Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Познавательное развитие старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором

Работа №109762

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы135
Год сдачи2017
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты познавательного развития старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором 11
1.1. Познавательное развитие старших дошкольников как актуальная проблема психолого-педагогической науки 11
1.2. Робототехническое конструирование — инновационное направление деятельности дошкольного образовательного учреждения 21
1.3. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников на основе робототехнического конструирования в дошкольном образовательном учреждении 32
Вывод по 1 главе 43
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по познавательному развитию старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором 45
2.1. Диагностика уровня познавательного развития старших дошкольников 45
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по познавательному развитию старших дошкольников в детском саду №193 «Земляничка» АНО ДО «Планета детства «Лада» 62
2.3. Динамика познавательного развития у дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором 76
Вывод по 2 главе 85
Заключение 88
Список используемой литературы 92
Приложение 101

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и подтверждает заинтересованность со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества. Достижение таких результатов возможно за счет обновления содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.
Одной из актуальных задач ФГОС ДО в развитии дошкольников является познавательное развитие. Стандарт впервые выделил его в отдельную образовательную область - «познавательное развитие».
Проблема познавательного развития старших дошкольников нашла отражение в трудах отечественных (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, и др.) и зарубежных ученых (Ж. Пиаже, Т. Рибо и др.). Анализ работ психологов и педагогов свидетельствует о неоднозначных взглядах на данный вопрос. Познавательное развитие рассматривается ими как «спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам» (Ж. Пиаже), и как структурное изменение сознания - последовательное становление психических процессов: восприятие - память - мышление - воображение, в то время как условием развития выступает внимание (Л.С. Выготский), и как процесс, развитие которого происходит под влиянием общественной среды, практического опыта ребенка и организации процесса обучения (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Под познавательным развитием в ФГОС понимается совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах ребёнка под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. Способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности (ФГОС ДО).
Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника. Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, и др. сумели доказать, что сформированность этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности.
Познавательное развитие в дошкольном возрасте осуществляется в различных видах деятельности. По мнению Н.Н. Поддъякова, претендуя на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, огромную роль в познавательном развитии играет экспериментальная деятельность. В настоящее время детское экспериментирование получило отражение в работах О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Ребенок в мире поиска»). Всестороннее познавательное развитие старших дошкольников происходит и в процессе занятий художественным творчеством. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкций, стихотворения (Е.А. Флерина, Г.В. Лабунская, М.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков и др.), а в музыкальном творчестве наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В. Тарасова). При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение.
В исследованиях, посвященных изучению особенностей и дидактического потенциала поисковой деятельности, содержанием являются различные объекты: природные явления (И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова), математические понятия (Н.Е. Веракса, Т.И. Ерофеева и др.), материал конструктивной деятельности (Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских), географические объекты (В.И. Каразану), дидактические игры и игрушки (Д.В. Цихвинская), в процессе изучения и исследования которых происходит познавательное развитие дошкольников.
Однако отмечается недостаток теоретических и практических разработок по организации образовательной среды, методического обеспечения в дошкольном учреждении с целью познавательного развития старших дошкольников в процессе конструирования. На современном этапе актуально техническое конструирование средствами образовательного робототехнического конструктора нового поколения.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречия между:
- необходимостью познавательного развития старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором и недостаточной разработкой методического обеспечения этой деятельности;
- активным внедрением робототехнического конструирования в программу ДОУ и неразработанностью педагогических условий при организации работы с образовательным конструктором.
Противоречия обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия организации работы по познавательному развитию старших дошкольников с использованием образовательного робототехнического конструктора?
Поиски путей разрешения выявленных противоречий послужили основанием для формулировки темы нашего исследования: «Познавательное развитие старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором».
Цель исследования: теоретически обосновать, определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие познавательному развитию старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором.
Объект исследования: процесс познавательного развития старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие познавательному развитию старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что познавательное развитие старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором будет проходить эффективно, если:
• разработана и реализована программа по робототехнике с использованием образовательного конструктора, приоритетным направлением которой является познавательное развитие старших дошкольников;
• создана предметно-развивающая среда для осуществления игровой и познавательной деятельности старших дошкольников в соответствии с санитарными нормами и возрастными особенностями;
• обоснованы методы организации образовательной деятельности по техническому конструированию, направленные на развитие познавательной сферы старшего дошкольника, способствующие увеличению объема и устойчивости внимания, формированию целостности восприятия, развитию творческого воображения;
• обеспечена взаимосвязь специально-организованных занятий с самостоятельной деятельностью дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие «познавательное развитие» старших дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить особенности организации робототехнического конструирования в детском саду.
3) Организовать опытно-экспериментальную работу по апробации педагогических условий, способствующих познавательному развитию старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором.
4) Проверить результативность опытно-экспериментальной работы на основе разработанного диагностического инструментария.
Теоретическая основа исследования:
• психолого-педагогические труды по проблеме познавательного развития как необходимого условия целостного процесса становления личности ребенка (Л.И. Божович, Т.И. Гризик, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков);
• исследования, изучающие психологические закономерности развития воображения (Т.И. Гризик, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцева), внимания (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо), восприятия (Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Н.П. Сакулина);
• психолого-педагогические исследования, изучающие особенности организации творческого конструирования в детском саду (Л.А. Парамонова, Н.Н. Ширяева, Е.В. Волкова);
• труды психологов и педагогов о типах педагогических условий (В.А. Беликов, М.В. Рутковская, А.Х. Хушбахтов);
• научно-методические работы по организации образовательной робототехники с детьми дошкольного возраста (О.Н. Дымшакова, А.Л Жигалова, Т.Ю. Рубняк).
Для реализации цели и задач исследования, проверки гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (наблюдение, изучение продуктов детской деятельности; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической и статистической обработки, метод наглядного представления результатов).
Экспериментальной базой исследования является детский сад № 193 «Земляничка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. Дети 5-6 лет в количестве 44 человека.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в 2015-2017 гг. в три этапа.
Первый этап (2015 - 2016 гг.) - поисково-аналитический - определение актуальности исследования, изучение состояния проблемы в научной литературе и педагогической практике, уточнение понятийного аппарата исследования.
Второй этап (2016 - 2017 гг.) - экспериментальный - реализация программы опытно-экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Третий этап (2017 г.) - заключительно-обобщающий - осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• подтверждена эффективность использования образовательного робототехнического конструктора для познавательного развития старших дошкольников;
• определены и экспериментально подтверждены педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении, систематизации методов познавательного развития старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы естественнонаучной направленности по робототехнике «Мои первые роботы», направленной на познавательное развитие старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на теоретические труды о познавательном развитии старших дошкольников; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно -поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлялись на Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методология, теория и практика» (г.Челябинск, 2015 г.), VI Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного воспитания» (г. Отрадный, 2016 г.); XXX Международной научно-практической конференции: «Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года» (г. Новосибирск, 2016 г.), а также на заседаниях сетевой лаборатории «Современные образовательные технологии» АНО ДО «Планета детства «Лада» (г. Тольятти, 2016 г.).
На защиту выносятся:
1. Программа дополнительного образования «Мои первые роботы», направленная на познавательное развитие старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором, в основе которой лежит разработанный комплекс занятий в форме игровых образовательных ситуаций с использованием современных информационных средств.
2. Основные педагогические условия, способствующие познавательному развитию старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором, к которым относятся: наполнение предметно-развивающей среды, соответствующей санитарным и возрастным нормам; использование специальных методов, направленных на развитие познавательной сферы старших дошкольников; обеспечение взаимосвязи специально-организованных занятий с самостоятельной деятельностью.
3. Методический конструктор, содержащий методы организации образовательной деятельности по техническому конструированию, эффективно влияющие на развитие познавательной сферы ребенка, а именно на увеличение объема, повышение устойчивости внимания («Буквенные таблицы», «Магазин», «Прогнозирование» и т.д.), на развитие целостного восприятия («Найди такой же», «Что изменилось?» и др.), творческого воображения («Расскажи о своей модели», «Придумай сказку» и др.).
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы , 10 рисунков, 5 таблиц и 4 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование имеет теоретико-практический характер и направлено на решение проблемы познавательного развития старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором.
1) В данной работе был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта, который показал, что проблеме познавательного развития старших дошкольников уделяется значительное внимание. В ходе исследования рассмотрено понятие «познавательное развитие» старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. В ФГОС ДО познавательное развитие понимается как совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка.
2) Познавательное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в различных видах деятельности. Одной из наиболее перспективных является робототехническое конструирование, которое в рамках научно-технического творчества детей, выделено в качестве одного из приоритетных направлений в Федеральной целевой программе "Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020 года, т.к. данное направление способствует всестороннему развитию старших дошкольников. Робототехническое конструирование - это не только развитие моторики, высокий фактор мотивации для занятий интеллектуальной деятельностью, экспериментированием, а также отличная возможность для проявления ребенком своих конструктивных и творческих способностей, возможность приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
3) В процессе организации опытно-экспериментальной работы обоснованы, определены и апробированы педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в процессе работы с образовательным робототехническим конструктором, о чем свидетельствуют количественные и качественные изменения, которые произошли в познавательном развитии старших дошкольников. К таким условиям относятся:
• разработка и реализация программы дополнительного образования «Мои первые роботы» по робототехнике с использованием образовательного конструктора, приоритетным направлением которой является познавательное развитие старших дошкольников; в основе программы лежит разработанный комплекс занятий в форме игровых образовательных ситуаций с использованием современных информационных средств: презентаций, видеофильмов, слайд-шоу, электронных дидактических игр;
• создание предметно-развивающей среды для осуществления игровой и познавательной деятельности старших дошкольников, которое предполагает создание специального кабинета по роботоконструированию, где материально-техническое обеспечение соответствует принципам, которые предъявляет ФГОС ДО к среде в соответствии с санитарными нормами и возрастными особенностями: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
• обоснование методов организации образовательной деятельности по техническому конструированию, эффективно влияющих на развитие познавательной сферы ребенка. Это методы, направленные на увеличение объема внимания, повышения устойчивости (демонстрация наглядных пособий, рассматривание предметов, дидактическая игра и др.); методы, направленные на развитие целостного восприятия (моделирование, игровое задание Конструирование на плоскости «Схема...», дидактическая игра, игровое упражнение и др.); методы, направленные на развитие творческого воображения (рассказывание, чтение художественной литературы, творческие задания, отгадывание загадок). Систематизация методов познавательного развития старших дошкольников способствовала разработке методического конструктора.
• обеспечение взаимосвязи специально-организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей: посредством проблемных ситуаций, созданных в предметно-развивающей среде для дальнейшего обыгрывания детьми, через внесение модели или пооперационной схемы для создания постройки, соревнования, парад моделей, театральное представление, разыгрывание сказки, через появление новых книг в книжном уголке, когда воспитатель направляет самостоятельную деятельность, делая акцент на изменения в среде, и т.д.
Эффективность разработанных условий была подтверждена в ходе контрольного эксперимента.
4) На основании разработанного диагностического инструментария были выделены уровни, критерии, показатели сформированности познавательного развития старших дошкольников. Опытно - экспериментальная работа показала, что целенаправленная работа с образовательным робототехническим конструктором способствует:
• увеличению объема и устойчивости внимания - дети способны воспринимать и удерживать внимание на большем количестве объектов, не отвлекаясь и не переключаясь на несущественные детали;
• развитию творческого воображения - созданные детьми модели оригинальны, отличаются проработанностью деталей, имеют практическую значимость. Придуманные рассказы отличаются продуманностью и разнообразием сюжетов, наличием различных героев и персонажей. В игре, для разных ее участников, создаются роли, за которыми закреплены определенные правила;
• развитию целостности восприятия - дети гораздо быстрее выполняют задания, видят недостающие детали, мысленно достраивают образы, дополняя и дорабатывая их в соответствии с замыслом или предложенной темой.
Таким образом, целенаправленная работа с образовательным робототехническим конструктором при наличии определенных педагогических условий, способствует познавательному развитию старших дошкольников.
Данное диссертационное исследование не охватывает все аспекты проблемы познавательного развития старших дошкольников и открывает перспективы последующего исследования.


1. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова, Просвещение, 1979. - 176 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Изд. 3-е. — СПб.: Питер. - 2001. — 288 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, - 2000. - 124c.
4. Бабаева, Т.И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - 2016. — 352 с.
5. Баскакова, И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития / И.И. Баскакова. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». - 1995. - 264 с., С. 101.
6. Баттерворт, Дж., Харрис, М. Принципы психологии развития / Дж. Баттерворт, М. Харрис // Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», - 2000. - 350 с.
7. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность. Монография / В.А. Беликов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/543897/
8. Блонский, П.П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт. - 2016. — 164 с. — (Антология мысли).
9. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. - М.: Наука. - 2010. - 154 с.
10. Веракса, Н.Е Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов - М.: Мозайка-Синтез. - 2014.
11. Волкова, Е.В. Определение понятия образовательный робототехнический конструктор / Е.В. Волкова // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - Пенза: Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) - 2016.
12. Волосова, Е. Развитие ребенка дошкольного возраста / Е. Волосова. - М.: Инфра-М, - 2010. - 344 с.
13. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. - М.Норма. - 1994. -75 с.
14. Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами / В. Воскресенская // Ребенок в детском саду. - 2011. - №1. - С. 77-79.
15. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 379 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ