Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №109556

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы108
Год сдачи2020
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы организационно-методического сопровождения деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности 13
1.1 Деятельность учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема 13
1.2 Организационно-методическое сопровождение деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности как управленческая и педагогическая проблема 30
Глава 2 Экспериментальное исследование организационно-методического сопровождения деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности 43
2.1 Изучение состояния организационно-методического сопровождения деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности 42
2.2 Реализация организационно-методического сопровождения деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности 60
2.3 Выявление динамики в уровне готовности учителей к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности 75
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложение А Карта самодиагностики педагога 92
Приложение Б Результаты диагностики учителей на констатирующем этапе эксперимента 93
Приложение В Вопросник анализа и оценки уроков «Формируем у учащихся 1 класса ценностное отношение к учебной деятельности» 96
Приложение Г Вопросник анализа конспекта уроков «Формируем у учащихся 1 класса ценностное отношение к учебной деятельности» 97
Приложение Д Анкеты для учителей и родителей 98
Приложение Е Анкета для методиста 100
Приложение Ж План работы группы малоопытных педагогов (ГМП) по разработке методического сопровождения деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности 102
Приложение И Методическая копилка «Методы и формы работы по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности 103
Приложение К Рекомендации для родителей по мотивации детей к выполнению домашних заданий 104
Приложение Л Результаты диагностики учителей на контрольном этапе эксперимента 105

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована необходимостью модернизацией начального образования. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из личностных результатов обучения является сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию. Вместе с тем, современные исследователи детства (Д.И. Фельдштейн и другие) выражают серьезную тревогу проявлением нежелания учиться у значительной части сегодняшних школьников.
В связи с этим важной задачей образования становится формирование у младших школьников желания и умения учиться. Успешность решения этой задачи предполагает признание ценности учебной деятельности самими обучающимися, их родителями, учителями. Это определяет необходимость формирования у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
Педагоги должны осознавать значимость и собственную ответственность за эффективность решения данной задачи в свете современных требований.
Вместе с тем многие педагоги оказываются неэффективными, действуя известными алгоритмами, используя накопленный ранее педагогический опыт.
Это обуславливает значимость такого направления деятельности руководителя (методиста) образовательной организации как организационно - методическое сопровождение деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности. Это обеспечит не только решения конкретных проблем учителей, но и повышение уровня их готовности к данной деятельности в соответствии с современными требованиями.
Актуальность на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующей значимости формирования готовности учителей начального образования к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности, значимости организационно-методического сопровождения данной деятельности учителей, в современных исследованиях недостаточно представлены содержательные и технологические аспекты данного направления методической работы руководителя образовательной организации.
В трудах современных ученых представлены различные аспекты формирования ценностного отношения к учению у младших школьников: исследование групп и классов ценностей, уровней, типов, стадий и компонентов ценностного отношения к учению (М.А. Кейв, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В. Франкл и другие); компоненты ценностно-смыслового отношения к учебной деятельности (Т.С. Серебрякова).
Ряд исследований посвящен проблеме формирования у детей положительного отношения к школе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие). Проблема мотивации в обучении изучалась Л.И. Божович, А.К. Марковой, М.В. Матюхиным, Г.И. Щукиной и другими.
В работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого и других авторов исследованы аспекты формирования готовности учителей к решению задач профессиональной деятельности представлены (требования к учителю как носителю конкретной профессии, задачи, содержание и методы профессиональной подготовки педагогов).
Разработкой различных аспектов организационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов занимались такие исследователи как М.М. Поташник, С.В. Паршутина Е.О. Галицких, О.В. Давлятшина и другие. В ряде исследований рассматривается специфика современных управленческих подходов: системно-деятельностный подход (В.П. Беспалько, Л.М. Плахова, М.М. Поташник, П.Т. Фролов, Т.И. Шамова и другие), исследовательский подход (В.И. Загвязинский, Г.М. Тюлю, Т.И. Шамова и другие), человекоцентристский (личностно-ориентированный) подход (П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, И.К. Шалаев, Р.Х. Шакуров и другие), рефлексивный подход (П.К. Анохин, Т.М. Давыденко, Т.М. Лазарев, А.И. Мищенко, М.М. Поташник и другие).
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью разработки содержательных и процессуальных особенностей методической деятельности по повышению у учителей начального образования готовности к решению профессиональных задач по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности, разработки соответствующего организационно-методического сопровождения.
Подчеркнем, что в настоящее время процесс профессионального образования должен реализовываться как саморазвитие, что становится возможным при реализации методической работы с педагогами (С.В. Паршутина, М.М. Поташник).
Это определяет значимость формирования у учителей навыков саморазвития, осмысления и обобщения своего педагогического опыта, внедрение инновационного опыта других образовательных учреждений, навыков работы в творческой группе (Л.П. Мякинченко, Т.В. Ушакова и другие).
Анализ научной-методической литературы показывает, что проблема исследования особенностей организационно-методического сопровождения учителей начальных классов по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности исследована недостаточно.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречия:
• между необходимостью формирования у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности и недостаточной готовностью учителей к осуществлению данной деятельности;
• между необходимостью обновления походов к деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности и недостаточной разработкой организационно-методического сопровождения этого процесса в образовательной организации;
• между необходимостью повышения готовности учителей к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности с учетом современных требований и недостаточной актуализацией процесса творческого саморазвития учителей в данном направлении деятельности.
Выявленные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему исследования: каковы содержательные и процессуальные характеристики организационно-методического сопровождения деятельности учителей в формировании у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
Объект исследования - процесс управления деятельностью учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
Предмет исследования - организационно-методическое сопровождение деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать организационно-методическое сопровождение деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что организационно-методическое сопровождение обеспечивает деятельность учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности, если:
• осуществляется как поэтапная реализация комплекса управленческих действий (мероприятий) по оказанию плановой, адресной и дозированной помощи учителям в решении выявленных проблем их готовности к данному виду деятельности;
• предполагает сотрудничество методиста и учителей в разработке и последующем использовании (внедрении) комплекса методических материалов, содержание которых отражает специфику современных подходов к решению данной задачи и обусловлен выявленными затруднениями в деятельности учителей;
• предусматривает создание сообществ педагогов по аналитическому осмыслению своего педагогического опыта и его творческого развития;
• обеспечивает актуализацию рефлексивности (рефлексивного анализа) деятельности педагогов и стимулирование их творческого саморазвития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Раскрыть теоретическое состояние исследуемой проблемы на современном этапе; уточнить компоненты готовности учителей к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
2. Разработать критериально-диагностический аппарат и выявить уровень готовности учителей начального образования к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности, а также состояние педагогической практики по организационно-методическому сопровождению деятельности учителей 1 класса по формированию у учащихся ценностного отношения к учебной деятельности.
3. Разработать и реализовать содержательные и процессуальные особенности организационно-методического сопровождения деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
4. Выявить динамику в уровне готовности учителей начального образования к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• положения о формировании у обучаемых ценностного отношения к учебной деятельности (Л.И. Божович, В.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин);
• теории, раскрывающие сущность и специфику методической работы в современных условиях (К.Ю. Белая, И.В. Никишина, Т.С. Парамонова, В.Г. Решетников и другие);
• положения, раскрывающие современные подходы в управлении (Л.П. Мякинченко, С.В. Паршутина, М.М. Поташник, В.Г. Решетников, Т.В. Ушакова, Г.А. Шумакова, Т.И. Шамова, и другие).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психологической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);
• эмпирические (заполнение учителями карты самодиагностики, беседы и анкетирование учителей и методиста, наблюдение деятельности учителей на уроке, анализ документации учителей и методиста; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. о. Тольятти «Лицей №19». В исследовании принимали участие 20 учителей начальных классов, методист.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления состояние проблемы в науке и педагогической практике. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностического инструментария и проведение диагностики по выявлению уровня готовности учителей начальной школы к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности и по изучению деятельности методиста по проблеме организационно-методического сопровождения этой деятельности учителей (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - экспериментальный (апрель 2019 г. - декабрь 2019 г.). Разработка, апробация и корректировка этапов и содержания работы методиста по разработке и реализации организационно-методического сопровождения деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности; обработка, проверка и систематизация полученных результатов, проведение повторной диагностики готовности учителей начального образования к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (январь 2020 г. - май 2020 г.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Научная новизна исследования заключается в: выявлении состояния проблемы организационно-методического сопровождения деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности на современном этапе, уточнении понятия «организационно-методическое сопровождение»; уточнении компонентов готовности учителей к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: уточнены содержательные и процессуальные особенности организационно-методического сопровождения деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности; определены критерии, показатели и охарактеризованы уровни готовности педагогов к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов диагностики по изучению готовности учителей к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности, содержание методической деятельности руководителя образовательного учреждения (методиста) по организационно-методическому сопровождению деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов; этапами исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата, организационно-методического сопровождения деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2019 г., 2020 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся положения:
1. Готовность учителя к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности определяется как личностное образование, представленное совокупностью взаимосвязанных компонентов (когнитивный, деятельностно-практический, мотивационно-ценностный), которые обеспечивают успешность работы с учащимися по становлению у них ценностного отношения к учебной деятельности на всех этапах урока (мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного). Формирование готовности учителя к деятельности по решению профессиональных задач предполагает актуализацию рефлексивности деятельности и должно происходить как стимулирование его творческого саморазвития.
2. Организационно-методическое сопровождение деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности определяется как непрерывный процесс сотрудничества руководителя образовательного учреждения с педагогами по разработке и последующему использованию (внедрению) в работу методических материалов, обеспечивающих успешность решения соответствующих задач работы с обучающимися (с учетом выявленных затруднений).
Организационно-методическое сопровождение осуществляется как непрерывный поэтапный процесс оказания учителям плановой дозированной и адресной методической помощи в преодолении трудностей деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности. Этапами организационно-методического сопровождения являются: аналитико-диагностический, проектировочно-организационный, деятельностно-преобразующий, контрольно-оценочный.
Организационно-методическое сопровождение, как направление деятельности руководителя осуществляется с опорой на следующие подходы: системно-деятельностный, исследовательский, человекоцентристский (личностно-ориентированный), рефлексивный.
Структура магистерской диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (56 наименований), 10 приложений. Для иллюстрации текста используются 5 таблиц, 9 рисунков. Основной текст работы изложен на 90 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Анализ современных исследований по проблеме готовности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности показал значимость решения данной задачи с учетом современных требований ФГОС НОО. Необходимость изменения характера деятельности учителей по решению данной задачи требует реализации руководителем образовательного учреждения организационно-методическое сопровождение деятельности учителей с учетом современных управленческих подходов.
2. Установлена необходимость формирования готовности учителей к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности, которая включает совокупность взаимосвязанных компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно- практический). Процесс формирования данной готовности предполагает актуализацию ее рефлексивности педагогом и должно происходить как стимулирование творческого саморазвития.
3. Эффективность деятельности учителей по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности определяется реализуемым в образовательном учреждении организационно-методическим сопровождением как одним из направлений деятельности руководителя. Определение его содержательных и процессуальных аспектов следует осуществлять, реализуя следующие подходы: системно-деятельностный, исследовательский, человекоцентристский (личностно-ориентированный), рефлексивный. Этапами организационно-методического сопровождения являются: аналитико-диагностический этап, проектировочно-организационный, преобразующий, контрольно-оценочный.
4. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил выделить трудности, с которыми столкнулись учителя в осуществления деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности и недостаточность сформированности отдельных компонентов готовности к данной деятельности, что позволило выделить проблемы, ставшие основой для конкретизации задач и форм методической работы с учителями.
5. Разработка и реализация организационно-методического сопровождения деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности. в ходе формирующего этапа эксперимента состояла из двух этапов, в ходе которых организовано взаимодействие методиста и учителей в составе либо ТГ, либо группы малоопытных учителей с учетом выявленного положительного опыта. На проектировочно-организационном этапе были определены и частично разработаны методические материалы, определен план работы с каждой группой учителей. Это составило содержательную основу сопровождения. Деятельностно-преобразующий этап был направлен на повышение готовности учителей к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности, что происходило в процессе освоения учителями и реализации в практике образовательной деятельности разработанных методических материалов. Методист осуществил плановую, адресную и дозированную помощь педагогам в решении выявленных проблем. Особое внимание уделялось аналитическому осмыслению учителями своего практического опыта и его развитию, актуализации рефлексивности действий, поддержке педагогического творчества, стимулированию саморазвития.
6. Сравнение результатов контрольного и констатирующего этапов эксперимента показало положительную динамику в уровне готовности учителей к деятельности по формированию у учащихся 1 класса ценностного отношения к учебной деятельности. Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи исследования успешно решены, а результаты исследования подтверждают эффективность разработанного методического обеспечения и верность выдвинутой гипотезы.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373) / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] - URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 21.09.18).
2. Алексеева М. И. О формировании познавательных мотивов учебной деятельности // Психология. 1970. № 8. С. 55-60.
3. Амонашвили Ш. А. Размышления о Гуманной педагогике. М. : ИД Шалвы Амонашвили, 2001. 464 с.
4. Балагурова М. С. Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального становления // Молодой ученый. 2018. № 25. С. 288 - 291.
5. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы : учеб. пособие. М : ТЦ Сфера, 2006. 96 с.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.
7. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. М. : «Юрайт», 2016. 325 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
9. Борытко Н. М. Современный урок: система, процесс, деятельность. М. : ТЦ «ОПТИМ», 2006. 128 с.
10. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников : учеб. пособие; под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Москва, 1962. 145 с.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997. 96 с.
12. Галицких Е. О. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы // Педагогический ИМИДЖ. 2016. № 6. С. 16-27.
13. Гладко М. П. Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления [Электронный ресурс] URL: http://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez (дата обращения: 24.10.2019).
14. Городова А. Н. Организационно-методическое обеспечение и сопровождение учителей начальных классов в процессе внедрения ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 2. С. 93-103.
15. Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом адаптивной школе. М. : Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ