Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП (Психология лиц с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №38209

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы32
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
521
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: База исследования: ДОУ «Звуковичок» №204 г. Барнаула.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (5-6 лет).
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
Если в данной работе подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 6
1.1 Этиология и патогенез детского церебрального паралича 6
1.2 Особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ
ПАРАЛИЧОМ 20
2.1 Описание процедуры исследования 20
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 33


Актуальность исследования. В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов, логопедов и дефектологов привлечено к проблемам физического, психического и речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период – это важный период с точки зрения наиболее интенсивного развития ребенка, период формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое, психическое и речевое развитие ребенка во многом зависит его будущее.
В литературе по специальной педагогике и психологии подчеркивается, что совершенствование пространственных представлений, умения устанавливать причинно-следственные отношения ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира (Б.Г. Ананьев, A.A. Люблинская, Т.А. Муссейибова, Н.Я. Семаго, Н.Г. Яковлева и др.). Все виды детской деятельности тесно связаны с ориентировкой в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственых представлений играет большую роль в процессе приспособления ребенка в быту. Ряд ученых (Л.Г. Парамонова, Е.Н. Соколова, Ю.В. Терентьева и др.) выделяет у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП особенности нарушения восприятия внутреннего пространства (соматопространство), восприятия внешнего пространства, восприятие квазипространства (понимание логико-грамматических конструкций), затрудняются дети в определении основных временных понятий. Нарушения в развитии пространственных представлений, в умении выявлять причинно-следственные отношения оказывают негативное влияние на развитие всех познавательных процессов ребенка, что в будущем создаст определенные трудности в овладении учебной информацией (Р.Л. Непомнящая, Н.Я. Семаго, А.В. Семенович и др.). Исследования, проведенные учеными, доказали, что дети старшего дошкольного возраста с ДЦП имеют в основном низкий уровень развития пространственных представлений, умения выявлять причинно-следственные отношения.
Несмотря на это необходимо отметить, что исследования в области формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ДЦП у детей дошкольников проводятся крайне неактивно, в связи с чем мало опробованных методик по формированию пространственных представлений данной категорией детей. Так же нет существенных критериев оценки степени развития пространственных представлений у старших дошкольников с ДЦП.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений и отсутствием у педагогов дошкольных образовательных организаций специальных знаний о формировании пространственных представлений у старших дошкольников с ДЦП.
Проблема исследования: как формируются пространственные представления у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ДЦП.
2. Подобрать диагностические методики по определению уровня сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
3. Проанализировать уровень сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Объект исследования – процесс формирования пространственных представления старших дошкольников с ДЦП.
Предмет исследования – условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП пространственные представления, умения выявлять причинно-следственные отношения сформированы в основном на низком уровне: дети данной группы:
- не оперируют такими понятиями, как «вправо», «влево», «назад», «вперед» и т.д.;
- могут выделять только отдельные признаки пространства;
- не могут устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, публикаций; эмпирические методы: диагностические методики, направленные на определение особенностей сформированности пространственных представлений, умения выявлять причинно-следственные отношения у старших дошкольников с ДЦП; количественные и качественные методы обработки эмпирических данных; интерпретационные методы.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходами к проблеме симптоматике и причин детского церебрального паралича – Л.И. Аксеновой, В.А. Ковшикова, С.Ю. Кондратьевой, Т.А. Павловой и др.;
- подходами к формированию сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП – О.И. Галкиной, О.А. Козыревой и др.;
- подходами к формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП – Р.О. Морозовой, Т. А. Мусейибовой и др.
База исследования: ДОУ «Звуковичок» №204 г. Барнаула. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (5-6 лет).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ литературы свидетельствует, что современные педагоги уделяют особое внимание изучению пространственных представлений в силу их особой роли. Формирование пространственных представлений происходит в дошкольном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее. В период от 3 до 7 лет понимание пространства значительно улучшается, и к началу учебной деятельности ребенок способен уже во внутреннем плане оперировать размерами предметов, пониманием «далеко-близко», «слева-справа» и подобными отношениями. Низкий уровень сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста оказывает отрицательное воздействие на психическую и учебную деятельность. Это отражается на процессе формирования устной речи, овладения письмом, чтением, освоении математических представлений, формировании изобразительных навыков, организации деятельности на занятии и уроке, формировании бытовых и трудовых навыков, навыков самообслуживания.
Особенностью ДЦП является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
Психические процессы прямо или косвенно участвующие в формировании пространственных представлений, как и сами представления, у детей с ДЦП качественно специфичны. До самого конца дошкольного возраста у детей с ДЦП нет четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела стоящего напротив человека. У них появляются трудности при ориентировке практически во всех направлениях пространства, в особенности правого и левого. Понимание и употребление временных и пространственных представлений для дошкольников старшего возраста с ДЦП является сложным, непонятным.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Проведенное нами исследование показало, что для старших дошкольников с ДЦП характерны нарушения в развитии пространственных представлений. У многих детей с ДЦП отмечается несформированность самых элементарных уровней овладения пространством. У детей данной группы возникают значительные трудности в анализе пространственных взаимоотношений внешних объектов в вертикальной и горизонтальной плоскостях по отношению к их собственному телу.
Дети старшего дошкольного возраста с ДЦП нуждаются в организации специального обучения по формированию пространственных представлений, а также в развитии умения устанавливать причинно-следственные связи, выявлять причинно-следственные отношения. Особого внимания дефектологов и воспитателей требуют дошкольники с ДЦП, показавшие по результатам обследования низкий уровень сформированности пространственной ориентировки и пространственных представлений (по методике Т.А. Павловой – 60% и по методике Р.Ф. Галямовой – 50%).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аббасов, М. Г. Состояние некоторых навыков пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / М. Г. Аббасов // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 38 – 42.
2. Аблитарова, А. Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Б. Аблитарова, Н. В. Кондрашова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 55-59.
3. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учебное пособие для вузов [Текст] / Л. И. Аксенова. – Москва : Академия, 2016. – 400 с.
4. Акшонина, А. Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития [Текст] / А. Я. Акшонина, Г. В. Васина. – Москва : ООО « ИПТК «Логос» ВОС», 2014. – 356 с.
5. Ананьев, Б. Г. Антропология [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Санкт-Петербург : Питер. 2014. – 587 с.
6. Веселовская, А. А. Особенности развития пространственно-временных представлений у дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / А. А. Веселовская // Дефектология. – 2016. – №1. – С. 33-36.
7. Выготский, Л. С. Дети с ЗПР [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – 874 с.
8. Галкина, О. И. Начальное обучение и формирование у детей пространственных представлений [Текст] / О. И. Галкина // Дефектология. – 2017. – №4. – С. 28-31.
9. Галямова, Р. Ф. Формирование представлений о времени и его измерении у детей дошкольного возраста [Текст] / Р. Ф. Галямова // [Электронный ресурс]. Режим доступа к ст.: http://festival.1september.ru. (дата обращения: 12.05.2019 г.)
10. Ковшиков, В. А. Дефектология [Текст] / В.А. Ковшиков. – Москва : Инфра-М, 2014. – 412 с.
11. Козырева, О. А. Организационно-методические вопросы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонение в развитии [Текст] / О. А. Козырева // Практический психолог. – 2016. – № 1. – С. 46-55.
12. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка ДЦП [Текст] / С. Ю. Кондратьева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 64 с.
13. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени [Текст] / Е. Н. Лебеденко. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2017. – 75 с.
14. Лепнина, А. М. Развитие пространственного ориентирования и пространственного мышления у старших дошкольников с ДЦП средствами дидактических игр [Текст] / А. М. Лепнина // Дефектология. – 2018. – №4. – С. 44-48.
15. Моргачева, И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие [Текст] / И. Н. Моргачева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017. – 212 с.
16. Морозова, Р. О. Проблема ориентировки в пространстве у старших дошкольников с ДЦП в процессе подвижных игр [Текст] / Р. О. Морозова // Дефектология. – 2015. – №2. – С. 41-45.
17. Мусейибова, Т. А. Ориентировка в пространстве у дошкольников с ДЦП [Текст] / Т. А. Мусейибова // Дефектология. – 2014. – №8. – С. 17 – 25.
18. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.Л. Непомнящая. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2015. – 125 с.
19. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников с ДЦП [Текст] / Т. А. Павлова // Сб. игровых упражнений. – Москва : Школьная пресса, 2014. – 64 с.
20. Парамонова, Л. Г. Пространственная ориентировка у детей с ДЦП [Текст] / Л. Г. Парамонова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 15-17.
21. Семаго, Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н. Я. Семаго. – Москва : Айрис – Пресс, 2017. – 523 с.
22. Соколова, Е. Н. Развитие пространственного мышления у дошкольников с ДЦП [Текст] / Е. Н. Соколова // Дефектология. – 2017. – №2. – С. 52-56.
23. Терентьева, Ю. В. Социально-психологические особенности детей с ДЦП 6-7 лет [Текст] / Ю. В. Терентьева // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
24. Фотекова, Т. А. Особенности развития познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Фотекова // Дефектология. – 2018. – №2. – С. 25-28.
25. Яковлева, Н. Г. Основы дефектологии [Текст] / Н. Г. Яковлева. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 452 с.
26. Яркова, Д. Л. ДЦП как причина несформированности пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д. Л. Яркова // Дефектология. – 2016. – №3. – С. 65-69.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ