Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №118333

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к формированию у детей 2-3
лет навыков самообслуживания 9
1.3 Роль дидактических игр в формировании у детей 2-3 лет навыков самообслуживания 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр 27
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 2-3 лет навыков
самообслуживания 27
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 2-3 лет
навыков самообслуживания посредством дидактических игр 41
2.3 Оценка эффективности работы по формированию у детей 2-3 лет
навыков самообслуживания посредством дидактических игр 52
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложения 69

Двух-трехлетний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Эффективность адаптационного периода зависит от того, насколько сформированы элементарные навыки самообслуживания (держать ложку, самостоятельно одеваться, раздеваться) у ребенка 2-3 лет.
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Если у ребенка этого возраста (именно в этот период большинство детей начинают посещать дошкольное образовательное учреждение) сформированы элементарные навыки самообслуживания, то он легче привыкает (адаптируется) к среде детского сада (Н.Д. Ватутина, В.Н. Волчкова, Н.В. Волкова, Н.И. Добрейцер, А.И. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольская).
Формирование привычек и навыков самообслуживания целесообразно осуществлять под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки посредством игровой деятельности (А.К. Бондаренко, В.И. Логинова, Г.К. Селевко).
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. По мнению Е.В. Моржина, обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Проблемами формирования навыков самообслуживания детей занимались такие отечественные авторы, как Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р. Малер, Л.М. Шипицина. Среди зарубежных авторов можно выделить У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле. Для того, чтобы формирование навыков самообслуживания осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать среду, направленную так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс. Проблема формирования навыков самообслуживания детей двух-трехлетнего возраста связывается авторами с низкой мотивацией родителей, позицией полной опеки, сложившимся стереотипом отношений. Родителям чаще проще все делать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания. Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребенка подчиняться общим правилам (пора уходить домой, все одеваются, а ребенок уходить не хочет, демонстрирует негативное поведение) или со сложившимся стереотипом поведения (у ребенка нет двигательных ограничений, но ложку в руки не берет, предпочитает, чтобы его по-прежнему кормила мама).
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по применению дидактических игр для этих целей.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности дидактических игр в формировании у детей 2-3 лет навыков самообслуживания?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания.
Гипотеза исследования: формирование у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр будет проходить успешно, если:
- подобран комплекс дидактических игр для детей 2-3 лет в соответствии с показателями навыков самообслуживания и включен в совместную деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты;
- включены родители в процесс формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр;
2) выявить уровень сформированности у детей 2-3 лет навыков самообслуживания;
3) разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр;
4) определить эффективность содержания работы по формированию у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр.
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования, посвященные изучению психологических особенностей детей 2-3 лет Л.И. Божович, А.К. Бондаренко, Д.Б. Эльконина, Ю.В. Микадзе, Е.И. Тихеевой;
- исследованния, посвященные изучению формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной,
A. Р. Малер, Е.В. Моржина, Л.М. Шипициной;
- исследования возможностей применения дидактических игр в формировании у детей 2-3 лет навыков самообслуживания Н.П.Аникеевой, Л.С. Выготского, Л.А. Леушиной, Н. Я. Михайленко, М. Монтессори, B. А. Сухомлинского.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей дидактических игр в формировании у детей 2-3 лет навыков самообслуживания.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания; в разработке и обосновании содержания работы с использованием дидактических игр, которое может составить основу для более широких научных представлений о методах и средствах формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для построения педагогической работы по формированию у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр воспитателями, педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций.
База исследования: ЧУ ДОО ДС «Апельсин» г. Москва. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников), приложения. Работа содержит 14 таблиц, проиллюстрирована 12 рисунками, включает 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой части нашей работы мы рассмотрели теоретические основы формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр Формирование навыков самообслуживания - важная составная часть культуры поведения ребенка младшего дошкольного возраста. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений
Для успешного решения задач по воспитанию у детей 2-3 летнего возраста формирования навыков самообслуживания рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе и, конечно же, использование дидактических игр.
В этот возрастной период дети не просто проводят досуг, играя. Через игры они познают окружающий мир. То, насколько успешно будет проходить развитие ребенка в 2-3 года, во многом зависит от игр, в которые он играет. Детские игры могут быть направлены на развитие физических навыков дошкольника, интеллектуальных, психологических, коммуникативных. Игры могут быть групповыми - в компании других детей или взрослых, индивидуальными.
Анализируя полученные сводные данные сформированности навыков самообслуживания на констатирующем этапе, мы получили данные о том, что у детей преобладает в основном средний и низкий уровни. Исходя из таких показателей, мы пришли к выводу о необходимости формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр.
В формирующей части мы провели экспериментальную работу по формированию у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр:
- включение в совместную деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты комплекса дидактических игр, подобранных в соответствии с показателями навыков самообслуживания;
- привлечение родителей в процесс формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр.
После проведения формирующего этапа работы, было повторно проведено исследование навыков самообслуживания у детей обеих групп. В сравнении с констатирующим этапом исследования, мы получили повышение показателей сформированности навыков самообслуживания в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе показатели существенно не изменились. На 40% снизилось количество детей с низким уровнем сформированности навыков самообслуживания в экспериментальной группе.
Таким образом, задачи исследования решены. Гипотеза исследования, подтверждающая, возможности формирования у детей 2-3 лет навыков самообслуживания посредством дидактических игр, доказана.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] закон от 17 октября 2013 года, № 1155 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok (дата
обращения: 10.05.2019).
2. Российский общеобразовательный портал. Образовательные ресурсы для воспитателей, учителей, учеников и родителей. Портал содержит многообразную информацию по всем основным вопросам общего образования, от дошкольного до полного среднего [Электронный ресурс] . - Режим доступа:http://www.school.edu.ru (дата обращения: 11.05.2019).
3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]: научное издание / П.П. Блонский - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 575 с.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада. / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
5. Буре, Р.С., Воспитатель и дети [Текст] / Р.С.Буре, Л.Ф. Островская - М.: Просвещение, 2011. - 121 с.
6. Буре, Р.С. Воспитатель и дети. [Текст] / Р.С.Буре, Л.Ф. Островская - М.: Просвещение, 2006. - 13 с.
7. Веккер, Л.М. Психические процессы. Мышление и интеллект [Текст] / Л.М. Векгер. - Л.: изд. Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова, 1976. - 342 с.
8. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Под редакцией Л. А. Венгера. - М.: «Педагогика», 1986. - 225 с.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: «Проспект», 2000. - 584 с.
10. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова - ТЦ «Учитель» 2012. - 157 с.
11. Волоков, В.С. Детская психология: Логические схемы [Текст] / В.С. Волоков, Н.В. Волкова - М.: Владом, 2009. - 256 с.
12. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение,2012. - 93 с.
13. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей - Российский гос. Пед. Университет им Герцена. - СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. -192 с.
14. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. /Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова - М.: ВЛАДОС, 2006 г. - 160 с.
15. Гаврилина, С.Е. Развиваем мышление [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина. - М.: Просвещение, 2000. - 150 с.
16. Гальперин, П.Я., Языковое сознание и некоторые вопросы
взаимоотношения языка и мышления [Текст] / Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. - М.: Издательство Институт практической
психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. - С. 430-441.
17. Ермаков, П.В. Основы тифлопедагогики. [Текст] / П.В. Ермаков, Г.А. Якунин - М.: Владос, 2000. - 237 с.
18. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. [Текст] / А.В. Запорожец - М.,2009. - 162 с.
19. Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст] / В.А. Зебзеева - М.: Сфера, 2011. - 250 с.
20. Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С.А. Новосёловой. - М.: Просвещение,2011. - 52 с.
21. Ипатова, Ю. Волшебный колпак повара. [Текст] /Ю. Ипатова // Дошкольное образование - 2008- № 11 - С. 35-39.
22. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. [Текст] / Е.В. Котова./ - М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 80 с.
23. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-
дошкольника [Текст] /Л.В. Куцакова - М.: ВЛАДОС, 2009. - 143 с.
24. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? [Текст] /Е.Н. Лебеденко - М.: Прометей, 2003. - 64 с.
25. Ле, Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» Магия высшей практической психологии. [Текст] / Шан Ле - М., 2005- 55 с.
26. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Прометей, 2005. - 120 с.
27. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. [Текст] /Е.В. Моржина - М.: Теревинф, 2006. - 157 с.
28. Нечаева, Г.В. Воспитание дошкольника в труде. [Текст] / Г.В Нечаева - М.: Просвещение, 2009. - 153 с.
29. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского - М.: Академия, 2003. - 241 с.
30. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебник: [по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - 5-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Академия, 2014. - 360 с.
31. Столяренко, Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов. [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 250 с.
32. Титов, В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. [Текст] /В.А.Титов - М.: «Приор-издат», 2012. - 224 с.
33. Маркова, Т. Формирование элементарных навыков самообслуживания [Текст] / Т. Маркова /Дошкольное воспитание. - 2006. - №17. - С. 104-110.
34. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
35. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольного возраста [Текст]. / Г.А. Урунтаева - М.: Академия, 2012. - С.32.
36. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для
воспитателей детского сада [Текст] / А.В. Запорожец; под ред. А.Д. Кошелевой. - Москва: Просвещение, 2013. - 173 с.
37. Фрейд, Зигмунд Основные категории психоанализа [Текст] / З. Фрейд, (с немецкого перевела А. Березинская) // Вселенная. - 1991. - № 5 (749). - С. 164-170.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ