Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 9
1.1 Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Игровые технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 24
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка 42
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 42
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по русскому языку, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством игровых технологий 55
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 60
Выводы по 2 главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Актуальность. Процесс формирования универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающие обучающихся умением учиться, представляют собой одну из основных задач современной системы образования. Достаточный уровень сформированности данных действий помогает избежать трудностей в процессе обучения. Концепция развития универсальных учебных действий в общеобразовательной системе отражает необходимость новых социальных запросов, сопутствующих процессу перехода нашей страны от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, который подразумевает наличие знаний и высокого инновационного потенциала. Данная ситуация ставит перед образованием цель общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, которое обеспечивало бы овладение учащимися ключевой компетенции - умения учиться.
В широком смысле понятие универсальных учебных действий включает процесс саморазвития и самосовершенствования при сознательном и активном присвоении знаний нового социального опыта. Рассматривая термин «универсальные учебные действия» более узко, можно охарактеризовать их как совокупность действий обучающегося, которые обеспечивают его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Теоретические положения концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, которые раскрывают основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся лежат в основе концепции развития универсальных учебных действий (УУД). Данная концепция разработана на основе системно деятельностного подхода и учитывает общие возрастные закономерности развития детей и подростков. Такие исследователи психолого-педагогической теории как Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская в своих работах указывали на важность вопросов формирования общеучебных действий. В работах таких ученых Д.В. Воровщикова, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова уделено внимание отдельным видам общеучебных умений и методике их формирования. Д.Б. Эльконин и его ученики (В.В. Давыдов, Л.Е. Журова, B^. Репкин, Г.А. Цукерман др.) разработали программу, формирующую общеучебные умения и навыки учащихся. Различные подходы к проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся младшей школы были рассмотрены в работах А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает решение вопросов, способствующих формированию способности учащихся реализовывать универсальные учебные действия . «Концепция федеральных государственных стандартов общего образования» упоминает значимость развития личности учащихся, их познавательных способностей, формирования у них комплекса целостной системы универсальных знаний, умений, навыков. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать вывод что, не смотря на достаточное количество накопленного материала по проблемам формирования познавательных универсальных учебных действий нельзя назвать данную проблему исчерпанной. Вместе с тем, была отмечена необходимость разработки теоретических вопросов использования дидактического материала в процессе формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Период начальной школы является основой для формирования универсальных учебных действий, впоследствии может дать возможность увеличить эффективность образовательно-воспитательного процесса в дальнейшем. Практики педагогической деятельность, работающие в начальной школе уверены в том, что на уроках русского языка происходит формирование познавательных учебных действий. В то же время, необходимо отметить что при достаточном количестве научных и практических разработок, можно констатировать их недостаточность в практической деятельности педагогов начальной школе. Данное обстоятельство обусловило актуальность темы исследования.
Процесс исследования психолого-педагогических источников выявил наличие противоречия между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и недостаточно разработанной базой для решения проблемы средствами игровой деятельности.
Проблема исследования: каковы условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровых технологий?
Цель исследования: доказать необходимость использования игровых технологий на уроках русского языка с целью повышения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка с использованием игровых технологий.
Гипотеза исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка будет проходить более эффективно, если:
1) учитывать потребность младших школьников в игровой деятельности;
2) разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку с применением игровых технологий, который бы способствовал формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшей школы.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы нашего исследования, мы поставили ряд следующих задач:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам формирования познавательных УУД учащихся младшей школы с помощью существующих игровых технологий;
2) определить показатели и уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
3) разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку на основе игровых технологий, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: МКОУ СОШ с. Филипповка, Мелекесский район, Ульяновская область.
Практическая значимость: в работе представлен и апробирован комплекс уроков для учащихся младшего школьного возраста, повышающий уровень формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка посредством игровых технологий.
Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников тесно связана с изменением образовательного стандарта, а именно, нововведениями, обусловленными применением в образовательной системе компетентностного подхода, который подразумевает процесс перехода от целей усвоения учащимся конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к целям формирования и развития познавательных способностей обучаемых, которые могут обеспечить наличие у них такой ключевой компетенции, как умение учиться и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Чтобы достичь поставленные цели, необходимо формировать у учащихся определенную систему универсальных учебных действий, рассматриваемую как эффективное средство обучения на уроках в младших классах.
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий обучающихся представляет собой сложную и противоречивую проблему современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, требующую компетентность учащихся, в вопросах самореализации, способных самостоятельно добывать знания и эффективно осуществлять разного рода деятельности. С другой стороны, очевиден тот факт, что современная образовательная система с преобладающими традиционными формами организации учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением, не готова подстраиваться под объективные факторы, определяющие процессы формирования общепознавательных действий учащихся.
Данное исследование выявило наличие проблем в области формирования универсальных учебных действий младших школьников, была отмечена недостаточная изученность теории данного вопроса, а также обнаружены существующие пробелы в практике современной образовательной системы.
После проведения сравнительно - сопоставительного анализа научной литературы по исследуемой проблеме, было уточнено содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия младших школьников». А также было установлено, что универсальность познавательных действий выражается в следующих характеристиках:
1) универсальные учебные действия характеризуются надпредметностью и метапредметностью;
2) универсальные учебные действия представляют собой основу процессов, участвующих в организации и регуляции каждой деятельности учащихся, при этом специально - предметное содержания данной деятельности может быть разным;
3) универсальные учебные действия призваны обеспечивать каждый последующий этап усвоения учебного содержания и формирования психологических особенностей учащихся;
4) универсальные учебные действия дают возможность обеспечить целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, а также процессы их саморазвития и самосовершенствования.
Процесс формирования «умение учиться» должен закладываться в период начального обучения детей в школе, опыт, приобретенный учащимся в этот период определенным образом может предопределить успешность дальнейшего обучения, имеется в виду обучение на следующих ступенях образовательной системы, и как глобальный вопрос самообразования и развития личности в течении всей жизни. Учёные утверждают, что в процессе применения на уроках игровых технологий более эффективно формируются познавательные универсальные учебные действий у младших школьников, так как использование данных технологий повышает интерес учащихся к учебному материалу. Игровые технологии трансформируют изучаемый материал в более доступную для учащихся форму, не зависимо от темы предмета, также содержат элементы соревновательности, что дает возможность сформировать необходимые личностные качества, такие как: сдержанность, уважительное отношение к товарищам, способность формировать правильный ход мыслей и грамотно формулировать их. В процессе формирование универсальных учебных действий происходит процесс приобщения учащихся к элементам исследовательской деятельности, развивается творческое мышление и повышается уровень качества обучения в целом.
Таким образом, необходимо заключить, что умение учиться является существенным фактором, способствующим повышению эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе на уроках русского языка.
1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка : (начальные классы) : учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Гриф УМО. - М. : Академия, 2010. - 447, [1] с.
2. Аргунова, Е. Р Активные методы обучения : учеб.-метод. пособие / Е. Р Аргунова, Р Ф. Жуков, И. Г. Маричев. -- М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -- 104 с.
3. Асмолов, А.Г Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. - М. : Просвещение, 2011. - 152 с.
4. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология : учеб.пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб. : Питер, 2009. - 444 с.
5. Вергелес, Г.И., Савинова Л.Ю. Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов //Педагогика: Учебное пособие. - 2013.- 263 с.
6. Выготский, Л.С. Психология познания /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1977. - 127 с.
7. Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М. : Академия, 2001. - 307с.
8. Виноградова, Н.Ф. Основа организации процесса формирования у младшего школьника универсальных учебных действий / Н.Ф.Виноградова // Начальное образование. - 2016. - № 3. - С. 3-9.
9. Волков, Н. И. Организация учебной деятельности в малых группах / Н. И. Волков, В. Н. Карандышев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. - СПб.: Питер, 2006. - 412 с.
10. Вохминова, Л.В. Познавательная активность младших школьников: проблемы, перспективы развития / Л.В. Вохминова, А.П. Савченко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - №4. - С. 23-25.
11. Гальперин, П.Я. Введение в психологию Учебное пособие Университет книжный дом феникс, Москва 1999 Ростов-на-Дону , УДК 159.9(075).
12. Дроздова, Ю.Л. Игра на уроках // Начальная школа Казахстана. - 2011. - № 7. - С. 13-17.
13. Загвязинский, В. И. Педагогика [Электронный ресурс] : учеб.для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова ; под ред. В. И. Загвязинского. - М. : Академия, 2011.
14. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 569 с.
15. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология : конспект лекций / Е. Н. Каменская. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 251 с.
...