Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №105274

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

математика и информатика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 8
§1 Понятие задачи повышенной трудности по математике 8
§2 Из истории развития 10
арифметической и геометрической прогрессий 10
§3 Анализ содержания теоретического материала по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в учебниках алгебры основной школы 14
§4 Анализ типовых задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в учебниках алгебры основной школы 22
§5 Задачи на прогрессии в олимпиадных заданиях для обучающихся общеобразовательной школы 29
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 34
§6 Цели обучения теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в курсе алгебры основной школы 34
§7 Система задач повышенной трудности на прогрессии для обучающихся основной школы 36
§8 Методические рекомендации по обучению решению задач на прогрессии в курсе алгебры основной школы 41
§9 Методические рекомендации по обучению решению олимпиадных задач на прогрессии в курсе алгебры основной школы 47
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Актуальность исследования. Математика - составная часть человеческой культуры, важная компонента для развития личности. В результате изучения обучающимся предметной области «Математика» развивается логическое мышление, получается представление о математических моделях; учащийся овладевает умением применять математические знания при решении различных учебных задач, развивает математическую интуицию [27].
Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессия» - одна из традиционных тем школьного курса алгебры 9 класса. Обычно на эту тему дается от 16 до 30 часов, зависит от количества часов в неделю и автора учебника.
В Программе по математике [4, с. 16] отмечается, что основанная цель обучения - дать учащимся представление об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
В результате изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессия» обучающиеся на базовом уровне должны научиться:
• понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
• применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями;
• решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий;
• понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента.
Проблема исследования: выявление методических особенностей обучения решению задач повышенной трудности по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в курсе математики основной школы.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика обучения решению задач повышенной трудности по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в курсе математики основной школы.
Цель бакалаврской работы: выявить методические особенности обучения решению задач повышенной трудности по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в курсе математики основной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «задача повышенной трудности по математике».
2. Изучить историю развития понятий арифметической и геометрической прогрессий;
3. Проанализировать содержание теоретического материала по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в учебниках алгебры основной школы;
4. Провести анализ типовых задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в учебниках алгебры основной школы;
5. Подобрать задачи повышенной трудности и олимпиадные задачи на прогрессии для обучающихся основной школы;
6. Выделить основные цели обучения теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в курсе алгебры основной школы;
7. Сформулировать методические рекомендации по обучению решения задач на прогрессии в курсе алгебры основной школы.
Методы исследования: анализ научно - методической литературы по теме исследования, подборка и самостоятельное решение задач повышенной трудности по теме; систематизация и обобщение материала.
На защиту выносятся: подборка задач повышенной трудности по теме и методические рекомендации по обучению прогрессиям в курсе математики основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: проблема, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
Глава I посвящена теоретическим основам обучения решения задач повышенной трудности по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в курсе математики основной школы. Рассматривается понятие «задача повышенной трудности по математике». Представлена история развития понятия арифметической и геометрической прогрессий. Проанализировано содержание теоретического материала по данной теме в учебниках алгебры основной школы. Проведен анализ типовых задач в учебниках алгебры основной школы, подобраны задачи на прогрессии в олимпиадных заданиях для обучающихся общеобразовательной школы.
Глава II содержит методические основы обучения решению задач повышенной трудности по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в курсе математики основной школы. Выделены основные цели обучения теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в курсе алгебры основной школы. Представлена подборка задач повышенной трудности на прогрессии для обучающихся основной школы. Приведены методические рекомендации по обучению решения задач на прогрессии и по обучению решений олимпиадных задач на прогрессии в курсе алгебры основной школы.
В заключении приведены основные выводы и результаты проведенного исследования. Список литературы содержит 35 наименований. Общий объем работы - 66 страниц, в том числе приложения - 7 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью бакалаврской работы являлось выявление методических особенностей обучения решению задач повышенной трудности по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в курсе математики основной школы.
В результате работы выполнены следующие задачи:
• рассмотрено понятие «задача повышенной трудности по математике».
• изучена история развития понятия арифметической и геометрической прогрессий;
• проанализировано содержание теоретического материала по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в учебниках алгебры основной школы;
• проведен анализ типовых задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в учебниках алгебры основной школы;
• подобраны задачи повышенной трудности и олимпиадные задачи на прогрессии для обучающихся основной школы;
• выделены основные цели обучения теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» в курсе алгебры основной школы;
• раскрыты методические рекомендации по обучению решения задач на прогрессии в курсе алгебры основной школы.
В результате можно сделать такие выводы:
1. Задачи повышенной трудности (ЗПТ) - это такие задачи, которые требуют логики или особых знаний, а так же больше времени на их решение. Обычно в таких задачах нет четкого плана решения или тяжелое на восприятие условие. ЗПТ по прогрессиям для учеников это те задачи, где нужно искать одновременно арифметическую и геометрическую прогрессию.
2. Изучение прогрессий изолированная тема от других разделов алгебры. Изучается в 9 классе.
3. Чтобы решать задачи на прогрессии нужно знать или уметь выводить нужные формулы.
4. Задачи на прогрессии требуют не только знания и применения формул, а также навыков в преобразовании выражений, умения решать уравнения и системы уравнений.
При обучении теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» следует учесть следующие рекомендации:
1. Знакомить учеников с историей возникновения прогрессий. Можно на примере из жизни К. Гаусса показать как быстро и просто можно посчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.
2. Показать и вывести существующие формулы прогрессий.
3. Дать учащимся представление о прогрессиях как числовой последовательности особого вида.
4. Разобрать систему задач, представленных на усвоение и закрепление данной темы.
Решение задачи сложный процесс, невозможно дать учащимся правила, позволяющие решить любую нестандартную задачу, потому что нестандартные задачи в какой-то степени неповторимы. Для их решения не существует универсального метода.


1. Агаханов Н.Х. Всероссийские олимпиады школьников по математике 1993-2006: Окружной и финальный этапы. - М.:МЦНМО, 2007. - 472 с.
2. Алимов Ш. А. Алгебра: учебник для учащихся 9 кл. средней школы. - М.: Просвещение, 2012 г.
3. Архангельская Е.В. Математический анализ последовательности. Пределы. [Электронный ресурс]/Е.В. Архангельская//Учебно -методическое пособие. - 2013. - № 33п. - С. 10-16. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23868275 . - Последнее обновление: 23.01.2013
4. Бурмистрова Т.А. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2014. — 96 с.
5. Виленкин Н.Я. Алгебра: учебник для учащихся 9 кл. с углубленным изучением математики. -7-е изд. - М.: Просвящение, 2006.
6. Гриншпон Я.С., Подстригич А.Г. Особенности обучения школьников решению задач повышенной сложности по математике [Электронный ресурс]/ Я.С. Гриншпон, А.Г. Подстригич А.Г.//
https://elibrary.ru/download/elibrary 24075521 37450387.pdf
7. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С. Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных.9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений; под ред. Г.В. Дорофеева. - М. Дрофа, 2000. - 328 с.
8. Кабо П.Д., Родзевич Т.Н. Книга для чтения по математике и физике (на английском языке). - Москва: Просвещение, 1968. - 111с.
9. Канель-Белов А. Я., Ковальджи А. К. Как решают нестандартные задачи / Под ред. В. О. Бугаенко. 4-е изд., стереотип. М.: МЦНМО, 2008. - 96 c.
10. Киселёв А.П. Элементы алгебры и анализа. Ч. 2: Элементы анализа и некоторые дополнительные статьи алгебры. - М.: - 1929. - 167 с.
11. Колесова Т. Задания повышенной трудности в экзамене по алгебре в новой форме // http ://mat. 1september. ru/downlo ad/e-mat24. pdf
12. Колягин. Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. Учебное пособие для студентов физ. -мат. Фак. пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1977, 480с
13. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 класс. 1991 г. 244с.
14. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феактистов И.Е. Алгебра: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. -М.: Мнеозина, 2008. - 294 с.
15. Малышева Е.В. Математическое образование: современные методики и инновации, опыт практического применения. [Электронный ресурс]/ Е.В. Малышева, Н.М.Григорьева, Ю.В. Гильманшина, О.А.Бузина // Центр мониторинга и сопровождения образования. - 2016. - № 65. - С. 42-112. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28375986. - Последнее обновление: 3. 03. 2016.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ