Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ВОСЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Работа №113475

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 8
1.1 Проблема развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни
с нарушениями зрения 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у
детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 19
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 25
2.1 Выявление уровня развития смысловой памяти у детей восьмого года
жизни с нарушениями зрения 25
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития смысловой
памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 36
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 58

Развитие смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения на сегодняшний день социально значимая проблема. Исследования А.А. Смирнова, М.И. Сеченова, Р. Шифрина, и др., посвященные памяти человека, востребованы и изучены педагогами, работающими с данной категорией детей.
Ребенок входит в мир знаний и с каждым годом ему необходимо запоминать все больше и больше информации. Без нормального функционирования смысловой памяти невозможна адекватная переработка и запоминание необходимой информации. Затруднения, возникающие у детей в процессе усвоения учебного материала, сказываются на успеваемости. Именно поэтому знание законов памяти человека - эффективная основа осмысленного запоминания.
Дети с нарушениями зрения - это особая категория. Нарушенные функции зрительного анализатора препятствуют нормальному развитию смысловой памяти. Смысловая память детей восьмого года жизни с нарушениями зрения имеет ряд особенностей: ограниченный объем, трудности произвольного сохранения и воспроизведения информации, привнесение новых смысловых единиц в запоминаемый материал, смысловые искажения и другие. Эти особенности не позволяют детям успешно овладевать необходимыми навыками в образовательной деятельности. Необходимость развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения обусловлена актуальной для этого периода проблемой начала учебной деятельности. У детей с нарушениями зрения смысловая память развивается с трудом, это обуславливает необходимость создания психолого-педагогических условий развития смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Смысловая память лежит в основе развития способностей человека, приобретения умений и навыков. Смысловую память можно определить как психический, культурный и физиологический процесс, с функциями запоминания, сохранения и воспроизведения информации, посредством использования смысловых связей. Функции смысловой памяти являются основными для смысловой и логической обработки информации. Они имеют различную структуру и степень развития, проявляющуюся в неодинаковости функционирования у различных людей.
На основе вышеизложенного, было сформулировано противоречие исследования между необходимостью развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для развития данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Объект исследования: процесс развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения будет более эффективно при создании следующих психолого-педагогических условий:
- учтены индивидуальные особенности зрительного дефекта детей восьмого года жизни с нарушениями зрения при развитии смысловой памяти;
- включены в коррекционно-образовательный процесс игры на развитие мнемических процессов и свойств смысловой памяти;
- учтены компенсаторные возможности детей с нарушениями зрения в совместной деятельности педагога и детей для развития смысловой памяти.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
2. Выявить уровень развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
4. Выявить динамику уровня развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования послужили: теории о компенсации нарушенных функций (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Л.И. Солнцева, У.В. Ульенкова); исследования по изучению особенностей развития смысловой памяти у дошкольников с нарушениями зрения (Т.Н. Головина, М.И. Земцова, В.Ф. Морева, Е.Н. Подколзина, Л.И. Солнцева).
Новизна исследования состоит в том, что определены психолого-педагогические условия развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны и обоснованы уровни развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования воспитателем, тифлопедагогом, педагогом-психологом тематического планирования для развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения.
Экспериментальной базой исследования является МБОУ СОШ № 11 г. Первоуральска. В исследовании принимали участие 12 детей восьмого года жизни с нарушениями зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (49 источников) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 1 таблицей и 12 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения на сегодняшний день актуальная проблема специальной педагогики и психологии. Процесс вхождения ребенка в учебную деятельность влечет за собой развитие ряда необходимых навыков и умений. Дети с нарушениями зрения имеют особенности в формировании и развитии смысловой памяти, ее функций и структуры. Трудности, связанные со смысловой обработкой текста детей с нарушениями зрения влияет на весь образовательный процесс и не позволяет в полной мере овладеть знаниями и умениями в соответствии с программой обучения.
Необходимость создания психолого-педагогических условий развития смысловой памяти детей восьмого года жизни, обусловлена специфическими проявлениями зрительных дефектов и особенностями восприятия.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения и рационального использования приемов запоминания, актуальна для образования. Продуктивность непроизвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объем запоминаемого материала. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.
Экспериментальное исследование развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни с нарушениями зрения, позволило выявить, что дети восьмого года жизни с нарушениями зрения имеют высокие компенсаторные возможности, испытывают трудности при воспроизведении смысловых единиц текста, создании мнемических опор. У группы детей, участвующих в исследовании можно наблюдать большое количество смысловых замен, искажений, обусловленных недостаточностью развития фонематического восприятия. Отмечается низкий уровень владения словесными оборотами и умением строить фразу.
Выявленные трудности в большинстве связаны с недостаточно развитым объемом памяти и депривационными условиями развития зрительного анализатора. Такие данные подтверждают необходимость тематического планирования для развития смысловой памяти у детей восьмого года жизни в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения.
Разработанный с учетом дифференцированного подхода тематический план, а также индивидуальный подход при организации рабочего пространства детей и организации игр способствует развитию смысловой памяти детей восьмого года жизни с нарушениями зрения. Опытным путем было доказано, что эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от комплексности реализации задач развития. Необходимо подходить к процессу коррекции системно, ориентируясь на психолого-педагогические принципы развития ребенка и условия успешной социальной адаптации.
Эффективность проведенных мероприятий отражена в результатах сравнительного анализа констатирующего и контрольного экспериментов. Результаты сравнительного исследования показали, что у детей восьмого года жизни низкий уровень развития зрительной памяти наблюдается у 17% испытуемых, что значительно меньше первоначальных результатов. Средний уровень и высокий уровень развития зрительной памяти наблюдается у 42% детей.
Создание психолого-педагогических условий является эффективным средством развития смысловой памяти. Реализация разработанного календарно-тематического плана позволила снизить процент детей с низкими показателями развития смысловой памяти и увеличить процент детей с высоким уровнем.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о достижении поставленных задач и доказательстве выдвинутой гипотезы.



1. Аветисов, Э.С. Охрана зрения детей [Текст] / Э.С. Аветисов. - М., 1975. - 167 с.
2. Агранович, З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников [Текст] / З.Е. Агранович. - СПб.: «Детство - Пресс», 2003. - 128 с.
3. Архангельский, В.Н. Глазные болезни [Текст] /
В.Н. Архангельский. - М., 1963. - 328 с.
4. Базарный, В.Ф. Зрение у детей [Текст] / В.Ф. Базарный. - Новосибирск, 1991.- 140 с.
5. Белецкая, В.И., Охрана зрения слабовидящих школьников [Текст] / В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева. - М., 1982. - 128 с.
6. Волкова, О.А. Навстречу незрячему. Центр реабилитации слепых [Текст] / О.А. Волкова, В.В. Денискина, Л.И. Плаксина и др. - М., 1998. - 56 с.
7. Воронова, Е.Е. Использование современных средств наглядности в
обучении детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005 - 2006 учебный год - Режим доступа:
йй:р5://открытыйурок.рф/статьи/311112/ (дата обращения: 29.11.2018).
8. Выготский, Л.С. Память и её развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.,1979. - 381 с.
9. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия ребёнка [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская и др. - М.:«Школа - Пресс», 2001. - 96 с.
10. Григорян, Л.А. Офтальмологические рекомендации к проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей». [Текст] / Л.А. Григорян // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2001. - №2. - 153 с.
11. Денискина, В.З. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина. - М.:АПК и ПРО, 2002. - 31 с.
12. Дымшиц, Л.А. Основы офтальмологии детского возраста [Текст] / Л.А. Дымшиц. - М., 1980. - 544 с.
13. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать [Текст] / Л.М. Житникова. - М. : Просвещение, 1978. - 96 с.
14. Жохов, В.П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией [Текст] / В.П. Жохов, Л.И. Плаксина и др. - М. : Просвещение, 1989. - 182 с.
15. Захарюта, Н.В. «Детская психология» с основами «Общей
психологии» в тематических понятиях».(2 часть) [Текст] / сост.
Н.В. Захарюта, - Армавир, 2004. - 208 с.
16. Ильина, М.Н. Тесты для детей [Текст] / М.Н. Ильина,
Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - «Дельта», 1997. - 112 с.
17. Истомина, 3.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве // Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / 3.М. Истомина.- М., 2006. - 193 с.
18. Истомина, 3.М. Развитие памяти [Текст] : учебно-методическое пособие. / 3.М. Истомина. - М., 2005. - 119 с.
19. Истомина, 3.М. Формирование у дошкольников смыслового соотнесения как приема запоминания [Текст] / 3.М. Истомина // Развитие логической памяти детей. - М. : Педагогика, 2005. - 156 с.
20. Истомина, З.М. Развитие памяти [Текст] / З.М. Истомина. - М., 1978. - 160 с.
21. Каплан, А.И. Детская офтальмология. [Текст] / А.И. Каплан, Е.И. Ковалевский. - М., 1980. - 195 с.
22. Каплан, А.И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение [Текст] / А.И. Каплан. - М.: Педагогика, 1979. - 200 с.
23. Каплан, А.И. Если ребёнок плохо видит [Текст] / А.И. Каплан, Н.Г. Морозова. - М.: Педагогика, 1969. - 77 с.
24. Каплан, А.И. Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей [Текст] / А.И. Каплан. - М.: Просвещение, 1965. - 128 с.
25. Коломинский, Я.Л. Детская психология [Текст] : учебное пособие /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А. Н. Белоус и др. - Мн.: Университетское, 2005. - 399 с.
26. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст]: учебное пособие / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. - Мозаика-Синтез, 2013. -320 с.
27. Кравченко, А.И. Психология и педагогика. [Текст] / А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М., 1997. - 175 с.
29. Кун, Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека [Текст] / Д. Кун. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 720 с.
30. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1979. - 167 с.
31. Мазуревич, В.И. Истоки здоровья школьников на Крайнем Севере [Текст] / В.И. Мазуревич. - Мурманск, 1994. - 181 с.
32. Малых, Р.Ф. Вопросы методики образования математике слепых и слабовидящих школьников [Текст] / Р.Ф. Малых. - Л.: ЛГПИ, 1987. - 80 с.
33. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением (из опыта работы) [Текст] / Под ред. Л.И. Плаксина. - М.: «ГороД», 1998. - 130 с.
34. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М. «Просвещение», 1995. - 216 с.
35. Никулина, Г.В. Охраняем и развиваем зрение [Текст] / Г.В. Никулина. - СПб. : «Детство-Пресс», 2002. - 128 с.
36. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. [Текст] / Под ред. М.И. Земцова. - М. : «Просвещение», 1978. - 93 с.
37. Плаксина, Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в ДОУ для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. - М., 1998. - 136 с.
38. Психологическая диагностика развития детей. (1часть) / сост. Н.В. Захарюта. - Армавир, 2002. - 101 с.
39. Сидоренко, Л.М. Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005 - 2006 учебный год. - Режим доступа: ййрз://открытыйурок.рф/статьи/312963/ (дата обращения: 29.11.2018).
40. Скребицкий, А.И. Воспитание и образование слепых, и их призрение на Западе [Текст] / А.И. Скребицкий. - СПб, 1903. - 1024 с.
41. Соколова, А.В. Использование средств наглядности в школе слабовидящих [Текст] / А.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
42. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 1997. - 124 с.
43. Солнцева, Л.И. «Тифлопсихология детства» [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - 250 с.
44. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М., 1999. - 336 с.
45. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М., 1998. -212 с.
46. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и
воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и
гигиенические аспекты охраны и развития зрения. [Текст] : Учебно¬методическое пособие / Л.В. Фомичева. - СПб: КАРО, 2007. - 249 с.
47. Чеботарева, Е.Н. Особенности памяти у дошкольников, имеющих
нарушения зрения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, июль 2015 г. — СПб.: Свое издательство, 2015. —137 с. — Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8446/(дата обращения: 29.11.2018).
48. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей [Текст] / Л.В. Черемошкина. - Ярославль, 1997. - 96 с.
49. Эдигей, В.Б. «Увлечение чтением. Уроки развития мышления и техники речи» [Текст] / В.Б. Эдигей. - М.: УЦ «Перспектива», 1997. - 112 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ