Особенности формирования у дошкольников с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (Омский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База: БДОУ г. Омска «Детский сад № 319».
Выборка: четверо детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра .
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Развитие социально-бытовых навыков в онтогенезе 6
1.2. Проблема формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 10
1.3. Методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 20
2.1. Организация экспериментального исследования 20
2.2. Изучение особенностей сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 22
Вводы по 2 главе 27
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29
Приложения 33
База: БДОУ г. Омска «Детский сад № 319».
Выборка: четверо детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра .
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Развитие социально-бытовых навыков в онтогенезе 6
1.2. Проблема формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 10
1.3. Методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 20
2.1. Организация экспериментального исследования 20
2.2. Изучение особенностей сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 22
Вводы по 2 главе 27
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29
Приложения 33
Дети с расстройством аутистического спектра отличаются друг от друга, однако, всех их объединяет наличие затруднений в адаптации к повседневным социально-бытовым ситуациям и трудность переноса накопленных знаний в реальную жизнь. И хотя при обращении к специалисту многие родители на первое место выдвигают речевые и интеллектуальные проблемы, отсутствие самостоятельности ребенка с РАС в социально-бытовой сфере делает практически невозможным его самостоятельное нахождение в обществе, создает большие трудности для всей его семьи.
Проблема формирования бытовых навыков у детей с РАС раскрыта в ряде научных работ таких ученых, как Б. Беттельхейм, А.Н. Кудинова, С.С. Мнухин и др.
Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако, всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность в овладении бытовыми навыками. И хотя при обращении к специалисту многие родители на первое место выдвигают речевые и интеллектуальные проблемы, несостоятельность аутичного ребенка в социально-бытовой сфере делает практически невозможным его самостоятельное существование в обществе, создает большие трудности для всей его семьи. При этом проблемы самостоятельности у детей с РАС неоднородны и проявляются в разных областях жизни ребенка (А.А. Очкалова).
В качестве основных причин нарушения самостоятельности многие авторы называют: слабость психического тонуса, сенсорная чувствительность или сенсоаффективная гиперстезия (А.В. Лыткина); трудности перехода от непроизвольных действий к произвольным (С.С. Мнухин); эмоциональная зависимость от другого человека, трудности планирования, организации и самоконтроля, недостаточность мотивации (Ю.В. Подун). Кроме того, процесс обучения отягощается разнообразной картиной аффективных проблем детей с РАС: уход от контакта, стереотипность, негативизм, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления, все они являются существенным барьером для овладения любыми навыками (М.Р. Чемпорова). Процесс формирования бытовых навыков осложняется нарушениями детско-родительского взаимодействия, одной из часто встречающихся проблем – стереотипы гиперопеки, близким легче осуществлять уход за ребенком, чем обучать его выработке самостоятельных навыков.
Расстройства аутистического спектра объединяют детей с разным уровнем психического развития, при этом трудности формирования бытовых навыков характерны для всех детей с РАС и всем требуется специальная помощь в их преодолении. Работа по формированию бытовых навыков чрезвычайно важна для психологической помощи семье, в которой воспитывается аутичный ребенок. Все выше сказанное подтверждает необходимость разработки специальных коррекционных программ по формированию бытовых навыков у детей с РАС.
Объект исследования: процесс формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– изучить особенности детей с расстройством аутистического спектра;
– выявить проблемы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– подвергнуть анализу методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– установить особенности и уровень сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на БДОУ г. Омска «Детский сад № 319». Экспериментальная выборка составила 4 человек из числа детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра.
Проблема формирования бытовых навыков у детей с РАС раскрыта в ряде научных работ таких ученых, как Б. Беттельхейм, А.Н. Кудинова, С.С. Мнухин и др.
Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако, всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность в овладении бытовыми навыками. И хотя при обращении к специалисту многие родители на первое место выдвигают речевые и интеллектуальные проблемы, несостоятельность аутичного ребенка в социально-бытовой сфере делает практически невозможным его самостоятельное существование в обществе, создает большие трудности для всей его семьи. При этом проблемы самостоятельности у детей с РАС неоднородны и проявляются в разных областях жизни ребенка (А.А. Очкалова).
В качестве основных причин нарушения самостоятельности многие авторы называют: слабость психического тонуса, сенсорная чувствительность или сенсоаффективная гиперстезия (А.В. Лыткина); трудности перехода от непроизвольных действий к произвольным (С.С. Мнухин); эмоциональная зависимость от другого человека, трудности планирования, организации и самоконтроля, недостаточность мотивации (Ю.В. Подун). Кроме того, процесс обучения отягощается разнообразной картиной аффективных проблем детей с РАС: уход от контакта, стереотипность, негативизм, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления, все они являются существенным барьером для овладения любыми навыками (М.Р. Чемпорова). Процесс формирования бытовых навыков осложняется нарушениями детско-родительского взаимодействия, одной из часто встречающихся проблем – стереотипы гиперопеки, близким легче осуществлять уход за ребенком, чем обучать его выработке самостоятельных навыков.
Расстройства аутистического спектра объединяют детей с разным уровнем психического развития, при этом трудности формирования бытовых навыков характерны для всех детей с РАС и всем требуется специальная помощь в их преодолении. Работа по формированию бытовых навыков чрезвычайно важна для психологической помощи семье, в которой воспитывается аутичный ребенок. Все выше сказанное подтверждает необходимость разработки специальных коррекционных программ по формированию бытовых навыков у детей с РАС.
Объект исследования: процесс формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– изучить особенности детей с расстройством аутистического спектра;
– выявить проблемы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– подвергнуть анализу методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– установить особенности и уровень сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на БДОУ г. Омска «Детский сад № 319». Экспериментальная выборка составила 4 человек из числа детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра.
Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача и для родителей, и для школы. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС. Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают бытовые навыки.
Формирование и развитие бытовых навыков ребёнка с РАС происходит по тем же законам, но, в достаточно искажённом варианте, нежели у нормально развивающихся детей. Вместе с тем, оно имеет свои особенности. Обусловлено это вспышками аффективных стояний, проявлением стереотипий, проявлением пассивности или наоборот гиперактивности со стороны ребёнка, что затрудняет развитие в целом, а также само формирование и развитие социально-бытовых навыков. Сложность обучения бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностями в имитации, сверхчувствительностью и страхами ребенка, трудностью произвольного сосредоточения, нарушениями мотивации. В связи с этим наблюдается необходимость специально организованных занятий по формированию бытовых навыков у детей с РАС.
Экспериментальная работа по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проходила в форме констатирующего этапа эксперимента. По результатам констатирующего этапа исследования можно сделать вывод, что у всех исследуемых дошкольников 4-5 лет с РАС выявлен низкий уровень сформированности бытовых навыков. Все 100% детей показали низкий уровень развития самостоятельности в процессе осуществления бытовых функций (культурно-гигиенические навыки, прием пищи, одевание и т.д.). Беседа с родителями показала, что они знают об имеющихся проблемах в формировании бытовых навыков у детей с РАС, уделяют этому особое внимание в семье, так как понимают, что в будущем ребенку это будет необходимо.
Итак, ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Формирование и развитие бытовых навыков ребёнка с РАС происходит по тем же законам, но, в достаточно искажённом варианте, нежели у нормально развивающихся детей. Вместе с тем, оно имеет свои особенности. Обусловлено это вспышками аффективных стояний, проявлением стереотипий, проявлением пассивности или наоборот гиперактивности со стороны ребёнка, что затрудняет развитие в целом, а также само формирование и развитие социально-бытовых навыков. Сложность обучения бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностями в имитации, сверхчувствительностью и страхами ребенка, трудностью произвольного сосредоточения, нарушениями мотивации. В связи с этим наблюдается необходимость специально организованных занятий по формированию бытовых навыков у детей с РАС.
Экспериментальная работа по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проходила в форме констатирующего этапа эксперимента. По результатам констатирующего этапа исследования можно сделать вывод, что у всех исследуемых дошкольников 4-5 лет с РАС выявлен низкий уровень сформированности бытовых навыков. Все 100% детей показали низкий уровень развития самостоятельности в процессе осуществления бытовых функций (культурно-гигиенические навыки, прием пищи, одевание и т.д.). Беседа с родителями показала, что они знают об имеющихся проблемах в формировании бытовых навыков у детей с РАС, уделяют этому особое внимание в семье, так как понимают, что в будущем ребенку это будет необходимо.
Итак, ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Особенности формирования у дошкольников с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования у дошкольников с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023



