Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №98248

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности коммуникации детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Классификация игровой деятельности в период дошкольного
детства 20
1.4. Содержание организации деятельности педагога по формированию
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 23
1.5. Анализ программы ДОУ в аспекте проблемы формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 33
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Диагностика сформированности коммуникативных навыков детей
старшего дошкольного возраста 42
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуальность. Дошкольное детство - это наиболее важный возрастной этап, предопределяющий дальнейшее развитие личностных качеств и коммуникативных способностей ребенка. Освоение игровой деятельности становится исходной основой для раскрытия индивидуального творческого потенциала растущей личности, реализованной в игре, как самоценности.
Игра представляет собой важное новообразование, предназначенное для развития и улучшения коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. Отношения с другими людьми начинают формироваться и наиболее интенсивно развиваться в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. Дальнейшее направление личностного и социального развития ребенка, и, следовательно, его будущей судьбы во многом зависит от того, как развиваются отношения ребенка в группе детского сада. С этой точки зрения очень важно своевременное достижение ребенком процесса воспроизведения творческих результатов и установление коммуникативных связей со сверстниками.
Помимо того, что эта проблема актуальна с точки зрения социальных и моральных позиций, она также актуальна с точки зрения научных интересов.
Изучению коммуникативной сферы дошкольников посвящены работы российских педагогов и психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, С. Я. Рубинштейна и других. В этих работах утверждается, что формирование коммуникативной активности происходит в течение первых семи лет жизни ребенка. Это имеет большое значение, потому что через общение ребенок превращается в полноценную личность.
Среди инструментов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, выделяются диалог (А. Г. Арушанова, Е. О. Смирнова) и игровая деятельность (Л. А. Венгер, Е. М. Гаспарова, Н. А. Короткова, С. Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечает, что необходимо обеспечить решение программных образовательных задач в совместной деятельности детей и детей со взрослыми и построить образовательно-воспитательный процесс в соответствующих возрасту формах работа с детьми.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущей деятельностью для них является игра. Развитие игровой деятельности дошкольников направлено на достижение целей овладения первоначальными идеями социального характера.
Все это определило актуальность этого исследования.
В то же время анализ практики дошкольных образовательных учреждений в сфере формирования коммуникативных навыков дошкольников свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явного преобладания их раннего участия в системе дополнительного образования.
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка комплекса мер, направленных на организацию деятельности учителя в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в играх.
Объектом исследования является процесс организации деятельности учителя в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в играх.
Предметом исследования является комплекс мер, направленных на организацию деятельности учителя в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в играх.
В соответствии с целью, объектом и темой исследования были определены следующие задачи:
1. Дать описание психического развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста друг с другом и со взрослыми;
3. Рассмотреть особенности и виды игровых действий в дошкольном детстве;
4. Раскрыть содержание работы учителя в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в играх;
5. Проанализировать программы ДОУ в аспекте развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста;
6. Выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
7. Разработать комплекс мероприятий, направленных на организацию деятельности педагога в развитии навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные научные позиции российской психологии и педагогики о социальной активности личности и ее развитии (Л. С. Выготский, З. М. Богуславская), об игре как о ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста (А. Н. Леонтьев).
В работе были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игры, которая может быть использована для формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в ДОУ.
Базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 454 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, по итогам работы можно сделать следующие выводы.
В рамках реализации первой задачи исследования были рассмотрены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Было определено, что у ребенка старшего дошкольного формируются все стороны личности: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая; формируются элементы трудовой деятельности - навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности являются сюжетно-ролевая игра и игра с правилами. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключаются в появлении произвольности психических процессов (способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами - восприятием, вниманием, памятью и др.).
Для выполнения второй задачи исследования рассматривались особенности коммуникации старших дошкольников. Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта. Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению.
В рамках реализации третьей задачи была рассмотрена классификация игровой деятельности в дошкольном возрасте. Несмотря на большое количество классификаций, наиболее распространено деление игровой деятельности дошкольников на сюжетно-ролевые игры (игры на бытовые темы, производственной тематики, общественно-политической тематики, строительные, с природным материалом, театрализованные и игры- драматизации, игры забавы и развлечения) и игры с правилами (дидактические, а также подвижные и спортивные).
В рамках реализации четвертой задачи мы постарались раскрыть содержание организации работы по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников и выяснили, что использование игровых приемов в данной деятельности помогает проявлению потребности в эмоциональных контактах со сверстниками; дети учатся обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.
Для реализации пятой задачи исследования был произведен анализ программ ДОУ и сделаны выводы о том, что задачи формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста решаются постоянно, во всех видах детской деятельности. Новые педагогические технологии игры должны учитывать индивидуальные особенности ребенка, способствовать развитию речевой и умственной активности детей.
В рамках проектировочной работы были решены задачи исследования по диагностике уровня развития коммуникативных навыков и разработке комплекса мероприятий.
Результаты изучения уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей и в свободной деятельности показали их средний уровень сформированности коммуникативных навыков.
Разработанный комплекс мероприятий включает в себя различные виды игровой деятельности: подвижные игры, игры-упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2010. 672 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010. 368 с.
3. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. М.: Мозаика - Синтез, 2013. 238 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
5. Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие. М.: Сфера, 2014. 128 с.
6. Букатов В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. СПб.: Речь, 2009. 189 с.
7. Венгер Л. А. Домашняя школа мышления. М.: ДРОФА, 2010. 400 с.
8. Власова Т.А., Климчук Л.А. Формирование каммукативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Сборники конференций НИЦ. Социосфера. 2013. С. 27-36.
9. Водовозова Е.Н. Царство свободного ребенка. М.: Карапуз, 2009. 288 с.
10. Волосовец Т.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии: учебник. М: Русское слово, 2015. 216 с.
11. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Т.Н. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. М.: Детство-Пресс, 2014 . 352 с.
12. Доронова Т.Н. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. М.: Просвещение, 2010. 96 с.
13. Дубина Л.А. Коммуникативных компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2010. 64 с.
14. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 2009. 216 с.
15. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2010. 96 с.
16. Коноваленко С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. 96 с.
17. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: МОДЭК, 2015. 208 с.
18. Лазина Е.Э., Рыскина В. Л. Коммуникация - это не только слова: методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов [Электронный ресурс] // URL:http://everychild.ru/library/2/23(дата обращения: 12.09.2017).
19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: МОДЭК, 2012. 384 с.
20. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 352 с.
21. Осваиваем социальные компетентности / Под ред. И.А. Зимней. М.: МПСИ, 2011. 592 с.
22. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. СПб.: Речь, 2010. 144 с.
23. Развитие игры детей 3-5 лет: методическое пособие / Авт. колл.: Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова, И.А. Качанова, Е.В. Трифонова ; под ред. Е.В. Трифоновой. М.: ТЦ Сфера, 2015. 240 с.
24. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2011. 176 с.
25. Рузская А.Г. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М.: МОДЭК, 2011. 240 с.
26. Скитская Л.В., Щербаков Ю.И. К вопросу оптимизации коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42). С. 84-87.
27. Смитнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 192 с.
28. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Современные дети: особенности игры и психологического развития. Дошкольное воспитание. 2013. №10. С. 63-71.
29. Трубайчук Л.В. Компетентностная модель дошкольного образования. Коллективная монография. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. 229 с.
30. Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2010. 91 с.
31. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 256 с.
32. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1987. 80 с.
33. Шипицина Л.М. Азбука общения (Для детей от 3 до 6 лет) / Л.М. Шипицина, О.В. Заширинская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: «Детство-Пресс», 1998. 384 с.
34. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 12-18.
35. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Academia, 2011. 384 с.
36. Юдина Е.Г. Коммуникативное развитие ребенка // Дошкольное воспитание. 2009. № 9. С. 10-11.
37. Якобсон С.Г. Проблема межвозрастного общения детей // Ребенок в детском саду. 2003. № 3. С. 26-29.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ