2 "Об утверждении Положения об Уполномоченном при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка"// "Алтайская правда", N 16, 25.01.2014
13. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года №8//Собрание законодательства РФ.- 2006.-№21.
Научно-методическая литература
14. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 2000.
15. Алиева И.Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. - Волтерс Клувер, 2009.
16. Ананьин А. Как связаться с Уполномоченным по правам ребенка // Российская юстиция. 2009. №5.
17. Барри Д. Конституционный суд России глазами американского юриста // Государство и право. - 2010. - №12. - С. 86-87
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ