Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование механизмов реализации государственного заказа в современных экономических условиях (на примере национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»)

Работа №112299

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические и правовые аспекты государственных закупок в инновационной сфере 10
1.1 Обзор нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере государственных закупок 10
1.2 Классификация понятия инновации 13
2 Система управления государственными закупками товаров (работ, услуг) инновационного характера 20
2.1 Стратегическое планирование и управление инновационным развитием 20
2.2 Методики определения начальной максимальной цены государственного контракта в инновационной сфере 28
2.3 Особенности ценообразования на инновационную продукцию в космической отрасли 47
2.4 Особенности ценообразования на научно-техническую продукцию в Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» 49
3 Совершенствование системы закупок продукции НИОКР (на примере национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации») 57
3.1 Средства и методы повышения эффективности системы государственных закупок в сфере НИОКР 57
3.2 Оценка эффективности предлагаемых средств и методов совершенствования государственных закупок в ИТ-сфере 75
Заключение 78
Список используемой литературы и источников 82
Приложение А Примеры расчётных таблиц 94

В 2017 году утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [53], в которой поставлена задача обеспечить конкурентоспособность отечественных наукоемких предприятий на отечественном и международном рынке. Ключевым условием для достижения поставленных целей авторы документа считают ускоренное развитие отечественных информационных и телекоммуникационных технологий. Одним из механизмов решения задач ускоренного развития является национальный проект «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», охватывающий период 2019 - 2024 годов. Суммарное финансовое обеспечение национального проекта запланировано на уровне 1 627 146,46 млн. рублей, в том числе:
• за счёт федерального бюджета - 1 099 583,04 млн. рублей;
• за счёт консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 300,00 млн. рублей;
• за счёт внебюджетных источников - 527 513,43 млн. рублей.
Данные экономические показатели показывают, что бюджетное финансирование является основным источником средств для реализации программы. Соответственно, механизм государственного и муниципального заказа, определенный в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [61] (далее - 44-ФЗ) - главный инструмент их использования для решения поставленных задач. В рамках федеральной целевой программы доля государственных заказов даже превышает общий процент государственных заказов в суммарной структуре бюджет расходов (от 30% до 45% валового внутреннего продукта по различным отчетным периодам [2], [14], [50]).
Рассматриваемая предметная область - «цифровая экономика» - характеризуется высокой скоростью изменений, обусловленных как развитием аппаратно-программных платформ цифровизации экономики, так и расширением сфер применения информационных технологий. Вместе с этим, на различных уровнях отмечались недостатки существующего механизма реализации государственного и муниципального заказа в инновационной сфере, к числу которых относятся излишняя сложность и длительность реализации установленных закупочных процедур, а также их рассогласование с этапами и стадиями реализации инновационных проектов, документов стратегического планирования, бюджетных процессов государственных заказчиков [3]. [48], [65], [67].
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
• необходимость устранения отмеченных недостатков (или минимизации их негативных последствия) для эффективного использования выделяемых в рамках национального проекта финансовых ресурсов;
• нарастающая потребность в более полном вовлечении ИТ-служб государственных заказчиков в закупочные процедуры. В противном случае складывается ситуация, при которой заключаемые государственные контракты выполняются в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и законодательства о закупках (т.е. отсутствуют финансовые и коррупционные нарушения со стороны заказчика), а создаваемые информационные системы непосредственно после ввода в промышленную эксплуатацию требуют серьёзной модернизации (т.е. не достигается запланированный положительный эффект в виде снижения издержек и повышения качества государственных услуг);
• необходимость построения государственных информационных систем исходя из требований заказчика по автоматизации и цифровизации предоставляемых государственных услуг, а не фактических возможностей и заинтересованности предприятий-подрядчиков в продвижении той или иной ИТ-платформы.
Повышение эффективности государственных закупок в инновационной сфере возможно за счёт качественного усиления кадрового состава ИТ-служб государственных заказчиков и приобретения ими собственных компетенций для проектирования и использования собственных информационных систем [23], [80], [79]. В среднесрочной перспективе необходимо стремиться к ситуации, когда государственные заказчики ИТ-систем в органах власти будут обладать не меньшей квалификацией, чем организации-подрядчики, не допуская многолетней неконтролируемой разработки государственных информационных систем, технические требования к которым определяются преимущественно самими исполнителями работ. Данный подход является закономерным развитием принципа профессионализма заказчика, заложенного в 44-ФЗ.
Степень изученности темы исследования. Вопросы государственных и муниципальных закупок, в том числе в инновационной сфере рассматривались в трудах Смотрицкой И.И., Милнера Б.З., Орлова Т.М., Бижоева Б.М., аналитических докладах НИУ ВШЭ и РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Вопросам учёта результатов интеллектуальной деятельности и стратегического управления инновационным развитием в условиях «цифровой экономики» уделено большое внимание в работах Лосевой О.В., Федотова М.А., Ганиной С.А., Трифиловой А.А., Золотарёва Г.И., Филько С.В., Филько И.В., Федоренко И.В., Банасиковской Я., Кубадиева Э.М., Ильенковой С.Д., Ягудина С.Ю., а также в аналитических материалах Центра стратегических разработок [4], [65].
Целью магистерского исследования является выявление возможных средств и методов совершенствования системы закупок продукции НИОКР (на примере национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»), а также оценка их практической эффективности.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Выполнить обзор нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере государственных закупок.
2. Рассмотреть сущность понятий «инновации» и «инновационная деятельность».
3. Рассмотреть вопросы стратегического планирования и управления инновационным развитием органов государственной власти и государственных корпораций.
4. Рассмотреть вопросы ценообразования на инновационную продукцию, поставляемую по государственным контрактам в сфере информационных технологий и смежных наукоёмких отраслях экономики.
5. Выявить и проанализировать средства и методы повышения эффективности системы государственных закупок в сфере НИОКР.
6. Провести оценку эффективности выявленных средств и методов.
Предметом магистерского исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере государственных закупок и инновационной деятельности, данные единой информационной системы в сфере закупок [6], данные единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения [7], порталы государственных услуг Российской Федерации и города Москвы [5], [77], документы стратегического планирования Российской Федерации [20], [49], [53].
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе планирования и реализации государственных закупок в инновационной сфере.
В работе применены общенаучные методы (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение), конкретно-научные (специальные) методы сравнения и обобщения, систематизации и группировки данных. В работе так же использованы следующие методы для предоставления результатов исследования: монографический, метод системного анализа и синтеза, графический. Источниками информации в процессе проведения данного исследования послужили учебные материалы по проблематике инновационного менеджмента и менеджмента государственных закупок, научные труды российских и иностранных авторов, аналитические материалы отечественных и зарубежных исследовательских центров, информация государственных информационных систем, научные статьи в периодической печати и материалы сети Интернет.
Научная новизна магистерского исследования. К элементам научной новизны в магистерском исследовании можно отнести:
1. Теоретическое обоснование значимости собственных «скрытых знаний» государственных заказчиков как одного из определяющих факторов инновационного развития.
2. Теоретическое обоснование значимости компетенций ИТ- подразделений государственных заказчиков в проектировании и создании собственных информационных систем. Предложено два подхода к получению практического эффекта от развития указанных компетенций:
• более активное вовлечение ИТ-подразделений к формированию технических заданий на выполнение НИОКР и оценку конкурсных предложений предприятий-поставщиков;
• разработка элементов государственных информационных систем непосредственно силами ИТ-подразделений государственных заказчиков, позволяющая избежать длительных и трудоёмких закупочных процедур, а также минимизировать зависимость от технических решений, предлагаемых предприятиями-поставщиками.
3. Теоретическое обоснование целесообразности совершенствования методики ценообразования на инновационную продукцию в отрасли информационных технологий. Предложено использовать подходы к независимой (вневедомственной) экспертизе расчётов начальных максимальных цен контрактов/договоров, аналогичные другим инновационным отраслям экономики (атомная и космическая отрасли).
4. Определение наиболее эффективных средств и методов повышения эффективности системы государственных закупок в сфере НИОКР на основе авторской методики сравнительного анализа эффективности выявленных средств и методов.
Апробация и внедрение результатов работы. Апробация и внедрение результатов работы проводилось на протяжении всего времени исследования по месту прохождения практики в департаменте магистратуры (бизнес- программ) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Тольяттинский государственный университет» и основному месту работы. По результатам исследования опубликованы научные статьи в международном научном журнале «Молодой учёный» (г. Казань):
• Инновационный процесс, информационные технологии и контрактная система в сфере государственных закупок. Объем 5 п.л., соавторы Некрасова Н.А., Щетинкина О.А. [71].
• Сравнительный анализ различных подходов к определению начальной максимальной цены контракта в сфере информационных технологий. Объём 5 п.л., соавтор Некрасова Н.А. [72].
Практическая значимость результатов исследования. Выявленные в ходе исследования средства и методы могут быть использованы в ходе совершенствования системы государственных закупок продукции НИОКР для снижения бюджетных затрат на цифровизацию органов государственной власти и повышения устойчивости государственных информационных систем в условиях стремительного изменения социально-экономической обстановки. С учётом объёмов финансирования, запланированных на реализацию национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», экономический эффект практической реализации предлагаемых средств и методов может составить свыше 100 млрд. рублей.
Структура и объем работы. Магистерская диссертационная работа содержит введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, 1 приложение, 13 таблиц и 7 рисунков. Объём работы составляет 93 машинописные страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первом разделе исследования выявлено, что в Российской Федерации сложилась и функционирует система управления государственными и муниципальными закупками и соответствующая ей нормативно-правовая база. Органы исполнительной и законодательной власти Российской Федерации уделяют большое внимание анализу правоприменительной практики и совершенствованию нормативно-правовой базы в данной области. Вместе с этим отмечено, что существующая система государственных и муниципальных закупок не в полной мере учитывает особенности текущей модели инновационного процесса, в частности - потенциальную возможность получения отрицательных результатов в ходе выполнения НИОКР.
Установлено, что наличие фактора «скрытых знаний» а также широкое распространение ИКТ в практической деятельности всех ветвей власти повышает роль собственного инновационного потенциала государственного заказчика в повышении эффективности осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг. Правительством Российской Федерации и Аналитическим Центром при Правительстве Российской Федерации предпринимаются меры, призванные обеспечить возможность реализации имеющегося инновационного потенциала, в частности за счёт внедрения во все федеральные органы государственной власти должности руководителя по цифровой трансформации.
Во втором разделе исследования рассмотрены две основные стратегии инновационного развития: стратегия лидера и стратегия последователя, причём выявлено, что необходимая инновационная инфраструктура для реализации стратегии лидера есть только у крупнейших государственных заказчиков (государственные корпорации «Ростех», «Роскосмос», «Росатом» и ряд других, крупнейшие банки, федеральные ведомства и наиболее экономически развитые субъекты Федерации). Для остальных государственных заказчиков целесообразно использование стратегии последователя, однако для получения положительного результата необходимо расширение набора элементов инновационной инфраструктуры. Кроме того, в сфере «цифровой экономики» государственный заказчик, на которого возложена реализация стратегии лидера, не определён, что создаёт дополнительные трудности при достижении поставленных в документах стратегического планирования целей.
Исследованы проблемы ценообразования на наукоёмкую продукцию при реализации государственного заказа, рассмотрены различные подходы (методики) определения НМЦК на выполнение НИОКР, однако в силу особенностей инновационной деятельности каждый из подходов (методик) имеет недостатки и ограничения. При этом, несмотря на отмеченные недостатки в настоящее время наиболее точным и распространённым на практике является затратный подход к определению начальной максимальной цены контракта. Для компенсации выявленных недостатков затратного подхода возможно применение различных методов (в зависимости от отраслевой принадлежности заказчика):
• в ФКА «Роскосмос» существует единый центр экспертизы в области ценообразования (ФГУП «Организация «Агат»), который по отдельным направлениям деятельности взаимодействует с ФГУП «ЦНИИмаш», ФГУП «Центр Келдыша», ФГУП «НПО «Техномаш» [11];
• в государственной корпорации «Росатом» действует отраслевой стандарт закупок [8], согласно которому «Росатом» имеет возможность напрямую воздействовать на ценообразование (например, с помощью механизма согласования экономических показателей предприятий- исполнителей);
• в сфере государственного оборонного заказа (в том числе и при создании автоматизированных систем) для контроля обоснованности затрат при планировании и выполнении НИОКР используется институт военных представительств (военных приёмок) [28].
Негативной отличительной особенностью сферы информационных технологий является то, что в данной отрасли такого единого центра экспертизы в настоящее время не создано, однако последние шаги Правительства Российской Федерации в части совершенствования деятельности институтов развития создают определённые предпосылки для его появления.
Установлено, что помимо затратного метода в сфере «цифровой экономики» возможно более широкое использование доходного подхода, который целесообразно использовать при расчёте НМЦК в случае реализации долгосрочных проектов (например, при разработке федерального и региональных порталов предоставления государственных услуг в рамках системного проекта «Электронное правительство Российской Федерации», [49], [79]). При этом возможно достижение реального экономического эффекта в виде снижения стоимости и повышение доступности государственных и муниципальных услуг, однако данный метод требует от заказчика наличия собственного высококвалифицированного проектного офиса.
При наличии собственной инновационной инфраструктуры наиболее радикальным методом снижения затрат и повышения эффективности государственных проектов в сфере цифровой экономики является повышение удельной доли работ, выполняемых собственными силами. Примером такого подхода может служить Центр обработки данных правительства Москвы [66].
В третьем разделе исследования проведена идентификация и анализ средств и методов повышения эффективности государственных закупок в инновационной сфере. Каждый из выявленных методов имеет как преимущества, так и недостатки, а также ограничения по применению.
Установлено, что в ИТ-сфере наибольшую сравнительную эффективность имеют следующие методы и средства:
• совершенствование информационного взаимодействия заказчиков и исполнителей НИОКР;
• создание у государственных заказчиков (подведомственных им организаций и учреждений) инновационно-ориентированных ИТ-подразделений для выполнения разработок собственными силами;
• реализация концепции ГкП.
Дополнительно отмечено, что помимо перечисленных методов и средств значительный положительный эффект в развитии отечественной «цифровой экономики» должно обеспечить использование отечественной элементной базы и отечественного программного обеспечения, предусмотренное различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, средства и методы, показавшие меньшую сравнительную эффективность, также могут быть использованы для совершенствования государственных закупок в ИТ-сфере в случае изменения социально-экономической ситуации. При этом особый интерес представляет развитие кооперации между инновационно-ориентированными предприятиями различных отраслей экономики, включая создание единого надведомственного центра экспертизы по вопросам ценообразования в ИТ - сфере.


1. Аварийный космос: крупнейшие неудачи России в космосе с 2010 года. - URL: https://www.rbc.ru/photoreport/18/05/2015/5559ebd69a79477 00cd16185 (дата обращения 31.10.2020).
2. Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок // Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики) Том 9, № 1. 2018 г. C. 110 - 122.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. - СПС «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 08.01.2021).
4. Государство как платформа. Люди и технологии. РАНХиГС, 2019. - URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2019-01/16-01 -2019-GovPlatform.pdf (дата обращения 08.01.2021).
5. Госуслуги Москвы. Портал государственных услуг Москвы. - URL: https://www.mos.ru/uslugi/ (дата обращения 31.10.2020).
6. Единая информационная система в сфере закупок. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения 31.10.2020).
7. Единая государственная информационная система учета научно­исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКР). - URL: https://rosrid.ru/ (дата обращения 08.01.2021).
8. Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». - URL: https://www.rosatom.ru/upload/iblock/e7a/e7a85ed98df89f3be37ddd9c3e27f626.p df (дата обращения 31.10.2020).
9. Инновационный менеджмент : учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; под. ред. проф. С.Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
10. Инструкция пользователя ЕГИСУ НИОКР. - URL: https://rosrid.ru/resources/docs/instruction.pdf (дата обращения 31.10.2020).
11. Информационный центр Роскосмоса по вопросам закупочной деятельности. - URL: https://www.roscosmos.ru/22120/#Положение (дата обращения 31.10.2020).
12. Коронацифровизация: как пандемия изменила сектор госуслуг. РАНХиГС, 2020. - URL: https://cdto.ranepa.ru/pandemicegov (дата обращения 08.01.2021).
13. Лосева О.В., Федотова М.А. Методические рекомендации по определению стоимости научно-исследовательских работ, выполняемых по хоздоговору // Имущественные отношения в Российской Федерации, N 2, февраль 2019 г. C. 45-54.
14. Матвеева Н.С. Принцип профессионализма государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 4. — С. 895 — 912. - URL: https://doi.org/10.24891/ (дата обращения 08.01.2021).
15. Методика обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках реализации федеральных целевых программ и внепрограммных мероприятий в области науки, координируемых Министерством образования и науки Российской Федерации (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 06.09.2012). - URL: http://fcpir.ru/participation_in_program/formation_topics/ action/action13/ (дата обращения 20.12.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ