Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исключение юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц как способ борьбы за достоверность реестра

Работа №118981

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Понятие и сущность исключения юридических лиц из Единого государственного реестра 7
1.1 Понятие и механизмы прекращения недействующего юридического лица 7
1.2 Определение недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц 12
Глава 2 Правовые механизмы исключения организации из Единого государственного реестра юридических лиц 18
2.1 Процедура исключения как метод борьбы за достоверность Единого государственного реестра юридических лиц 18
2.2 Критерии определения недостаточности денежных средств юридического лица 30
Глава 3 Проблемы внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с ликвидацией юридического лица 36
3.1 Оспаривание ликвидации недействующих юридических лиц в административно-правовом порядке «бывшими» участниками 36
3.2 Оспаривание ликвидации недействующих юридических лиц кредиторами в административно-правовом порядке 51
3.3 Предложения по совершенствованию законодательства об исключении недействующих юридических лиц 60
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 71

Относясь к сфере преимущественно гражданского права, институт юридического лица вместе с тем имеет и значительную административно-правовую составляющую. В частности, значительная административная составляющая присутствует в институте регистрации юридического лица при его создании и ликвидации. Уже в 2012 году, при разработке реформ Гражданского кодекса Российской Федерации, председатель Комитета Государственной Думы П. Крашенинников заявлял, что российских юридических лиц ждут полезные нововведения. А именно, им отмечалось грядущее упрощение (уточнение) правил создания и ликвидации юридического лица [11].
В связи с закреплением в законодательстве, которое действует в настоящее время, административно-правового порядка, являющегося внесудебной процедурой прекращения существования юридических лиц, которые не действуют, по решению регистрирующего органа [85], создались условия для того, чтобы решить задачу очищения государственного реестра более простым и менее затратным способом для государства. Такая административная процедура обеспечивает заботу государства о достоверности сведений в отношении организаций, что очень важно для ведения бизнеса, законности совершения сделок между компаниями.
Можно отметить, что выбранная тема является особо актуальной в настоящее время, интересной для исследования, важной для внедрения новых положений в законодательство Российской Федерации. При изучении и поиске необходимой для исследования информации, были выявлены многие проблемы, решение которых позволит усовершенствовать изучаемую процедуру и повысить ее эффективность.
Наличие значительных пробелов в российском законодательстве о государственной регистрации, а также отсутствие четких и единообразных механизмов правового регулирования административно-правового порядка ликвидации недействующих юридических лиц обуславливают частые случаи возникновения правовой неопределенности, а также разносторонней судебной практики и ошибок государственного органа. Представляется это недопустимым, так как само по себе юридическое лицо - это правовой феномен, который заслуживает гораздо пристального внимания, а прекращение его деятельности всегда должно быть законным и неоспоримым.
Рассмотрев и выявив недоработки в российском законодательстве о государственной регистрации, можно говорить о потребности совершенствования механизма правового регулирования административно-правового порядка ликвидации недействующих юридических лиц.
Указанные обстоятельства приводят к тому, что появляется необходимость всестороннего изучения административно-правового порядка ликвидации недействующих юридических лиц, что и обуславливает актуальность темы магистерской диссертации.
Цели диссертационного исследования:
• уточнить понятие административно-правового порядка ликвидации недействующих юридических лиц;
• выявить перспективы и риски судебных споров при оспаривании ликвидации недействующих юридических лиц в административно-правовом порядке;
• предложить изменения и дополнения законодательства о ликвидации недействующих юридических лиц.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, образующиеся в процессе административно-правового порядка ликвидации недействующих юридических лиц.
Предметом исследования выступают правовые нормы, образующие правовые основы административно-правового порядка ликвидации недействующих юридических лиц, а также судебная и правоприменительная практика.
Чтобы достичь цели определяются следующие задачи исследования:
• охарактеризовать административное производство по ликвидации недействующих юридических лиц;
• систематизировать критерии для определения недействующего юридического лица, сущности записи о недостоверности;
• выявить основные правовые препятствия на пути применения административно-правового порядка ликвидации недействующих юридических лиц;
• выявить и обобщить проблемные вопросы осуществления административно-правового порядка ликвидации недействующих юридических лиц по различным основаниям возбуждения процедуры ликвидации;
• выявить и обобщить проблемные вопросы административного судопроизводства по делам об оспаривании по ликвидации недействующих юридических лиц;
• сформулировать изменения и дополнения в действующее законодательство.
Степень научной разработанности темы. Во научной литературе освещается существующий порядок внесудебного, административного, принудительного прекращения недействующих юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Несомненно, в научной литературе много всевозможных исследований по изучаемой теме. Однако в настоящее время не так много существует предложений по поводу реформации изучаемой процедуры. Такая ситуация обуславливается сложностью самой сферы регистрации, существующей в нашем государстве.
Теоретическую основу исследования составили работы следующих исследователей: Е.Б. Абакумова, В.К. Андреев, Е.Е. Богданова, А.А. Богомолов, А. Бычков, В.В. Витрянский, А.Ю. Горченко, П. Грищенко, С. Данилов, М.А. Егорова, А. Залесский, Е.С. Казаков, А. Капкаев, А.Ю. Никитин, М.Ш. Пацация, В.В. Семенчук, А.А. Сурков, Л. Фомина, Г.Б. Цепов, И.Н. Шабанова, А.И. Шаматонов, Л.И. Шевченко и др.
Нормативную основу данной работы составляет российское законодательство, имеющее отношение к государственной регистрации юридических лиц или же в какой-то степени регламентирующее сам процесс деятельности юридических лиц.
Эмпирическую базу исследования составила правоприменительная практика арбитражных судов Российской Федерации и в некоторых случаях судов общей юрисдикции.
Методологическую основу исследования составляют общие и частные научные методы. Из них можно выделить: анализ и синтез, диалектический метод познания, формально-логический, исторический, системный методы. Также использовались формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, которые являются специальными методами.
Практическая значимость определяется применением выводов и предложений, которые сформулированы в рамках настоящей работы, для оптимизации процедуры административно-правового порядка ликвидации недействующих юридических лиц, в результаты которой произойдут снижение судебных споров и минимизация рисков признания осуществленной процедуры незаконной.
Структура работы включает в свой состав введение, основную часть, состоящую из трех глав, включающих в совокупности семь параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате того, что в законодательстве имеется в наличии особый, административно-правовой порядок прекращения существования юридического лица, которые не действуют, а именно по решению регистрирующего органа, уже с давних времен начался процесс создания условий для решения задачи очищение государственного реестра. Указанный способ представляется более простым и менее затратным для всех участников правоотношений, но особенно для государства.
Изученная административная процедура обеспечивает заботу государства, в первую очередь, о достоверности сведений в отношении организаций, что очень важно для ведения бизнеса, законности совершения сделок между компаниями.
Несомненно, выбранная тема является особо актуальной в настоящее время. Интерес исследования предопределяет важность внедрения новых положений в законодательство Российской Федерации. Ведь при изучении и поиске необходимой информации были выявлены многие проблемы, решение которых позволит усовершенствовать изучаемую процедуру и повысить ее эффективность.
Целями исследования являлись уточнение понятия административно-правового порядка ликвидации недействующих юридического лица, выявление перспектив и рисков судебных споров при оспаривании ликвидации недействующих юридического лица в административно-правовом порядке, а также предложение изменения и дополнения законодательства о ликвидации недействующих юридического лица.
Наличие значительных пробелов в российском законодательстве о государственной регистрации, нехватка четких и единообразных механизмов регламентации административно-правового порядка ликвидации недействующих юридических лиц обуславливают следующее. Во-первых, наличие случаев появляющейся правовой неопределенности, во-вторых, разносторонней судебной практики в делах об оспаривании административной процедуры, в-третьих, ошибок государственного органа.
Представляется, что указанные выше ситуации недопустимы, так как само по себе юридическое лицо - это правовой феномен, который заслуживает гораздо пристального внимания, а прекращение его деятельности всегда должно быть законным и неоспоримым.
Несомненно, в научной литературе много всевозможных исследований по изучаемой теме. Однако в настоящее время не так много существует предложений по поводу реформации изучаемой процедуры. Такая ситуация обуславливается сложностью самой сферы регистрации, существующей в нашем государстве.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Законодательство, регламентирующее процедуру административно-правового порядка ликвидации недействующих юридического лица требует внесения изменений.
Несмотря на положительные моменты введения самого понятия «недействующее юридическое лицо», а также изучаемой процедуры, налоговые органы (регистрирующие) сталкиваются с множеством проблем на практике. Это касается не только обжалования проведенной процедуры, на которое имеют право заинтересованные лица, но и самой процедуры.
В основе изменений действующего законодательства нужно обозначить главную цель - оптимизацию процедуры административно-правового порядка ликвидации недействующих юридического лица, в результаты которой произойдут снижение судебных споров и минимизация рисков признания осуществленной процедуры незаконной.
Основные корректировки действующего законодательства будут касаться следующих моментов:
• понятия недействующего юридического лица и его критериев, уходя от формального обозначения признаков;
• внедрения нового понятия административно-правового порядка ликвидации недействующих юридического лица, который будет образовывать новый подвид принудительной ликвидации, а именно по решению регистрирующего органа;
• оснований возбуждения административного производства,
• установления дополнительной проверки при возбуждении процедуры административной ликвидации на наличие имущества у юридического лица;
• решения важной проблемы неработающего основания для проведения изучаемой процедуры [85, пп «а» п. 5 ст. 21.1];
• предложения изменить пункт 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ;
• добавления дополнительной обязанности регистрирующего (налогового) органа уведомлять учредителей и руководителей о предстоящем проведении принудительного прекращения деятельности юридического лиц.
В процессе исследования установлен следующий факт. Итоги судебных споров напрямую зависят от новых теоретических положений, которые рекомендуется ввести.
Представляется, что если будет внедрено уведомление «бывших» участников, то произойдет снижение споров и изменение их результатов. То есть при любом сложившемся споре у регистрирующего органа будет достаточно весомое преимущество в его исходе, а с другой стороны, регистрирующий орган будет предупреждать юридическое лиц, его учредителей и руководителя, таким образом, снизиться принятия бессмысленных решений, которые потом отменяются.
Стоит отметить, что осуществление публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» не обеспечивает надлежащее уведомление не только контрагентов, но и самих учредителей и руководителей юридических лиц. Многие лица не в курсе про такой вид публикаций юридически значимых сообщений. А связывать неблагоприятные последствия из-за такого незнания представляется не особо верным. Но зачастую возможность «восстановления» исключенных организаций невозможно, потому что лица не реализуют права, предоставленные законом им для предотвращения процедуры прекращения деятельности юридического лица. Суды активно используют такую формулировку в своих решениях.
Изменение административно-правового порядка по указанным пунктам будет способствовать снижению обращения в суд для оспаривания прекращения именно по инициативе регистрирующего органа деятельности юридического лица, а также законности этого прекращения.
Таким образом, изменение российского законодательства будет способствовать положительным результатам деятельности не только государственного органа, но и юридического лица. Ведь все стороны изучаемой процедуры заинтересованы в комфорте и законности производимых действий.


1. Абакумова Е.Б. Принципы добросовестности и разумности в корпоративных правоотношениях // Вестник арбитражной практики. - 2020. - № 4. - С. - 32 - 40.
2. Андреев В.К. Юридические лица как субъекты экономической деятельности // Журнал российского права. - 2016. - № 5. - С. 35 - 44.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3012.
4. Богданова Е.Е. Понятие и содержание права кредитора на защиту // Lex russica. - 2018. - № 2. - С. 57 - 64.
5. Богомолов А.А. Об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридического лица // Вестник арбитражной практики. - 2012. - № 5. - С. 25 - 31.
6. Бычков А. Исключить брошенную компанию // ЭЖ-Юрист. - 2015. - № 21. - С. 12
7. Бычков А.И. Дефекты, ошибки и неурядицы: правовое регулирование. М.: Инфотропик Медиа, 2017. - 368 с.
8. Витрянский В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. 2-е изд., испр. и доп. М.: Статут, - 2018. - 528 с.
9. Горченко, А.Ю. Исключение юридического лица: презумпция недействительности // Новый юридический вестник. — 2020. — № 7 (21). — С. 35-38.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
11. Грищенко П. Юридический тупик // ЭЖ-Юрист. - 2016. - № 39. - С. 1, 5.
12. Данилов С. «Субсидиарна» на интуиции // Практическая бухгалтерия. - 2020. - № 9. - С. 60 - 65.
13. Егорова М.А. Гражданско-правовые последствия нарушений антимонопольного законодательства: монография. - М.: Юстицинформ, - 2020. - 408 с.
14. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188- ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
15. Залесский А. Вопрос-ответ // ЭЖ Вопрос-Ответ. - 2019. - № 9. - С. 16 - 18.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ