Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №110253

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Цели обучения теме «Построение треугольника по трем элементам» в курсе геометрии основной школы 9
§2. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме «Построение треугольника по трем элементам» в курсе геометрии основной школы 12
§3. Анализ содержания теоретического материала темы «Построение треугольника по трем элементам» в учебниках геометрии 7-9 классов разных авторов 15
§4. Анализ задачного материала по теме «Построение треугольника по трем элементам» в учебниках геометрии 7-9 классах разных авторов 21
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 34
§5. Формы, методы и средства обучения решению задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы 34
§6. Методические рекомендации по обучению решению задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы 42
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Актуальность исследования. Первые задачи на построение возникли из хозяйственных потребностей человека (проведение прямых линий, построение прямого угла). Высокое развитие они получили в Древней Гре­ции. Древнегреческие математики, такие как Фалес Милетский, Пифагор, Платон, Евклид уже проводили построения с помощью двух приборов: линейки (гладкая дощечка с ровным краем) и циркуля (две заостренные палки, связанные на одном конце). Стоит отметить, что в книге «Начала» Ев­клида (III век до н.э.) решены почти все задачи на построение, которые сей­час изучаются в школьном курсе геометрии.
А.Е. Малых и Е.М. Маленьких отмечают, что «построение правильного треугольника по длине его стороны было известно ещё в Древнем Вавилоне. Вслед за ними и пифагорейцы стали строить такие же треугольники по трём равным сторонам. В настоящее время в школьном курсе геометрии треуголь­ник строится по трем сторонам неизменным раствором циркуля так, как это выполняли вавилоняне и в школе Пифагора (VI-V вв. до н.э.)» [28, С. 276].
Решение задач на построение вызывает сложность у обучающихся, так как элементарные этапы построения могут применяться несколькими спосо­бами, которые усложняются по мере построения заданной фигуры [48]. Но вместе с этим, такие задачи способствуют развитию у обучающихся логиче­ского мышления и пространственных представлений, усвоению ими основ­ных математических понятий, проявлению у них настойчивости, инициативы и изобретательности в достижении цели, концентрации внимания.
Посредством этих задач также осуществляются межпредметные связи геометрии со смежными дисциплинами, особенно с черчением.
Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особен­ностей обучения учащихся решению задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения учащихся решению задач на построение треугольников на уроках геометрии в основной школе.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся решению задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы и разработать методические рекомендации по обучению решению данных задач обучающихся 7-9 классов.
Задачи исследования:
1. Выявить основные цели и задачи обучения теме «Построение треугольника по трем элементам» в курсе геометрии основной школы.
2. Представить основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Построение треугольника по трем элементам» в курсе геометрии основной школы.
3. Выполнить анализ содержания теоретического и задачного материа­лов в учебниках геометрии основной школы.
4. Выявить формы, методы и средства обучения решению задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы.
5. Представить методические рекомендации по обучению учащихся решению задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы.
Для решения задач были использованы следующие методы исследо­вания: анализ учебно-методической литературы, анализ школьных программ, учебников и учебных пособий, изучение опыта работы учителей математики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения школьников решению задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней пред­ставлены методические рекомендации по обучению школьников решению задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы, которые могут быть использованы учителями математики и студентами в период педагогической практики в общеобразовательной школе.
На защиту выносятся: методические рекомендации по обучению решению задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении сформулированы основные характеристики исследова­ния: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы иссле­дования.
Глава I бакалаврской работы посвящена теоретическим основам обу­чения учащихся решению задач на построение треугольников в курсе гео­метрии основной школы. Выявлены основные цели и задачи по теме иссле­дования в курсе геометрии основной школы, а также требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме. Выполнен анализ содержания теоретического и задачного материалов данной темы в курсе геометрии основной шко­лы.
В Главе II представлены методические аспекты обучения учащихся решении задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы. Выявлены формы, методы и средства обучения данной теме в курсе геометрии основной школы. Сформулированы методические рекомендации по обучению данной теме в курсе геометрии основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы про­веденного исследования.
Список литературы содержит 49 наименований. Объем работы состав­ляет 63 страницы.
В Приложении представлены типы задач по теме исследования в учебниках геометрии разных авторов и решение задач из §4.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сформулируем выводы и полученные результаты проведенного иссле­дования.
1. Проанализированы и выделены основные цели обучения решению задач на построение треугольника в курсе геометрии основной школы. Изу­чены государственные стандарты основного общего образования. Выявлено, что решение задач на построение треугольника способствует развитию мыс­лительной деятельности обучающихся; влияет на развитие логических навы­ков и математической инициативы обучающихся, так как обычно в решении они не допускают стандартного подхода. В ходе обучения теме у школьников развивается пространственное представление. Данные задачи позволяют по­дробнее разобраться с известным им теоретическим материалом. Вместе с этим учащиеся учатся проявлять настойчивость, инициативу и изобретатель­ность в достижении цели, дисциплинируют и концентрируют внимание.
2. Проанализированы и выделены основные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме «Построение треугольника по трем элемен­там» в курсе геометрии основной школы. Рассмотрена Примерная основная образовательная программа основного общего образования и выявлены планируемые результаты изучения данной темы в курсе геометрии основной школы. Установлено, что должен знать и уметь обучающийся после изучения данной темы.
3. Выполнен анализ содержания теоретического материала темы «Построение треугольника по трем элементам». В ходе анализа было выяв­лено, что данная тема изучается в 7 классе и на ее изучение в среднем дается от 1 до 2 часов. После проведения анализа было отмечено, что только в учеб­нике Л.С. Атанасяна, в отличие от учебников А.Д. Александрова, В.Ф. Буту­зова, А.В. Погорелова и И.Ф. Шарыгина, данная тема выносится отдельным пунктом, а сам материал представлен более полно. Теоретический материал по теме «Построение треугольника по трем элементам» строится на задачном материале. В 8-9 классах представляются дополнительные сведения по дан­ному материалу и даются задачи. Авторы придерживаются одной линии в изложении данной темы - разбирают основные задачи на построение треугольника и дают задачи для решения в классе и для самостоятельного решения.
4. Представлен анализ задачного материала по теме «Построение треугольника по трем элементам» в учебниках геометрии 7-9 классах разных авторов. В процессе анализа задачного материала выделены типы задач по данной теме (Приложение 1-3). В 7 классе сосредоточена большая часть задачного материала, даются задачи на построение треугольника по основ­ным и второстепенным элементам треугольника. В 8-9 классах предлагается построить треугольник по второстепенным элементам, в основном эти задачи находятся в разделе «Задачи повышенной сложности». Анализ показал, что в учебниках 7 класса Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и А.В. Погорелова задачный материал более разнообразен в отличие от учебников А.Д. Александрова и И.Ф. Шарыгина, в которых предлагаются всего четыре задачи по теме исследования. Отметим, что в учебниках для углубленного изучения 8-9 классов А.Д. Александрова представлены различные задачи по теме исследо­вания.
5. Рассмотрены формы, методы и средства обучения решению задач на построение треугольников в курсе геометрии основной школы. При обучении могут использоваться все три формы обучения, как в отдельности, так и в совокупности. Применение нескольких методов обучения при обучении теме «Построение треугольника по трем элементам» способствует привлечению обучающихся к активной работе на уроке, их выбор будет зависеть от подготовленности обучающихся по данному предмету и от наличия предо­ставляемого времени для изучения темы. Наглядные средства обучения облегчают восприятие и усвоение учениками материала по данной теме .
6. Изучены методические рекомендации по обучению решению задач на построение треугольников школьников 7 класса. Установлено, что начи­нать урок по данной теме следует с изучения или повторения материала о простейший построениях геометрических фигур. Далее рекомендуется пере­ходить к задаче на «построение треугольника по трем элементам». Некото­рые авторы рекомендуют разобрать три «основных» задачи на построение треугольника. Особое внимание на первом уроке учителю стоит обращать условию задачи. На всех уроках следует подробно описывать и проговари­вать этапы построения треугольника.
Подводя итоги данной работы можно сказать, что поставленные задачи достигнуты.


1. Абдуллаева, Г. Реализация межпредметных связей в черчении и гео­метрии [Электронный ресурс] / Г. Абдуллаева // Известия Кыргызской ака­демии образования. - 2014. - № 3 (31). - С. 66-68. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26157720. - Последнее обновление 15.04.2018.
2. Александров, А.Д. Геометрия [Текст]: учеб. пособие для 8 кл. с углубл. изучением математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Ры­жик, Т.Г. Ходот. - М.: Просвещение, 2004. - 240 с.
3. Александров, А.Д. Геометрия [Текст]: учеб. пособие для 9 кл. с углубл. изучением математики / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Ры­жик, Т.Г. Ходот. - М.: Просвещение, 2002. - 240 с.
4. Александров, А.Д. Геометрия. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик, Т.Г. Ходот. • М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
5. Андреева, Е.В. Задачи на построение как неотъемлемая часть курса геометрии в современной школе [Электронный ресурс] / Е.В. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 254-257. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=20585333. - Послед­нее обновление 15.04.2018.
6. Атанасян, Л.С. Геометрия. 7-9 классы [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - 2-е изд. • М.: Просвещение, 2014. - 383 с.
7. Атанасян, Л.С. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2015 - 95 с.
8. Брудно, А.Л. Вокруг циркуля / А.Л. Брудно // Квант, 1974. - № 10. - С. 2-9.
9. Бурмистрова, Т.А. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 клас­сы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А. Бурми­строва. - М.: Просвещение, 2014. - 95 с.
10. Бутузов, В.Ф. Геометрия. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Са­довничего. - М.: Просвещение, 2010. - 127 с.
11. Бутузов, В.Ф. Геометрия. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Са­довничего. - М.: Просвещение, 2011. - 175 с.
12. Бутузов, В.Ф. Геометрия. Поурочные разработки. 7 класс [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадом­цев, В.В. Прасолов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 112 с.
13. Вернер, А.Л. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.Л. Вернер, В.И. Рыжик, Т.Г. Ходот. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 132 с.
14. Гаврилова, И.Н. Урок геометрии по теме «Задачи на построение». 7-й класс [Электронный ресурс] / И.Н. Гаврилова // Фестиваль педагогиче­ских идей «Открытый урок» 2003-2018. - Режим доступа: http ://festival. 1september. ru/articles/617861/. - Последнее обновление 15.04.2018.
15. Гаврилова, Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геомет­рии: 7 класс [Текст] / Н.Ф. Гаврилова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2010. - 304 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ