Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТКАЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Работа №109612

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством ткачества в дополнительном образовании 10
1.1 Характеристика и особенности развития детей 6-7 лет с задержкой
психического развития 10
1.2 Особенности развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития 15
1.3 Развитие мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития в дополнительном образовании 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики руки
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством ткачества в дополнительном образовании 32
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития 32
2.2 Разработка и апробация занятий по ткачеству в дополнительном
образовании для развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 45
2.3 Определение динамики в уровне развития мелкой моторики руки у
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 56
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложения

Актуальность исследования обусловливается тем, что в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации детей с задержкой психического развития. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР) на развитие и свободный выбор разнообразных видов деятельности, в которых происходит личностное развитие детей.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность детей с задержкой психического развития включаться в общественные и социальные процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Для благополучного формирования дошкольника с ЗПР нужно развитие мелкой моторики, какое напрямую объединено с развитием познавательной, волевой и эмоциональной зонами развития психики. У детей 6-7 лет с ЗПР показатель сформированности мелкой моторики устанавливает возможность интеллектуальной деятельности и весьма серьезно может повлиять на действенность последующей учебной деятельности. Формирование тонкой моторики, как основное обстоятельство реализации познавательной деятельности, дает возможность удачно учиться в школе, можно реализовать посредством с традиционных методов обучения, а так же посредством нетрадиционными методами, такими как ткачество. Суждения о вещах, которые окружают детей во внешнем мире многогранны и персональные. Впечатления, которые ребенок получает через тактильные ощущения, через движение, зрение, слух соединяются в один образ. А единство и многосторонность рассуждений о той или иной вещи оказывают содействие более правильному установлению сути слова-определения вещи. Полное суждение о внешнем мире предметов у дошкольника не имеет возможности сложиться без тактильного восприятия, так как тактильность проявляется в границах экспансивного и чувственного постижения. Под воздействием тактильного восприятия развиваются начальные суждения о величине предметов, об их форме, а так же о их местонахождении в пространстве. Основным воздействием ребенка на вещи является хватание, в тот момент дошкольник изучает предметы на ощупь, и при этом рука ребенка обучает его глаза. Проведенный анализ программ и учебно-методических пособий позволил заключить, что в практике дошкольного образования недостаточно исследований в области применения ткачества для развития мелкой моторики руки у дошкольников с ЗПР в дополнительном образовании.
Анализ исследований показал, что проблема развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР является актуальной. Актуальность на социально-педагогическом уровне связана с тем, что система образования реализует социальный заказ общества на формирование и развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Это необходимо для успешного обучения детей в начальной школе. Это подтверждается в исследованиях Т.В. Власовой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.С. Певзнера, Р.Е. Левин и др. [5; 36].
На научно-теоретическом уровне связано с тем, что проблема развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР нашла своё отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно констатировать, что исследований, посвящённых проблеме развития мелкой моторики руки у детей с ЗПР посредством ткачества в дополнительно образовании, недостаточно, и в имеющихся работах рассматривается только в ДОО (Н.П. Аникеева, А.А. Васильченко, В.И. Лубовский и др.) [1; 4; 5; 17].
Таким образом, на актуальность проблемы развития мелкой моторики руки у детей 6 7 лет с ЗПР указывают выявленные нами противоречия между:
- существующими известными трудностями в развитии мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР и недостаточной разработанностью в теории и практики применения ткачества в коррекционной работе;
- интенсивным характером внедрения программ дополнительного образования детей и недостаточным методическим обеспечением организации работы по развитию мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в данном направлении;
- между необходимостью развития мелкой моторики у детей 6-7 лет с ЗПР и недостаточной разработанностью методического обеспечения для осуществления данного процесса в дополнительном образовании.
Наличие выделенных противоречий позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности использования ткачества для развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР посредством ткачества в дополнительном образовании.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР.
Предмет исследования: ткачество как средство развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании.
Гипотеза: процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании будет успешным, если:
- разработан диагностический инструментарий, позволяющий комплексно оценить уровень развития мелкой моторики руки, установить трудности и причины их возникновения;
- определить методические подходы к разработке содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании по развитию мелкой моторики руки;
- содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании будет определяться уровнем развития мелкой моторики руки и спецификой приемов работы по ткачеству.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики руки у детей с ЗПР.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР.
3. Разработать и апробировать методику развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании посредством ткачества.
Методологическая основа исследования: гуманитарный подход в понимании и познании ребенка; идеи о потенциальных возможностях детей; системный и деятельностный подходы в обучении и развитии детей.
Методы исследования: применялись следующие методы:
- теоретический анализ специальной литературы;
- методы экспериментального исследования: диагностические задания, опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов детской деятельности и др.
- изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения об особенностях развития и обучения детей с ОВЗ (Г.А. Власова, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Л.В. Фомина, и др.);
- медицинские исследования причин поражения центральной нервной системы у детей дошкольного возраста (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др.);
- исследование строения мозга в норме и при патологии (А.Р. Лурия и др.);
- положения о специфике коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития (Г.А. Власова, М.С. Певзнер);
- положения по художественно-эстетическому развитию, и конкретно возможности применения ткачества в работе с детьми с ЗПР (Л.Н. Блинова, Л.И. Загляда).
Новизна исследования: доказаны возможности ткачества для развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР в дополнительном образовании и раскрыты научные основы его использования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены показатели развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и описаны содержательные характеристики развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дополнительном образовании посредством ткачества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты будут использованы при построении коррекционно-развивающей работы в дополнительном образовании по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Представлены апробированные в практике системы дополнительного образования по данному процессу, разработанный педагогический инструментарий по определению уровней развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Обоснование и достоверность результатов исследования: обеспечено теоретическим обоснованием проблемы; использованием комплекса методов, адекватных цели, объекту и предмету, задачам исследования; положительными результатами апробации опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов работы: результаты исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии; на научно-практических конференциях разного уровня. Материалы исследования опубликованы в 4 публикациях.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводили в три этапа:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2016 г). На данном этапе мы изучали специальную и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Определили актуальность и аппарат исследования. Подобрали комплекс диагностических заданий для проведения констатирующего эксперимента.
Второй этап (январь - июнь 2017 г). Этап проведения констатирующего этапа, анализ полученных результатов. Подбор и апробация комплекса мероприятий по развитию мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дополнительном образовании.
Третий этап (сентябрь 2017 - май 2018г). Анализ результатов формирующего эксперимента и проведение контрольного эксперимента. Сравнительный анализ полученных результатов. Окончательное оформление работы.
Экспериментальная база: эксперимент проведен в МБУ № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР посредством ткачества организовано поэтапно с учетом с учетом специфики задержки психического развития.
2. Развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР рассматривается через определение специфики содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании по развитию мелкой моторики руки.
3. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР в дополнительном образовании определяется уровнем развития мелкой моторики руки и спецификой приемов работы по ткачеству.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы (50 источников) и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, мелкая моторика руки - это возможность пальцев рук человека производить четкие, кропотливые и ловкие движения, благодаря координации действиям между центральной нервной системой, мышечной системой и костной системой.
Мелкая моторика руки влияет на развитие памяти, речи, мышления и еще очень важно развивать мелкую моторику руки от того, что ребенок будет ей пользоваться в течение всей своей дальнейшей жизни. Координация и четкость движений пальцев рук нужны в быту, чтобы, например, обуваться, причесываться, убираться и так далее.
Развитая мелкая моторика руки важна в образовании, чтобы красиво, понятно и грамотно писать и даже говорить. А так же они важны в продуктивной деятельности, чтобы правильно писать, красиво рисовать, лепить, делать аппликации.
Анализ специальной и психолого-педагогической литературы позволил нам определить сущность ключевых понятий, проанализировать методическое обеспечение развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР и пришли к выводу, что развитие мелкой моторики руки находится на недостаточном уровне.
На формирующем этапе мы разработали и апробировали комплекс мероприятий по развитию данного процесса. В соответствии с календарно-тематическим планом определили этапы работы в соответствии с поставленными задачами по развитию мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР. Также нами разработана программа дополнительного образования детей с ЗПР, основным средством которой выступали плетение, как основа развития мелкой моторики руки с выходом на ткачество при помощи адаптированных для детей станков-рамок.
В контрольном этапе эксперимента мы еще раз рассмотрели уровень развития мелкой моторики, применяя те же методики, что и на констатирующем этапе исследования и пришли к выводу, что у тех детей, с которыми мы занимались ткачеством показатели улучшились, а у остальных детей остались на прежнем уровне
Полученные результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что «процесс развития мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в дополнительном образовании будет успешным, если: разработан диагностический инструментарий, позволяющий комплексно оценить уровень развития мелкой моторики руки, установить трудности и причины их возникновения; определить методические подходы к разработке содержания коррекционно-развивающей работы» с детьми с задержкой психического развития в дополнительном образовании» [32, с.6].
Цели и задачи, которые были определены в самом начале исследования выполнены. Если суммировать данные, полученные в исследовании о развитии мелкой моторики руки у детей 6-7 лет с ЗПР, то приходишь к выводу, что ребенок узнает внешний мир, через тактильные ощущения, а в развитии речи, мышления и памяти большую роль играет сформированности мелкой моторики и так же это важно для последующего овладение детьми письмом в школе, при этом развивать мелкую моторику можно посредством ткачества, что и было доказано в процессе проведенного исследования.



1. Аникеева, Н.П. Дети с задержкой психического развития: проблемы и развитие в ДОУ [Текст] /Н.П. Аникеева. - М. : Логос, 2013. - С. 87-96.
2. Артемова, Л.В. Психогенетика и психофизиология развития дошкольника [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.В. Артемова. - Электрон. текстовые данные. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2016. - 64 с. - 978-5-4263-0367-6. - Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/72510.html
3. Белопольская, Н.Л. Экспериментально-психологические
исследования личности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - Электрон. текстовые данные. - М. : Когито-Центр, 2004. - 32 c. - 5-89353-110-8. - Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/15674.html
4. Бильчугов, Л.Ф. Развитие мелкой моторики у детей в ДОО [Текст] / Л.Ф. Бильчугов. - Спб. : Питер, 2015. - 125с.
5. Быкова, И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.С. Быкова, И.В. Краснощекова. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 162 c. - 2227-8397. - Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/21830.html
6. Безденежных Б.Н. Физиология высшей нервной деятельности и
сенсорных систем [Электронный ресурс] : хрестоматия. Учебно¬
методический комплекс / Б.Н. Безденежных. - Электрон. текстовые данные. - М. : Евразийский открытый институт, 2012. - 236 c. - 978-5-374-00533-2. - Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/14652.html
7. Глазырина, Е.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Е.В. Глазырина.- М. : АСТ, 2013.- 129с.
8. Горский, В.А. Дополнительное образование [Текст] / В.А. Горский. - М. : Академия, 2014. - 446 с.
9. Декоративно-прикладное искусство [Текст] / Сост., авт. вступ. ст. М.А. Тихомирова.- М. : Логос, 2013. - 185 с.
10. Донильдсон, М. Развитие руки у ребенка - дорога в его будущее [Текст] / М. Донильдсон .- М. : Академия, 2013. - 356с.
11. Дополнительное образование детей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. - М. : Владос, 2013. - 289с.
12. Ермоленко, Г. Особенности дополнительного образования в РФ [Текст] / Г.Ермоленко // Спорт в школе. Газета изд. дома «Первое сентября».
- 2013. - №7.- С.42-45.
13. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование: проблемы и специфика [Текст] / Е.Б. Евладова // Дополнительное образование детей. - СПб. : Питер, 2012.- С. 89-102.
14. Костенкова Ю.А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Ю.А. Костенкова.
- Электрон. текстовые данные. - М. : Прометей, 2011. - 140 с. - 978-5-4263-0075-0. - Режим доступа:http: //www.iprbookshop.ru/18582.html
15. Лапп Е.А. Подготовка специалистов для работы с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2018. -150 c. - 978-5-4487-0115-3. - Режим доступа: http: //www.iprbookshop .ru/71006.html.
16. Кузин, В.С. Психология [Текст] / В.С. Кузин.- М. : АГАР, 2013.¬364с.
17. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени. - М. : Логос, 2013.-163с.
18. Макарова, М.П. Традиции народного ткачества в творческих работах дошкольников [Текст] / М.П. Макарова // Дошкольное воспитание. - 2013.-№3. - С.1-28.
19. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. - М. : Академия, 2013.-184с.
20. Менджерицкая, Д.В. Сенсорное развитие дошкольников в детском саду [Текст] / Д.В. Менджерицкая, под ред. Т.А. Марковой-М. : Логос, 2013.-147с.
21. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Под ред. Т. С. Комаровой. - М. : АСТ, 2014. - 229с.
22. Народные художественные промыслы России [Текст] : Учеб. пособие / В.Г. Смолицкий, Д.А.Чирков, Ю.В.Максимов и др.; Под ред. В.Г. Смолицкого. - М. : АСТ, 2013. - 216 с.
23. Осипова, Е.И. Ручное ткачество и ткачество поясов и тесьмы [Текст] / Е.И. Осипова.- М. : Гардарики, 2014.- 258с.
24. Осипова Л.Е. Учреждения дополнительного образования детей и их методическое обеспечение [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Е. Осипова. - Электрон. текстовые данные. - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2005. - 192 с. - 5-94839-027-6. - Режим доступа:http: //www.iprbookshop .ru/56460.html
25. Основы художественного ремесла: 2 ч. Ч 1. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Композиция и колорирование текстильных художественных изделий : [Текст] пособие для учителя / Под редакцией В.А. Барадулина и О.В. Танкус. - М. : Академия, 2013. - 240 с.
26. Османова, Г.А. Превращение ладошки [Электронный ресурс] : играем и развиваем мелкую моторику / Г.А. Османова. - Электрон. текстовые данные. - СПб. : КАРО, 2013. - 64 с. - 978-5-9925-0879-6. - Режим доступа:http: //www.iprbookshop .ru/61019.html
27. Пантелеева, Л.В. Детское рукоделие: Художественный труд в детском саду [Текст] : Пособие для педагогов и родителей / Л. В. Пантелеева, 2013. - 128 с.
28. Панфилова, Т.Ф. Ручное ткачество: продолжение традиций [Текст] / Т.Ф. Панфилова // Школа и производство. - 2014. - №7. - С.44-46.
29. Педагогика дополнительного образования: приоритет
духовности, здоровья и творчества [Текст] / Под ред. В.И. Андреева, А.И. Щетинской. - М. : Логос, 2012. - 367с.
30. Петров, Ю.А. Азбука пальчиковой гимнастики у дошкольников [Текст] / Ю.А. Петров.- М. : АСТ, 2014. - 38 с.
31. Полунина, В.Н. Искусство и дети [Текст] / В.Н. Полунина. - М. : Гардарики, 2013.- 258с.
32. Плотникова, Т.Ф. Плетение из бумажных лент [Электронный ресурс] / Т.Ф. Плотникова. - Электрон. текстовые данные. - М. : РИПОЛ классик, Энтраст Трейдинг, 2015. - 264 c. - 978-5-386-08179-9. - Режим доступа:http: //www.iprbookshop.ru/71452.html
33. Семаго, Н.Я. Диагностического альбома для оценки развития познавательной деятельности ребенка [Текст] / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. - М. : Академия, 2016. - 142 с.
34. Смирнова, Е. Развитие мелкой моторики у детей в ДОУ [Текст] / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2014.- №8.- С. 57-62.
35. Сердобольская, Н.З. Формирование связной монологической речи у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивного оборудования: магистерская диссертация [Текст] / Н.З. Сердобольская // ТГУ. -https://dspace.tltsu.rU/bitstream/123456789/1131/1(дата обращения: 13 апреля 2018г).
36. Теймуразян, М.С. Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством плетения и ткачества : бакалаврская работа [Текст]/ М.С. Теймуразян // ТГУ. - https://dspace.tltsu.rU/bitstream/123456789/1092/1.(дата обращения: 17 мая 2018г.).
37. Тетюцкая, Л.В. Ткачество поясов на нитку [Текст]
/ Л.В. Тетюцкая. -М.: АСТ, 2013.- 198с.
38. Торшилова, Е. Эстетическая одарённость: что это? [Текст] / Е. Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2013.- №2.- С. 6-12.
39. Утробина, А. Уронило солнце лучик золотой [Текст] / А. Утробина // Дошкольное воспитание. - 2013.- №2.- С. 28-33.
40. Фурсова, И.В. Игры-забавы для вашего малыша [Электронный
ресурс] : пальчиковые игры. Игры с предметами. Игры с красками / И.В. Фурсова, О.И. Костенко. - Электрон. текстовые данные. - СПб. : КАРО, 2010. - 32 c. - 978-5-9925-0469-9. - Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/44474.html
41. Фуникова, Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей / Н.И. Фуникова. - СПб. : Питер, 2013.¬246с.
42. Формирование социальной компетентности детей в условиях
сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования с социальными партнерами разного типа [Электронный ресурс] : методическое пособие / В.В. Худова [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016. - 124 c. - 978-5-8064-2224-9. - Режим доступа:
http: //www.iprbookshop .ru/51705.html
43. Харди, С. Коврики своими руками [Текст] / С. Харди; пер. с англ. А.Е. Гончаровой. - М. : Мир книги, 2013.- 256с.
44. Цветкова, Н.Н. Искусство ручного ткачества [Электронный ресурс] / Н.Н. Цветкова. - Электрон. текстовые данные. - СПб. : Издательство СПбКО, 2014. - 217 c. - 978-5-903983-37-7. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25458.html
45. Щербакова, Л.П. Изучение ткачества с дошкольниками [Текст] /Л.П. Щербакова // Дошкольное воспитание. - 2013.- № 4.- С.56-63.
46. Шауро, Г.Ф. Народные художественные промыслы и
декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.Ф. Шауро, Л.О. Малахова. - Электрон. текстовые данные. - Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. - 176 с. - 978-985-503-539-9. - Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/67663.html.
47. Adelson, E. Gross motor development in infants blind from birth / E. Adelson, S. Fraiberg // Exceptional infant: Assessment and intervention / Friedlander B. Ed.. -New York : Brunner/Mazel, 2016. p. 63-83.
48. Anderson, D.W. Mental Imagery in Congenitally Blind Children / D.W. Anderson // Journal of Visual Impairment and Blindness. - 1984. - № 5. - P. 206 -210.
49. Ferrell, K. Infancy and early childhood / K. Ferrell // Foundations of education for blind and visually handicapped children and youth: Theory and practice / School G. Ed.. New York : American Foundation for the Blind, 2015. - P. 119-136.
50. Stewart ,D. Ten Wonderful ways to weave [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://teachpreschool.org/2014/04/23/10-wonderful-ways-to-
weave


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ