Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАННЕЕ ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №115190

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы105
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы раннего профориентирования детей 6-7 лет посредством сюжетно-дидактических игр 12
1.1 Психолого-педагогические основы раннего профориентирования детей 6-7 лет 12
1.2 Характеристика сюжетно-дидактических игр как средства профориентирования детей 6-7 лет 24
Глава 2 Экспериментальная работа по раннему профориентированию детей 6-7 лет посредством сюжетно-дидактических игр 36
2.1 Изучение уровня сформированности профориентированности у детей 6-7 лет 36
2.2 Организация процесса раннего профориентирования у детей 6-7 лет посредством сюжетно-дидактических игр 52
2.3 Выявление изменения уровня сформированности профориентированности у детей 6-7 лет 63
Заключение 83
Список используемой литературы 85
Приложение А. Протокол констатирующего эксперимента 91
Приложение Б. Описание сюжетно-дидактических игр 92
Приложение В. Протокол контрольного эксперимента 104

На сегодняшний день одним из приоритетных для образовательных организаций проектов, входящим в национальный проект «Образование», является проект «Успех каждого ребенка», одной из задач которого - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
«Профессиональная ориентация» - это, прежде всего, «система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве».
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. профессиональная ориентация входит в компетенцию и дошкольных образовательных организаций.
В свете глобализации, информатизации, технологизации современного мира на смену старым невостребованным профессиям приходят новые. И современное поколение детей должно уметь ориентироваться в новых профессиях. На сегодняшний день существующие профессионально ориентированные площадки, как детский технопарк «Кванториум», проект «Профи-дебют» (Самарская область), чемпионаты для подрастающего поколения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) - уже сегодня способствуют проявлению интереса к техническому творчеству, включиться в проектную деятельность, развить изобретательское мышление, проявить исследовательские навыки, что и является ранним профориентированием. Соответственно, каждому ребенку необходимо предоставить возможность получить знания и опыт по максимально широкому спектру направлений, чтобы в дальнейшем он смог осознанно подойти к выбору профессии, а значит быть востребованным в профессиональном мире.
Именно дошкольная организация, как первый уровень общего образования, является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет кругозор и общую осведомленность об окружающем мире у детей, но и формирует у них определенный элементарный трудовой опыт, способствует раннему профессиональному ориентированию.
Основой раннего профориентирования дошкольников в истории отечественной дошкольной педагогики является ознакомление с трудом взрослых и с профессиями (О.В. Дыбина, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова).
В современной педагогической науке проблема ранней профориентации остро встает на фоне изменяющихся экономических условий. Современные исследователи изучают разные аспекты данной проблемы: содержание процесса, формы, методы и технологии (С.Е. Анфисова, О.В. Дыбина, С.В. Елькина, С.А. Ефимова, А.Ю. Козлова, С.А. Козлова, В. Ливи, А.А. Ошкина, Т.В. Пасечникова, Е.А Сидякина).
Изменяющиеся социальные и экономические условия требуют от детей не только знаний о профессиях, но и сформированности отношения к той или иной профессии, на основе «проб» первоначальных трудовых действий, соответствующих той или иной профессии, освоенных в игровых условиях. Раннее профориентирование - это процесс, способствующий осознанному отношению к профессии через погружение ребенка в ситуацию профессиональной «пробы», с учетом его личностных интересов, способностей.
В дошкольной системе работа ознакомлению с миром профессий носит часто информационный характер, когда детям даются знания ознакомительного характера: название профессии, ее атрибутов, спецодежды, действиях.
Дошкольная образовательная организации является первой ступенью, той базовой платформой, где можно не только сформировать системные знания ребенка о профессиональной деятельности взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы, но и в практической деятельности освоить основные профессиональные функции той или иной профессии через доступные виды деятельности в этом возрасте.
В современной дошкольной педагогике существует несколько подходов к проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Одни авторы считают, что ребенка надо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться положительное отношение к труду. (В.И. Логинова, М.В. Крулехт). Другие авторы полагают, что нужно знакомить дошкольника с человеком - тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия проявляется в ответ на потребности людей в ней - врач нужен, «чтобы лечить, учитель, чтобы учить (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова). О.В. Дыбина выделяет в формировании представлений у детей о мире профессий следующее: формирование представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества; интереса к людям новых профессий: творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе.
В существующей практике дошкольного образования ранняя профориентация чаще всего сводится только к ознакомлению детей с профессиями и видами труда и формированию уважительного отношения к труду взрослых. Основными педагогическими средствами решения этой задачи выступают тематические занятия и беседы, виртуальные и реальные экскурсии, встречи с представителями профессий и профессионально- ориентированные сюжетно-ролевые игры, в отдельных случаях - исследовательская и проектная деятельность детей, экспериментирование и моделирование с целью изучения той или иной профессии. При этом дети не включаются в игровую профессиональную деятельность, не могут попробовать себя в разных профессиях. В программах детского сада предусмотрена организация трудовой деятельности детей (дежурство по группе, самообслуживание, уход за растениями в группе, участие в разбивке клумбы, высаживание и выращивание растений в теплице и др.), но такая деятельность связана с выполнением хозяйственно-бытовых, а не с профессионально-трудовыми функциями. Проводятся реальные и виртуальные экскурсии на предприятия с целью знакомства с профессиями, но входе таких экскурсий дети не могут попробовать себя и выполнить трудовые действия в какой-либо профессиональной деятельности.
Одним из средств работы по раннему профориентированию детей дошкольного возраста являются сюжетно-дидактическая игра. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно в процессе сюжетно-дидактической игры, в которой воспроизводятся сюжеты, ситуации, элементы профессиональной среды, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения, приобретаются элементарные практические умения. Эти аспекты раскрывали в своих трудах Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, П.Г. Саморукова, Д.Б. Эльконин.
Актуальность проблемы на социальном уровне определяется заказом социума на успешного члена общества, на конкурентоспособную личность, которая сможет легко адаптироваться в быстро меняющемся современном мире профессий. Профориентация XXI века отличается от профориентации века XX тем, что для части людей реальностью станет не просто смена профессий в течение жизни, а комбинирование своей, индивидуальной «профессии» из мозаики компетенций (того, чего в той или иной ситуации требует от него работодатель или заказчик товаров и услуг). Одно из предположений об изменении роли профессиональной ориентации в ближайшие годы заключается в том, что для значительной части людей не так важно будет найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования у дошкольников определенной ориентированности в мире профессий уже на этапе дошкольного возраста.
На научно-теоретическом уровне актуальность данной темы обуславливается необходимостью разработки теоретических положений по раннему профориентированию в дошкольных образовательных организациях. Неполнота научного исследования для данной возрастной категории детей определяет необходимость разработки содержания и выделения эффективного средства работы по раннему профориентированию.
На научно-методическом уровне значимость проблемы заключается в отсутствии сюжетно-ролевых игр для дошкольников по раннему профориентированию.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выделить противоречие: между необходимостью раннего профориентирования детей 6-7 лет и недостаточным использованием сюжетно-дидактических игр в данном процессе.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы возможности использования сюжетно-дидактических игр для раннего профориентирования дошкольников 6-7 лет.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Раннее профориентирование дошкольников 6-7 лет посредством сюжетно-дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность сюжетно-дидактических игр в раннем профориентировании дошкольников 6-7 лет.
Объект исследования: процесс раннего профориентирования дошкольников 6-7 лет.
Предмет исследования: сюжетно-дидактическая игра как средство раннего профориентирования детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:
• раскрыта сущность раннего профориентирования дошкольников с учетом специфики организации педагогического процесса в детском саду;
• раннее профориентирование детей 6-7 лет целесообразно и возможно осуществлять посредством сюжетно-дидактических игр;
• организация сюжетно-дидактической игры предполагает реализацию мотивационно-целевого, содержательно-деятельностного и оценочно-рефлексивного этапов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа проблемы раннего профориентирования раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить категориально-понятийное поле исследования, охарактеризовать сюжетно-дидактические игры и их возможность в раннем профориентировании детей 6-7 лет;
2) определить комплекс диагностических заданий, показатели и уровни сформированности профориентирования дошкольников 6-7 лет.
3) разработать содержание и апробировать сюжетно-дидактические игры в процессе раннего профориентирования дошкольников 6-7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• основы трудового воспитания дошкольников (Р.С. Буре, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева);
• исследования профориентации детей дошкольного возраста (Е. Гинзберг, Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, Д. Сьюпер, С.Н. Чистякова);
• исследования о сюжетно-дидактической игре и ее организации в дошкольном возрасте (З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические методы - эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе МАОУ детского сада № 79 «Гусельки» г.о. Тольятти Самарской области. В исследовании приняли участие 24 ребенка в возрасте 6-7 лет.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2019 г. - февраль 2020 г.) - выбор концептуального аппарата, определение гипотезы, цели и задач исследования, психолого-педагогической литературы по сформулированной проблеме.
Второй этап - (март 2020 - май 2021 г.) - определение теоретической концепции разработки сюжетно-дидактических игр для профессионально направленной игровой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду, выбор комплекса диагностических заданий в рамках педагогического исследования. Реализация опытно-экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Третий этап - заключительно-обобщающий (март 2020 - май 2021 гг.) - осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в уточнении понятия «раннее профориентирование» и в экспериментальном подтверждении возможностей включение сюжетно-дидактических игр в профориентировании дошкольников 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и теоретически обоснованы показатели раннего профориентирования детей 6-7 лет, дана описательная характеристика уровней профориентирования старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные сюжетно-дидактические игры раннего профориентирования детей 6-7 лет, диагностические задания могут быть использованы в образовательном процессе детского сада.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалось опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке содержания, форм и методов работы по раннему профориентированию у детей 6-7 лет посредством сюжетно-дидактических игр.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах общеобразовательной организации. Основные положения исследования получили одобрение на студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (апрель 2019 г., г. Тольятти); конференции «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (19 ноября 2019 г., Тольятти), студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (13-17 апреля 2020 г., г. Тольятти); студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (5-16 апреля 2021 г., г. Тольятти).
Положения, выносимые на защиту:
1. Раннее профориентирование дошкольника 6-7 лет представляет собой педагогический процесс, направленный на ознакомление с многообразием профессий, обеспечение применения знаний о профессиях в разных видах деятельности, раскрытие интересов, предпочтений и направленности дошкольника на отражение содержания трудовой профессиональной деятельности, освоению трудовых профессиональных действий в игровой ситуации
2. Раннее профориентирование возможно осуществлять посредством сюжетно-дидактических игр. Сюжетно-дидактическая игра строится из проблемных полей, объединенных одной сюжетной линией и ставит ребенка перед необходимостью, осуществив анализ ситуации, найти решение проблемы с привлечением представителей необходимой в конкретном случае профессий.
3. Этапы работы с сюжетно-дидактической игрой включают мотивационно-целевой (знакомство с целью, сюжетом, ходом игры и игровыми задачами), содержательно-деятельностный (деятельность ребенка при решении им специально организованных учебных задач) и оценочно - рефлексивный (анализ; оценка и самооценка работы; выводы и обобщения; рекомендации).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (59 наименований), 3 приложений. Работа иллюстрирована 22 таблицами. Основной текст работы изложен на 90 странице.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. На сегодняшний день ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труда взрослых неотъемлемая часть их всестороннего, полноценного развития. Актуальным средством для формирования предпосылок раннего профориентирования детей дошкольного возраста являются сюжетно-дидактические игры, где на практике дошкольник использует полученные знания, осваивает элементарные трудовые действия из мира профессий.
Такую возможность дают именно ориентированные сюжетно-дидактические игры. С их помощью происходит понимание значение труда взрослых, формирование элементарных представлений о профессиях, где имитируются ситуации, сюжеты, элементы профессиональной среды, формируются социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения, приобретаются практические «пробы» - умения». Сюжетно-дидактические игры значимы в организации работы по ранней профориентации детей 6-7 лет и будут способствовать успешной социализации ребенка в будущем в мире профессий.
2. В работе представлена разработанная педагогическая диагностика по выявлению уровня профориентирования у детей 6-7 лет. Определены показатели (широта знаний о профессиях, глубина знаний о профессиях, действенность, субъективность, эмоциональность, направленность на мир профессий). Разработаны диагностические задания, уровни (низкий, средний, высокий) профориентирования детей 6-7 лет.
3. В ходе исследования определено и доказано, что процесс раннего профориентирования дошкольников 6-7 лет проходит успешно посредством сюжетно-дидактических игр и обеспечивает повышение уровня профориентирования по всем показателям.
4. В ходе формирующего эксперимента дети погружались в игровую ситуацию «профессионального» характера, где максимально были приближены к выполнению профессиональных трудовым действий, что помогло прочувствовать и окунуться детям в мир взрослых профессий, примерить на себя «образ» той или иной профессии, выявить свои предпочтения и проявить личностные способности.
Таким образом, можно заключить, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования нашла свое экспериментальное подтверждение.
Перспективами настоящего исследования является использование опыта по применению педагогами сюжетно-дидактических игр при организации работы по раннему профориентированию в условиях дошкольной образовательной организации с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


1. Аванесова В. Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду. М. : Просвещение, 2009. С. 176-212.
2. Алябьева Е.А. . Поиграем в профессии. Книга 1.Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. М. : ТЦ Сфера,2018.128 с.
3. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. М. : Форум, 2011. 144 с.
4. Асмолов А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности [Электронный ресурс] (От диагностики отбора - к диагностике развития) URL: https://asmolovpsy.ru/ru/publications/131 (дата обращения 25.03.2021).
5. Бажанова Т. В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. 19.00.13. М., 2008. 122 с
6. Батова А. В. Формирование представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста: Выпускная квалификационная работа. Пенза, 2017. URL: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/oKo1DDL1DEdk.pdf (дата обращения 05.04.2021).
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детских садов. М. : Просвещение,1991. 160 с.
8. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М. : Мозаика-Синтез, 2011. 136 с.
9. Венгер Л. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М. : НИИ общ. педагогики, 1978. С. 155
10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. От рождения до школы. М. : Мозаика-Синтез, 2019. С. 336
11. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практ. пособие. М. : Айрис-пресс, 2011. 125 с.
12. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. 3­е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1983. 207 с.
13. Давыдова Е. Н., Кобозева И. С. Дидактическая игра: сущность и содержание // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 3-1. С. 69-72. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1921 (дата обращения 02.02.2020).
14. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. М. : Мозаика- Синтез, 2010. С. 70.
15. Давидович В. Позиция партнера и формирование ее совместной деятельности // Школьный психолог. 2011. № 16. С. 36-43.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ