Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №44080

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 6
1.1. Понятие и виды мышления 6
1.2. Особенности развития мышления у дошкольников 15
1.3. Формирование мышления дошкольников посредством дидактической
игры 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 27
2.1. Диагностика уровня сформированности мышления у дошкольников 27
2.2. Организация и проведение формирующего воздействия 34
2.3. Анализ результатов исследования 38
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современной практике дошкольного образования развитию мышления уделяется большое количество программного времени, так как большая часть видов учебной деятельности ориентированы непосредственно на данный компонент психического развития. Совместно с этим, развитие мышления является сложным и поступательным процессом, требующим существенных усилий со стороны преподавателей, дифференцированному подходу к любому воспитаннику для того, чтобы уровень заданий соответствовал способностям каждого ребёнка.
Актуальность. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее
совершенствование мышления на базе развивающегося воображения; улучшение мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж.Пиаже [45,с.78]. Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, - нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов - свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.
Важный вывод, который был сделан У.В. Ульенковой [48,с.205] из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Цель исследования: выявить особенности развития мышления у дошкольников посредством дидактической игры.
Объект исследования: мышление у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития мышления у дошкольников.
Гипотеза: дидактическая игра является эффективным средством развития мышления у дошкольников.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и виды мышления.
2. Изучить особенности развития мышления у дошкольников.
3. Рассмотреть особенности формирования мышления дошкольников посредством дидактической игры.
4. Определить уровень сформированности мышления у дошкольников.
5. Подобрать и апробировать дидактические игры для развития мышления дошкольников.
Методы исследования:
- теоретический (анализ психолого -педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирический (тестирование, наблюдение).
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад №24 общеразвивающей направленности» г. Можги
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыты педагогические принципы организации и построения воспитательно-образовательной работы, направленной на развитие мышления, посредством дидактических игр;
- выявлены эффективные средства, формы и методы учебно-воспитательной работы, способствующие развитию мышления.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по использованию дидактических игр как одного из средств развития мышления дошкольников.
Апробация результатов исследования: работа была представлена на VIII Международной научно - практической конференции (г. Кемерово Западно-Сибирский научный центр) 31 марта 2018 года с докладом на тему «Дидактическая игра как средство развития мышления у дошкольников».
Структура работы:
- введение содержит актуальность темы, объект и предмет исследования, цели, задачи, содержит сведения об использованных методах;
-глава 1 содержит результаты исследования теоретических положений, раскрывающих исследуемую проблему;
-глава 2 содержит результаты диагностики уровня сформированности мышления у дошкольников, результаты эмпирического исследования, описание организации и проведения формирующего воздействия;
-заключение содержит теоретические и практические результаты исследования;
-список литературы (50 источников) содержит указания на издания, которые использовались для написания работы;
-приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования, мы изучали развитие мышления детей дошкольного возраста. Мышление - это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Оно представляет большую значимость в общем психологическом развитии человека. В ходе изучения научной литературы выделены следующие виды мышления: наглядно - действенное, наглядно - образное, словесно - логическое. Каждый из них развивается на основе предыдущего и совершенствуется в течение всего существования человека. Также определили характерные черты мышления в дошкольном возрасте. Рассмотрев проблему развития операций мышления, мы выяснили, что дошкольный возраст наиболее сентиментален, сенситивен к обучению, направленному на развитие мышления. Мыслительные операции, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми хорошо, но нужна углубленная работа для более успешного развития мышления.
Сейчас часто встречается низкий уровень мыслительных операций, ребенок просто не может объяснить правила игры, использует очень маленький словарный запас, это очень плохо, ведь современная система образования направлена на то, чтобы ребенок сам познавал окружающий мир. Проведенное же исследование позволяет раскрыть все аспекты дидактической игры, доказывают пользу применения в обучении и воспитании детей дошкольного возраста такой формы, как игра, и через нее влиять на развитие мышления.
Дидактическая игра является одной из форм воспитательно - развивающей работы в программе ДОУ. Она используется для формирования у дошкольника интереса к предмету, приобретения ими новых знаний, умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний. Игра наряду с учением и трудом - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является вооружение дошкольника общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно дидактическая игра предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.
В исследовательской части были приведены результаты диагностики мышления старших дошкольников. На констатирующем этапе исследования мы выявили средний уровень развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Полученные результаты, легли в основу перспективного плана по усовершенствованию умений обобщать, классифицировать, абстрагировать, соединять, выявлять причинно-следственные связи с помощью задач. Контрольное исследование показало, что проведение дидактических игр на занятиях, в самостоятельной и совместной с детьми деятельности благоприятно повлияло на умственное развитие детей, оказало большое влияние на развитие жизненной активности, организаторских, коммуникативных и других не менее важных качеств личности, а самое главное повысили уровень развития мышления .
В конце проведенных занятий, для определения уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста были использованы диагностические методики констатирующего этапа. Произошло увеличение количества детей с высоким и средним уровнем развития мышления, а низкий уровень снизился до 0, что свидетельствует о положительной динамике развития логического мышления.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о повышении уровня мышления Выводы, сделанные по этой части работы подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. Педагогическая работа позволила создать условия, необходимые для успешного развития мышления старших дошкольников. Наличие положительной динамики развития мышления у старших дошкольников подтвердило нашу гипотезу. Действительно, посредством дидактических игр мышление дошкольников развивается успешнее.
Таким образом, цел работы достигнута, задачи решены.
Подводя итоги всего вышесказанного, считаем, что дидактическая игра, как эффективное средство развития мышления, должна использоваться в образовательном процессе ДОУ как можно чаще.



1. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте.- М.: Логос, 2016.¬114с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя.-
М.:Просвещение, 2016.-144с.
3. Блонский П.П. Педология: книга для препод. и студ. Высших пед.учебных заведений / под ред. В.А.Сластениной. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 288с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
5. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной
деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] /З.М.Богуславская//Психология и педагогика игры дошкольника. - М.:
Просвещение, - С.254-268.
6. Болдуин А. Психологическое развитие ребенка. - М.: ПРОТОС, 2014. - 327с.
7. Валлон А. От действия к мысли. - М.: МИРРА, 2012. - 286с.
8. Венгер Л.А. Психические процессы. Мышление и интеллект. - СПБ.: НОВЬ, 2014. - 342с.
9. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание дошкольников [Текст] / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. - М: Просвещение, 2013. - 130 с.
10. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 с.
11. Волков Б.С. Дошкольная психология: учебник для вузов. - 5-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2011. -287с.
12. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов сред. пед учеб. заведений / И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.- М.: АКАДЕМИЯ, 2012.-320с.
13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2012.- 118 с.
14. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей дет.сада /под ред. Т.А Марковой. - М.: Просвещение, 2015.- 128с.
15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: П-Ротос, 2013. - 556с.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-
СПб.:СОЮЗ,2013.-224с.
17. Ганичев, Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их
классификации и разработки [Текст] // Воспитание дошкольника. - 2012. - №2. - C. 19-21
18. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова - Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 с.
19. Гельфанд, М.Б. Игровая математика [Текс] / М.Б. Гельфанд. - М: Просвещение, 2014. - 208с.
20. Гордон А.А. Исследование мышления // Вопросы психологии. - 2013 - № 3 - С. 66-78.
21. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие - М.: «ЦГЛ», 2014. - 80 с.
22. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/ под ред. А.А. Гришаевой. - М.: Просвещение, 2014.- 150с.
23. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей / Под ред. В.И. Любовского. - М.: Педагогика, 2012.- С. 14-47.
24. Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2. - с.82-83.
25. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. -2011. - №5.- С. 14¬25.
26. Зеньковский В.В. Психология детства //отв. ред. и сост. П.В Алексеев.- М.: Школа-пресс, 2016.-336с.
27. Игры - обучение, тренинг, досуг [Текст] / под ред. В.В. Перусинского. - М: Новая школа, 2014. - 368с.
28. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. - СПб.: Питер, 2013. - 560 с.
29. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: АКАДЕМИЯ, 2012.-432c.
30. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология. - Мн. «Университетское», 2010. - 223с.
31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. -М.: Просвещение, 2015.-190с.
32. Кистяковская Е.А. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - №11. - 2015. - с.46-47.
33. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2013. - 464 с.
34. Леонтьев А.Н. Теоретические проблемы психического развития ребенка. - М.: ТЕРРА-НОВА, 2012. - 378с.
35. Маркова Т.А. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой - М.: Терра-Нова, 2013. - 382с.
36. Минская Г.И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению. - М.: ПРОТОС, 2014. - 221с.
37. Минский, Е.М. От игры к знаниям [Текст] / Е.М. Минский. - М: Просвещение, 2014. - 240 c.
38. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: книга для учителя. - 5-е изд., исп. и доп. -М.: Просвещение, 2016.-144с.
39. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений: в 3 кн.. - М.: Итос+, 2014. - 512 с.
40. Образование до школы или путешествие в игру.- М.:
Эврика,2014.-336с.-Библиотека культурно- образовательных инициатив.
41. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академия «Проект», Екатеринбург: Деловая книга, 2012. -4¬е издание - 208 с. - (Руководство практического психолога).
42. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 с.
43. Петровский А.В. Учебное пособие для ВУЗов, «Детское мышление», 2012. - 120 с.
44. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольников и младших школьников: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2016.-144с.
45. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Иззида, 2013. - 282с.
46. Сиротинина О.Б. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема// Дошкольное воспитание. - 2018.- №1.-С.21-28.
47. Сикорский И.А. Психологические основы воспитания и обучения. - СПб.: НЕВА, 2013. - 190с.
48. Ульенкова У.В. Психология дедуктивных умозаключений у детей дошкольного возраста. - М.: Итос+, 2014. - 329с.
49. Урунгутаева Г.А. Детская психология: учебник для
студ.учреждений высш. проф. Образования. -М.: АКАДЕМИЯ, 2013.-336с.
50. Штерн В. Психология раннего детства. - СПб.: Сфера, 2013. - 317с.
Электронный ресурсы
51. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] - URL:
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения:
20.05.2018).
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 21.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ