Внедрение технологий бережливого производства при техническом обслуживании и текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов на пунктах технического обслуживания (Железнодорожные вагоны, Самарский Государственный Университет Путей Сообщения)
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..7
1 АНАЛИЗ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПАТЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ…...9
1.1 Анализ научно-технической информации……………………………………..9
1.2 Характеристика инструментов и методов «бережливого производства»…..13
1.3 Анализ научно-технической и патентной информации в области автоматизации систем хранения…………………………………………………..19
1.4 Выбор наиболее перспективного решения по внедрению инструментов «бережливого производства» при ТО и ТОР грузовых вагонов на ПТО……….23
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ НА ПТО. БЕЗОТЦЕПОЧНЫЙ И ТЕКУЩИЙ ОТЦЕПОЧНЫЙ РЕМОНТ………25
2.1 Система технического обслуживания и ремонта вагонов…………………...25
2.2 Организация работ по техническому обслуживанию вагонов на ПТО…….26
2.3 Организация безотцепочного ремонта грузовых вагонов на ПТО………….30
2.4 Порядок обеспечения запасными частями и материалами ПТО и организация их хранения………………….32
2.5 Задачи «СУ-ПТО» в части организации обеспечения запасными частями
и материалами………………………………………………………………………35
2.6 Организация работы участка текущего отцепочного ремонта вагонов…….36
2.7 Обеспечение участка ТОР запасными частями и материалами……………..38
2.8 Технологическое оборудование участка ТОР………………………………..41
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ТО И ТОР ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ……43
3.1 Анализ видов непроизводительных потерь…………………………………..43
3.3 Разработка предложений по повышению общей эффективности работы ПТО при безотцепочном и текущем отцепочном ремонте..48
4 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПАРКОВЫХ СТЕЛЛАЖЕЙ С АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ УЧЕТА…………56
4.1 Понятие экономического эффекта…….56
4.2 Технико-экономические показатели разработки……………………………..58
4.3 Расчет экономического эффекта и срока окупаемости проекта…………….59
5 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА…………………………62
5.1 Разработка мероприятий по охране труда на ПТО…………………………..62
5.2 Воздействие вагонных депо на окружающую среду………………………...72
5.3 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях……………...78
6 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ……………….84
6.1 Общие положения безопасности движения железных дорог……………….84
6.2 Анализ действующих руководящих документов ОАО «РЖД» в области системы менеджмента безопасности движения……85
6.3 Влияние качества обслуживания грузовых вагонов на обеспечение безопасности движения поездов…………………………………………………..90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………95
1 АНАЛИЗ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПАТЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ…...9
1.1 Анализ научно-технической информации……………………………………..9
1.2 Характеристика инструментов и методов «бережливого производства»…..13
1.3 Анализ научно-технической и патентной информации в области автоматизации систем хранения…………………………………………………..19
1.4 Выбор наиболее перспективного решения по внедрению инструментов «бережливого производства» при ТО и ТОР грузовых вагонов на ПТО……….23
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ НА ПТО. БЕЗОТЦЕПОЧНЫЙ И ТЕКУЩИЙ ОТЦЕПОЧНЫЙ РЕМОНТ………25
2.1 Система технического обслуживания и ремонта вагонов…………………...25
2.2 Организация работ по техническому обслуживанию вагонов на ПТО…….26
2.3 Организация безотцепочного ремонта грузовых вагонов на ПТО………….30
2.4 Порядок обеспечения запасными частями и материалами ПТО и организация их хранения………………….32
2.5 Задачи «СУ-ПТО» в части организации обеспечения запасными частями
и материалами………………………………………………………………………35
2.6 Организация работы участка текущего отцепочного ремонта вагонов…….36
2.7 Обеспечение участка ТОР запасными частями и материалами……………..38
2.8 Технологическое оборудование участка ТОР………………………………..41
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ТО И ТОР ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ……43
3.1 Анализ видов непроизводительных потерь…………………………………..43
3.3 Разработка предложений по повышению общей эффективности работы ПТО при безотцепочном и текущем отцепочном ремонте..48
4 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПАРКОВЫХ СТЕЛЛАЖЕЙ С АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ УЧЕТА…………56
4.1 Понятие экономического эффекта…….56
4.2 Технико-экономические показатели разработки……………………………..58
4.3 Расчет экономического эффекта и срока окупаемости проекта…………….59
5 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА…………………………62
5.1 Разработка мероприятий по охране труда на ПТО…………………………..62
5.2 Воздействие вагонных депо на окружающую среду………………………...72
5.3 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях……………...78
6 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ……………….84
6.1 Общие положения безопасности движения железных дорог……………….84
6.2 Анализ действующих руководящих документов ОАО «РЖД» в области системы менеджмента безопасности движения……85
6.3 Влияние качества обслуживания грузовых вагонов на обеспечение безопасности движения поездов…………………………………………………..90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………95
Железнодорожному транспорту России отводится важнейшая роль в развитии и функционировании экономики страны. Он обеспечивает своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей отраслей, видов деятельности и населения в перевозках. В настоящее время увеличивается объем перевозимых грузов, что требует повышения пропускной и провозной способностей железных дорог. Решения этих задач в вагонном комплексе осуществляется с помощью следующего ряда основных мероприятий:
– снижение количества внеплановых отцепок и непроизводительного простоя подвижного состава по техническим неисправностям путем усовершенствования конструкции, повышения качества изготовления и плановых видов ремонта (деповской и капитальный), внедрения новых технологий при изготовлении, ремонте и эксплуатации вагонов;
– применение подвижного состава с большей грузоподъемностью при использовании возможностей габарита Тпр и увеличенной нагрузки на ось (25 тс и более);
– улучшение внутренних процессов вагонного комплекса.
Эффективность эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта во многом зависит от качества технического обслуживания и ремонта, организации труда на предприятиях вагонного комплекса. Т.е. проблема совершенствования организации технического обслуживания и ремонта является важной составной частью проблемы улучшения всей деятельности железнодорожного транспорта.
На решение проблемы направлены инновационные управленческие технологии – технологии бережливого производства. Инструментарий бережливого производства направлен на планомерный поиск и исключение потерь во всех производственных процессах.
Компанией ОАО «РЖД» разработано Положение об организации разработки и реализации проектов бережливого производства в ОАО «РЖД» [1], целью которого является обеспечение единых подходов к организации разработки и реализации проектов бережливого производства в ОАО «РЖД», создание организационных условий для внедрения технологий бережливого производства на полигоне железных дорог.
Таким образом, Проект «Бережливое производство» – одно из ключевых направлений повышения эффективности работы ОАО «РЖД» за счет оптимизации технологических процессов, повышения производительности труда и сокращения непроизводительных потерь [2].
Определение «бережливое производство» (lean manufacturing) применяется для обозначения основных принципов эффективной организации деятельности производственной компании. Бережливое производство нацелено на исключение (сокращение) любых непроизводительных затрат. К непроизводительным затратам относят все действия и затраты, которые не связаны напрямую с доставкой грузов потребителю точно в срок, обладающие потребительской ценностью.
Основные задачи участков структурного подразделения эксплуатационного вагонного депо – обеспечение железных дорог исправным парком грузовых вагонов, отвечающих требованиям безопасности движения и сохранности перевозки грузов.
К производственным функциям ПТО относятся техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов; подготовка грузовых вагонов к перевозкам; оборудование и разоборудование грузовых вагонов для специальных перевозок [3, 4].
Целью дипломного проекта является разработка предложений по внедрению технологий и инструментов «бережливого производства» в структурных подразделениях вагонного хозяйства – на пунктах технического обслуживания вагонов (ПТО).
– снижение количества внеплановых отцепок и непроизводительного простоя подвижного состава по техническим неисправностям путем усовершенствования конструкции, повышения качества изготовления и плановых видов ремонта (деповской и капитальный), внедрения новых технологий при изготовлении, ремонте и эксплуатации вагонов;
– применение подвижного состава с большей грузоподъемностью при использовании возможностей габарита Тпр и увеличенной нагрузки на ось (25 тс и более);
– улучшение внутренних процессов вагонного комплекса.
Эффективность эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта во многом зависит от качества технического обслуживания и ремонта, организации труда на предприятиях вагонного комплекса. Т.е. проблема совершенствования организации технического обслуживания и ремонта является важной составной частью проблемы улучшения всей деятельности железнодорожного транспорта.
На решение проблемы направлены инновационные управленческие технологии – технологии бережливого производства. Инструментарий бережливого производства направлен на планомерный поиск и исключение потерь во всех производственных процессах.
Компанией ОАО «РЖД» разработано Положение об организации разработки и реализации проектов бережливого производства в ОАО «РЖД» [1], целью которого является обеспечение единых подходов к организации разработки и реализации проектов бережливого производства в ОАО «РЖД», создание организационных условий для внедрения технологий бережливого производства на полигоне железных дорог.
Таким образом, Проект «Бережливое производство» – одно из ключевых направлений повышения эффективности работы ОАО «РЖД» за счет оптимизации технологических процессов, повышения производительности труда и сокращения непроизводительных потерь [2].
Определение «бережливое производство» (lean manufacturing) применяется для обозначения основных принципов эффективной организации деятельности производственной компании. Бережливое производство нацелено на исключение (сокращение) любых непроизводительных затрат. К непроизводительным затратам относят все действия и затраты, которые не связаны напрямую с доставкой грузов потребителю точно в срок, обладающие потребительской ценностью.
Основные задачи участков структурного подразделения эксплуатационного вагонного депо – обеспечение железных дорог исправным парком грузовых вагонов, отвечающих требованиям безопасности движения и сохранности перевозки грузов.
К производственным функциям ПТО относятся техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов; подготовка грузовых вагонов к перевозкам; оборудование и разоборудование грузовых вагонов для специальных перевозок [3, 4].
Целью дипломного проекта является разработка предложений по внедрению технологий и инструментов «бережливого производства» в структурных подразделениях вагонного хозяйства – на пунктах технического обслуживания вагонов (ПТО).
Для решения поставленной задачи дипломного проектирования выполнено следующее.
В первом разделе рассмотрены суть и особенности методологии бережливого производства, опыт внедрения инструментов БП в ОАО «РЖД», вагонном хозяйстве. Приведена характеристика и теоретические основы инструментов БП.
Проведен анализ научно-технической и патентной информации в области автоматизированных систем хранения и учета. Выбраны инструменты БП для исследования технологического процесса технического обслуживания и ТОР грузовых вагонов на ПТО.
Далее приведен порядок технического обслуживания грузовых вагонов на ПТО, основные операции по безотцепочному ремонту.
Приведен порядок обеспечения запасными частями парков ПТО и ТОР.
Рассмотрен технологический процесс текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Приведено технологическое оснащение ПТО и участка ТОР.
В третьей главе проведен анализ видов непроизводительных потерь, которые возникают при реализации производственных процессов на предприятии. Построена классификационная схема.
Методология бережливого производства нацелена на устранение или всевозможное сокращение потерь предприятия. Сделан вывод, что значительные потери зачастую вызваны простоями вагонов при безотцепочном ремонте и текущем отцепочном по причине отсутствия запасных частей и материалов, а также потерями времени на поиск осмотрщиками-ремонтниками требуемых запчастей в парковых стеллажах.
В соответствии с принятым порядком построена диаграмма Исикавы, проведен анализ влияющих факторов на общую эффективность работы ПТО грузовых вагонов при техническом обслуживании и текущем ремонте вагонов.
Выбран для анализа фактор, который определяется своевременным пополнением, наличием запасных частей в парковых стеллажах.
Для снижения времени простоев вагонов под обработкой и при текущем отцепочном ремонте из-за отсутствия запчастей предложен к внедрению комплекс автоматизированных парковых стеллажей. Программное обеспечение комплекса интегрируется в АСУ ПТО, формируется база данных по наличию и количеству запасных частей в каждом стеллаже.
Приведены принцип действия и характеристики автоматизированных стеллажей, рассмотрены основные результаты внедрения.
Внедрение автоматизированных стеллажей и системы учета запчастей позволит сократить время на ремонт вагонов и повысить производительность труда осмотрщиков-ремонтников за счет автоматизации системы поиска запчастей в парковых стеллажах и исключения излишнего простоя вагонов из-за отсутствия необходимых запасных частей и материалов.
В экономической части проекта рассчитаны капиталовложения предприятия, приведено понятие экономического эффекта от внедрения нового оборудования в производство, основные технико-экономические показатели, за счет повышения которых может быть получен экономический эффект.
Проведен расчет экономического эффекта от внедрения автоматизированной системы учета и парковых стеллажей на ПТО и участке ТОР. Срок окупаемости проекта (без учета снижения времени простоя вагонов) составит менее 1 года.
В разделе «Безопасность и экологичность проекта» рассмотрены общие вопросы охраны труда на железнодорожном транспорте, общие положения, цели и задачи КСОТ-П в вагонном хозяйстве.
Приведены требования безопасности работников ПТО при проведении технического обслуживания вагонов. Проведен расчет прожекторного освещения ПТО.
Исследована проблема воздействия вагонных депо на окружающую среду, проведен анализ вредных выбросов от реализации производственных процессов. Рассмотрены вопросы противодействия террористическим актам на железнодорожном транспорте.
В разделе «Обеспечение безопасности движения» проведен анализ основных нормативных документов ОАО «РЖД» в части обеспечения безопасности движения поездов; приведены основные направления деятельности Центральной дирекции инфраструктуры по недопуску на пути общего пользования вагонов в неисправном техническом состоянии, угрожающем безопасности движения.
Приведены неисправности, при наличии которых не допускается эксплуатация вагонов.
В первом разделе рассмотрены суть и особенности методологии бережливого производства, опыт внедрения инструментов БП в ОАО «РЖД», вагонном хозяйстве. Приведена характеристика и теоретические основы инструментов БП.
Проведен анализ научно-технической и патентной информации в области автоматизированных систем хранения и учета. Выбраны инструменты БП для исследования технологического процесса технического обслуживания и ТОР грузовых вагонов на ПТО.
Далее приведен порядок технического обслуживания грузовых вагонов на ПТО, основные операции по безотцепочному ремонту.
Приведен порядок обеспечения запасными частями парков ПТО и ТОР.
Рассмотрен технологический процесс текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Приведено технологическое оснащение ПТО и участка ТОР.
В третьей главе проведен анализ видов непроизводительных потерь, которые возникают при реализации производственных процессов на предприятии. Построена классификационная схема.
Методология бережливого производства нацелена на устранение или всевозможное сокращение потерь предприятия. Сделан вывод, что значительные потери зачастую вызваны простоями вагонов при безотцепочном ремонте и текущем отцепочном по причине отсутствия запасных частей и материалов, а также потерями времени на поиск осмотрщиками-ремонтниками требуемых запчастей в парковых стеллажах.
В соответствии с принятым порядком построена диаграмма Исикавы, проведен анализ влияющих факторов на общую эффективность работы ПТО грузовых вагонов при техническом обслуживании и текущем ремонте вагонов.
Выбран для анализа фактор, который определяется своевременным пополнением, наличием запасных частей в парковых стеллажах.
Для снижения времени простоев вагонов под обработкой и при текущем отцепочном ремонте из-за отсутствия запчастей предложен к внедрению комплекс автоматизированных парковых стеллажей. Программное обеспечение комплекса интегрируется в АСУ ПТО, формируется база данных по наличию и количеству запасных частей в каждом стеллаже.
Приведены принцип действия и характеристики автоматизированных стеллажей, рассмотрены основные результаты внедрения.
Внедрение автоматизированных стеллажей и системы учета запчастей позволит сократить время на ремонт вагонов и повысить производительность труда осмотрщиков-ремонтников за счет автоматизации системы поиска запчастей в парковых стеллажах и исключения излишнего простоя вагонов из-за отсутствия необходимых запасных частей и материалов.
В экономической части проекта рассчитаны капиталовложения предприятия, приведено понятие экономического эффекта от внедрения нового оборудования в производство, основные технико-экономические показатели, за счет повышения которых может быть получен экономический эффект.
Проведен расчет экономического эффекта от внедрения автоматизированной системы учета и парковых стеллажей на ПТО и участке ТОР. Срок окупаемости проекта (без учета снижения времени простоя вагонов) составит менее 1 года.
В разделе «Безопасность и экологичность проекта» рассмотрены общие вопросы охраны труда на железнодорожном транспорте, общие положения, цели и задачи КСОТ-П в вагонном хозяйстве.
Приведены требования безопасности работников ПТО при проведении технического обслуживания вагонов. Проведен расчет прожекторного освещения ПТО.
Исследована проблема воздействия вагонных депо на окружающую среду, проведен анализ вредных выбросов от реализации производственных процессов. Рассмотрены вопросы противодействия террористическим актам на железнодорожном транспорте.
В разделе «Обеспечение безопасности движения» проведен анализ основных нормативных документов ОАО «РЖД» в части обеспечения безопасности движения поездов; приведены основные направления деятельности Центральной дирекции инфраструктуры по недопуску на пути общего пользования вагонов в неисправном техническом состоянии, угрожающем безопасности движения.
Приведены неисправности, при наличии которых не допускается эксплуатация вагонов.



