Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Работа №114379

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы деятельности учителя по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий
1.1Проблема деятельности учителя по формированию у учащихся 1
класса метапредметных универсальных учебных действий в современных исследованиях
1.2Методическое обеспечение деятельности учителя по формированию у
учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий на уроках «Окружающий мир» как управленческая и педагогическая проблема
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации методического обеспечения деятельности учителя по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий
2.1Изучение состояния педагогической практики по методическому
обеспечению деятельности учителя по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий
2.2Реализация методического обеспечения деятельности учителя по
формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий на уроках «Окружающий мир»
2.3Выявление динамики в уровне готовности учителей начальных
классов по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что реформирование начального общего образования предполагает изменение цели и задач образования из суммы «знаний, навыков, умений», которыми обязан владеть обучающийся, в характеристики сформированности его личности. Это определяет необходимость формирования универсальных учебных действий.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), учителя обязаны формировать у учащихся, начиная с первого класса, универсальные учебные действия (УУД).
Актуальность на научно-теоретическом уровне определяется постановкой перед педагогами новых учебных задач, выходящих за рамки традиционных алгоритмов в связи с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования (ФГОС НОО). В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования по формированию метапредметных универсальных учебных действий. Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Проблема совершенствования содержания образования в начальной школе представлена в трудах И.А. Аболмасовой, Ю.К. Бабанского, Н.М. Борытко, Л.В. Занков и др. Отдельные аспекты проблемы формирования метапредметных универсальных учебных действий школьников изучались в трудах российских ученых: формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности (И.Е. Сюсюкина); организационно-педагогические условия формирования метапредметных универсальны учебных действий учеников начальной ступени образования (С.Д. Хохлова); развитие универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения (О.В. Карпова), формирование универсальных учебных действий: развитие умение работать с учебной информацией (Т.С. Фещенко) и др.
Актуальность на научно-методическом уровне определяется тем, что, несмотря на существенное внимание, уделяемое формированию универсальных учебных действий учащихся и предполагаемым методам, приёмам, психолого-педагогическим условиям (И.Е. Сюсюкина, И.В. Петрова, С.Д. Хохлова), всё же слабо исследуется методическое обеспечение деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий.
Анализ исследований и педагогической практики позволили выявить следующие противоречия между:
-необходимостью формирования у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий и недостаточной готовностью учителей к осуществлению данной работы;
-необходимостью деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий. и слабой разработкой методического обеспечения данного процесса;
Исходя из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: каковы компоненты и содержание методического обеспечения деятельности учителя по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий с учетом особенностей учебного предмета.
Цель исследования: разработать и апробировать методическое обеспечение деятельности учителя по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий (на примере учебного предмета «Окружающий мир»).
Объект исследования: деятельность учителей начальных классов по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: методическое обеспечение деятельности учителя по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий (на примере учебного предмета «Окружающий мир»).
Гипотеза исследования состоит из следующих предположения о том, что деятельность учителя по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий по учебному предмету («Окружающий мир») обусловлена методическим обеспечением, если:
- содержание методического обеспечения определено с учетом выявленных проблем готовности педагогов к деятельности по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий;
-методическое обеспечение включает совокупность документов, использование которых позволит учителю 1 класса осуществить планирование и формирование метапредметных УУД по учебному предмету, с учетом их специфики, особенностей учебного предмета, темы урока и реализуемых современных технологий;
-процесс разработки и внедрения методического обеспечения осуществляется творческой группой опытных педагогов с учетом положительного педагогического опыта данного образовательного учреждения.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1.Выявить состояние проблемы в науке и педагогической практике, уточнить содержательную и процессуальную сущность понятия «методическое обеспечение».
2.Разработать критериально-диагностический аппарат и изучить состояние педагогической практики по методическому обеспечению деятельности учителей начальной школы по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий.
3.Разработать и реализовать компоненты и содержание методического обеспечения деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий (учебный предмет «Окружающий мир»).
4.Выявить динамику в уровне готовности учителей начальных классов к деятельности по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий.
Теоретической основой исследования явились:
-общая теория проектирования образовательных систем и управления (В. А. Красильникова, М.Н. Певзнер, А.И. Пискунов, Н.С. Сунцов, М.А. Гончаров, С.Е. Мансурова, и др.);
-положения о методической деятельности руководителя образовательного учреждения (Ю.К. Бабанский, С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, А.Б. Воронов, М.Н. Певзнер, С.Н. Горычева, А.В. Петров, А.Г. Ширин и др.);
-психолого-педагогические теории формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, А.В. Усова, Г.П. Данилова, И.А. Аболмасовой, Ю.К. Бабанского, Н.М. Борытко, Л.В. Занков и др.);
-положения дидактики о построении процесса обучения (Ю.К. Бабанский, Н.М. Борытко, А.Б. Воронцов, Н.С. Сунцов, Г.И. Щукина, и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психологической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);
-эмпирические (заполнение учителями карты самодиагностики, беседы и анкетирование учителей и методиста, наблюдение деятельности учителей на уроке, анализ документации учителей и методиста; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования располагается в городском округе Тольятти, ул. Ставропольская, 19, муниципальное бюджетное учреждение «Школа №23 имени Пальмиро Тольятти». В исследовании принимали участие 10 учителей начальных классов, методист.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2017 г. - апрель
2018г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научнометодической литературы с целью установления состояние проблемы в науке и педагогической практике. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностического инструментария по выявлению уровня готовности учителей начальной школы к деятельности по формированию УУД у учащихся 1 класса и по изучению деятельности методиста по проблеме методического обеспечения деятельности учителей начальной школы по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - экспериментальный (апрель 2018 г. - декабрь 2018 г.). Разработка, апробация и корректировка этапов и содержания работы методиста по проблеме разработки и внедрения методического обеспечения деятельности учителей начальной школы по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов, проведение повторной диагностики готовности учителей начальной школы к деятельности по формированию УУД у учащихся 1 класса (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (январь 2019 г. - май
2019г.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Новизна исследования состоит в выявлении состояние проблемы в науке и педагогической практике; определено, теоретически обосновано и апробировано методическое обеспечение деятельности учителей начальной школы по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий (учебный предмет «Окружающий мир»).
Теоретическая значимость заключается в том, что состоит в следующем: уточнены компоненты и показатели готовности учителей начальных классов к деятельности по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий, охарактеризованы ее уровни; обоснованы и охарактеризованы составные элементы методического обеспечения деятельности учителей начальной школы по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий и.
Практическая значимость состоит в том, что в методической работе с учителями начальных классов могут быть использованы разработанные диагностические материалы по изучению готовности учителей начальных классов к деятельности по формированию у учащихся 1 класса метапредметных универсальных учебных действий, а также апробированное содержание методического обеспечения, а также методы и средства методической деятельности по его разработке и внедрению.
Достоверность, объективность и обоснованность основных положений и выводов исследования подтверждено концептуальными научными положениями психологии и педагогики; результатами теоретического и экспериментального этапов исследования.
Практическая апробация и внедрение результатов исследования. В магистерской диссертации представлен опыт научной работы автора. Основные положения исследования были представлены на отчетных конференциях по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке и апробации методического обеспечения деятельности учителей 1 класса по формированию у учащихся метапредметных универсальных учебных действий.
Основные положения исследования, представленные на защиту.
1.Эффективность деятельности учителя по формированию у учеников метапредметных УУД определяется уровнем его готовности к решению данной задачи.
Мы определяем готовность учителя к деятельности по формированию у учеников метапредметных УУД по учебному предмету как совокупность личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному
решению определенных задач образования, которое включает в себя способность педагогически мыслить, проектировать, организовывать,
практически действовать. Ее компонентами являются: когнитивный
компонент (владение теоретическими знаниями по формированию у
учащихся метапредметных УУД при реализации учебного предмета);
деятельностный компонент (наличие умений и навыков в проектировании и реализации уроков по учебному предмету, обеспечивающими формирование метапредметных УУД); мотивационный компонент (осознание значимости деятельности по формированию у учащихся метапредметных УУД, стремление к успешной реализации педагогической деятельности по формированию УУД по учебному предмету).
2.Методическое обеспечение определяется нами как организованная деятельность методиста образовательного учреждения по информационному обслуживанию деятельности учителей с целью повышения эффективности решения задач образования. Содержательно методическое обеспечение представляет собой информацию, предоставленную в совокупности документов (методических материалов) для оказания целенаправленной методической помощи учителям в связи с возникающими у них проблемами.
Процессуально методическое обеспечение включает разработку необходимых методических материалов, консультационно-информационную деятельность, и практическую помощь учителям в овладении новыми разработками и их применению в работе.
3.Деятельность методиста образовательного учреждения по методическому обеспечению деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса метапредметных УУД осуществляется поэтапно с участием творческой группы опытных педагогов: разработка методического обеспечения, внедрение методического обеспечения в практику деятельности учителей образовательного учреждения.
Структура магистерской диссертации обусловлена логикой исследования. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы (44 наименования), 1 приложение. Для иллюстрации текста используется 4 таблицы, 4 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ соевременных исследований по проблеме показал неоходимость изменения характера детельности учителей при реализации учебных предметов в связи в формированием у учеников 1 класса метапредметных униварсаьных учебных действий.
Было установлена необходимость формирования готовности учителя к деятельности по формированию у учеников метапредметных УУД по учебному предмету как совокупность личностно-профессиональных качеств. Определены ее компоненты: когнитивный компонент (владение
теоретическими знаниями по формированию у учащихся метапредметных УУД при реализации учебного предмета); деятельностный компонент (наличие умений и навыков в проектировании и реализации уроков по учебному предмету, обеспечивающими формирование метапредметных УУД); мотивационный компонент (осознание значимости деятельности по формированию у учащихся метапредметных УУД, стремление к успешной реализации педагогической деятельности по формированию УУД по учебному предмету).
Инновационный характер деятельности по достижению данных результатов начального образования потребовал реализации направления методической детельности в образовательном учреждении, результатов которого долно было стать меточическое обеспечение деятельности учителя по формированию у учеников 1 класса метапредметных УУД по предмету «Окружающий мир».
Изучение педагогической практики по проблеме показало недостаточную готовность учителей к деятельности по формированию у учеников 1 класса метапредметных УУД, что позволило выявить проблемы учителей. Мы установили недостаточность внимания деятельность руководителя образовательногоучреждения к разработке методического обеспечения данного процесса.
Формирующий этап эксперимента состоял из двух этапов: разработка методического обеспечения и его внедрение в практическую деятельность учителей ОУ Организация работы творческой группы позволило разработать и внедрить следующее содержание методического обеспечения по учебному предмету «Окружающий мир» (1 класс): шаблон и пример заполнения методической копилки «Формы и методы по формированию у учеников 1 класса метапредметных УУД»; методическая копилка «Задания деятельности учеников 1 класса по освоению метапредметных УУД»; шаблон и пример заполнения документа «Поурочный план работы по формированию у учеников 1 класса метапредметных УУД»; шаблон и пример конспекта урока с технологической картой; «видеокопилка уроков по формированию у учеников 1 класса метапредметных УУД».
Реализация плана методической работы по освоению методических материалов и внедрению их в практическую деятельность учителей, обеспечило формирование компонентов готовности учителей к деятельности по формированию у учащихся 1 класса метапредметных УУД по учебному предмету «Окружающий мир».
При сравнении результатов контрольного и констатирующего этапов эксперимента выявлена положительная динамика в уровне готовности учителей к проектированию и реализации в образовательном процессе метапредметных УУД у учащихся 1 класса. Это свидетельствует об эффективности проведенной методической работы с учителями.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи исследования успешно решены, а результаты исследования подтверждают эффективность разработанного методического обеспечения и верность выдвинутой гипотезы.


1.Федеральная целевая программа Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральный закон от 26.12.2017 № 1642. - Режим доступа: http://www.obrnadzor. gov.ru/ru/about/pro g
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральный закон от 29.12.2014 №1643. - Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe- prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na- 18-maya-2015- goda.html
3.Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школа №23» [Электронный ресурс] // приказ №55-од от 22.05.2017. - Режим доступа:
http: //school23 .tgl.net. ru/images/fgos/OOP-NOO-2017. pdf
4.Примерная основная образовательная программа начального общего
образования [Электронный ресурс] // одобрена решение от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15. - Режим доступа:
http://fgosreestr.ru/wpcontent/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja- obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf
5.Аболмасова, И.А. Научить учиться - новая ключевая задача
образования [Электронный ресурс] / И.А. Аболмасова // Научнопрактическая конференция. - Режим доступа: http:// geum.ru/next/art-
105265.leaf-5.php
6.Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Издательство МГУ, 1984. - 104 с.
7.Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М. : Знание, 1981. - 96 с.
8.Борытко, Н.М. Современный урок: система, процесс, деятельность [Текст] / Н.М. Борытко. - М. : Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - 128 с.
9.Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: монография [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. - М. : «Прометей», 2012. - 210 с.
10.Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации [Текст] / А.Б. Воронов // Серия «Новые образовательные стандарты». - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 72 с.
11.Герчикова, И. Н. Менеджмент [Текст] / И.Н. Герчикова. - М. : ЮНИТИ, 2001. - 501 с.
12.Глаголева, Ю.И. Окружающий мир: Поурочные разработки:
Технологические карты уроков: 1 класс [Электронный ресурс] // Ю.И. Глаголева, Л.С. Илюшин, Т.Г. Галактионова, Н.И. Роговцева: [сайт]. [2012]. - Режим доступа:
https://docviewer.yandex.ru/view/568678500/?*=qQ3h0%2BgOBXrcTyIgOdadfg 1ZHB57InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8veFBDcEp4VnVyd1ltOUtJOFV3U Tl 1L2FnVVczY2R2RGE2ZHZSQ0pZVFB2bz0iLCJ0aXRsZSI6IjA1N18yLW9rc nV6aC4tbWlyLi0xa2wuLXBvdXJvY2huLi1yYXpyYWJvdGtpX2dsYWdvbGV2 YS1pLWRyXzIwMTItMTQ4cy5wZGYiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInVpZCI6 IjU2ODY3ODUwMCIsInRzIjoxNTYxMjQyNDcwOTcwLCJ5dSI6Ijk0MjQ4MD E1MjE1NjA0MzYyOTMifQ%3D%3D
13.Гладко, М.П. Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления [Электронный ресурс] / М.П. Гладко. - Режим доступа: http://pedsovet.su/fgos/6402 technologicheskaya karta uroka obrasez
14.Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании [Текст] / М.А. Гончаров. - М. : Кнорус, 2016. - 476 с.
15.Данилова, Г. П. Концептуальные основы формирования универсальных учебных умений [Текст] / Г.П. Данилова. - М. : МИОО, 2010. - 135 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ