Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Работа №116868

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы108
Год сдачи2021
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у дошкольников с детским церебральным параличом мелкой моторики рук посредством конструирования 13
1.1 Проблема развития у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом мелкой моторики рук в психолого-педагогической литературе 13
1.2 Конструирование как средство развития у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом мелкой моторики рук 25
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом мелкой моторики рук посредством конструирования 39
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 39
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом мелкой моторики рук посредством конструирования 52
2.3 Выявление динамики развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 67
Заключение 75
Список используемой литературы 77
Приложение А Список детей, участвующих в исследовании 81
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 82
Приложение В Конспекты коррекционных занятий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством конструирования 83
Приложение Г Буклет для родителей 95
Приложение Д Виды конструктора, используемые в экспериментальной работе 96
Приложение Е Результаты контрольного эксперимента 98
Приложение Ж Индивидуальные профили развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 99
Приложение И Перспективный план коррекционно-развивающей работы 104

Актуальность исследования. В настоящее время количество детей, имеющих недостаточно развитую мелкую моторику, увеличилось. Одной из групп этих детей, являются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. К данной группе детей относятся дети с детским церебральным параличом.
Детский церебральный паралич - заболевание головного мозга, при котором, в первую очередь, поражаются двигательные системы мозга, вторично - наблюдаются различные психомоторные нарушения. Ведущим дефектом являются двигательные нарушения, которые представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без определённой коррекции оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
Ребёнок с детским церебральным параличом нуждается в специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи для улучшения психофизического состояния и для обеспечения жизнедеятельности ребёнка в целом.
Актуальность исследования этой проблемы на социально-педагогическом уровне обуславливается тем, что от уровня развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом зависит состояние двигательных умений и навыков, которые составляют основу трудовой, игровой, учебной деятельности, что необходимо для успешной адаптации и интеграции детей в современном обществе.
На научно-теоретическом уровне актуальность базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании сущности коррекции у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом мелкой моторики рук посредством конструирования в условиях дошкольной образовательной организации.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью разработки комплекса заданий коррекционной работы в условиях дошкольной образовательной организации, которые способствуют эффективному развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Мелкая моторика является очень важным условием психического развития детей с детским церебральным параличом, является основой развития всех психических процессов, речи, развития манипулятивной деятельности, конструирования, рисования, выработке навыков самообслуживания.
Проблемам в области обучения, воспитания, комплексной реабилитации детей с детским церебральным параличом посвящены работы психологов и педагогов (Л.О Бадалян, Т.И. Серганова, М.В. Ипполитова, Л.М. Шипицина, К.А. Семёнова). В своих работах они отмечали важность развития детей с детским церебральным параличом, в том числе, развития мелкой моторики. И.Ю. Левченко и О.Г. Приходько также отмечают важность и необходимость своевременного развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом. Они утверждают, что развитие мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом следует начинать с раннего детства, так как руки принимают важное участие в жизни ребёнка. Э. Кант, известный немецкий учёный, называл руки «видимой частью полушарий головного мозга». В.А. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев».
В.М. Бехтерев в своих работах отмечал стимулирующее влияние движений рук на развитие речи, функции высшей нервной деятельности. Он доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка.
Исследования Т.П. Хризман и М.И. Звонарёвой показали: когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования доказывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
М.М. Кольцова в своих исследованиях доказала, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Мария Монтессори говорила: «Каждое движение ребёнка - это складочка в коре больших полушарий». Она утверждала, что тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
По мнению М. Монтессори, с помощью различных упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики, ребёнок учится следить за собой, своим внешним видом, вещами, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Таким образом, мелкая моторика связана с формированием самостоятельности ребёнка, а, следовательно, и с развитием мелко-моторных функций, координации движений, концентрации внимания, умения довести деятельность до конца.
Н.М. Аксарина, Т.А. Ткаченко, М.И Попова считают, что тренировка пальцев рук не только стимулирует умственное развитие, но и способствует выработке основных элементарных умений, таких как: одевание и раздевание, умение пользоваться ложкой, чашкой, карандашом, что не мало важно для становления самостоятельности детей с детским церебральным параличом.
И.Н. Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов».
Для решения проблемы развития мелкой моторики дошкольников педагоги используют разнообразные приёмы и средства. Одним из универсальных средств является конструирование. Оно способствует совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики рук.
В педагогике конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребёнка, оно тесно связанно с игрой, поэтому является деятельностью, отвечающей интересам детей.
В настоящее время недостаточно разработано содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с детским церебральным параличом посредством конструирования.
Наряду с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить противоречие между: необходимостью развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и недостаточным использованием такого средства как конструирование.
На основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности конструирования в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом?
Данная проблема позволила сформулировать тему нашего исследования: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством конструирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования конструирования в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: конструирование как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством конструирования возможно, если:
• подобран комплекс заданий по конструированию, обеспечивающих последовательное развитие движений пальцев и кистей рук детей с детским церебральным параличом с учётом уровня развития мелкой моторики рук и формы детского церебрального паралича;
• подобран определённый вид конструктора для каждого задания с учётом принципа усложнения действий, а также с учётом уровня развития мелкой моторики и формы детского церебрального паралича;
• включены родители в работу по развитию мелкой моторики рук детей с детским церебральным параличом посредством конструирования.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. Выявить состояние проблемы развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Определить комплекс показателей, диагностических заданий, выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
3. Разработать и экспериментально проверить содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством конструирования.
4. Определить динамику показателей развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• положение о единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, Г.Я. Трошин);
• положение о сложной структуре дефекта при аномальном развитии (Л.С. Выготский);
• положение об общих и специфических закономерностях аномального развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский);
• положение о воспитании детей с детским церебральным параличом (Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова);
• результаты исследований о влиянии конструктивной деятельности на развитие ребёнка (Л.В Куцаковой, З.В. Лиштван, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддъяков),
• подход к обучению конструированию детей с церебральным параличом (И.И. Мамайчук).
В исследовании использовались следующие методы:
• методы теоретического исследования: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
• методы эмпирического исследования: праксиметрические - изучение, анализ личных дел дошкольников, участвующих в эксперименте; экспериментальные - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, анализ и интерпретация эмпирических данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБУ детский сад №197 «Радуга» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с различными формами детского церебрального паралича.
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2019 - июнь 2020 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение показателей и уровней развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Второй этап - экспериментальный (сентябрь 2020 - февраль 2021 гг.). Разработка и апробация содержания работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством конструирования.
Третий этап - аналитико-обобщающий (март 2021 - июнь 2021 гг.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведённого эксперимента, формулирование выводов по результатам экспериментальной работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистратской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• предложен индивидуальный профиль развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом;
• определены возможности разных видов конструктора в развитии развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и конкретизации общетеоретических представлений о возможностях развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством конструирования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования учителями-дефектологами апробированных заданий с разными видами конструкторов в работе по развитию мелкой моторики рук у детей с детским церебральным параличом.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались проведением исследования с опорой на теоретические положения специальной психологии и коррекционной педагогики, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, комплексной методики исследования и обработки полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.
Личное участие студента в исследовании выражено в изучении теоретического состояния проблемы, выявлении уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом; организации экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного комплекса заданий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством конструирования в процессе коррекционной работы.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ (2020 г., 2021 г.), а также на педагогических советах МБУ детского сада №197 «Радуга» г.о. Тольятти. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством конструирования - это целенаправленный процесс коррекционного взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе конструирования, результатом которого является относительная самостоятельность и независимость ребенка в выполнении действий пальцами и кистями рук.
2. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом осуществляется посредством комплекса заданий с разными видами конструкторов, подобранных с учётом уровня развития мелкой моторики рук и формы детского церебрального паралича.
3. Эффективности коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования способствует включение родителей в данный процесс.
4. Динамику развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом позволяет выявить индивидуальный профиль.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы (38 наименований) и 8 приложений. Текст содержит 3 рисунка, 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 80 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что развитие мелкой моторики рук занимает важное место в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
В исследовании раскрыты возможности использования конструирования в развитии мелкой моторики рук у детей с детским церебральным параличом.
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством конструирования - это целенаправленный процесс коррекционного взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе конструирования, результатом которого является относительная самостоятельность и независимость ребенка в выполнении действий пальцами и кистями рук.
В ходе исследования определены показатели, комплекс диагностических заданий и уровни развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Результаты констатирующего эксперимента показали преобладание низкого и среднего уровней развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Разработано и апробировано содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом: подобран комплекс заданий с различными видами конструктора, обеспечивающих последовательное развитие движений пальцев и кистей рук с учётом уровня развития мелкой моторики рук и формы детского церебрального паралича; включены родители в процесс развития мелкой моторики рук детей с детским церебральным параличом посредством конструирования.
Контрольный эксперимент позволил выявить положительную динамику в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом, которая отражена в индивидуальном профиле каждого ребенка Исследование показало, использование конструирования даёт положительные результаты в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность выдвинутых на защиту положений.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Дальнейшая работа может быть посвящена определению педагогических условий по развитию мелкой моторики рук у детей с детским церебральным параличом в разные возрастные периоды.


1. Абрамова О. А. Коррекция двигательных умений посредством кондуктивной педагогики у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом : магистерская диссертация. Тольятти : ТГУ, 2017. 111 с.
2. Aбpaшинa Н. A. Двигательные церебральные нарушения. Саратов : Приволжское книжное издательство, 2007. 244 с.
3. Аксенова М. И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / М. И. Аксенова // Дошкольное воспитание. 1990. № 8. С. 62-65.
4. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М. : Просвещение, 2009. 144 с.
5. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей. М. : АСТ: Астрель, 2007. 331 с.
6. Бабенкова Р. Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами: Методические рекомендации / Сост. Р. Д. Бабенкова ; Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР. М. : 1976. 24 с.
7. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи. Киев : Здоровья, 1988. 322 с.
8. Безруких М. М. Как подготовить ребёнка к школе. Тула : Арктоус, 2007. 71 с.
9. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. М. : ТЦ Сфера, 2008. 64 с.
10. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е издание переработанное и дополненное. СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2006. 666 с. (Большая университетская библиотека).
11. Букреева Е. Д. Формирование у детей 6-7 лет представлений о физических явлениях посредством экспериментирования : бакалаврская работа. Тольятти : ТГУ, 2019. 92 с.
12. Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду : Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. 160 с.
13. Данилова Л. А. Коррекционная работа при обучении детей с церебральным параличом / Л. А. Данилова // Дефектология. 1972. № 4. С. 56­59.
14. Дудьев В. П. Психомоторика : словарь-справочник. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 366 с.
15. Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М. : Просвещение, 2004. 253 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ