Аннотация 2
Введение 4
1. Общая характеристика потерпевшего как участника уголовного процесса 6
1.1. Понятие потерпевшего 6
1.2. Порядок признания лица потерпевшим в уголовном процессе 9
1.3. Анализ особенностей процессуального статуса потерпевшего 20
2. Реализация отдельных правомочий потерпевшего в уголовном процессе 33
2.1. Реализация прав и законных интересов потерпевшего в стадии возбуждения уголовного дела 33
2.2. Реализация прав и законных интересов потерпевшего при производстве следственных действий 37
2.3. Реализация прав потерпевшего на возмещение имущественного и морального вреда 47
Заключение 59
Список используемой литературы и источников 66
Потерпевший как участник уголовного судопроизводства и регламентация его процессуального статуса в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации1 (УПК РФ) на протяжении многих лет привлекают к себе пристальное внимание как ученых, так и практических работников.
Данное обстоятельство обусловлено необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию законодательной регламентации вопросов процессуального статуса потерпевшего, и прежде всего вопросов, связанных с возможностью эффективной реализации его прав.
Как правильно отмечает И.М. Ибрагимов, «проблема защиты прав потерпевших в России, как и в других государствах мира, является одной из важных и постоянно актуальных проблем уголовно-процессуального правоведения и правоохранения. Несерьезное отношение к ее решению является серьезным препятствием для дальнейшего развития и совершенствования в России уголовного правосудия и предупреждения беспрецедентно растущего качественного и количественного уровня ежедневно совершаемых преступлений»2.
Несмотря на ряд новшеств, привнесенных новым УПК РФ, к сожалению, права потерпевших представлены в нем в меньшей мере, чем права подозреваемых и обвиняемых. В условиях состязательности процесса неравенство в правах этих участников уголовного судопроизводства особенно недопустимо.
Таким образом, проблема реализации прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве в современных условиях требует теоретического исследования, основывающегося на действующем уголовно-процессуальном законодательстве и практике его применения, что предопределяет актуальность данной темы работы.
Цель работы: рассмотреть и проанализировать вопросы и проблемы процессуального положения потерпевшего в уголовном процессе России.
Задачи работы:
• Сформулировать понятие потерпевшего;
• Проанализировать порядок признания лица потерпевшим в уголовном процессе;
• Произвести анализ особенностей процессуального статуса потерпевшего;
• Рассмотреть реализацию прав и законных интересов потерпевшего в стадии возбуждения уголовного дела;
• Охарактеризовать реализацию прав и законных интересов потерпевшего при производстве следственных действий;
• Рассмотреть проблемы реализация прав потерпевшего на возмещение имущественного и морального вреда.
Объект исследования: отношения, связанные с нормативной регламентацией процессуального положения потерпевшего в уголовном судопроизводстве.
Предметом исследования выступают материальные и процессуальные нормы, а также материалы правоприменительной практики, касающиеся процессуального положения потерпевшего в уголовном судопроизводстве России.
Рассматриваемым проблемам посвящены труды таких авторов как: Закомолдин А.В., Ибрагимов И.М., Кудрявцева А.В., Олефиренко С.П., Сухарев А.Я., Шендяпин И.М., Юношев С.В. и других.
Результаты проведенного дипломного исследования позволяют сформулировать следующие основные выводы.
Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.
Потерпевший, как участник процесса, относится к категории участников со стороны обвинения (уголовного преследования), что в полной мере отвечает сущности участия потерпевшего в уголовно-процессуальной деятельности.
Высказываемое в литературе мнение о том, что фактическим основанием к вынесению постановления о признании лица потерпевшим является наличие в уголовном деле доказательств, указывающих на причинение вреда преступлением не вполне правильное. Представляется, что лицо должно признаваться потерпевшим независимо от степени доказанности факта совершения преступления, которым ему предположительно причинен вред.
Как представляется, решающим аргументом в пользу второй позиции может служить соображение, что чрезмерное затягивание с признанием лица потерпевшим необоснованно ограничивает его возможность защищать свои законные интересы с помощью процессуальных прав.
С позиции законодателя, решение о признании потерпевшим должно приниматься незамедлительно, а значит наличие данных, дающих основание полагать, что преступлением нанесен тот или иной вид вреда, достаточно для признания лица потерпевшим.
Поэтому постановление о признании лица потерпевшим с соответствующим разъяснением его прав должно выноситься следственными органами, как минимум, на ранних этапах расследования, чтобы гарантировать лицу полноту его процессуального статуса. В большинстве же случаев признание лица потерпевшим должно следовать одновременно с возбуждением уголовного дела.
Новеллой нормативного регулирования статуса потерпевшего в рамках ст. 42 УПК РФ, в отличие от ст. 53 УПК РСФСР, стала правовая возможность признания в данном процессуальном качестве юридического лица.
Основу процессуального статуса любого участника уголовного судопроизводства составляет комплекс его прав и обязанностей, закреплённых в законодательстве. Наиболее важные процессуальные права потерпевшего, безусловно, закреплены в положениях УПК РФ в качестве отраслевых правомочий. Они в значительной степени проработаны и детализированы. Потерпевший в уголовном судопроизводстве обладает широким кругом таких правомочий.
К отраслевым правам потерпевшего можно отнести те права, которые закреплены в ч. 2 ст. 42 УПК РФ в пунктах с 1 по 22, а также ряд правомочий, нашедших своё закрепление в других нормах УПК РФ. Как формы правомочий можно рассматривать право на возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя (ч. 3 ст. 42 УПК РФ), а также право на возмещение в денежном выражении морального вреда ч. 4 ст. 42 УПК РФ.
Например, к числу прав потерпевшего вполне можно отнести его право знакомиться с заключением эксперта, с постановлением о назначении судебной экспертизы, заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении (ч. 2 ст. 198 УПК РФ); право несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности на получение квалифицированной юридической помощи посредством участия адвоката в качестве представителя с оплатой из средств федерального бюджета (ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ) и т.д.
Относительно закреплённого в ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ права несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности на получение квалифицированной юридической помощи посредством участия адвоката в качестве представителя с оплатой из средств федерального бюджета следует заметить, что оно соотносится с нормами международных нормативно-правовых документов. В целом, данное законодательное нововведение в виде ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ следует оценить положительно, однако, как представляется, в подобного рода помощи несовершеннолетний может нуждаться не только в возрасте до 16 лет. Установление такой возрастной границы для рассматриваемого права потерпевшего, конечно же, может позволить государству сэкономить бюджетные средства, необходимые для оплаты труда адвоката, оказывающего такому потерпевшему квалифицированную юридическую помощь, но вряд ли будет в полной мере отвечать нуждам несовершеннолетних жертв преступных посягательств.
Таким образом, решение видится во внесении изменений в ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ. Указанная норма после внесения изменений может выглядеть следующим образом: «По ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста восемнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, участие адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом. В этом случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета».
Важным средством, способствующим защите прав и законных интересов потерпевшего в уголовном процессе, является прокурорский надзор. В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ, прокурорам, в контексте осуществления надзора за законностью действий и решений органов следствия и дознания, надлежит уделять особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, прокуроры обязаны принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле. Представляется, что это направление защиты интересов жертв преступлений должно развиваться и усиливаться, с учётом той роли, что возложена на органы прокуратуры в контексте защиты прав личности в Российской Федерации.
Существующее на настоящий момент нормативное регулирование процессуального положения потерпевшего следует оценить положительно, отмечая достаточно широкий спектр правомочий, направленных на реализацию интереса данного участника уголовного судопроизводства. Имеющиеся же процессуальные обязанности включают в себя только самые необходимые меры, направленные на достижение назначения уголовного судопроизводства и препятствующие безнаказанному недобросовестному поведению лица, признанного потерпевшим.
К ряду важнейших прав потерпевшего, как уже было отмечено в работе ранее, с уверенностью можно отнести право на возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, которые влекут участием в производстве по данному уголовному делу.
Адекватное и своевременное возмещение имущественного и морального вреда, причинённого преступлением конкретному лицу, признанному в связи с этим потерпевшим, безусловно, является для него значимым и желаемым результатом про производства по уголовному делу.
В науке дискутируется интересный вопрос: предполагает ли право потерпевшего на возмещение имущественного вреда требовать от государства возмещения вреда, причиненного в результате совершения преступления не установленными лицами, или если с установленного лица, признанного виновным в совершении преступления фактически невозможно взыскать такое возмещение?
Вызывает сожаление тот факт, что подобный механизм на уровне государства, который мог бы способствовать возмещению имущественного вреда, причиненного преступлением потерпевшим, в случаях, когда виновное лицо не установлено, всё ещё не разработан, несмотря на то, что подобные предложения звучат уже около 15 лет в различных публикациях.
В науке высказывается мнение о том, что «к вопросу определения источника финансирования расходов по возмещению вреда, причиненного в результате преступления, необходимо подходить комплексно. В связи с этим возникает необходимость создания государственного фонда, который будет осуществлять выплаты потерпевшим за счет средств, полученных, например, от взыскания штрафов за совершение преступлений и административных правонарушений, благотворительных взносов физических и юридических лиц, отчислений из заработной платы осужденных, средств бюджетов различных уровней»77.
Подобная точка зрения, о необходимости учреждения «Фонда защиты жертв преступлений» и направления финансовых ресурсов подобного фонда на обеспечение полноценного возмещения потерпевшим причинённого преступлениями вреда, высказывалась в целом ряде научных публикаций, однако, практическая реализация этих предложений с тех пор так и не произошла.
В связи с необходимостью поэтапной реализации данных предложений нельзя обойти вниманием вопрос определения критериев определения того, кому, в каком размере и в каком порядке государство должно возмещать причиненный вред в тех ситуациях, когда такое возмещение невозможно получить от виновного.
Причём, деятельность такого рода фондов не целесообразно сводить только к реализации материальной составляющей. Данные фонды могли бы обеспечивать оказание потерпевшим социальной, психологической и информационной помощи, а также бесплатное медицинское обслуживание потерпевших, здоровью которых причинен вред.
Несомненно, на первых этапах создания такого рода фондов говорить о полноценном возмещении всем жертвам преступлений, нуждающимся в таком возмещении со стороны государства, вряд ли возможно по объективным причинам. Первоочередной задачей на данном этапе может стать определение минимального объёма возмещения, а также выделение категорий наиболее нуждающихся в возмещении потерпевших.
Данные положения можно сформулировать следующим образом, с учётом мнений, высказываемых в науке:
• обязательное возмещение вреда во всех случаях невозможности получения такого возмещения от виновного лица в минимальном размере, определяемом в виде 1 МРОТ;
• первоочередное возмещение имущественного вреда социально незащищённым категориям потерпевших (лицам, имеющим категорию инвалидности, малообеспеченным и т.д.);
• отказ в возмещении вреда со стороны государства потерпевшим, относительно ущерба преступлением предметам роскоши (их перечень может быть дополнительно законодательно определён);
• отказ в возмещении вреда со стороны государства при наличии виктимного (провоцирующего) поведения самого лица, потерпевшего в результате совершённых в отношение него преступных действий (отказ может быть частичным, или полным, в зависимости от ситуации).
Также следует отметить определённый потенциал положений п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, в соответствии с которыми в качестве обстоятельства, смягчающего наказание за совершённое преступное деяние рассматривается «добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему».
Как представляется, возмещению вреда потерпевшему должно способствовать:
1. Своевременное возбуждение уголовного дела;
2. Безотлагательное наложение ареста на имущество причинителя вреда;
3. Разъяснение обвиняемому целесообразности добровольного возмещения вреда как обстоятельства, смягчающего наказание (п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).
Рассмотрение основных вопросов статуса потерпевшего в уголовном процессе позволяет сделать вывод о том, что процессуальная регламентация прав и обязанностей данного участника уголовного судопроизводства нуждается в совершенствовании, а деятельность государства в данной сфере должна быть нацелена на наиболее эффективную защиту прав личности.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
2. «Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» (CETS №201) Заключена в г. Лансароте 25.10.2007 г. // Бюллетень международных договоров. 2014. №6.
3. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята 29.11.1985 г. Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН) // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
4. Европейская Конвенция по возмещению вреда жертвам насильственных преступлений (ETS №116) (Заключена в г. Страсбурге 24.11.1983 г.) // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. - М.: СПАРК, 1998.
5. О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса: Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам- членам от 28.06.1985 г. №R (85) 11 // СПС «Консультант плюс».
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. // СЗ РФ. 2001. № 54 (ч. 1). Ст. 4921.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
9. Федеральный закон от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» // СЗ РФ. 2013. №52 (часть I). Ст. 6997.
11. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.11.2007 г. №189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // Законность. 2008. №2.
12. Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 г. №7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. №3, 2012.
13. Закон РСФСР от 27.10.1960 г. «Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР» (вместе с Уголовным кодексом РСФСР) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. №40. Ст. 591. (Акт утратил силу)
14. Анисимов Д.И. Защита прав потерпевшего от преступления как специальная цель уголовно-правового воздействия // Проблема правосубъектности: современные интерпретации: матер. науч.-практ. конф. Самара, 29 февраля 2008 г. Вып. 6. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2008.
15. Багаутдинов Ф.Н. Обеспечение имущественных прав личности при расследовании преступлений. - М, 2002.
...