Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования у дошкольников с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (Омский государственный педагогический университет)

Работа №111960

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы34
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База: БДОУ г. Омска «Детский сад № 319».
Выборка: четверо детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра .
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Развитие социально-бытовых навыков в онтогенезе 6
1.2. Проблема формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 10
1.3. Методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 20
2.1. Организация экспериментального исследования 20
2.2. Изучение особенностей сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 22
Вводы по 2 главе 27
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29
Приложения 33


Дети с расстройством аутистического спектра отличаются друг от друга, однако, всех их объединяет наличие затруднений в адаптации к повседневным социально-бытовым ситуациям и трудность переноса накопленных знаний в реальную жизнь. И хотя при обращении к специалисту многие родители на первое место выдвигают речевые и интеллектуальные проблемы, отсутствие самостоятельности ребенка с РАС в социально-бытовой сфере делает практически невозможным его самостоятельное нахождение в обществе, создает большие трудности для всей его семьи.
Проблема формирования бытовых навыков у детей с РАС раскрыта в ряде научных работ таких ученых, как Б. Беттельхейм, А.Н. Кудинова, С.С. Мнухин и др.
Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако, всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность в овладении бытовыми навыками. И хотя при обращении к специалисту многие родители на первое место выдвигают речевые и интеллектуальные проблемы, несостоятельность аутичного ребенка в социально-бытовой сфере делает практически невозможным его самостоятельное существование в обществе, создает большие трудности для всей его семьи. При этом проблемы самостоятельности у детей с РАС неоднородны и проявляются в разных областях жизни ребенка (А.А. Очкалова).
В качестве основных причин нарушения самостоятельности многие авторы называют: слабость психического тонуса, сенсорная чувствительность или сенсоаффективная гиперстезия (А.В. Лыткина); трудности перехода от непроизвольных действий к произвольным (С.С. Мнухин); эмоциональная зависимость от другого человека, трудности планирования, организации и самоконтроля, недостаточность мотивации (Ю.В. Подун). Кроме того, процесс обучения отягощается разнообразной картиной аффективных проблем детей с РАС: уход от контакта, стереотипность, негативизм, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления, все они являются существенным барьером для овладения любыми навыками (М.Р. Чемпорова). Процесс формирования бытовых навыков осложняется нарушениями детско-родительского взаимодействия, одной из часто встречающихся проблем – стереотипы гиперопеки, близким легче осуществлять уход за ребенком, чем обучать его выработке самостоятельных навыков.
Расстройства аутистического спектра объединяют детей с разным уровнем психического развития, при этом трудности формирования бытовых навыков характерны для всех детей с РАС и всем требуется специальная помощь в их преодолении. Работа по формированию бытовых навыков чрезвычайно важна для психологической помощи семье, в которой воспитывается аутичный ребенок. Все выше сказанное подтверждает необходимость разработки специальных коррекционных программ по формированию бытовых навыков у детей с РАС.
Объект исследования: процесс формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– изучить особенности детей с расстройством аутистического спектра;
– выявить проблемы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– подвергнуть анализу методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– установить особенности и уровень сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на БДОУ г. Омска «Детский сад № 319». Экспериментальная выборка составила 4 человек из числа детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача и для родителей, и для школы. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС. Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают бытовые навыки.
Формирование и развитие бытовых навыков ребёнка с РАС происходит по тем же законам, но, в достаточно искажённом варианте, нежели у нормально развивающихся детей. Вместе с тем, оно имеет свои особенности. Обусловлено это вспышками аффективных стояний, проявлением стереотипий, проявлением пассивности или наоборот гиперактивности со стороны ребёнка, что затрудняет развитие в целом, а также само формирование и развитие социально-бытовых навыков. Сложность обучения бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностями в имитации, сверхчувствительностью и страхами ребенка, трудностью произвольного сосредоточения, нарушениями мотивации. В связи с этим наблюдается необходимость специально организованных занятий по формированию бытовых навыков у детей с РАС.
Экспериментальная работа по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проходила в форме констатирующего этапа эксперимента. По результатам констатирующего этапа исследования можно сделать вывод, что у всех исследуемых дошкольников 4-5 лет с РАС выявлен низкий уровень сформированности бытовых навыков. Все 100% детей показали низкий уровень развития самостоятельности в процессе осуществления бытовых функций (культурно-гигиенические навыки, прием пищи, одевание и т.д.). Беседа с родителями показала, что они знают об имеющихся проблемах в формировании бытовых навыков у детей с РАС, уделяют этому особое внимание в семье, так как понимают, что в будущем ребенку это будет необходимо.
Итак, ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Е. Алексеева. – М.: Юрайт, 2020. – 196 с.
2. Беттельхейм, Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я [Текст] / Б. Беттельхейм. – М.: Академический Проект: Традиция, 2014. – 783 с.
3. Борисенко, А.А. Особенности обучения социально-бытовым навыка дошкольникам с РАС социально-бытовым навыкам [Текст] / А.А. Борисенко // В сборнике: Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2021. – С. 104-106.
4. Бузмакова, Д.В. Особенности нарушений поведения детей с аутизмом [Текст] / Д.В. Бузмакова // Вопросы педагогики. – 2016. – № 10. – С. 10-14.
5. Бутова, Л.А. Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях ДОУ [Текст] / Л.А. Бутова // В сборнике: Вызовы глобализации и развитие цифрового общества в условиях новой реальности. – Москва, 2022. – С. 34-38.
6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Н. Галигузова. – М.: Юрайт, 2020. – 254 с.
7. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов [Текст] / К. Гилберт / [пер. с англ. О.В. Деряевой]; под науч. ред. Л.М. Шипициной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 144 с.
8. Глуяс, Ф. Люди с РАС: источники проблемы [Текст] / Ф. Глуяс / Перевод с анг. И.М. Смирновой. – СПб.: Питер, 2016. – 225 с.
9. Гостунская, Я.И. Особенности развития навыков социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Я.И. Гостунская // Проблемы современного педагогического образования. –2020. – № 67-4. – С. 101-103.
10. Губанова, Н.Ф. Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра [Текст] / Н.Ф. Губанова // В сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. сборник научных статей и материалов IX международной научно-практической конференции. – Коломна, 2022. – С. 228-234.
11. Гудл, Дж. Дети с РАС [Текст] / Дж. Гудл, Л. Уинг / Перевод с англ. Т.А. Одарченко. – М.: Академия, 2018. – 412 с.
12. Ермакова, Д.А. Развитие социально-бытовых навыков у детей 6-ти лет с аутизмом посредством оперантного обучения [Текст] / Д.А. Ермакова // В сборнике: Мир детства и образование. Сборник материалов ХIII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 188-191.
13. Жалитова, Е.Н. Особенности развития социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е.Н. Жалитова // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Науч. редактор С.Г. Лещенко. – Чебоксары, 2023. – С. 42-43.
14. Иванова, Е.В. Оценка базовых навыков у детей дошкольного возраста с РАС с помощью методики VB-MAPP [Текст] / Е.В. Иванова // В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2022. – С. 111-114.
15. Исаев, Д.Н. Дифференциальный диагноз психического недоразвития у детей [Текст] / Д.Н. Исаев // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: в 2 т. – 2-е изд., стер. Т. 2 / под. ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. – М.: ЧеРо: МПСИ: Изд-во МГУ, 2006. – С. 368–385.
16. Климон, Н.Л. Влияние семьи на формирование социально-бытовых навыков у дошкольников [Текст] / Н.Л. Климон // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – Т. 3. – № 1. – С. 78-88.
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Academia, 2017. – 288 c.
18. Кудинова, А.Н. Организация обучения детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.Н. Кудинова // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2022. – № 3. – С. 35-41.
19. Лыткина, А.В. Эффективный подход к развитию навыков самостоятельности у детей с ранним детским аутизмом [Текст] / А.В. Лыткина // В сборнике: Педагогика XXI века: традиции и инновации. Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. Под редакцией Н.В. Фединой. – 2018. – С. 59-62.
20. Мандель, Б.Р. Возрастная психология [Текст] / Б.Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 352 c.
21. Микерина, A.С. Теоретическое обоснование проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / А.С. Микерина // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. – 2016. – № 5. – С. 77-81.
22. Мнухин, С.С. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей [Текст] / С.С. Мнухин // Журнал невропатологии и психиатрии. 2017. – № 10. – С. 150-151.
23. Очкалова, А.А. Формирование социально-бытовых навыков у детей с аутизмом посредством методов поведенческой терапии [Текст] / А.А. Очкалова // Актуальные вопросы науки. – 2016. – № 28. – С. 80-84.
24. Переплякова, Т.В. Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к доступной трудовой деятельности [Текст] / Т.В. Переплякова, Ю.Н. Зотова // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 45-47.
25. Подун, Ю.В. Проблемы социализации и интеграции детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в социокультурном пространстве [Текст] / Ю.В. Подун // В сборнике: Дефектология и образование в наши. – Краснодар, 2022. – С. 441-447.
26. Старикова, О.В. Применение программы ранней помощи на основе денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС / О.В. Старикова // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – Т. 20. – № 1. – С. 29-36.
27. Шрам, Р. Детский аутизм и ABA. ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения [Текст] / Р. Шрамм. – М.: Рама Паблишинг, 2014. – 208 c.
28. Чемпорова, М.Р. Формирование бытовых навыков у аутичного ребенка [Текст] / М.Р. Чемпорова // StudNet. – 2021. – Т. 4. – № 6. – С. 52-56.
29. Чумаченко, Л.Д. Роль имитации в обучении детей с РАС бытовым навыкам [Текст] / Л.Д. Чумаченко // Вестник научных конференций. – 2022. – № 10-4 (86). – С. 128-129.
30. Цветков, А.В. Нейропсихология аутизма и депрессии [Текст] / А.В. Цветков. – М.: Спорт и Культура-2000, 2015. – 532 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ