Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ликвидация юридических лиц по законодательству Российской Федерации

Работа №87148

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

гражданское право

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общие положения о ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации 6
1.1. Понятие и юридическая сущность ликвидации юридического лица 6
1.2. Соотношение ликвидации и иных форм прекращения деятельности
юридического лица 12
1.3. Развитие законодательства о ликвидации юридического лица в России и за рубежом 17
Глава 2. Основания ликвидации юридического лица 31
2.1. Основания добровольной ликвидации юридических лиц 31
2.2. Основания принудительной ликвидации юридических лиц 40
Глава 3. Порядок и последствия ликвидации юридического лица 54
3.1. Порядок ликвидации юридического лица 54
3.2. Последствия ликвидации юридического лица 60
3.3. Проблемы защиты прав кредиторов при ликвидации юридического лица.. 65
Заключение 73
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы

Актуальность исследования. С первого сентября 2014 года вступили в силу положения федерального закона от 5 мая 2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Этим законом было существенно изменено правовое регулирование реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Важность данных вопросов для субъектов экономической деятельности, значительная степень новации многих положений, которые включены теперь в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (далее - ГК РФ), обусловили необходимость детального рассмотрения новых положений ГК РФ в целях их практического применения. В данной связи проведение комплексного фундаментального исследования, посвященного изучению вопросов ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации представляется своевременным и актуальным как с научно-теоретической, так и с прикладной точек зрения.
Необходимо отметить, что значительной спецификой обладает ликвидационная процедура при банкротстве, осуществляемая в соответствии с п. 4 ст. 61 ГК, ст. 65 ГК РФ и федеральным законом от 26 октября 2002 г № 127 -ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). В частности, одной из особенностей этой процедуры является участие в ней арбитражного суда и соответственно применения норм АПК РФ. В силу того, что проблемы несостоятельности юридических лиц являются темой самостоятельного исследования, мы не будем рассматривать их в магистерской диссертации.
Степень разработанности проблемы. Проблемам ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации в цивилистической науке уделялось достаточно внимания. Некоторые аспекты рассматриваемой тематики в той или иной мере рассматривались в исследованиях таких авторов, как Н.А. Агешкина, Н.А. Баринов, Е.А. Бевзюк, А.В. Габов, С.В. Гландин, Р.Т. Мифтахутдинов, А.В. Барков, В.Г. Голубцов, А.А. Кузнецов, Д.В. Новак, Е.В. Нода, Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко, Р.И. Сайфуллин, А.Ш. Хабибуллина, М.Ю. Челышев, М.А. Шаповалов, Н.М. Ишлек (Бородина), В.Ю. Миронов и др.
Объект исследования - общественные отношения, затрагивающие вопросы ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации.
Предметом исследования выступают гражданское законодательство; научные изыскания по теме исследования; материалы судебной практики.
Целью работы является выработка целостного представления об институте ликвидации юридического лица по законодательству Российской Федерации на основе комплексного анализа научной доктрины, судебной практики и гражданского законодательства.
В соответствии с указанной целью автор ставил перед собой следующие задачи:
- раскрыть понятие и определить юридическую сущность ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации;
- проанализировать проблемы соотношения ликвидации и иных форм прекращения юридического лица;
- проанализировать соотношение проблем ликвидации в России и за рубежом;
- рассмотреть основания добровольной и принудительной ликвидации юридического лица;
- изучить порядок и последствия ликвидации юридического лица;
- выявить проблемы защиты прав кредиторов при ликвидации юридического лица.
При написании настоящей работы в качестве базового использован традиционный для всех юридических наук и гражданского права в частности диалектический метод. В качестве общенаучных методов автор оперировал общелогическими методами, методом функционального анализа, историческим, системно-структурным методом. В качестве частно-научных методов на первый план выходит использование формально-юридического метода исследования. Кроме того, были задействованы сравнительно-правовой, а также метод конкретно-социологических исследований.
Нормативную основу исследования составляет действующее гражданское законодательство Российской Федерации, судебная практика, относящаяся к рассматриваемой проблематике.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (библиографии). Первая глава посвящена изучению общих положений о ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации. Во второй главе рассмотрены основания ликвидации юридического лица. Третья глава посвящена порядку, последствиям ликвидации и проблемам защиты прав кредиторов при ликвидации юридического лица.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Проблема ликвидации юридического лица является актуальной во все времена. Понятие ликвидации можно вывести исходя из толкования норм п. 1 ст. 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности, без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Фактически происходит отождествление прекращение организации с прекращением деятельности юридического лица.
Мы согласны с точкой зрения А.Ш. Хабибуллиной, которая считает, что ликвидация юридического лица представляет собой сложное, длительное явление, состоящее из определенных этапов, мероприятий, в рамках которых возникают разного рода правоотношения. Взяв за основу данное определение, следует отметить, что ликвидация юридического лица представляет собой систему последовательных правоотношений, находящихся в динамике, влекущих абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам, сопровождается рядом определенных действий органов юридического лица, его представителей, органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ об исключении организации.
Для описания режимов ликвидации существуют довольно несистемные правила в п. 2 - 4 ст. 61 ГК РФ. В остальных статьях ГК РФ относительно ликвидации (исключая ст. 65 ГК РФ о ликвидации в процессе банкротства) описываются, как можно понять из их конструкции, общие для всех режимов ликвидации правила. Хотя на самом деле, в большей степени правила рассчитаны именно на добровольную ликвидацию; в результате такое регулирование приводит к тому, что:
а) ни один вид ликвидации в законодательстве не описан системно;
б) если добровольная ликвидация по большей части в ее регулировании умещается в основном в положения ГК РФ, то принудительная регулируется еще дополнительно отдельными федеральными законами;
в) ликвидация в процессе банкротства регулируется полностью федеральным законодательством о банкротстве.
Гражданский кодекс Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации никак не разграничивают правовые режимы ликвидации.
Действующее законодательство не дает определения добровольной ликвидации. По нашему мнению, добровольной является ликвидация, в основание которой лежит волеизъявление участников либо уполномоченного органа юридического лица, не нарушающего закона и законных интересов участников гражданского оборота.
Принудительная ликвидация - это ликвидация на основании решения суда, которое выносится в случае нарушений закона либо интересов третьих лиц, в случае если они носят неустранимый характер.
Юридические лица, указанные в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством. Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, когда ГК РФ или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.
Судебная практика признает исключение недействующего юридического лица «специальным основанием прекращения юридического лица». Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Мы согласны с точкой зрения Баранова А.Н., о том, что «это спорная позиция, ведь по своему результату и последствиям прекращение существования юридического лица - «исключение» есть не что иное, как принудительная ликвидация, только со специфическим правовым режимом» .
В основном, все проблемы в правоприменительной практике возникают из-за общего подхода, который был реализован при описании оснований ликвидации в действующем ГК РФ, расположив все основания ликвидации в одной статье. Подход этот ущербный, он должен быть изменен - тогда и будет наведен порядок в описании ликвидации, а именно:
а) должна быть выделена отдельная статья, в которой будет дано определение ликвидации и указаны ее возможные правовые режимы: добровольная, принудительная, в процессе банкротства (возможно, и еще какие-то);
б) каждый правовой режим должен быть описан в отдельной статье по принципу: основания, порядок, последствия, и для каждого правового режима должно быт свое индивидуальное описание: для добровольной ликвидации оно будет наиболее полным и детальным, для банкротства будет иметь вид отсылки к специальным законам; будут, естественно, ссылки и на общие для всех режимов положения;
в) часть статей должен носить общий характер (удовлетворение требований кредиторов, вопросы субсидиарной ответственности и иные вопросы, связанные с правопреемством).
Предложенное построение правового регулирования ликвидации в ГК РФ поможет логично и понятно описать ликвидацию, чего, на наш взгляд, разработчики проекта ГК РФ добились не в полной степени.
Указание в ст. 61 ГК РФ в качестве оснований добровольной ликвидации истечение срока, на который создано юридическое лицо, достижение цели, ради которой оно создано, представляется неверным. Ведь при наступлении соответствующего факта (истечение срока, достижение цели) может возникнуть ситуация, когда органы управления (участники) не будут принимать решение о ликвидации. То есть создастся ситуация, схожая с той, которую в праве именуют «вынужденная ликвидация»: основания для дальнейшего существования юридического лица утрачены.
Исходя из этого основания для добровольной ликвидации в действующем ГК РФ должно быть выделено отдельное основание для добровольной ликвидации юридического лица, сформулированное следующим образом: решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, если в установленный законом срок указанными лицами не будет принято решение о продлении срока существования юридического лица или об установлении новой цели. В ГК РФ можно установить также примерный срок для принятия такого рода решения, общий для юридических лиц всех форм, видов и типов. В таком регулировании, с нашей точки зрения, больше стройности, к тому же оно закрывает «белые пятна» в регулировании добровольной ликвидации.
Что касается обязанностей участников (учредителей). Сама идея возложить такую обязанность, сомнения не вызывает. А почему бы и нет: создал организацию, участвуешь в ней, то и не забудь позаботиться о ее закрытии. Однако такая логика может "сработать" в организациях с небольшим числом участников, но вот как она будет работать для обществ, в числе которых сотни тысяч акционеров? Подумали ли разработчики как будет реализовываться? Механизм ее применения в части ликвидации не решен в ГК РФ. И что получится: применять этот механизм должны будут ликвидаторы, которых эти же участники и будут назначать! Это приведет к тому, что нормальные контролирующие участники просто будут менять ликвидаторов с завидной регулярностью!
Действующий Кодекс таких случаев не указывает вообще, словно этого явления не существует. ГК РФ как главный документ должен устанавливать все основные правила и либо определять содержательно все основные нормы, либо показывать "развилки" в регулировании, указывая, куда "смотреть" участникам отношений.
Пункт 3 ст. 61 проекта ГК РФ указывает, что "юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного членства в саморегулируемых организациях, либо деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной организацией, фондом или религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, отсутствия у нее обособленного имущества (абзац второй пункта 4 статьи 50), а также в иных случаях, предусмотренных законом".
Концептуально, с нашей точки зрения, следует отметить необходимость не просто описания детального порядка принудительной ликвидации, но и описания его в отдельной статье. Первый вопрос здесь состоит в том, какой порядок принудительной ликвидации использовать - судебный и (или) административный. Как видно, ГК РФ не указывает прямо на административный порядок, однако фактически легализует его, используя отсылку к закону, где именно такой порядок и установлен.
Порядок ликвидации юридического лица не является совершенным. Устранению подлежит проблема исчерпывающего характера перечня сведений, составляющих содержание ликвидационного баланса. Этот перечень должен быть сформулирован как открытый.
Также п. 5 ст. 63 ГК РФ допускает возможность выплаты кредиторам только в денежной форме. Мы считаем, что должны быть реализована возможность выплаты в натуральной форме. Изучение зарубежного опыта по выплате кредиторам представляет большой интерес. Так в Британских Виргинских островах, выплаты кредиторам ликвидируемого юридического лица возможно не только в денежной, но и в натуральной форме. Такое положение в гражданском законодательстве Российской Федерации отсутствует. Мы считаем необходимым перенять опыт Британских Виргинских островов.
Организация считается прекратившей свое существование с даты, следующей за датой внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Статья 64.1 «Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица» является новеллой отечественного гражданского законодательства.
По своему содержанию она направлена на создание гарантий для кредитора в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование его или уклонения от рассмотрения такого требования, а также на создание легальных механизмов для привлечения к ответственности членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), действия (бездействие) которых привели к возникновению убытков. В целом, законодатель не улучшил само положение кредитора, который пострадал в случае действий ликвидационной комиссии (отказа удовлетворить требование кредитора) или ее бездействия (уклонения от рассмотрения требований): такой кредитор по-прежнему «довольствуется» остатками имущества. Однако ГК РФ предоставил кредитору возможность взыскать свои убытки с лиц, которые своими действиями (бездействием) причинили убытки.
Противодействие фиктивным организациям не теряет актуальности, что подтверждается в том числе и последними изменениями в Законе о регистрации. Для более эффективного осуществления данной деятельности, на наш взгляд, требуется разработка на основе имеющегося положительного опыта и выявленной проблематики и последующее внедрение соответствующих алгоритмов в деятельность налоговых органов. При этом может быть использован положительный опыт разработок ФНС России и ВАС России относительно механизма ликвидации организаций при использовании недостоверных сведений об адресе регистрации.
Кроме того, исходя из логики произошедших изменений в законодательстве (в связи с принятием п. 4.3 ст. 9 Закона о государственной регистрации) в скором времени на уровне ФНС России должен быть разработан нормативный правовой акт, регламентирующий основания, условия и способы проведения проверочных мероприятий при регистрации организаций и контроле за достоверностью сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также порядок использования результатов этих мероприятий.



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть первая / Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 06.04.2015 г.) // СЗ РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301. АПК РФ, НК РФ, УК РФ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 31 января 2016 года №7-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №5. - Ст. 559.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года №95-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 года №18-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №30. - Ст. 3012; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №7. - Ст. 906.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 года №441-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №25. - Ст. 2954; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №1 (часть I). - Ст. 61.
6. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» // СЗ РФ. - 2006. - 31 июля. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3434.
7. Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. -2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 40.
8. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ.
- 2001. - № 33 (ч. 1). - Ст. 3431.
9. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.(добавьте)
10. Федеральный закон от 5 мая 2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (ред. от 28 ноября 2015 года №356-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №19.
- Ст. 2304; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №48 (часть I). - Ст. 6722.
11. Федеральный закон от 8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 29 декабря 2015 года №406-ФЗ) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2010. - №19. - Ст. 2291; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №1 (часть I). - Ст. 26.
12. Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ред. от 29 июня 2015 года №176-ФЗ) // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2007. - №30. - Ст. 3799; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №27. - Ст. 3967.
13. Федеральный закон от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 29 декабря 2015 года №406-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №45. - Ст. 4626; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №1 (часть I). - Ст. 26.
14. Федеральный закон от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 31 декабря 2014 года №505-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №11. - Ст. 1146; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №1 (часть I). - Ст. 58.
15. Федеральный закон от 27 февраля 2003 года №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (ред. от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №9. - Ст. 805; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №48. - Ст. 6724.
16. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 23 ноября 2015 года №312-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №48. - Ст. 4746; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №48 (часть I). - Ст. 6678.
17. Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31 января 2016 года №7-ФЗ) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2001. - №33 (часть I). - Ст. 3431; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №5. - Ст. 559.
18. Федеральный закон от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ред. от 31 января 2016 года №7-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №16. - Ст. 1801; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №5. - Ст. 559.
19. Федеральный закон от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29 декабря 2015 года №391-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №7. - Ст. 785; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №1 (часть I). - Ст. 11.
20. Федеральный закон от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 29 декабря 2015 года №408-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №2. - Ст. 219; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №1 (часть I). - Ст. 28.
21. Федеральный закон от 8 мая 1996 года №41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 30 ноября 2011 года №362-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №20. - Ст. 2321; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №49 (ч. 1). - Ст. 7040.
22. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 9 марта 2016 года №67-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №3. - Ст. 145; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №11. - Ст. 1494.
23. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об
акционерных обществах» (ред. от 29 июня 2015 года №210-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №1. - Ст. 1; Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2015. - №27. - Ст. 4001.
24. Федеральный закон от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 5 марта 2014 года №103-ФЗ) // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1995. - №33. - Ст. 3340; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №19. - Ст. 2308.
25. Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 31 января 2016 года №7-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №21. - Ст. 1930; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №5. - Ст. 559.
26. Закон РФ от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом
административно-территориальном образовании» использует формулировку «создание, преобразование или упразднение закрытого административно - территориального образования» (ред. от 13 июля 2015 года №216-ФЗ) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - №33. - Ст. 1915; Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2015. - №29 (часть I). - Ст. 4342.
27. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 29 декабря 2015 года №403-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №6. - Ст. 492; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №1 (часть I). - Ст. 23.
28. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 года №306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» (ред. от 27 октября 2011 года №1434) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №12. - Ст. 1099; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №44. - Ст. 6240.
29. Приказ ФНС России от 16 июня 2006 года №САЭ-3-09/355@ «Об
обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» (ред. от 28 августа 2013 года №ММВ-7- 14/293@) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. - №28. - 2006; Российская газета. - №24. - 2014.
30. Письмо ФНС России от 25 июня 2014 года №СА-4-14/12088 // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
31. Письмо МНС РФ от 17 сентября 2004 года №09-1-03/3716@ // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
1.1. Нормативные акты, утратившие силу:
1. Закон СССР от 11 декабря 1990 года №1829-1 «О банках и банковской деятельности» (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - 1990. - №52. - Ст. 1155.
2. Закон СССР от 10 декабря 1990 года №1818-1 «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. - 1990. - №51. - Ст. 1107.
3. Закон СССР от 9 октября 1990 года №1708-1 «Об общественных объединениях» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1990. - №42. - Ст. 839.
4. Закон СССР от 4 июня 1990 года №1529-1 «О предприятиях в СССР» (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - 1990. - №25. - Ст. 460.
5. Постановление Совета Министров СССР от 2 сентября 1982 года №816 «О порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений» (утратил силу) // СП СССР. - 1982. - №25. - Ст. 130.
6. Гражданский кодекс РСФСР от 11 ноября 1922 года (утратил силу) // СУ РСФСР. - 1922. - №71. - Ст. 904.
7. Декрет СНК РСФСР от 25 ноября 1921 года «О товариществах (артелях) ответственного труда» (утратил силу) // СУ РСФСР. - 1921. - №77. - Ст. 641.
1.2. Иные документы:
1. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации; одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г. // URL: http: //www.privlaw.ru.
2. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: http: //www. privlaw.ru.
2. Материалы правоприменительной практики:
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года №14-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2003. - №5.
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года №14-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2003. - №5.
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2015. - №8.
4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года №62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» // Экономика и жизнь. - 2013. - №34.
5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» // Экономика и жизнь. - 2013. - №32.
6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года №62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» // Экономика и жизнь. - 2013. - №34.
7. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» // Экономика и жизнь. - 2013. - №32.
8. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2014 года по делу №33-16658/2014 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 26 мая 2014 года по делу №33-7067/2014 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 октября 2013 года по делу №А40-89086/12-147-845 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24
сентября 2012 года по делу №А37-2428/2012 // Доступ из СПС
«КонсультантПлюс».
12. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11
января 2012 года по делу №А37-1281/2011 // Доступ из СПС
«КонсультантПлюс».
13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 года №7075/11 по делу №А46- 6896/2010 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2012. - №2.
14. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 января 2011 года по делу №А45-9509/2010 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2010 года по делу №А73-19689/2009 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2009 года №ВАС-10867/09 по делу №А21-4085/2008 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление Федерального арбитражного суда Северо¬Западного округа от 20 февраля 2008 года по делу №А56-17969/2007 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление Федерального арбитражного суда Северо¬Западного округа от 9 августа 2007 года по делу №А56-45385/2006 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление Федерального арбитражного суда Северо¬Западного округа от 7 декабря 2006 года по делу №А56-35523/2005 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление Федерального арбитражного суда Северо¬Западного округа от 13 ноября 2006 года по делу №А56-30713/2005 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Специальная литература:
1. // Агешкиана Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
2. Богданов Е.В. Правовое положение арбитражного управляющего юридическим лицом Гражданское право. - 2015. - №1. - С. 27-30.
3. Большой юридический словарь. - 3-е изд. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М.: Инфра-М, 2007. - 858 с.
4. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С.216-217.
5. Витрянский В.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: забота об интересах кредиторов// Закон. 1995. №3. С.98
6. Витрянский В.В. Реформа части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Арбитражные споры. - 2016. - №1. - С. 70-83.
7. Вольнов А., Фролова Л. Ликвидация юридических лиц // Российская юстиция. - 1998. - №12. - С. 15-17.
8. Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). - М.: Статут, 2014. - 880 с.
9. Габов А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: научно-практический комментарий к статьям 57-65 Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. - 203 с.
10. Габов А.В. Об ответственности членов органов управления юридических лиц // Вестник ВАС РФ. - 2013. - №7. - С. 36-79.
11. Габов А.В. Законодательство о ликвидации юридических лиц в свете проекта изменений в ГК РФ // Вестник гражданского права. - 2011. - №4. - С. 32-83.
12. Габов А.В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. - М.: Статут, 2011. - 303 с.
13. Гландин С.В. Принудительная ликвидация компании Британских Виргинских островов по инициативе кредиторов // Закон. - 2015. - №7. - С. 203-212.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1-5 / А.В. Барков, А.В. Габов, В.Г. Голубцов и др.; под ред. Л.В. Санниковой. - М.: Статут, 2015. - 662 с.
15. Грибанов В. П. Юридические лица. М., 1961. С. 33.
16. Давыдова Г.Н. Юридические процедуры в гражданском праве (Общая характеристика): Дис. ... к.ю.н. - Казань, 2004. - 163 с.
17. Дубровская И. Реорганизация в банкротстве // ЭЖ-Юрист. - 2015. - №40. - С. 13.
18. Дуканов С. Аннулирование государственной регистрации как основание для ликвидации юридического лица // Хозяйство и право. - 2002. - №7. - С. 125-128.
19. Егорова М. Прекращение обязательств ликвидацией юридического лица // Хозяйство и право. - 2010. - №12. - С. 108-112.
20. Жубрин Р.В. Противодействие использованию фирм-однодневок для совершения преступлений // Российский следователь. - 2014. - №17. - С. 41-45.
21. Залесский В.В. Комментарий к Закону «О государственной регистрации юридических лиц» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2002. - 112 с.
22. Иванова Ж.Б., Толмачев Д.В. Определение прекращения деятельности юридического лица как самостоятельного правового явления и выявление его отличий от сходных правовых феноменов // Российская юстиция. - 2015. - №7. - С. 14-17.
23. Иоффе О.С. Советское гражданское право. М., 1967. С. 144.
24. Калиновский Ю. Добровольная ликвидация общества // ЭЖ-Юрист. - 2011. - №4. - С. 1.
25. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. - М.: Статут, 2005. - 220 с.
26. Кузнецов А.А., Новак Д.В. Комментарий к разделу «Юридические лица» Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 // Судья. - 2015. - №10. - С. 40-58.
27. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. Монография. - СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2003. - 387 с.
28. Лисецкий С.К. Современные тенденции модернизации гражданского законодательства в сфере ликвидации юридических лиц // Власть Закона. -
2015. - №4. - С. 90-95.
29. Марков П.А. Теория реорганизации коммерческих юридических лиц: проблемы правового регулирования и правоприменения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011. - 56 с.
30. Мейер Д.И. Русское гражданское право - М., 1997, С.131-135.
31. Мифтахутдинов Р.Т. Проблемы оптимизации правового регулирования прекращения юридических лиц без правопреемства: Автореф. дисс... к.ю.н. - М., 2011. - 31 с.
32. Муртазалиев З.И. Недействительность актов государственной регистрации юридических лиц // Арбитражная практика. - 2003. - №7. - С. 25¬27.
33. Нода Е.В. Ликвидация юридического лица по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 27 с.
34. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской
Федерации, части первой / В.В. Андропов, К.П. Беляев, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2011. Доступ из СПС
«КонсультантПлюс».
35. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. Т. 1 / Н.А. Баринов, К.П. Беляев, Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2011. - 533 с.
36. Право и экономическая деятельность: современные вызовы:
монография / Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко и др.; отв. ред. А.В. Габов. - М.: Статут, 2015. - 400 с.
37. Руденко Е.Ю. Единоличный исполнительный орган юридического лица: новеллы законодательства // Власть Закона. - 2014. - №3. - С. 136-142.
38. Сайфуллин Р.И. Осуществление права залога в ходе добровольной ликвидации юридического лица // Вестник ВАС РФ. - 2014. - №1. - С. 30-56.
39. Севастьянова Ю. Недобросовестная ликвидация // ЭЖ-Юрист. - 2013. - №17-18. - С. 9.
40. Семенихин В.В. Создание и ликвидация бизнеса: место нахождения, юридический, фактический и почтовый адреса и их соотношение с учетом письма №СА-4-14/12088 // Налоги (газета). - 2014. - №47. - С. 3-9.
41. Семенчук В.В. Механизм принудительной ликвидации фиктивных организаций: возможности и проблемы применения // Налоги. - 2016. - №1. - С. 35-39.
42. Сичкарева М.М. Документы ликвидируемых организаций // Право и экономика. - 2015. - №8. - С. 21-27.
43. Советское гражданское право / Под редакцией С.Н. Братуся М., 1950. С94-95.
44. Степанов Д.И. Новые положения Гражданского кодекса о юридических лицах // Закон. - 2014. - №7. - С. 31-55.
45. Стюфеева И.В. Решено ликвидировать // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
46. Хабибуллина А.Ш. О правовом статусе и компетенции высшего органа управления и учредителя (участника) юридического лица на стадии ликвидации // Юрист. - 2014. - №18. - С. 4-10.
47. Хабибуллина А.Ш. Ликвидация юридического лица: понятие и основания // Гражданское право. - 2012. - №4. - С. 34-37.
48. Цыбуленко З.И. Новое в гражданском законодательстве России о юридических лицах // Власть Закона. - 2014. - №3. - С. 82-92.
49. Чарковская Н.И., Красовская А.А. К вопросу об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра // Исполнительное право. - 2008. - №1. - С. 12-14.
50. Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: Цивилист. исслед. Дис. ... д-ра юрид. наук. - Казань, 2009. - 501 с.
51. Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву. - М.: Госюриздат, 1962. - 162 с.
52. Шаповалов М.А., Ишлек (Бородина) Н.М., Миронов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный). - 2-е изд. / Под ред. М.А. Шаповалова // СПС «КонсультантПлюс», 2013.
53. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т.1.: Торговые деятели. М., 2003. С. 340.
54. Шишмарева Т.П. Изменения в очередности исполнения обязательств при ликвидации юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. -
2016. - №1. - С. 25-29.
55. Шишмарева Т.П. Соотношение процедур ликвидации и прекращения правоспособности юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - №6. - С. 51-55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ