Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение (Тольяттинский государственный университет)

Работа №103907

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия генезиса коррупции………………….6
1.1 Зарубежный и отечественный историко-правовой обзор антикоррупционных мероприятий.6
1.2 Психологические причины коррупционных проявлений………….21
Глава 2 Государственная политика по противодействию коррупции .…...26
2.1 Антикоррупционные меры современности: зарубежная практика..26
2.2 Общая характеристика антикоррупционных мероприятий государственного и муниципального сектора Российской Федерации……....31
2.3 Дискриминация и конфликт интересов на госслужбе как основа возникновения коррупции.36
Глава 3 Основополагающие направления антикоррупционной политики регионального уровня43
3.1 Система исполнительных органов государственной ……………...43
3.2 Антикоррупционная политика органов власти отдельных органов власти субъектов Российской Федерации: аналитика текущего состояния, перспективы …………….46
Заключение……………………………………………………………………….69
Список используемой литературы…………72


Коррупция как социальный феномен на протяжении длительного времени вызывает интерес со стороны всех участников политических и экономических отношений. Основной характеристикой, причиной возникновения и степенью влияния человеческого фактора занимались исследователи различных отраслей науки древности и нашего времени.
Основные представители, изучавшие понятие коррупции и основные формы ее проявления, представлены работами таких ученых, как
Астанина В.В., Гулягина А.Ю., Глухова Е.А., Камневой Е.В., Коновалова В.А., Миронова А.Л., Ноздрачевой А.Ф., Патова н.А., Русецкого А., Сафонова В.Г., Севальнева В.В., Тулиновой О.А., Хабриевой Т.Я., Цирина А.М.,
Черепановой Е.В. и др. Основополагающая роль исследования вышеуказанных работ авторов заключается в анализе воздействия коррупциогенного фактора на должностное лицо, в том числе государственного сектора, в рамках общекультурного исторического генезиса.
Объектом исследования настоящей работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере антикоррупционной политики государственного сектора управления в субъектах Российской Федерации (на примере исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры).
Предметом исследования является коррупционная деятельность в государственных органах и системе государственного управления.
Цель исследования. Необходимо рассмотреть теоретические и исторические аспекты возникновения коррупции, определив генезис понятия и трансформации коррупции в системе государственного управления.
Проанализировать уровень коррупционной проблематики в органах государственной власти (на примере Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры).
Внести предложения по антикоррупционной политике в государственном управлении, рассмотрев основные проблемы данной рассматриваемой области и существующие методы по борьбе с коррупционными правонарушениями в исполнительной ветви государственной власти.
Задачи исследования. В процессе разработки концепции исследовательской работы необходимо определить следующие задачи:
проанализировать теоретические и исторические аспекты понятия коррупции;
определить причины психологического фактора возникновения коррупциогенного поведения госслужащего;
разграничить понятия коррупции и бюрократии;
рассмотреть антикоррупционную политику в управлении государственной системы Российской Федерации;
определить характеристику системы исполнительной ветви власти субъекта Российской Федерации (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) и ее коррупционную составляющую;
провести анализ существующей антикоррупционной системы в сфере государственного управления субъекта Российской Федераций, рассмотрев основные проблемы и методы по борьбе с коррупционными правонарушениями в государственных органах;
внести предложения по антикоррупционной политике в государственном секторе управления региона Российской Федерации.
На данном этапе проводятся различные антикоррупционные воздействия политического процесса общемирового масштаба, в том числе, и в сфере государственного управления. Их эффективность, проблемные стороны и пути преодоления предлагаются автором к рассмотрению и анализу на фоне опыта зарубежных стран и отечественной практики, способствующих возможному решению коррупционных правонарушений в сфере государственного управления. В заключении представлены основные выводы по реализации поставленных задач исследовательской работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном обществе существует довольно много мероприятий и процедур по борьбе с извечным злом коррупции. Анализируя рассмотренный мировой и отечественный опыт, практически все страны участвуют в разработке стратегий и дальнейшим их развитии в части антикоррупционной политике современности, базируясь на таких немаловажных константах, как особенности национальной политики, исторический опыт поколений, менталитет, экономическую составляющую, региональный и геополитический кластер. Данные стратегии разрабатывались не одно поколение и имеют позитивный контекст в мировом управленческом прогрессе общества на фоне устоявшегося традиционализма.
Однако, уровень коррупции в некоторых странах и регионах остается достаточно высоким, что ставит вопрос о влиянии антикоррупционных мер на его противодействие. Можно определить тот факт, что национальные антикоррупционные мероприятия разных стран сталкиваются с похожими проблемами, повышая эффективность решения, которых, в общем итоге, дает положительный результат для будущих поколений.
Стратегии борьбы с коррупцией могут быть политическими (отражающими приоритеты в стране или разработанными в результате внешнего, например, давления ЕС) или техническими (основанными на различных исследованиях, общественных консультациях и опросах). Успешная стратегия должна быть как политической – для воплощения политической воли в борьбе с коррупцией, так и технической – для поддержки практической реализации. Задачей же государственных должностных лиц, ответственных за разработку и реализацию стратегий и планов действий, является то, чтобы найти правильный баланс между политическими технократическими подходами.
Существует много примеров, формально хорошо разработанных антикоррупционных стратегий, которые не были должным образом реализованы из-за отсутствия политической поддержки.
Проанализировав основные работы ученых о противокоррупционных мероприятиях и стратегиях современности и исторического контекста, следует сделать обобщающий вывод о том, что даже совершенный технический документ не будет принят или реализован на практике, если не станет содержать реальных политических интересов социума. Политические интересы в демократических обществах, в первую очередь, основаны на требованиях этих обществ.
В дополнение, к многочисленным примерам успешной антикоррупционной политики разных стран (Сингапур, Китай, ряд европейских стран), существует также гораздо меньше совершенные стратегии, которые не могут быть реализованы или не окажут никакого влияния на уровень коррупции из-за плохой разработки мер по реализации и слабых механизмов контроля. Стратегии должны иметь четкие цели, основанные на анализе ситуации, включая общественные и политические предпочтения, а также имеющиеся ресурсы. Необходимо приложить больше усилий для разработки мер по реализации, соответствующих политическим и социальным требованиям, и для информирования о намерениях правительства и достижения результатов таким образом, чтобы они соответствовали общественным и политическим интересам современности.
На примере региональной политики конкретного субъекта Российской Федерации по антикоррупционным мероприятиям были выделены основные направления и проанализирован успешный опыт этого региона в указанном контексте, в том числе на уровне правового регулирования, с учетом формирования положительного примера поведения государственных (муниципальных) служащих, в соответствии с установленным кодексом поведения, активной информационной и образовательной составляющей.
Проводимые на регулярной основе опросы общественного мнения населения об уровне коррупционных проявлений, с целью оценки эффективности мер, направленных на противодействие коррупции, в определенной мере дают анализ эффективности деятельности органов власти, с учетом открытости и достоверности полученных сведений.
Меняются века и эпохи, меняется правосознание, экономика и взаимоотношения между индивидами, но факт коррупционного генезиса остается актуальным на протяжении многих столетий. Однако очевидных и универсальных решений не существует: антикоррупционная политика должна соответствовать политическим условиям стран и должна предоставлять практикам различные инструменты решения актуального времени. Которые, в свою очередь, должны отражать реалистичные цели, охватывать все заинтересованные стороны процесса, содержать эффективный механизм реализации и способствовать политической поддержке самого общества. Только двухстороннее взаимодействие в будущем, сможет дать положительный результат всего процесса.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный текст Конституции Российской Федерации с внесенными поправками от 14 марта 2020 года опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 9 июля 2021 года.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru – 02.07.2021). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ .
3. Федеральный закон от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // «Собрание законодательства РФ», 10 декабря 2012 года, № 50 (часть 4), ст. 6953.
4. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18 октября 1999 года, № 42, ст. 5005.
5. Федеральный закон от 25 декабря 20 08 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2020. 30 декабря.
6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. 2020. 30 октября.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // «Собрание законодательства РФ», 08 марта 2010 года, № 10, ст. 1084.
8. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // «Новости Югры», № 44, 23.04.2005, «Новости Югры», № 45, 26.04.2005.
9. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2001 года № 75-оз «О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» // «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа», 17.11.2001, № 10, ст. 1234.
10. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 февраля 2003 года № 14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» // «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа», 20.03.2003, № 2, ст. 103.
11. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 октября 2005 года № 73-оз «О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» // «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», 31.10.2005, № 10, ст. 1094.
12. Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 июня 2016 года № 2171 «О Регламенте Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» // «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», 30.06.2016, № 6 (часть II, том 1), ст. 683.
13. Алигьери Д. Божественная комедия / Пер. М. Лозинского. М.: Наука, 1967. 9 с.
14. Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность. – М.: WoltersKluwerRussia, 2011. – 271 с.
15. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. – М.: Логос, 2004. – 448 с.
16. Астанин В.В.  Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный). СПб.: «Юридический центр Пресс», 2021.
17. Васильев В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 608 с.
18. Даль В. Толковый словарь живаговеликорускаго языка. – П., СПб., М.: Вольф, 1882. – Т. 3. 582 с.
19. Изотов М.Ю. Коррупция в современной России: социокультурные основания и формы проявления: Автореф.дис.канд. филос. наук. Иваново, 2012. 8 с.
20. Идрисов Э.З. СМИ в системе антикоррупционной политики современной России: Дис.канд.полит.наук. Пятигорск, 2014. 18 с.
21. Маслоу Абрахам Харольд. Мотивация и личность. Психология, классическая и профессиональная психология. Питер, 2014.
22. Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. – М.: РАГС, 2000. – Ч. 1. 448 с.
23. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. С. 421.
24. Сатаров Г.А. Антикоррупционная политика. – М., 2004. 368 с.
25. Сафонов В. Г.  Правовой нигилизм работников государственного аппарата и пути его преодоления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005.
26. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского язык а по письменным памятникам. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1902. Т. 2. Стб.12 74 – 1275.
27. Фрейд З. Тотем и табу. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. Издатель: «Мерани». Тбилиси, 1991.
28. Червинский П., Надель-Червинская М. Толково-этимологический словарь иностранных слов русского языка. – М.: KrokPublishers, 2012. 637 с.
29. Российское законодательство X – XX веков. М., 1985. Т. 2. 64 с.
30. Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. – СПб., 1830. – Т. IV. – 889 с.
31. Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. – СПб., 1830. – Т. XVII. – 1136 с.
32. ПСЗРИ. Т. I: с 1649 по 1675. СПб., 1830 10 с.
33. Кривченков А.С. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: Науч.-практ. пособие / М., 2020.
34. Монтескье Ш. де. О существе законов / Пер. с фр. Д. Языкова. М.: Сопиков, 1809. Ч.1. 145 с.
35. Ноздрачев А.Ф. Противодействие коррупции: новые вызовы: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2016.
36. Ноздрачев А.Ф.  Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение , урегулирование: Науч.-практ. пособие / Отв. ред.. М., 2018.
37. Соломон П. Советская юстиция при Сталине / Пер. с англ. Л. Максименкова. 2-е изд. М.: РОССПЭ Н, 2008. 54 с.
38. Тураев Б.А. Вавилон и Хаммурапи М., 2015.
39. Червинский П., Надель-Червинская М. Толково-этимологический словарь иностранных слов русского языка. – М.: KrokPublishers, 2012. 637 с.
40. Хабриева Т. Я.  Противодействие коррупции: но вы е вы зо вы : Монография / М., 2016.
41. Черепанова Е.В. Противодействие коррупции в государственном управлении / Журнал российского права. 2017. № 7.
42. Ванновская О.В. Обоснование концепции коррупционного поведения госслужащих // Вестник Московского государственного областного университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 3 – 2. 54 – 62 с.
43. Двинская уставная грамота 1397-1398 гг. // Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. – М.: Юридическая литература, 1985. – Т. 3. 181, 185 с.
44. Берлин П. Русское взяточничество, как социально-историческое явление // Современный мир. – 1910. № 8.48-56 с.
45. Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы: политический и нравственный облик // Отечественная история. 1997. № 5. 47 с.
46. Глухов Е.А. Групповые (корпоративные) интересы в качестве мотивации противоправного поведения в системе военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 8. 8 – 17 с.
47. Гулягин А.Ю. Государственное управление: понятие и основные элементы // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 7. 10 – 13 с.
48. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коррупция в современной России: психологический аспект // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. 56 – 65 с.
49. Коновалов В.А. Коррупция в Российской истории и праве // «Белые пятна» российской и мировой истории. 2018. Том 8. № 4-5. 10-31 с.
50. Лихачев Е. Шафиров барон Петр Павлович // Русский биографический словарь: Щапов – Юшневский. СПб.: Тип. Глав. упр.уделов, 1912. Т.
51. Лучинский Г. Фискалы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 36(71): Финляндия – Франкония. М., 1902. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003924189#?page=48 .
52. Мартынова А.А. Анализ практик антикоррупционного законодательства в системе местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 4. 22 с.
53. Миронов А. Л.  Государственное управление: основные цели и функции // Вестник Московского университета МВД России.2012.№ 3.
54. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2020 г. // Российская газета. 6 ноября. 2020.
55. Патов Н.А. Историко-правовой обзор мер противодействия коррупции // Мировой судья № 4, 2018.
56. Русецкий А. Практика надзора за соблюдением государственными служащими законодательства о противодействии коррупции. UR L: http://www.genproc.gov.ru/upload/iblock/f62/prok_01.pdf .
57. Севальнев В.В. Антикоррупционное законодательство Российской Федерации: сравнительно – правовой аспект // Журнал российского права. 2015. № 10.
58. Сулейманов Т.М. Борьба с коррупцией в России в IX-XIX вв.: историко-правовой анализ // Противодействие коррупции. 2012. № 2. 89-93 с.
59. Цирин А.М., Черепанова Е.В., Тулинова О.А.  Современные стандарты и технологии противодействия коррупции // Журнал российского права. 2014. № 7. СПС.
60. Ширванов А.А., Камнева Е.В. Профессиональна я деформация личности как причина нарушений закона в уголовном судопроизводстве //  Научный портал МВД России. 2009. № 3 (8). 115–119 с.
61. Шорохов В.Е. Мировые практики формирования системы антикоррупционного образования и подготовки в контексте развития гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2021. № 3. 11 – 14 с.
62. Шорохов В.Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 9. № 1(37). 66 – 70 с.
63. Цечоев В.К. Исторический обзор зарождения и развития российского взяточничества в XV-XVII столетиях // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2010. – № 3. 27-39 с.
64. Бизнес вне коррупции: руководство к действию // Фонд ИНДЕМ. UR L: http://www.anti-corr.ru/cipe/2007/2007indemopora.pdf UR L: http://www.leada.ru/2016/10/13/institutsionalnoe-doverie-2/ .
65. Быстрова А.С., Сильвестров М.В. Коррупция в современной России: социальное явление, инструмент политики, социальная проблема?.. (основные понятия, исследовательские подходы). // Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/bystrova,_silvestros.pdf
66. Интернет портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры https://regulation.admhmao.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).
67. Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р». UR L: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (дата обращения: 05.11.2020).
68. Колокольцев назвал самые коррумпированные сферы в России // РБК. UR L: https://www.rbc.ru/politics/05/10/2016/57f4ddb39a79471c1a6fc13d (дата обращения: 05.11.2020).
69. Русецкий А. Практика надзора за соблюдением государственными служащими законодательства о противодействии коррупции. UR L:http://www.genproc.gov.ru/upload/iblock/f62/prok_01.pdf (дата обращения: 06.09.2021).
70. Судебная статистика по дела м коррупционной направленности http://www.cdep.ru/index.php?id=150 (дата обращения: 10.10.2021).
71. Официальный сайт Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию UNC: http://www.conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/173.htm (дата обращения: 10.06.2021).
72. Официальный сайт Европейского Союза. Finland's Anti -Corruption Report to the EU, http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/policies/organized-crime-and-human-trafficking/corruption/anti-corruption-report/docs/2014_acr_finland_chapter_en (дата обращения: 21.10.2021).
73. Официальный сайт Конвенции ООН против коррупции, официальный отчет. United Nations Convention against Corruption, https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/Publications/Convention/08-50028 (дата обращения: 04.07.2021).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ