Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ

Работа №104068

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 13
1.1 Формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического
развития представлений о профессиях как психолого-
педагогическая проблема 13
1.2 Теоретические основы использования интерактивной экскурсии
в образовательной работе по формированию представлений
о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития .. 26
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий 35
2.1 Выявление уровня сформированности представлений
о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития ... 35
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий 46
2.3 Выявление динамики сформированности представлений о
профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 60
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Результаты диагностики детей на констатирующем этапе эксперимента 73
Приложение Б Анкета для педагогов 74
Приложение В Перспективный план работы по формированию представлений о профессиях у детей 5-6 лет с ЗПР 75
Приложение Г Содержание представлений детей 5-6 лет с ЗПР о профессиях ближайшего окружения 77
Приложение Д Результаты диагностики детей на контрольном этапе
эксперимента


Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована необходимостью ранней профориентации подрастающего поколения. Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. В п 6.7 записано, что дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания должны осуществлять психолого-социальную ориентацию детей, проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки, формировать мотивацию и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья [1]. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий) и содержит совместное обсуждение опыта и мечты ребенка дошкольника в трудовой деятельности (самообслуживание).
Дошкольные организации являются первой ступенью знакомства дошкольников с профессиями. Формирование у детей представлений о профессиях расширяет кругозор ребенка об окружающем мире, ребенок социализируется и приобретает элементарный опыт, который способствует ранней профессиональной.
Актуальность на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующей потребности в формировании у дошкольников представлений о профессиях недостаточно изучены особенности такой работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Важным для всестороннего развития детей является формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях.
Значимо также определение эффективных средств образовательной работы с детьми, в том числе возможностей использования интерактивной экскурсии.
Современными исследованиями (О.В. Дыбина, М.В. Крулехт, Т.С. Комарова, В.И. Логинова и другие) доказано, что «ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых формирует у них представления о роли труда и важности профессий в жизни общества. В процессе ознакомления детей с профессиями взрослых накапливаются представления, которые позволяют детям все больше узнать о мире взрослых, понять его, происходит социализация детей. На основе этих представлений формируется интерес к труду».
Ряд исследователей (О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, и др.) отмечают, что формирование у дошкольников представлений о профессиях взрослых развивают у детей представления об устройстве жизни в обществе, о трудовых действиях человека данной профессии и о человеке как создателе предметного мира. Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова предлагают знакомить детей с профессиями людей данной местности. По мнению Т.И. Бабаевой, А.Г. Гигоберидзе, О.В. Дыбиной «необходимо не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий».
По мнению исследователей, (Р.С. Буре, Г.М. Година, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева и др.), для формирования представлений о профессиях возможно использование такого средства как экскурсия, в которой возможно наблюдать за процессом труда и за трудовыми действиями представителей профессии.
В работах (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Н.П. Нечаев и др.) представлены теоретические положения об использовании интерактивного обучения.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью разработки методических аспектов реализации интерактивной экскурсии как средства образовательной работы с детьми с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
Анализ научно-методической литературы показал, что проблема исследования представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития раскрыта недостаточно.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных образовательных организация выявил следующие противоречия:
- между необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлений о профессиях и недостаточным использованием содержательно-методических разработок этого процесса;
- между возрастными возможностями формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием интерактивных экскурсий как средства.
Для разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: как осуществить формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий?
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику проведения интерактивных экскурсий по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у детей 5¬6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях может обеспечить реализации методики проведения интерактивных экскурсий, если:
- разработана и реализована содержательная характеристика знаний о профессиях, отражающая специфику профессий и доступная для освоения детьми данного возраста с имеющимся типом задержки психического развития;
- определена специфика и содержание интерактивных экскурсий для детей с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях, и разработаны технологические карты их проведения, отражающие взаимодействие детей, педагога и представителей профессий;
- разработаны и реализованы типовые задания для детей по освоению всей совокупности представлений и педагогический инструментарий, отражающие специфику интерактивных экскурсий, возрастные особенности детей и тип задержки психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретическое состояние исследуемой проблемы в современных исследованиях, уточнить понятие «интерактивная экскурсия» и раскрыть ее специфику для детей с задержкой психического развития.
2. Определить показатели, диагностический инструментарий и выявить уровень сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать методику проведения интерактивных экскурсий с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
4. Выявить динамику уровня сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития после проведенной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения о формировании у детей представлений о социальном мире (Л.А. Венгер, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, В.С. Мухина, А.Г. Маклаков, Г.А. Урунтаева и др.);
- теоретические аспекты проблемы формирования у дошкольников представлений о профессиях (О.В. Дыбина, М.В. Крулехт, B. И. Логинова);
- требования и принципы по определению программы знаний дошкольников (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, О.В. Дыбина, Г.А. Толмачева и др.);
- теоретические положения об особенностях развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович и др.);
- теоретические аспекты проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей с ЗПР (Г.М. Капустина, У.В. Ульенкова, C. Г. Шевченко и др.);
- идеи и теоретические положения об использовании экскурсии в образовательной работе с детьми (Р.С. Буре, Г.М. Година, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева и др.);
- теоретические положения об использовании интерактивного обучения (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Н.П. Нечаев и др.).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; выдвижение гипотезы исследования; обобщение практического опыта, системный анализ, проектирование результатов и процессов их достижения);
- эмпирические (беседы с педагогами и детьми, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, наглядное представление результатов исследования).
Опытно-экспериментальная база: муниципальное бюджетное
учреждение детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития, 3 педагога.
Организация и этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2018 - март 2019 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата исследования. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, определение теоретико-методологических оснований исследования по изучаемой проблеме, осуществление первичного сбора и анализа эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (апрель 2019 - февраль 2020 гг.). Разработка и реализация программы экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Обсуждение плана и методик констатирующего эксперимента, разработка плана работы с детьми и проверка методики проведения интерактивной экскурсии на формирующем этапе эксперимента.
Третий этап - заключительно-обобщающий (март - июнь 2020 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в:
- выявлении состояния изучаемой проблемы в теории и педагогической практике на современном этапе;
- в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики проведения интерактивных экскурсий с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях;
- в раскрытии понятия «интерактивная экскурсия» и уточнении ее специфики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- охарактеризованы особенности интерактивной экскурсии как средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста;
- раскрыта методика проведения интерактивных экскурсий с детьми 5¬6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что специалисты дошкольного образования могут применять разработанные диагностические материалы (показатели и диагностические задания) по изучению у детей 5-6 лет с задержкой психического развития уровня сформированности представлений о профессиях; содержание интерактивных экскурсий и типовые задания для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке и апробации методики проведения интерактивных экскурсий с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты доказывались на следующих конференциях:
- «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2019 г., 2020 г.);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (2019 г.).
Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование у детей представлений о профессиях определяется разработкой содержательной характеристики знаний (предметно-содержательная, содержательно-деятельностная), которая должна отражать специфику профессий и учитывать возможности познавательной сферы детей 5-6 лет с имеющимся у них типом задержки психического развития.
Предметно-содержательная характеристика знаний является ключевой, определяет их полноту и системность (объекты познания, образовательные задачи); предполагает конкретизацию перечня профессий и дидактических единиц, определяющих специфику профессии (специальная одежда, место работы, орудия труда и трудовые действия, результаты и значение труда, профессиональные умения и личностные качества) и являющихся основой для конкретизации образовательных задач.
Содержательно-деятельностная характеристика отражает процесс освоения знаний, определяет их прочность и действенность (формы активности детей); предполагает конкретизацию заданий, обеспечивающих решение соответствующих образовательных задач в процессе интерактивных экскурсий.
2. Интерактивная экскурсия определяется как форма коррекционно-образовательной работы с детьми, которая предполагает коммуникацию и взаимодействие детей, учителя-дефектолога и представителей профессий в связи с выполняемыми ими ролями в процессе решения образовательных задач (экскурсовод, его помощник, экскурсанты, представитель профессии).
Специфика интерактивной экскурсии для детей с задержкой психического развития по формированию представлений о профессии проявляется в непосредственной коммуникации и взаимодействии, использовании различных заданий, получая от представителя профессии содержательную обратную связь и эмоциональную поддержку. Представитель профессии, который выполняет или моделирует профессиональные действия на своем рабочем месте, а дети повторяют их.
Технологическая карта интерактивной экскурсии отражает специфику места проведения экскурсии, ролей и особенностей коммуникации педагога, учителя-дефектолога, представителя профессии и детей, и представляет поэтапную специфику и взаимосвязь их действий (мотивационно-целевой, организационно-проектировочный, содержательно-деятельностный и оценочно-рефлексивный).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 4 рисунка, 5 таблиц, список используемой литературы (48 источников), 5 приложений. Основной текст работы изложен на 72 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В ходе исследования было установлено, что проблема формировании у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий в педагогической теории и практике дошкольного образования является актуальной, и требует дальнейшего теоретического осмысления.
2. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование у детей представлений о профессиях расширяет общую осведомленность об окружающем мире, способствует социализации детей, формирует элементарный познавательный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Выявлены особенности познавательной деятельности детей с ЗПР церебрально-органического генеза и уточнена содержательная характеристика знаний о профессиях (предметно-содержательная, содержательно-деятельностная). Был определен перечень профессий, представители которых находятся в их ближайшем окружении и продуктами труда которых они часто пользуются в своей обычной жизни (повар, врач, швея, прачка, плотник). Выделенные дидактические единицы стали основой для определения совокупности образовательных задач и выделения блоков работы с детьми (название профессий. специальная одежда, место работы, орудия труда и трудовые действия, результаты и значение труда, профессиональные умения и личностные качества).
3. Установлено, что эффективным средством образовательной работы с детьми с ЗПР является интерактивная экскурсия, специфика которой проявляется в непосредственной коммуникации и взаимодействии детей с представителями профессий, моделирующих профессиональные действия; в получении от них содержательной обратной связи и эмоциональной поддержки; в выполнении самими детьми типовых заданий в связи с выполняемыми ими ролями (экскурсовод, его помощник, экскурсанты, представитель профессии), обеспечивающих освоение всей совокупности представлений. При разработке содержательно-деятельностной характеристики знаний о мире профессий по каждому блоку знаний определены типовые задания («Как одет?», «Где работает?», «Для чего это нужно?», «Что и как делает?», «Какую пользу приносит?», «Каким должен быть?»).
4. Необходимость построения более эффективной образовательной работы с детьми 5-6 лет с ЗПР по формированию представлений о профессиях доказана результатами проведенной диагностики на констатирующем этапе эксперимента. Показателями сформированности представлений о профессиях у данных детей являются: представления о названии профессий и трудовых процессах людей разных профессий; представления о специальной одежде людей разных профессий; представления об орудиях труда людей разных профессий; представления о месте работы людей разных профессий; представления о значении и результатах труда людей разных профессий.
5. В ходе формирующего эксперимента осуществлялась поэтапная и реализация интерактивных экскурсий по формированию представлений о профессиях. На подготовительно-проектировочном этапе были подготовлены представители профессии к проведению интерактивных экскурсий с детьми, разработаны методические материалы (технологические карты, типовые задания для детей) и созданы материальные условия их реализации. Основной этап работы с детьми предполагал реализацию разработанного перспективного план проведения интерактивных экскурсии на рабочем месте представителя профессии и в групповом помещении детей.
6. Повторная диагностика на контрольном этапе показала положительную динамику и качественные изменения представлений детей о профессиях. Таким образом, цель исследования достигнута поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о
профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1. - Режим доступа:
http: //zakonbase.ru
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1115 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 12. 14.11.2013: Российская газета. 2013. 14 нояб. № 30384.
3. Об образовании в Российской Федерации [Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(Дата обращения 12.01.20 г.).
3. Справочник технического переводчика. Режим доступа: http://www.morepc.ru/dict/(Дата обращения 20.04.2020 г.).
4. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М : Икар, 2009. 448 с.
5. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ. 2011. № 4. С. 34-35.
6. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 136 с.
7. Боброва Е. С. Формирование представлений о профессиях у дошкольников с трудностями в обучении. Витебск : ГУО «ВО ИРО», 2009. 24 с.
8. Бочкарева А. Н. Взаимоотношение детей в игре. 2011. № 4. С. 16-19.
9. Буре Р. С. Дошкольник и труд. СПб. : Детство-пресс, 2004. 86 с.
10. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная развивающая среда детского сада. М. : Мозаика, 2014. 95 с.
11. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная развивающая среда детского сада. М : Перспектива, 2011. 108 с.
12. Власова Т. А., Лебединская К. С. Клиническая характеристика детей с ЗПР. М. : Просвещение, 2009. 204 с.
13. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 2010. 156 с.
14. Гиголо С. С. Интерактивная экскурсия как форма развития познавательной активности дошкольника. М. : Аспект Пресс, 2013. 72 с.
15. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. М : Школьная Пресса, 2005. 164 с.
16. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет М : Мозаика- Синтез, 2010. 130 с.
17. Дыбина О. В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей / Вектор науки Тольяттинского государственного университета; под ред. М.М. Криштал. Тольятти : ТГУ, 2014. С. 224-229.
18. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов : Николаев, 2002. 80 с.
19. Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие; под ред. Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2012. 148 с.
20. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. СПб. : Питер, 2002. 286 с.
21. Кузнецов Г. Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: существенные характеристики // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 20-26.
22. Келлер Н.А. Содержание работы с детьми 5-6 лет с ЗПР по формированию представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 13-17 апреля 2020 г.
Выпуск IX / Сост. О.В. Дыбина [и др.]. Тольятти : НаукоПолис, 2020 . 1 оптический диск.
23. Логинова В. И., Мишарина Л. В. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание. 2013. № 10. С. 23-27.
24. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М. : Педагогика, 2003. 146 с.
25. Люблинская А. А. Детская психология. М. : Просвещение, 2010. 415 с.
26. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2008. 583 с.
27. Мухина В. С. Детская психология; под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 2012. 272 с.
28. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. 4-е изд. М. : Владос, 2003. 688 с.
29. Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС. М: Влако, 2016. 139 с.
30. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. М. : ТЦ «Сфера», 2010. 186 с.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду; под ред. М. А. Васильевой [и др.]. 8-е изд., испр. М : Мозаика-Синтез, 2014. 240 с.
32. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития; под ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. 221 с.
33. Прыжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства. М : Академия, 2005. 480 с.
34. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. 2012. № 3. С. 43-45.
35. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М. : Просвещение, 2007. 96 с.
36. Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений. 2016. № 7.6. С. 213-214.
37. Слепович Е. С., Поляков А. М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. СПб. : Речь, 2008. 247 с.
38. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений; под ред. Т.И. Ерофеевой. М. : Академия, 2014. 344 с.
39. Теплов Б. М. Психология. М. : УЧПЕДГИЗ, 2001. 223 с.
40. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. СПб. : Детство-Пресс, 2012. 207 с.
41. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организац. педагогические аспекты. М. : Владос, 2001. 87 с.
42. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М. : Школьная Пресса, 2005. 80 с.
43. Щетинина В. В. Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника. 2017. № 2 (6). С. 37-42.
44. Parsons Frank. Choosing a vocation. Boston and New York: Publishing Houghton Mifflin Company [E resource]. Access mode:https://www.scirp.org/reference/referencespapers.aspx?referenceid=2516241
45. Strauss A., Lethinen L. Psychopathology and teaching a child with brain damage [E resource]. Access mode:https: //psyj ournals.ru/exp/2012/n1/51723 full.shtml
46. Payne R.S. Minimal brain disfunction [E resource]. Access mode:https://www.litmir. me/br/?b=661253&p=2
47. C. Bart, R. Eustis, L. Bender, C. Delacoto Educationally disabled children with learning disabilities [E resource]. Access mode:https: //www.litmir. me/br/?b=661253&p=2
48. M. Tramer, A. Drive Children with learning difficulties
[E resource]. Access mode:https: //www.litmir. me/br/?b=661253&p=2


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ