Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Регулирование коррупции в сфере государственного и муниципального управления

Работа №105214

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы101
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования коррупции в сфере государственного и муниципального управления 11
1.1 Понятие и сущность коррупции в России и в мире 11
1.2 Анализ причин и условий коррупции в России 24
1.3. Особенности регулирования коррупции в сфере государственного и муниципального управления 35
Глава 2. Анализ антикоррупционного регулирования в сфере государственного и муниципального управления на примере Комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту Управления социального развития Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области 42
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 42
2.2 Эффективность региональной и муниципальной антикоррупционной политики в сфере государственного и муниципального управления 52
Глава 3. Совершенствование механизмов противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления 66
3.1 Пути совершенствования противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления 66
3.2. Оценка антикоррупционных мероприятий 72
Заключение 86
Список используемой литературы и используемых источников 90

Актуальность и научная значимость исследования. Коррупция в России стала традиционным и неотъемлемым атрибутом управления. В последнее время наблюдаются устойчиво высокие показатели коррумпированности сферы государственного и муниципального управления. При этом установить реальный уровень коррупции в этой сфере зачастую невозможно. По мнению экспертов, более 70% чиновников так или иначе берут взятки, при этом выявляется не более 2% случаев [46]. Более того, есть мнение, что этот показатель вдвое меньше [36].
Сегодня имеет место нелегитимное «сращивание» власти и бизнеса. «Теневая экономика» ежегодно направляет около 7 млрд. долларов на подкуп чиновников [13]. Проблема коррумпированности государственной и муниципальной власти приобрела поистине масштабы национальной угрозы. С каждым годом число совершаемых субъектами коррупционных правонарушений и иных коррупционных проявлений только увеличивается. В докладе Генпрокурора России о состоянии и укреплении законности и правопорядка в Российской Федерации было отмечено, что по итогам 2019 г. выявлено свыше 312 тыс. коррупционных правонарушений (+ 38% по сравнению с 2018 г.)[60].
При этом существенный признак коррупции- обладание властью и воз­можность распределения каких-либо благ и ресурсов материального и немате­риального характера, не принадлежащих чиновникам-коррупционерам. Соот­ветственно, должностное и иное служебное положение рассматривается как средство сомнительного и незаконного обогащения и как основное средство и инструмент коррупции. Особую группу среди таких лиц составляют лица, име­ющие публичный властный статус, к которым относятся, прежде всего, госу­дарственные и муниципальные служащие и должностные лица.
Таким образом, многоаспектность коррупции требует комплексного подхода и всестороннего анализа применительно к такой специфической сфере как государственное и муниципальное управление. В связи с этим актуален комплексный научный анализ особенностей проявления, регулирования, профилактики и предупреждения коррупции в сфере государственного и муниципального управления и администрирования.
Объектом исследования выступает коррупция как социальная категория и негативное явление, как девиация в сфере государственного и муниципального управления, ее проявление и регулирование, методы и средства противодействия ей в сфере публичного властного управления.
Предмет исследования составляют нормы, положения и теории о коррупции как явлении экономики и менеджмента, регламентирующие проявления, предупреждение, профилактику и противодействие коррупции непосредственно в сфере государственного и муниципального управления.
Цель диссертационной работы заключается в комплексном анализе коррупции как социального явления и сложной многоаспектной категории, проявляющейся в сфере государственного и муниципального управления и администрирования.
Гипотеза исследования состоит в том, что коррупцию в сфере государственного и муниципального управления можно минимизировать и обеспечить ее предупреждение и профилактику, если:
• проводить постоянный мониторинг, оценку и анализ эффективности региональной и муниципальной антикоррупционной политики;
• практиковать программно-целевой метод в осуществлении региональ­ной и муниципальной антикоррупционной деятельности;
• практиковать методику рейтинговой оценки эффективности антикор­рупционной деятельности в сфере государственного и муниципально­го управления и администрирования;
• обеспечить эффективность антикоррупционной деятельности по клю­чевым направлениям в сфере государственного и муниципального управления и администрирования;
• исключить доминирование количественны показателей эффективности антикоррупционной политики в пользу качественных;
• обеспечить комплексный подход в регулировании, предупреждении, профилактике и пресечении коррупции в сфере государственного и муниципального управления и администрирования.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
• анализ понятия и сущности коррупции в России и в мире;
• анализ причин и условий коррупции в России;
• особенности регулирования коррупции в сфере государственного и муниципального управления;
• анализ регулирования коррупции в сфере государственного и муници­пального управления на примере Комитета по делам молодежи, физи­ческой культуре и спорту Администрации Ставропольского района Самарской области;
• анализ влияния коррупции на эффективность государственного и му­ниципального управления;
• анализ совершенствования механизмов регулирования коррупции в сфере государственного и муниципального управления;
• анализ направлений совершенствования регулирования коррупции в сфере государственного и муниципального управления;
• оценка антикоррупционных мероприятий.
Теоретическую основу диссертации составили работы экспертов и ученых в различных отраслях знаний. Прежде всего, специалистов в сфере менеджмента, экономики, государственного и муниципального управления, администрирования, а также в смежных сферах - право, социология, политология, психология, обществознание, языкознание и др.
Методология исследования. В диссертации вместе с основополагающим диалектико-материалистическим методом научного познания социальной действительности применяются также методы сравнения, сопоставления, анализа, формально-логический. Также использовались системный и функциональный подходы к изучению коррупции. Нашли свое отражение философские и социологические подходы к анализу исследуемого социального явления.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужила антикоррупционная политика в сфере государственного и муниципального управления и администрирования, реализуемая в Самарской области и на уровне отдельного муниципального образования - муниципального района Ставропольский.
Научная новизна исследования заключается в проведении научного анализа на базе уже имеющихся наработок с учетом специфики и особенностей Самарского региона и непосредственно муниципального района Ставропольский.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе коррупции в сфере государственного и муниципального управления с учетом регионального и муниципального практического опыта, а также в создании базы для возможности продолжения исследований в данном направлении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и рекомендации могут быть применены в практической антикоррупционной деятельности на уровне Самарского региона и входящих в него муниципальных образований.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались материалами социологических исследований ВЦИОМ, данными официальной статистики Генпрокуратуры РФ, материалами практического опыта Ульяновской и Самарской областей и непосредственно муниципального района Ставропольский по реализации антикоррупционной политики в сфере государственного и муниципального управления.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключается в анализе специальной литературы, статистической отчетности, данных социологических исследований и мониторингов, подготовке тезисов докладов и выступлений, обработке результатов и выработке рекомендаций.
Апробация результатов исследования. Полученные в ходе исследования результаты прошли необходимую апробацию. Они докладывались на научных мероприятиях, проходивших на базе образовательных и научных центров: Московский университет им. А.С. Грибоедова (г. Москва, 25 марта 2022 г.), Центр научного сотрудничества «Интерактив Плюс» (г. Чебоксары, 19 мая 2022 г.), Центр научных исследований «Инфинити» (г. Москва, 20 мая 2022 г.). Также имеется три научных публикации общим объемом 1,0 п.л., в том числе в международных научных журналах «Экономика и бизнес: теория и практика» и «Интерактивная наука».
Положения, выносимые на защиту:
1. Основываясь на представлении о коррупции как социально-экономическом явлении, считаем основой противодействия комплексную систему мер, включающую в себя не только правовую и правоприменительную основы, но и постоянный мониторинг, оценку эффективности антикоррупционной политики и программно-целевой метод в осуществлении антикоррупционной деятельности.
2. Основными направлениями (в организационно-управленческом и административном плане), иначе говоря - элементами (при системном подходе) проведения оценки осуществления антикоррупционной политики на региональном и муниципальном уровнях являются:
• эффективность проведения антикоррупционной экспертизы норматив­ных правовых актов и их проектов;
• эффективность информационного обеспечения регулирования кор­рупции;
• эффективность работы комиссий по соблюдению требований к слу­жебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
• эффективность приема и анализа обращений граждан по возможным фактам коррупции.
3. Наибольший интерес представляет методика рейтинговой оценки эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции, апробированная и используемая в ряде регионов (например, Ульяновская, Рязанская, Самарская области). Она позволяет оценить эффективность осуществления антикоррупционной политики в органах публичной власти региона и местного самоуправления.
4. Правительству Самарской области следует на регулярной основе инициировать и проводить региональный мониторинга эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции, анализировать и оценивать его результаты.
5. Общая оценка эффективности осуществления антикоррупционной политики, реализуемой органами государственной власти и местного самоуправления в Самарской области, свидетельствует, что очевидным недостатком является доминирование количественных показателей над качественными. Соответственно, данная система и оценка ее эффективности должны претерпеть некоторую трансформацию, направленную на акцент на качественной составляющей антикоррупционной работы.
6. Основными направлениями совершенствования оценки эффективности антикоррупционной политики и повышения эффективности ее реализации в Самарской области на средне- и долгосрочную перспективу, по нашему мнению, можно считать следующие:
• введение института Уполномоченного по противодействию коррупции (исходя из положительного опыта Ульяновской области) с полномочи­ями в сфере реализации антикоррупционной политики, мониторинга ее основных направлений и оценки ее эффективности на региональном и муниципальном уровнях;
• привлечение населения региона в целом, жителей муниципальных об­разований и отдельных категорий граждан, а также самих государ­ственных и муниципальных служащих к оценке эффективности осу­ществления антикоррупционной политики в регионе;
• создание специального регионального антикоррупционного информа­ционного Интернет-сайта, на котором в рамках антикоррупционной работы, проводимой субъектами антикоррупционного процесса, будет в открытом доступе представлена вся аналитическая, правовая (право­применительная) и иная информация по вопросам эффективности и результативности борьбы с коррупцией в регионе.
7. В регулировании коррупции на региональном уровне необходима реализация комплексного подхода, чему поспособствует именно программно-целевой метод и введение рейтинговой системы в данной сфере. Необходима разработка, принятие и последующая реализация антикоррупционных региональных и муниципальных программ.
Структура работы включает введение; основную часть, объединяющую три главы, семь параграфов, четыре таблицы;заключение и список источников (всего 106 источников). Основной текст работы изложен на 99 листах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведение настоящего исследование показало, что успешная реализация антикоррупционной политики требует определения условий и критериев целесообразности применения мер, действительно способных привести управленческие отношения всего государства, отдельных регионов и муниципальных образований в упорядоченное состояние, наиболее благоприятное для устойчивого развития и эффективного функционирования. Учет экономических, политических и социокультурных особенностей территорий является решающим условием для этого. Эффективность антикоррупционной политики в регионах не сводится лишь к реализации действующего антикоррупционного законодательства, которое само по себе не застраховано от изъянов и пробелов и далеко не всегда способствует решению данной проблемы. Спецификация региональных особенностей проблемы коррупции требует вовлечения активных социальных групп в процесс принятия антикоррупционных политических решений, что создает минимизировать поражаемость коррупцией сферы государственного и муниципального управления. От эффективности реализуемой в регионах антикоррупционной политики зависит их социально-экономическое развитие. От того, какой подход применяется обществом и властью к определению коррупции как явления, напрямую зависит направление противодействия этому явлению, а следовательно, антикоррупционная политика государства в целом, отдельных его субъектов, местного самоуправления, гражданского общества и т.д. Основываясь на представлении о коррупции как комплексном широком социально-экономическом явлении, считаем основой противодействия ей - комплексную систему мер, включающую в себя не только правовую и правоприменительную основы, но и постоянный мониторинг, оценку эффективности антикоррупционной политики и программно-целевой метод в осуществлении антикоррупционной деятельности.
Выполненное исследование позволяет нам обосновать ряд теоретических положений и практических рекомендаций по формированию системы региональной и муниципальной политики противодействия коррупции в сфере государственного и муниципального управления.
1. Учитывая, что коррупция есть социально-экономическое явление, основу противодействия ей составляет комплекс мер, включающий в том числе постоянный мониторинг и оценку эффективности антикоррупционной политики и программно-целевой метод в осуществлении антикоррупционной деятельности.
2. Основными направлениями (в организационно-управленческом и административном плане) и элементами (при системном подходе) проведения оценки осуществления антикоррупционной политики на региональном и муниципальном уровнях являются:
• эффективность проведения антикоррупционной экспертизы норматив­ных правовых актов и их проектов;
• эффективность информационного обеспечения антикоррупционной работы;
• эффективность работы комиссий по соблюдению требований к слу­жебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
• эффективность обращений граждан по возможным фактам коррупции.
3. Наибольший интерес представляет методика рейтинговой оценки эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции, апробированная и используемая в ряде регионов (например, Ульяновская, Рязанская, Самарская области). Она позволяет оценить эффективность осуществления антикоррупционной политики в органах государственной власти региона и местного самоуправления.
4. Правительству Самарской области следует на регулярной основе инициировать и проводить региональный мониторинга эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции, анализировать и оценивать его результаты.
5. Общая оценка эффективности осуществления антикоррупционной политики, реализуемой органами государственной власти и местного самоуправления в Самарской области, свидетельствует, что очевидным недостатком является доминирование количественных показателей над качественными. Данная система и оценка ее эффективности должны претерпеть некоторую трансформацию, направленную на акцент на качественной составляющей антикоррупционной работы.
6. Основными направлениями совершенствования оценки эффективности антикоррупционной политики и повышения эффективности ее реализации в Самарской области на средне- и долгосрочную перспективу можно считать следующие:
• введение института Уполномоченного по противодействию коррупции (исходя из положительного опыта Ульяновской области) с полномочи­ями в сфере реализации антикоррупционной политики, мониторинга ее основных направлений и оценки ее эффективности на региональном и муниципальном уровнях;
• привлечение населения региона в целом, жителей муниципальных об­разований и отдельных категорий граждан, а также самих государ­ственных и муниципальных служащих к оценке эффективности осу­ществления антикоррупционной политики в регионе;
- создание специального регионального антикоррупционного информа­ционного Интернет-сайта, на котором в рамках антикоррупционной работы, проводимой субъектами антикоррупционного процесса, будет в открытом доступе представлена вся аналитическая, правовая (право­применительная) и иная информация по вопросам эффективности и результативности борьбы с коррупцией в регионе.
7. Необходима реализация комплексного подхода, чему поспособствует именно программно-целевой метод и введение рейтинговой системы в данной сфере. Также имеется необходимость разработки, принятия и последующей реализации антикоррупционных программ, как на региональном уровне, так и в муниципальных образованиях.
Проведенная оценка показала, насколько эффективно осуществляют антикоррупционную деятельность на региональном и муниципальном уровне в Самарской области. Обозначены достигнутые результаты, выявлены конкретные проблемы, сформулированы конкретные предложения и рекомендации по повышению эффективности антикоррупционной работы в сфере ГМУ на региональном и муниципальном уровне.
Полагаем, эти меры в комплексе позволят добиться максимальных результатов в обеспечении эффективности антикоррупционной политики в сфере государственного и муниципального управления на региональном и муниципальном уровне, а, в конечном итоге, в масштабах всей Российской Федерации.


1. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Государственная политика РФ в сфере проти­водействия преступлениям коррупционной направленности. // Российская юстиция. 2015. № 5. С. 24-28.
2. Аджиашвили А.О., Агибалова В.Г. Государственное и муниципальное управление: антикоррупционный аспект. // Государство и право: пробле­мы и перспективы совершенствования: сб. науч. тр. - М., 2021. С. 11-13.
3. Аналитическое исследование: развитие нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации / Совет Федерации РФ. - М., 2017. - 205 с.
4. Антонян Ю.М. Типология коррупции и коррупционного поведения // Социология коррупции: Матер. науч.-практ. конф. - М.: РНОПЭ, 2013. С. 37-41.
5. Бабанин В.А., Сбоев Б.К. Ответственность за взяточничество. // Зако­нодательство и экономика. 2004. № 3. С. 24-39.
6. Белов В.Е. Противодействие коррупции в органах государственного и му­ниципального управления при распоряжении государственным и муници­пальным имуществом. // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 7. С. 94-100.
7. Белоусов А.А. Анализ методов противодействия коррупции в государ­ственных органах. // Вестник КРСУ. 2019. Т. 19. № 3. С. 95-97.
8. Богуш Г.И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: Дис. ... канд. юрид. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2004. - 26 с.
9. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 862 с.
10. Братановская М.С., Галицкая Н.В. Юридическая характеристика целей, задач и способов государственного управления обеспечением безопасно­сти России. // Гражданин и право. 2013. № 7. С. 15-17.
11. Братановский С.Н. Государственное управление: понятие и социальная сущность // Вестник ЕААН. 2011. № 6. С. 6-14.
12. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Дискреционные полномочия как фактор коррупции в системе исполнительной власти. // Административное и му­ниципальное право. 2016. № 4. С. 311-315.
13. Букалерова Л.А., Фортуна К.А. К вопросу о наказаниях за коррупци­онные и служебные подлоги. // Административное и муниципальное пра­во. 2012. № 6. С. 17-25.
14. Бутков А.В., Ильин И.В. О некоторых теоретических подходах к феномену коррупции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1(29). С. 16-20.
15. Воронин Ю.А. Борьба с коррупционной преступностью в системе госу­дарственной и муниципальной службы. // Чиновникъ. 2006. № 2. С. С. 42 - 58.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ