Особенности проявления коррупции в сфере государственного управления
|
Введение 3
Глава 1 Коррупция, её происхождение и причины 8
1.1 История коррупции 8
1.2 Понятие коррупции и её сущность 14
1.3 Причины коррупции 28
Глава 2 Виды коррупционных правонарушений и их классификация 35
2.1 Классификация проявлений коррупции 35
2.2 Аналитический обзор судебной практики по преступлениям коррупционной направленности в современной России 44
Глава 3 Проблема формирования государственной стратегии в сфере противодействия коррупции 53
3.1 Стратегия и тактика государства в процессе противодействия коррупции 53
3.2 Предупреждение коррупции в сфере государственного управления 62
Заключение 88
Список используемых источников 91
Глава 1 Коррупция, её происхождение и причины 8
1.1 История коррупции 8
1.2 Понятие коррупции и её сущность 14
1.3 Причины коррупции 28
Глава 2 Виды коррупционных правонарушений и их классификация 35
2.1 Классификация проявлений коррупции 35
2.2 Аналитический обзор судебной практики по преступлениям коррупционной направленности в современной России 44
Глава 3 Проблема формирования государственной стратегии в сфере противодействия коррупции 53
3.1 Стратегия и тактика государства в процессе противодействия коррупции 53
3.2 Предупреждение коррупции в сфере государственного управления 62
Заключение 88
Список используемых источников 91
Актуальность исследования. Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением (82% мирового богатства принадлежит 1% населения — богатейшим людям планеты).
С возникновением государства и появлением должностных лиц, которым было доверено принимать значимые решения от имени органов государственной власти, возникла и коррупция. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии.
Коррупция - интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.
Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников. Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.
Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван III, но, как видно, его дело так и не закончили. Коррупция в современной России продолжает представлять собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран - медленно ухудшается: с 119-го изменилась на 135-е место.
По некоторым оценкам ежегодный теневой оборот коррупции в России составляет примерно 300 млрд. долларов.
Даже с учётом того, что Transparency International применяет спорные методы подсчёта, а её выводы являются сомнительными, тем не менее, данные из других источников подтверждают тревожную ситуацию с коррупцией в России.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2019 год увеличилось количество преступлений коррупционной направленности по сравнению с 2018 годом на 1,6%.
По сравнению с 2018 годом в 2019 году возросло на 14% (с 3 499 за 2018 г. до 3 988 за 2019 г.) число деяний, предусмотренных статьёй 290 УК РФ (получение взятки). За 2019 год число преступлений, предусмотренных статьёй 291 УК РФ (дача взятки) увеличилось на 21,5% (с 2 612 в 2018 г. до 3 174 в 2019 г.).
Увеличивается в России и средний размер взятки. Например: в 2017 году российские чиновники требовали откаты и взятки в полтора раза крупнее, чем в 2016 году. В 2017 году средний размер взятки и коммерческого подкупа составлял по стране 357 тысяч рублей. В 2016 году - 247 тысяч рублей, а в 2018 году средний размер взятки в России уже составил 451 000 рублей. При этом средний размер взятки в особо крупном размере в 2018 году составил 7 млн. рублей. Самой крупной взяткой 2019 года была сумма в 114 миллионов рублей, которую принял заместитель мэра Якутска по развитию территории.
Большинство осужденных в 2019 году, у которых размер взяток превышал 150 тыс. рублей, были сотрудниками правоохранительных органов и госслужащими.
По взглядам различных специалистов, уровень латентности коррупционных преступлений превышает 90 % и в виду высокой латентности возможен анализ лишь количества зарегистрированных преступлений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что коррупция в сфере государственного управления влияет на общественные ценности, мораль, представляет социальную угрозу, а также государственные устои, подрывая веру в справедливость принимаемых государственных решений.
Россия, как и многие другие государства, озабочена необходимостью решения коррупционных проблем в системе государственной власти, которые ставят безопасность государства, общества, личности под угрозу.
Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные и частно-научные методы научного познания. Статистический и социологический методы использовались для получения объективной информации о современном состоянии коррупции и борьбы с ней, об эффективности действующего законодательства. Конкретно-исторический метод использовался для получения срезов состояния общества, государства и его правовых систем, уровня коррупции в них на определённый временной промежуток. Системный метод использовался для выявления зависимости коррупции от тех или иных форм и механизмов государства, наличия или отсутствия правовых норм, направленных на ограничение коррупции. Методы толкования норм права были использованы с целью уяснить содержание рассматриваемых правовых норм. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование применены для обработки полученной информации и выявления объективных закономерностей функционирования механизма государства, вызывающих расширение или сокращение коррупционных общественных отношений.
Теоретическую основу исследования составили научные труды, посвящённые как общим проблемам коррупции, так и специальным вопросам, касающимся коррупции в сфере государственного управления. В исследуемой работе анализируются и цитируются правовые акты Российской Федерации и международно-правовые акты (Конвенции), посвящённые борьбе с коррупцией. Главным документом, регламентирующим деятельность государственных органов по предупреждению и ликвидации коррупции, является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции». Проанализированы данные статистической отчетности за 2019 год Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Объектом исследования стали общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной антикоррупционной стратегии и антикоррупционной правоприменительной практики.
Предметом исследования являются международно-правовые нормы и нормы российского законодательства в их динамике, регулирующие сферу антикоррупционной деятельности государства, а также аналитические и статистические данные по антикоррупционной правоприменительной практике.
Целью исследования является анализ коррупционных правонарушений, выявление особенностей государственной стратегии и правовых основ профилактики и противодействия коррупции в условиях современного российского государства, выявление слабых сторон нормативно-правового регулирования в сфере профилактики коррупции.
Задачи работы:
1 Уточнить понятие коррупции.
2 Определить виды и формы коррупционных правонарушений.
3 Проанализировать коррупционные правонарушения.
4 Определить особенности государственной стратегии профилактики и противодействия коррупции.
5 Выявить проблемы нормативно-правового регулирования сферы предупреждения коррупции.
6 На базе полученных данных разработать возможные практические рекомендации, направленные на усиление профилактических мер в отношении коррупционных правонарушений.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1) Среди причин коррупции автор особо выделяет психологический аспект - естественное стремление к достатку и достижению нематериальных целей может стать причиной коррупции даже на фоне благополучия, а в условиях нужды и обнищания вероятность проявления низовой коррупции возрастает. В исследовании критически рассматривается расхожий тезис, что коррупции подвержены исключительно экономически бедные страны и, возможно впервые, утверждается, что чем богаче страна и чем больше в ней властных финансово-промышленных кругов, тем больше вероятность проявления политической и международной коррупции.
2) При классификации коррупции в работе использованы наиболее универсальные критерии для систематизации коррупции и впервые подвергнут критике такой географический принцип классификации коррупции, при котором она подразделяется на западноевропейскую, североамериканскую, южноамериканскую, азиатскую и африканскую.
3) Впервые при анализе судебной практики по коррупционным преступлениям обнаружено существенное несоответствие числа коррупционных уголовных дел, направленных в суд и числом обвинительных приговоров, вынесенных судом по коррупционным преступлениям.
Структура магистерской диссертации обусловлена целями и задачами диссертационного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения; трёх глав (одной главы, содержащей три параграфа; двух глав, подразделенных на два параграфа каждая), заключения и списка использованных источников.
С возникновением государства и появлением должностных лиц, которым было доверено принимать значимые решения от имени органов государственной власти, возникла и коррупция. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии.
Коррупция - интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.
Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников. Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.
Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван III, но, как видно, его дело так и не закончили. Коррупция в современной России продолжает представлять собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран - медленно ухудшается: с 119-го изменилась на 135-е место.
По некоторым оценкам ежегодный теневой оборот коррупции в России составляет примерно 300 млрд. долларов.
Даже с учётом того, что Transparency International применяет спорные методы подсчёта, а её выводы являются сомнительными, тем не менее, данные из других источников подтверждают тревожную ситуацию с коррупцией в России.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2019 год увеличилось количество преступлений коррупционной направленности по сравнению с 2018 годом на 1,6%.
По сравнению с 2018 годом в 2019 году возросло на 14% (с 3 499 за 2018 г. до 3 988 за 2019 г.) число деяний, предусмотренных статьёй 290 УК РФ (получение взятки). За 2019 год число преступлений, предусмотренных статьёй 291 УК РФ (дача взятки) увеличилось на 21,5% (с 2 612 в 2018 г. до 3 174 в 2019 г.).
Увеличивается в России и средний размер взятки. Например: в 2017 году российские чиновники требовали откаты и взятки в полтора раза крупнее, чем в 2016 году. В 2017 году средний размер взятки и коммерческого подкупа составлял по стране 357 тысяч рублей. В 2016 году - 247 тысяч рублей, а в 2018 году средний размер взятки в России уже составил 451 000 рублей. При этом средний размер взятки в особо крупном размере в 2018 году составил 7 млн. рублей. Самой крупной взяткой 2019 года была сумма в 114 миллионов рублей, которую принял заместитель мэра Якутска по развитию территории.
Большинство осужденных в 2019 году, у которых размер взяток превышал 150 тыс. рублей, были сотрудниками правоохранительных органов и госслужащими.
По взглядам различных специалистов, уровень латентности коррупционных преступлений превышает 90 % и в виду высокой латентности возможен анализ лишь количества зарегистрированных преступлений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что коррупция в сфере государственного управления влияет на общественные ценности, мораль, представляет социальную угрозу, а также государственные устои, подрывая веру в справедливость принимаемых государственных решений.
Россия, как и многие другие государства, озабочена необходимостью решения коррупционных проблем в системе государственной власти, которые ставят безопасность государства, общества, личности под угрозу.
Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные и частно-научные методы научного познания. Статистический и социологический методы использовались для получения объективной информации о современном состоянии коррупции и борьбы с ней, об эффективности действующего законодательства. Конкретно-исторический метод использовался для получения срезов состояния общества, государства и его правовых систем, уровня коррупции в них на определённый временной промежуток. Системный метод использовался для выявления зависимости коррупции от тех или иных форм и механизмов государства, наличия или отсутствия правовых норм, направленных на ограничение коррупции. Методы толкования норм права были использованы с целью уяснить содержание рассматриваемых правовых норм. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование применены для обработки полученной информации и выявления объективных закономерностей функционирования механизма государства, вызывающих расширение или сокращение коррупционных общественных отношений.
Теоретическую основу исследования составили научные труды, посвящённые как общим проблемам коррупции, так и специальным вопросам, касающимся коррупции в сфере государственного управления. В исследуемой работе анализируются и цитируются правовые акты Российской Федерации и международно-правовые акты (Конвенции), посвящённые борьбе с коррупцией. Главным документом, регламентирующим деятельность государственных органов по предупреждению и ликвидации коррупции, является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции». Проанализированы данные статистической отчетности за 2019 год Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Объектом исследования стали общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной антикоррупционной стратегии и антикоррупционной правоприменительной практики.
Предметом исследования являются международно-правовые нормы и нормы российского законодательства в их динамике, регулирующие сферу антикоррупционной деятельности государства, а также аналитические и статистические данные по антикоррупционной правоприменительной практике.
Целью исследования является анализ коррупционных правонарушений, выявление особенностей государственной стратегии и правовых основ профилактики и противодействия коррупции в условиях современного российского государства, выявление слабых сторон нормативно-правового регулирования в сфере профилактики коррупции.
Задачи работы:
1 Уточнить понятие коррупции.
2 Определить виды и формы коррупционных правонарушений.
3 Проанализировать коррупционные правонарушения.
4 Определить особенности государственной стратегии профилактики и противодействия коррупции.
5 Выявить проблемы нормативно-правового регулирования сферы предупреждения коррупции.
6 На базе полученных данных разработать возможные практические рекомендации, направленные на усиление профилактических мер в отношении коррупционных правонарушений.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1) Среди причин коррупции автор особо выделяет психологический аспект - естественное стремление к достатку и достижению нематериальных целей может стать причиной коррупции даже на фоне благополучия, а в условиях нужды и обнищания вероятность проявления низовой коррупции возрастает. В исследовании критически рассматривается расхожий тезис, что коррупции подвержены исключительно экономически бедные страны и, возможно впервые, утверждается, что чем богаче страна и чем больше в ней властных финансово-промышленных кругов, тем больше вероятность проявления политической и международной коррупции.
2) При классификации коррупции в работе использованы наиболее универсальные критерии для систематизации коррупции и впервые подвергнут критике такой географический принцип классификации коррупции, при котором она подразделяется на западноевропейскую, североамериканскую, южноамериканскую, азиатскую и африканскую.
3) Впервые при анализе судебной практики по коррупционным преступлениям обнаружено существенное несоответствие числа коррупционных уголовных дел, направленных в суд и числом обвинительных приговоров, вынесенных судом по коррупционным преступлениям.
Структура магистерской диссертации обусловлена целями и задачами диссертационного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения; трёх глав (одной главы, содержащей три параграфа; двух глав, подразделенных на два параграфа каждая), заключения и списка использованных источников.
Коррупция зародилась задолго до образования современных государств, её основа произрастает из социального неравенства и из стремления человека извлечь выгоду из своего положения, когда слабый платил сильному. Проблема коррупции существует не только в слаборазвитых странах или в тех, в которых подорвана государственная власть, но она имеется и в экономически развитых странах, превращаясь в глобальную проблему.
Учитывая, что коррупция кроется в природе человека, то там, где есть человек и товарно-денежные отношения, присутствует и феномен коррупции. Коррупция существует во всех сферах жизни общества: в экономике, бизнесе, политике, армии, правоохранительных органах, образовании и т.д.
Такое явление, как коррупция, в большей или меньшей степени присутствует в любом государстве. Наличие коррупции в государстве не зависит ни от политического режима, ни от экономической системы в каждой конкретной стране. Разница лишь в степени выраженности данного антисоциального явления.
Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.
Краткое и емкое определение коррупции содержится в Справочном документе Организации Объединенных Наций о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».
В обществе закрепилось понимание коррупции как нарушения именно чиновниками общепризнанной морали с целью извлечения выгоды, а безнравственные поступки тех, кто заискивает перед власть имущими с целью получения выгоды и привилегий пока остаются без достаточного внимания.
С целью более широкомасштабного наступления на коррупцию в современном обществе требуется формировать новые моральные принципы и новый подход в понимании данного социального зла. Для этого необходимо смелее называть коррупцией проявления, которые кажутся многим нормой.
Представляется, что в основу юридического определения коррупции должен быть заложен прежде всего моральный аспект данного явления. Поэтому необходимо расширить понятие коррупции в соответствующих нормативных правовых актах и включить в него помимо преследования со стороны должностных лиц материального интереса с использованием своего служебного положения, также выгоды неимущественного характера.
Причин для возникновения, укрепления, распространения коррупционных отношений в современном обществе множество - экономические, институциональные, социально-культурные, политические, правовые, административные и т.д. Следовательно, решать проблему коррупции требуется комплексно, одновременно воздействуя на все причины, способствующие укреплению коррупционных отношений.
Различие подходов в классификации коррупции указывает на сложность и многообразие её проявлений. При этом знание форм коррупции позволяет не только вовремя её обнаружить, но и правильно на неё реагировать, принимать превентивные меры, выделив нужные направления борьбы (в каких сферах и против кого).
В Российской Федерации из года в год растёт количество преступлений коррупционной направленности, также, как и растёт их выявляемость. Вместе с тем имеется стойкая тенденция к уменьшению вынесения обвинительных приговоров, что может свидетельствовать о некачественном расследовании правоохранительными органами уголовных дел с неверной квалификацией преступлений и передачей дел в суд без надлежащей доказательственной базы.
Коррупцию следует искоренять во всем обществе, при этом внутри правоохранительных органов нужно создать такие условия, чтобы решить вопрос по закону было легче и эффективнее, чем давать взятку. При этом работу самих правоохранительных органов следует оценивать прежде всего по качеству работы как таковой, в том числе, по качеству полученных доказательств, а не по числу выявленных коррупционных преступлений.
Совершенно очевидно, что противодействие коррупции не может сводиться к борьбе с «симптомами» коррупции. Борьбу необходимо вести целенаправленно, масштабно и системно. Должны подвергаться уничтожению прежде всего причины и условия, способствующие появлению коррупции. В частности, устранение коррупциогенных факторов и коррупционных ситуаций посредством антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов будет так или иначе способствовать снижению уровня коррупции.
Эффективная стратегия борьбы с коррупцией должна включать в себя основные направления, такие как: привлечение к решению задач не только представителей государственных органов, но и частного бизнеса, гражданского общества; упорядочение системы управления; структурная реформа основных государственных институтов; изменение морально-этических норм, господствующих в обществе.
Таким образом, антикоррупционная деятельность государства должна учитывать многообразие причин и условий, позволяющих коррупции укреплять свои позиции, а также включать не только меры общей профилактики, направленные на ослабление и устранение причин преступности в целом, но и специальные мероприятия для устранения криминогенных факторов, способствующих совершению деяний коррупционной направленности.
Учитывая, что коррупция кроется в природе человека, то там, где есть человек и товарно-денежные отношения, присутствует и феномен коррупции. Коррупция существует во всех сферах жизни общества: в экономике, бизнесе, политике, армии, правоохранительных органах, образовании и т.д.
Такое явление, как коррупция, в большей или меньшей степени присутствует в любом государстве. Наличие коррупции в государстве не зависит ни от политического режима, ни от экономической системы в каждой конкретной стране. Разница лишь в степени выраженности данного антисоциального явления.
Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.
Краткое и емкое определение коррупции содержится в Справочном документе Организации Объединенных Наций о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».
В обществе закрепилось понимание коррупции как нарушения именно чиновниками общепризнанной морали с целью извлечения выгоды, а безнравственные поступки тех, кто заискивает перед власть имущими с целью получения выгоды и привилегий пока остаются без достаточного внимания.
С целью более широкомасштабного наступления на коррупцию в современном обществе требуется формировать новые моральные принципы и новый подход в понимании данного социального зла. Для этого необходимо смелее называть коррупцией проявления, которые кажутся многим нормой.
Представляется, что в основу юридического определения коррупции должен быть заложен прежде всего моральный аспект данного явления. Поэтому необходимо расширить понятие коррупции в соответствующих нормативных правовых актах и включить в него помимо преследования со стороны должностных лиц материального интереса с использованием своего служебного положения, также выгоды неимущественного характера.
Причин для возникновения, укрепления, распространения коррупционных отношений в современном обществе множество - экономические, институциональные, социально-культурные, политические, правовые, административные и т.д. Следовательно, решать проблему коррупции требуется комплексно, одновременно воздействуя на все причины, способствующие укреплению коррупционных отношений.
Различие подходов в классификации коррупции указывает на сложность и многообразие её проявлений. При этом знание форм коррупции позволяет не только вовремя её обнаружить, но и правильно на неё реагировать, принимать превентивные меры, выделив нужные направления борьбы (в каких сферах и против кого).
В Российской Федерации из года в год растёт количество преступлений коррупционной направленности, также, как и растёт их выявляемость. Вместе с тем имеется стойкая тенденция к уменьшению вынесения обвинительных приговоров, что может свидетельствовать о некачественном расследовании правоохранительными органами уголовных дел с неверной квалификацией преступлений и передачей дел в суд без надлежащей доказательственной базы.
Коррупцию следует искоренять во всем обществе, при этом внутри правоохранительных органов нужно создать такие условия, чтобы решить вопрос по закону было легче и эффективнее, чем давать взятку. При этом работу самих правоохранительных органов следует оценивать прежде всего по качеству работы как таковой, в том числе, по качеству полученных доказательств, а не по числу выявленных коррупционных преступлений.
Совершенно очевидно, что противодействие коррупции не может сводиться к борьбе с «симптомами» коррупции. Борьбу необходимо вести целенаправленно, масштабно и системно. Должны подвергаться уничтожению прежде всего причины и условия, способствующие появлению коррупции. В частности, устранение коррупциогенных факторов и коррупционных ситуаций посредством антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов будет так или иначе способствовать снижению уровня коррупции.
Эффективная стратегия борьбы с коррупцией должна включать в себя основные направления, такие как: привлечение к решению задач не только представителей государственных органов, но и частного бизнеса, гражданского общества; упорядочение системы управления; структурная реформа основных государственных институтов; изменение морально-этических норм, господствующих в обществе.
Таким образом, антикоррупционная деятельность государства должна учитывать многообразие причин и условий, позволяющих коррупции укреплять свои позиции, а также включать не только меры общей профилактики, направленные на ослабление и устранение причин преступности в целом, но и специальные мероприятия для устранения криминогенных факторов, способствующих совершению деяний коррупционной направленности.
Подобные работы
- Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - Правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Регулирование коррупции в сфере государственного и муниципального управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Коррупционные правонарушения в сфере государственных закупок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Предупреждение коррупции государственных служащих
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение (Тольяттинский государственный университет)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Государственные закупки и механизмы их реализации в рыночных условиях
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021





