Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Работа №108622

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте 8
1.1 Особенности формирования культурно-гигиенических навыков в
младшем дошкольном возрасте 8
1.2 Потенциальные возможности устного народного творчества в
формировании культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет посредством устного народного творчества 20
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических
навыков у детей 3-4 лет 20
2.2 Использование устного народного творчества в формировании
культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет 31
2.3 Выявление динамики в формировании культурно-гигиенических
навыков у детей 3-4 лет 37
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения

Актуальность. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей дошкольного возраста. В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы дошкольного образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни, в том числе формирование культурно-гигиенических навыков.
Основы здоровья человека закладывается в раннем детстве. В это время организм ребенка пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействию внешней среды, чем организм взрослого. От того, какие эти действия, благоприятные они или нет, во многом зависит, как в дальнейшем сложится его здоровья. Огромное значение для охраны и укрепления здоровья имеет гигиеническое воспитание детей. Гигиеническое воспитание является неотъемлемой частью общего воспитания. Это также одна из составных частей культуры человека. Глубоко ошибаются некоторые родители, думая, что привитие детям гигиенических знаний и навыков является уделом только педагогических работников. В реальности это дело родителей, особенно если учесть, что грань между навыками гигиенического поведения и элементарными правилами поведения настолько тонкая, что ее можно признать несущественной.
В основном культурно-гигиенические навыки формируются в младшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что именно в этом возрасте нервная система поддается влиянию, а такие действия, как прием пищи, одевание, умывание, повторяются систематически, каждый день и неоднократно. В детском саду детям прививаются такие навыки: соблюдение чистоты тела, культура еды, поддержание порядка в ближайшей окружающей среде. Дети учатся правильным взаимоотношениям между собой и со взрослыми.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет основную роль в охране их здоровья, помогает правильной организации поведения в семье, в дошкольной образовательной организации, а также в других общественных местах.
Большую роль в исследовании проблем гигиенического воспитания детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие.
С.В. Петерина рассматривает задачу формирования у детей культурно - гигиенических навыков с позиций нравственного воспитания, как составляющую культуры поведения, поскольку здесь формируется у детей самообслуживания - первый вид труда, умение доводить дело до конца, стремление к самостоятельности, поддержанию чистоты тела.
Отечественными исследователями Н.А. Ветлугиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной обоснована роль устного народного творчества в воспитании детей, однако его потенциал в формировании культурно- гигиенических навыков у детей 3-4 лет исследован недостаточно, что и определили выбор темы нашей бакалаврской работы.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- важностью проблемы формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков;
- выбором устного народного творчества в качестве средства формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков;
- недостатком научно-методических разработок, рассматривающих использование устного народного творчества в формировании у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Наряду с пониманием актуальности можно выделить и противоречие между признанным в науке значением устного народного творчества в воспитании детей и недостаточным использованием его потенциала в формировании у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности устного народного творчества в формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность устного народного творчества как средства формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Предмет исследования: устное народное творчество как средство формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков посредством устного народного творчества будет эффективен, если:
- осуществляется поэтапно, с учетом особенностей формирования навыка;
- для каждого этапа определены и структурированы произведения устного народного творчества в соответствии с видами формируемых культурно-гигиенических навыков и решаемыми приоритетными задачами.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет.
3. Определить и апробировать содержание, методы и приемы формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков посредством устного народного творчества.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения теории И.П. Павлова о формировании динамического стереотипа как физиологическом механизме становления навыка;
- подход Л.И. Каплан, В.И. Теленчи к выделению условий формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников;
- теоретические положения и методический подход С.В. Петериной к организации процесса формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков;
- теоретические положения о роли устного народного творчества в воспитании детей, представленные в работах Н.А. Ветлугиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной.
Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования (анализ психологической, педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных).
Новизна исследования: определена возможность формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков посредством устного народного творчества.
Теоретическая значимость исследования: описана методика формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков использования устного народного творчества.
Практическая значимость: апробированные материалы экспериментального исследования могут быть использованы воспитателями ДОО и родителями при формировании у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Экспериментальная база исследования. Работа осуществлялась на базе ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юго-Западного округа» отделение м.р. Хворостянский.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источника), 2 приложений; содержит 13 таблиц, 12 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой части нашей работы мы рассмотрели теоретические основы формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков посредством устного народного творчества.
Для успешного решения задач по воспитанию у детей 3-4 летнего возраста формирования культурно-гигиенических навыков рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе и, конечно же, использование устного народного творчества.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Устное народное творчество - это художественные произведения (сказки, поговорки, пословицы), созданные народом. Система фольклорных жанров создана русским народом, богата и разнообразна, формировалась и развивалась в разные исторические периоды развития народа. Устное народное творчество существовало и продолжает существовать как важная часть общенационального богатства народа и отражает динамику жизни народа и разнообразие его форм.
Во второй части мы провели экспериментальную работу по формированию у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков посредством устного народного творчества. Вторая часть нашей работы состояла и трех этапов. Анализируя полученные сводные данные сформированности культурно-гигиенических навыков на констатирующем этапе, мы получили данные о том, что у детей экспериментальной выборки преобладают в основном средний и низкий уровни. На основе полученных данных, мы пришли к выводу о необходимости проведения экспериментальной работы по формированию у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков посредством устного народного творчества.
Анализ результатов экспериментальной выборки до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности предложенных нами содержания, форм и методов работы. Процент детей с низким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем увеличилось.
В процессе работы мы заметили, что у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Дети запомнили потешки, пестушки и с удовольствием сопровождали или гигиенические процедуры.
Свою работу мы строили на следующем предположении: процесс формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков посредством устного народного творчества будет эффективен, если:
- осуществляется поэтапно, с учетом особенностей формирования навыка;
- для каждого этапа определены и структурированы произведения устного народного творчества в соответствии с видами формируемых культурно-гигиенических навыков и решаемыми приоритетными задачами.
Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза подтвердилась.
Таким образом, использование устного народного творчества в процессе формирования культурно-гигиенических навыков оправдывает себя как эффективное средство.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] закон от 17 октября 2013 года № 1155 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» // Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]: научное издание / П.П. Блонский; Под ред.: А.И.Липкиной, Т.Д.Марцинковской. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 575 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет.сада. / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
4. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст] / Р.С. Буре,
А.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2011. - 121 с.
5. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст] / Р.С. Буре,
A. Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2006. - 13 с.
6. Веккер, Л.М. Психические процессы. Мышление и интеллект
[Текст] / Л.М. Векгер. - Л.: изд. Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова, 1976. - 342 с.
7. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе
дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. - М.:
«Педагогика», 1986. - 225 с.
8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: «Проспект», 2000. - 584 с.
9. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Волгоград: ТЦ «Учитель» 2012. - 157 с.
10. Волоков, В.С. Детская психология: Логические схемы [Текст] /
B. С. Волоков, Н.В. Волкова. - М.: Владом, 2009. - 256 с.
11. Воспитателю о работе с семьёй [Текст] / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение,2012. - 93 с.
12. Воспитываем дошкольников самостоятельными [Текст]: Сборник статей - Российский гос. Пед. Университет им Герцена. - СПб.: Детство- ПРЕСС, 2000. - 192 с.
13. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещеряков. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 160 с.
14. Гаврилина, С.Е. Развиваем мышление [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина. - М.: Просвещение, 2000. - 150 с.
15. Гальперин, П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы
взаимоотношения языка и мышления [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.:
Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО
Модек, 1998. - С. 430-441.
16. Ермаков, П.В. Основы тифлопедагогики [Текст] / П.В. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Владос, 2000. - 237 с.
17. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец. - М., 2009. - 162 с.
18. Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст] / В.А. Зебзеева. - М.: Сфера, 2011. - 250 с.
19. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 18-28.
20. Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С.А. Новосёловой. - М.: Просвещение,2011. - 52 с.
21. Ипатова, Ю. Волшебный колпак повара [Текст] / Ю. Ипатова // Дошкольное образование. - 2008. - № 11. - С. 35-39.
22. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально- личностного развития детей [Текст] / Е.В. Котова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 80 с.
23. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка- дошкольника [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 143 с.
24. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина [и др.]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 400 с.
25. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации / Л.А. Лялина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 96 с.
26. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? [Текст] / Е.Н. Лебеденко. - М.: Прометей, 2003. - 64 с.
27. Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума [Текст] / Магия высшей практической психологии. - М., 2005. - 55 с.
28. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Прометей, 2005. - 120 с.
29. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома [Текст] / Е.В. Моржина - М.: Теревинф, 2006.- 157 с.
30. Нечаева, Г.В. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / Г.В. Нечаева. - М.: Просвещение, 2009. - 153 с.
31. Специальная психология [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2003. - 241 с.
32. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста [Текст]: учебник: [по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» / Э.Я. Степаненкова. - 5-е изд., переработ. и дополненное. - М.: Академия, 2014. - 360 с.
33. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 250 с.
34. Титов, В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. [Текст] / В.А.Титов. - М.: «Приор-издат», 2012. - 224 с.
35. Маркова, Т. Формирование элементарных навыков самообслуживания [Текст] / Т. Маркова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №17. - С. 104-110. 
А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 2013. - 173 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ