Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №110987

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 10
1.1 Развитие эмоциональной отзывчивости у детей с общим
недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 25
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 40
2.1 Изучение уровня сформированности эмоциональной отзывчивости у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 40
2.2 Реализация разработанных психолого-педагогических условий
развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 54
2.3 Выявление динамики в уровне развития эмоциональной
отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 73
Выводы по второй главе 82
Заключение 83
Список используемой литературы 85
Приложения 91

Актуальность рассматриваемой темы магистерской работы заключается в том, что в последние годы возрастает научный и практический интерес к взаимосвязи речевого и эмоционального развития, который, естественно, ставит проблему изучения эмоциональной отзывчивости дошкольников с общим недоразвитием речи. Целевые ориентиры ФГОС ДО обуславливают также важность развития рассматриваемого феномена у детей (в том числе и с речевыми нарушениями).
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования и запросам времени, одним из ведущих приоритетов образования является учет особых образовательных потребностей детей независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) и создание специальных условий для развития эмоциональной отзывчивости у детей с общим недоразвитием речи, в том числе, включая создание условий для участия родителей в образовательной деятельности организации.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне
Развитие эмоциональной отзывчивости в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено в качестве задач педагогической деятельности.
Между тем, само данное понятия не нашло достаточного теоретического обоснования и практико-методического обеспечения в педагогической науке и практике к настоящему времени, что затрудняет выполнение обозначенных в ФГОС задач.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется обоснованием и характеристикой психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обоснованная необходимость развития у детей эмоциональной отзывчивости на практике сталкивается с недостаточной разработкой содержания процесса эмоциональной отзывчивости в ДОО, а именно с необходимостью разработки психолого-педагогических условий в русле требований ФГОС ДО.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить следующие противоречия:
- между важностью развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет и недостаточным изучением специфики данного процесса у детей с общим недоразвитием речи;
- между декларируемой необходимостью формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи эмоциональной отзывчивости и недостаточной разработкой специфики образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- между необходимостью учета современных требований к построению образовательного процесса в ДОО с детьми с общим недоразвитием речи и недостаточной разработкой психолого-педагогических условия развития эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи будут эффективно реализовываться при следующих психолого-педагогических условиях:
- определение и поэтапная реализация содержания образовательной работы с учетом возрастных особенностей, выявленных результатов диагностики эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет, особенностей детей с ОНР III уровня и логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости;
- реализация комплекса заданий, предполагающих различные виды деятельности детей по освоению компонентов эмоциональной отзывчивости и их проявлению при взаимодействии с детьми;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность по развитию эмоциональной отзывчивости детей;
- предъявление ребенку образца-ориентира проявления эмоциональной отзывчивости и стимулирование желание ему подражать.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить степень изучения в современных исследованиях проблемы развития эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и создания психолого-педагогические условия, обеспечивающих эффективность данного процесса; уточнить понятие и компоненты эмоциональной отзывчивости.
2. Определить показатели, диагностический инструментарий и выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить и экспериментально апробировать разработанные
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Выявить динамику в уровне развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи после проведенной работы.
Теоретическими основами исследования явились:
- положения о взаимосвязи и взаимообусловленности эмоций и речи (А.В. Запорожец, П.М. Якобсон и др.);
- принцип системности языка, связи речи с другими сторонами психического развития (Л.С. Выготский);
- идеи о значимости развития эмоциональной отзывчивости детей с ОНР (И.Ю. Кондратенкои, Д.Р. Миняжева и др.);
- исследования об особенностях и закономерностях функционирования и развития эмоциональной отзывчивости (С.А. Курносова, Р.В. Овчарова и др.);
- исследования о закономерностях функционирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева и др.).
- положения отечественной и зарубежной психологии о природе и сущности эмоций и эмпатии (Л.С. Выготский, К. Изард и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах диссертационной работы); эмпирические (анкетирование, диагностические задания, наблюдение, беседы с детьми; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» детский сад № 171 «Крепыш» городского округа Тольятти. В экспериментальной работе приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (III) уровня.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2016г. - март 2017г.).
Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Определение понятийно-категориальный аппарат исследования. Определение показателей, диагностического инструментария и выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2017г. - март 2018г.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости у детей и этапов их реализации с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости, содержания с учетом возрастных особенностей, выявленных результатов диагностики эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет, и особенностей детей с ОНР III уровня. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель 2018г. - июнь 2018г.). Осуществление анализа, обобщение и конкретизация результатов экспериментальной работы. Формулирование выводов. Оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в выявлении степени изученности проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет и доказательстве эффективности разработанных психолого-педагогических условий образовательной работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в ДОО по развитию эмоциональной отзывчивости.
Теоретическая значимость исследования: состоит в уточнении понятия «эмоциональная отзывчивость» и ее компонентов; определении показателей и характеристике уровней развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет; теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность использовать практическим работникам диагностические материалы (показатели и диагностические задания) по выявлению уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет; разработанную поэтапную реализацию этапов работы с детьми (задачи, содержание) выделенных с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости, при апробации комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. На педагогических педсоветах были вынесены на рассмотрение значимые аспекты экспериментальной работы; научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета; научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ». Основное содержание диссертационного исследования отражено в 4 публикациях.
Личное участие автора в исследовании состоит во включенном участии на всех этапах исследования, в непосредственном получении исходных данных, выделении показателей эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и определении соответствующего комплекса диагностических методик, проведении опытно-экспериментальной работы, апробации результатов исследования, обработке и интерпретации экспериментальных данных, публикациях материалов исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональная отзывчивость определяется как эмоциональная реакция ребенка на состояние другого человека и проявляется в общении и отношениях между людьми; характеризуется следующими структурными компонентами: мотивационно-когнитивным, действенно-практическим.
Уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется сформированностью ее показателей, выделенных с учетом компонентов эмоциональной отзывчивости.
2. Образовательная работа с детьми в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи по развитию эмоциональной отзывчивости следует осуществлять поэтапно с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости (мотивационно-когнитивным, действенно-практическим).
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (60), 5 приложений. Работа содержит 3 рисунка, 6 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования поставленные задачи были решены. Анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал, что развитие понятие «эмоциональная отзывчивость» является центральной эмоциональной единицей межличностных отношений между людьми, компонентом эмпатии, главным показателем формирования гуманных чувств и отношений в коллективе, а развитие эмоциональной отзывчивости является задачей нравственного воспитания дошкольников. Особенно важно исследование психолого-педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Важность исследования данной проблемы доказано проведенным диагностикой детей. Мы определили показатели, учитывая структурные компоненты эмоциональной отзывчивости: представления об эмоциональных состояниях других людей и своего собственного, причинах их возникновения; представление о том, кто такой отзывчивый человек; проявление положительного эмоционального отклика на эмоциональное состояние другого в ситуации затруднения; умение дифференцировать эмоциональные состояния человека; умение использовать разные способы проявления эмоциональной отзывчивости в зависимости от ситуации. 6. Выявление желания (стремления) быть отзывчивым человеком, помогать другим в ситуации затруднения.
Анализ результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет.
Изучение психолого-педагогических условий образовательной работы с детьми 5-6 лет по проблеме развития эмоциональной отзывчивости показало, что предлагаемые нами психолого-педагогические условия недостаточно представлены в педагогической практике.
Работа в формирующем этапе исследования осуществлялась по направлениям (работа с детьми, работа с родителями), этапам (мотивационно-когнитивный, действенно-практический) с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости, выявленных результатов диагностики эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет, особенностей детей с ОНР III уровня и логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости.
На каждом этапе были реализованы выделенные психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет: 1) реализация комплекса заданий, предполагающих различные формы активности детей по освоению компонентов эмоциональной отзывчивости и их проявлению при взаимодействии с детьми; 2) предъявление ребенку образца-ориентира проявления эмоциональной отзывчивости и стимулирование желание ему подражать; 3) вовлечение родителей в образовательную деятельность по развитию эмоциональной отзывчивости детей.
Результаты повторной диагностики зафиксировали положительную динамику в уровне развития эмоциональной отзывчивости у детей. Высокий уровень сформированности эмоциональной отзывчивости повысился на 20% и составил 30% детей, а детей с низким уровнем стало на 30% меньше, и составило 10% детей.
Достигнутая положительная динамика эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет доказывает эффективность выделенных психолого-педагогических условий и верность выдвинутой гипотезы.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова. - М. : ПЕР СЭ, 2008. - 52 с.
3. Андреенко, Т.А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. - М. : Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 27-29.
4. Ань, Н.М. Развитие эмоционального интеллекта [Текст] / Н.М. Ань // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 5. - С. 80-87.
5. Атарова, А.Н. Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности старших дошкольников [Текст] / А.Н. Атарова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С.104-112.
6. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст] / Дж. Боулби. - М. : Академический проект, 2004. - 79 с.
7. Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников [Текст] / М.Э. Вайнер. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 90 с.
8. Ветлугина, Н.А. Нравственное эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1995. - С. 78-81.
9. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Гуманит. изд. центра ВЛАДОС, 2002. - 196 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Издательство «Смысл», Издательство «ЭКСМО», 2003. - 512 с.
11. Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей [Текст] / О.В. Гордеева // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 6-9.
12. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] / Т.А. Данилина. - М. : Айрис - пресс, 2004. - 160 с.
13. Денисова, З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка [Текст] / З.В. Денисова. - М. : Ленинград, 2011. - 419 с.
14. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
15. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М. : Екатеринбург: Литур, 2009. - 126 с.
16. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Психологические исследования, 1986. - 89 с.
17. Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. - М. : СПб. : Изд- во Питер, 2008. - 124 с.
18. Изотова, Е.И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения [Текст] / Е.И. Изотова // Психолог в детском саду. - 2007. - №1. - С. 45-53.
19. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 189 с.
20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - М. : - СПб. : Питер, 2002. - 117 с.
21. Колесникова, Г.И. Психокоррекция нарушений развития [Текст] / Г.И. Колесникова. - М. : Ростов на Дону : Феникс, 2009. - 345 с.
22. Колягина, В.Г. Психологическое изучение страхов у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / В.Г. Колягина. - М. : , 2011. - 297 с.
23. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи : монография [Текст] / И.Ю Кондратенко. - М. : СПб. : КАРО, 2006. - 240 с.
24. Котова, Е.О. О профилактике детской тревожности [Текст] / Е.О. Котова // Ребёнок в детском саду. - 2013. - № 5. - С. 34-37.
25. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
26. Курносова, С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике [Текст] / С.А. Курносова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 1. - С. 67-71.
27. Курносова, С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости [Текст] / С.А. Курносова // Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 4. - С. 50-54.
28. Курносова, С.А. К определению понятия «эмоциональная отзывчивость» [Текст] / С.А. Курносова // Начальная школа До и После. - 2010. - № 6. - С. 75-79.
29. Курносова, С.А. Содержание воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников [Текст] / С.А. Курносова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 3. - С. 33-36.
30. Лафренье , П. Эмоциональное развитие детей и подростков [Текст] / П. Лафренье. - М. : СПб. : прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 108 с.
31. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский. - М. : Издательство Московского ун-та, 1985. - 216 с.
32. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М. : Медицина, 2006. - 723 с.
33. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] / В.М. Минаева. - М. : АРКТИ, 2001. - 48с.
34. Миняжева, Д.Р. Развитие социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Д.Р. Миняжева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1. - С. 23-25.
35. Овчаренко, Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5 - 7 лет [Текст] / Е.Р. Овчаренко // Науч. - метод. журнал «Начальная школа плюс: До и После», 2003. - №10. - С. 78-84.
36. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.
37. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание [Текст] / А.Е. Ольшанникова. - М. : Знание, 1983. - С. 31-33.
38. Рождерс, К. Эмпатия [Текст] / К. Роджерс. - М. : Изд-во МГУ, 2011. -235 с.
39. Романова, О.М. Формирование эмоциональной культуры младших школьников [Текст] / О.М. Романова // Педагогика и психологические науки.
- 2010. - №11. - С. 41-47.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : СПб. : «Питер», 2000. - 720 с.
41. Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет [Текст] / С.И. Семанака. - М. : АРКТИ, 2011. - 120 с.
42. Хайзюулина, И.А. Исследование эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / И.А. Хайзюлина, И.И. Николаева. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11. - С. 987-990.
43. Хризман, Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка [Текст] / Т.П. Хризман. - М. : Педагогика, 1991. - 232 с.
44. Худик, В.А. Роль эмоций в социализации личности старшего дошкольника [Текст] / В.А. Худик // Детский сад: теория и практика. - 2014.
- №4. С. 96-103.
45. Филипова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия [Текст] / Г.Г. Филипова. - М. : Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО Научный Центр Психического Здоровья РАМН, 2004. - 22 с.
46. Фресс, П. Эмоции [Текст] / П. Фресс. - М. : Прогресс, 1975. - 121 с.
47. Щипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослым и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет) [Текст] / Л.М. Щипицина, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - М. : «Детство- Пресс», 2003. - 169 с.
48. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова. - М. : Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 69 с.
49. Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст] / А.М. Щетинина. - М. : Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 125 с.
50. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: защищена 12.07.2006 : утв. 24.09.2006 / В.В.
Щетинина. - М. : Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 2000. - 151 с.
51. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / Е.Н. Юрчук. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 100 с.
52. Юсупова, Г.Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.Х. Юсупова. - М. : Монография. - Уфа: БИРО, 2005. - 102 с.
53. Якобсон, П.М. Почему надо воспитывать чувства детей? [Текст] / П.М. Якобсон. - М. : - Издательство «Просвещение» Москва, 1964. - 68 с.
54. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - 2-е изд. - М. : АРКТИ, 1997. - 131 с.
55. Fackler, A. Emotional development of children between ages 2 and 5 (May 4, 2005) / А. Fackler // [Электронный ресурс] (Обращение 12.11.2013).
56. Corso, R.M. Practices for enhancing children's social-emotional development and preventing challenging behavior // Gifted Child Today, 2007. V. 30(3), p. 51-56.
57. Moissinac, L. Affect and emotional development / In J. W. Guthrie (Ed.), Encyclopedia of education . New York: MacMillan Reference. 2003, 2nd ed., v. l,p. 58-61.
59. Raver, C.C. Emotions matter: Making the case for the role of young children's emotional development for early school readiness // Social policy report, 2002, v. 16(3), p. 3-19.
60. Trentacosts, C., Emotional development / In N. Salkind (Ed.), Encyclopedia of human development. Thousand Oak, CA: Sage Reference, 2006. - Vol. l,p. 456-458.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ