Аннотация 5
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО 10
1.1. Понятие и признаки государственного гражданского служащего 10
1.2. Понятие и элементы правового статуса государственных гражданских служащих 22
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ 30
2.1. Права и обязанности государственного гражданского служащего 20
2.2. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой 42
2.3. Ответственность государственных гражданских служащих 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Совершенствование системы государственного управления немыслимо без улучшения правового статуса самих государственных гражданских служащих, от чего в свою очередь зависит стабильность и динамизм развития современной России.
Институт государственной гражданской службы, являющийся необходимым атрибутом формирования новой государственности, занимает важное место при реализации задач и функций государственной власти и присутствует на всех уровнях и во всех ветвях государственной власти. Государственные гражданские служащие проходят службу в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в военных и правоохранительных органах, которые посредством применения мер государственного принуждения, реализуют от имени государства специальные цели и задачи.
Правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы, а также статуса служащего по сравнению с государственной военной и правоохранительной службами осуществлено более полно, однако в настоящее время такое регулирование отстает от темпов развития, тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления. Процесс совершенствования правового статуса государственных служащих имеет необычайную важность для всего общества и должен продолжаться до достижения поставленных целей строительства качественного управленческого механизма в государственной гражданской службы.
Актуальной в настоящее время является проблема структурирования элементов правового статуса государственных гражданских служащих. В юридической литературе встречаются различные подходы к структуре и содержанию статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации.
В реалиях сегодняшнего времени крайне необходимо обеспечить высокую эффективность работы государственного аппарата в целом и государственных служащих в частности, для создания убедительных предпосылок стабильного системного развития Российской Федерации. Одной из действенных гарантий обеспечения такой эффективности выступает институт юридической ответственности государственных гражданских служащих.
Таким образом, исследование правового статуса государственного гражданского служащего представляет как научный, так и практический интерес, что и обуславливает актуальность темы настоящей бакалаврской работы «Правовой статус государственных гражданских служащих».
Целью исследования является теоретико-правовой анализ правового статуса государственных гражданских служащих по действующему законодательству Российской Федерации.
Поставленная цель достигается посредством решения ряда задач:
1) определение понятия и признаков государственного гражданского служащего;
2) исследование понятия и элементов правового статуса государственных гражданских служащих;
3) рассмотрение прав и обязанностей государственного гражданского служащего;
4) анализ ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой;
5) исследование ответственности государственных гражданских служащих.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе прохождения государственной гражданской службы и направленные на определение правового статуса государственного гражданского служащего.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе регулирующие правовой статус государственного гражданского служащего, а также научная литература по теме исследования.
Теоретическая база исследования представлена трудами следующих ученых: Ю.С. Адушкина, С.Н. Братановского, Н.В. Витрук, А.А. Гришковец, М.Ф. Зеленова, С.М. Зубарева, С.Г. Киселева, А.В. Куяновой, М.А. Лапиной, А.Н. Лисняк, А.Ф. Ноздрачева, Е.В. Охотского, И.Г. Савина, Ю.Н. Старилова и др.
Нормативно-правовая база исследования включает: Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации.
Бакалаврская работа структурирована в соответствии с поставленными целью и задачами исследования и включает: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В заключительной части исследования необходимо подвести следующие итоги.
Федеральный закон № 79-ФЗ в ст. 13 содержит легальное определение государственного гражданского служащего, которое несмотря на свою лаконичность не отражает всех содержащихся в нормах данного Закона признаков, присущих гражданскому служащему. Ими являются: 1) наличие гражданства Российской Федерации; 2) достижение возраста 18 лет; 3) владение государственным языком Российской Федерации; 4) соответствие квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы; 5) наличие акта о назначении на должность гражданской службы и служебного контракта; 6) осуществление профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы в соответствии с должностным регламентом; 7) получение денежного содержания, выплачиваемого за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Все из вышеперечисленных признаков государственного гражданского служащего должны быть отражены в определении понятия «гражданский служащий», что обусловливает необходимость внесения соответствующих изменений в ст. 13 Федерального закона № 79-ФЗ.
Рассматривая такой признак государственного гражданского служащего, как соответствие квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы, было обращено внимание на то, одним из направлений совершенствования правового статуса государственных гражданских служащих является изменение конкурсного механизма принятия на государственную службу.
Так, замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с законодательством сохраняется должность гражданской службы должно осуществляться по результатам конкурса с последующим заключением с гражданским служащим срочного служебного контракта, за исключением случаев, например, замещения должностей гражданской службы сроком до 3 месяцев (на период отсутствия гражданского служащего на службе в связи с его временной нетрудоспособностью, отпуска без сохранения денежного содержания (ч. 15 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ), отпуска по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ), дополнительного профессионального образования (ст. 53 Федерального закона № 79-ФЗ, ст. 187 ТК РФ)). Установление указанного срока связанно с тем, что в соответствии с пп. 11, 14 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, минимальный срок реализации конкурсной процедуры составляет 36 календарный дней. В практической деятельности государственных органов срок проведения конкурса, как правило, составляет 2 месяца и в отдельных случаях достигает 3 месяцев. Соответственно, время, затраченное государственным органом на проведение конкурса, составляет большую или равную часть периода 3-месячного срока временного замещения должности гражданской службы. Таким образом, проведение конкурса для замещения должностей гражданской службы сроком до 3 месяцев является нецелесообразным. Это обусловливает необходимость дифференциации оснований замещения должностей гражданской службы при заключении срочного служебного контракта на основе детального анализа всех ситуаций, при которых осуществляется заключение служебного контракта на определенный срок.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ, при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» конкурс не проводится. Такое положение не соответствует общим тенденциям развития государственной службы, ее открытости и демократичности и должно быть исключено из законодательства Российской Федерации. После такой доработки принцип равного доступа граждан Российской Федерации, обладающих соответствующими квалификационными требованиями, к службе будет соблюдаться в полном объеме.
Правовой статус государственных гражданских служащих включает в себя совокупность прав и обязанностей, ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, особых требований к служебному поведению, исключающих конфликт интересов, а также требований к служебной дисциплине на гражданской службе, установленных федеральными законами, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом гражданского служащего.
На сегодняшний день регламентация правового статуса гражданских служащих является недостаточной. Нормы заключены в нескольких правовых актах, среди которых два федеральных закона и значительное количество подзаконных нормативных правовых. Для решения проблемы структурирования элементов правового статуса государственных гражданских служащих представляется важным объединить все основополагающие права и обязанности в едином нормативном правовом акте. Также более детальной регламентации требуют некоторые положения, среди которых:
• материальные и процессуальные аспекты института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих;
• систематизированные требования к поведению гражданского служащего;
• способы урегулирования и предотвращения конфликта интересов.
Права и обязанности гражданских служащих устанавливаются в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной гражданской службе. Рассмотренные права и обязанности гражданских служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности - правами, ибо в противном случаи их (обязанности) нельзя будет осуществить. Осуществление гражданскими служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством.
Одним из приоритетов развития правового статуса гражданских служащих является реализация требований по запретам и ограничениям, связанных с прохождением государственной гражданской службы в целях противодействия коррупции.
В своих решениях Конституционный суд РФ отмечает, что специфику государственной гражданской службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных гражданских, дополняя такой признак, как «особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности в связи с наличием служебной подчиненности» дополнительным критерием - спецификой его профессиональной деятельности.
В целом, проанализированные определения Конституционного суда РФ установили ряд дополнительных гарантий государственным гражданским служащим, обеспечивающих их права на свободный труд, материнство, свободу слова.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Международный Пакт от 16.12.1966 г. «О гражданских и политических правах» // БВС РФ. 1994. № 12.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 3.
4. Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2306.
5. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 205-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4174.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6228.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
8. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
9. Федеральный закон от 25.11.1994 г. № 41-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства» // СЗ РФ. 1994. № 31. Ст. 3192.
10. Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 (ред. от 02.01.2017) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // СЗ РФ. 2007. № 47 (Ч. 1). Ст. 5749.
11. Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. № 112 (ред. от 18.12.2016) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 439.
12. Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
Специальная литература
1. Абрамов В. И. Правовой статус ребенка // Современное право. 2005. № 9. С. 13-15.
2. Аветисян Д.А. Права и обязанности как элемент правового статуса государственного гражданского служащего //В книге: Право и закон: история, теория, практика / Под ред. С.Г. Киселева. М., 2015. С. 178-190.
3. Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 1996. 360 с.
...