Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

Работа №68646

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
811
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования познавательной активности у старших дошкольников средствами медиатехнологий 7
1.1. Структура и содержание понятия «познавательная активность
старших дошкольников» 7
1.2. Современное состояние проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО ..15
1.3. Использование медиатехнологий как средства развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 20
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по изучению развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий 28
2.1. Обоснование диагностической модели исследования
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Содержание работы по развитию познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий 38
2.3. Диагностика развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста 43
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение

Актуальность исследования. Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов успешного развития является формирование и развитие познавательной активности детей. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поэтому проблема развития познавательной активности у детей - одна из важных проблем современной педагогики.
Современное общество сильно изменилось за последние десятки лет. Возросла роль информации из-за внедрения в нашу жизнь информационно - коммуникативных технологий. Качество и уровень жизни человека зависят от скорости их освоения, стремления получать новые знания, глубины познания.
Развитие познавательных действий дошкольников осуществляется в процессе познавательной активности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Ребенок взаимодействует с окружающим миром благодаря своей активности, а активность является предпосылкой формирования его самостоятельности и инициативности.
Проблема познавательной активности исследуется в зарубежной и отечественной психологии и педагогике. Опираясь на разработки психологов и педагогов советской и зарубежной школ (А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса, Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского и многих других), изучением познавательной активности детей занимаются Э. И. Бахтеева, Е. А. Меньшикова, Д. А. Моловичко, В. В. Щетинина, В. С. Юркевич и другие.
Познавательная активность рассматривается исследователями c различных точек зрения: как «ориентировочно -исследовательская»
деятельность (А.В. Запорожец, Дж. Бернлайн, Е.Н. Соколова, Н.Н. Поддьяков и др.); как потребность во внешних впечатлениях (Л.И. Божович); как проявление мотивов и интересов (Н.Г. Морозова, Г.И. Шукина и др.); как промежуточная стадия между потребностью и познавательной деятельностью (А.М. Матюшкин, М.И. Лисина и др.); как творческая активность (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров); как черта личности (К.А. Абульханова-Славская, М.А. Данилов, Р. Капустина, А.И. Крупнов, В.И. Лозовая, К.К. Платонов и др.); как интегральное качество личности (З.Ф. Чехлова, В.В. Зайко и др.).
В настоящее время ученые рассматривают активность в рамках различных видов деятельности: В. В. Щетинина в поисковой деятельности; Н. В. Кудикина в игре; Д. А. Моловичко в учебной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательной активности и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности у старших дошкольников является использование медиатехнологий.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых таких, как С.Л. Новоселовой, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперта, Б. Хантера и др., доказываются не только возможность и целесообразность использования медиатехнологий в детском саду, но и особая роль в развитии интеллекта и личности ребенка.
В тоже время выявлено противоречие между необходимостью развития познавательной активности старших дошкольников и недостаточным использованием медиатехнологий в детском саду.
Проблема исследования: каковы педагогические условия применения педагогами медиатехнологий для развития познавательной активности у старших дошкольников. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
познавательной активности у старших дошкольников средствами медиатехнологий.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности у старших дошкольников будет эффективным, если при применении медиатехнологий соблюдать следующие педагогические условия:
- отбор компьютерных программ/ мультфильмов/ игр/ занятий производится в соответствии с уровнем развития ребенка и его интересами;
- использовать медиатехнологии совместно с другими методами обучения;
- соблюдать требований СанПин для дошкольных организаций.
Задачи исследования:
1) раскрыть структуру и содержание понятия «познавательная активность старших дошкольников»;
2) рассмотреть возможности использования медиатехнологий как средства развития познавательной активности у старших дошкольников;
3) обосновать диагностическую модель исследования особенностей развития познавательной активности у старших дошкольников;
4) определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития познавательной активности у старших дошкольников средствами медиатехнологий.
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез
психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогический эксперимент, методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 69 «Центр развития ребенка «Сказка» г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Познавательная активность дошкольников - это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к поучению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Познавательная активность рассматривается учеными: как
«ориентировочно-исследовательская» деятельность (А.В. Запорожец, Дж. Бернлайн, Е.Н. Соколова, Н.Н. Поддьяков и др.); как потребность во внешних впечатлениях (Л.И. Божович); как проявление мотивов и интересов (Н.Г. Морозова, Г.И. Шукина и др.); как промежуточная стадия между потребностью и познавательной деятельностью (А.М. Матюшкин, М.И. Лисина и др.); как творческая активность (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров); как черта личности (К.А. Абульханова-Славская, М.А. Данилов, Р. Капустина, А.И. Крупнов, В.И. Лозовая, К.К. Платонов и др.); как интегральное качество личности (З.Ф. Чехлова, В.В. Зайко и др.).
В условиях реализации ФГОС ДО развитие познавательной активности детей рассматривается как одна из задач по образовательной области «Познавательное развитие». В каждой комплексной образовательной программе дошкольного образования выделяются формы, методы и средства развития и активизации познавательной активности детей.
Наиболее эффективным средством развития познавательной активности старших дошкольников в современном обществе являются медиатехнологии.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых таких, как Т.П. Бертеневой, С.Л. Новоселовой, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперта, Б. Хантера и др., доказываются целесообразность использования медиатехнологий в детском саду. В настоящее время существует большое количество развивающих и обучающих игр и занятий для детей дошкольного возраста, которые может использовать педагог в своей деятельности.
На основе анализа научной литературы нами были выделены педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности старших дошкольников с использованием медиатехнологий:
Изучив теоретические вопросы по проблеме развития познавательной активности старших дошкольников средствами медиатехнологий, мы приступили к экспериментальной работе. В эксперименте принимали участие 26 детей в возрасте 5-6 лет МАДОУ детский сад №69 «Центр развития ребенка «Сказка» г. Белгорода. Эксперимент проводился в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении исходного уровня развития познавательной активности старших дошкольников.
Результаты нашего исследования были следующие:
- высокий уровень развития познавательной активности был выявлен у 5 детей, что составило 19%;
- средний уровень отмечался у 13 детей, что составило 50%;
- низкий уровень - у 8 детей, что составило 31%.
Целью формирующего этапа эксперимента была апробация педагогических условий по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами медиатехнологий.
Работа осуществлялась по следующим направлениям: работа с детьми старшей группы, работа с педагогами.
Контрольный этап эксперимент был проведен с целью проверки эффективности педагогических условий, заявленных в гипотезе, связанной с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий.
В результате сравнительного анализа данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы выявили положительную динамику в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий. до эксперимента высокий уровень был у 5 детей (19%), после эксперимента - у 10 детей (38%), средний уровень до эксперимента был у 13 детей (50%), после эксперимента - у 12 детей (46%), низкий уровень до эксперимента был у 8 детей (31%), после эксперимента - у 4 ребенка (16%). Проведенная экспериментальная работы позволяет сделать вывод, что педагогические условия гипотезы нашли свое подтверждение.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, поставленные задачи были решены.



1. Абдрахманова, А.И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Вестник ТПГУ. - 2015. - №3. - С. 38-41.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для ВУЗов [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 623 с.
3. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.
4. Бертенева, Т.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников [Электронный ресурс]/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/520166/
5. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]/Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. - М.: Академия, 1997. - 216с.
6. Бреслав, Г.М. Основы психологического исследования: учеб.пособие для студ. и учреждений высш. проф. образования [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2010. - 496 с.
7. Венгер, А.Л. Психология развития: Словарь. Психологический
лексикон. - М.: ПЕР СЭ. - 2006. - С. 176.
8. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
9. Волков, Б.С. Детская психология. От рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М., 2009. - 240 с.
10. Волошена, Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Волошена, О.Н. Истратова // Приволжский научный вестник. - 2014. - №9. - С. 93-97.
11. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика,1983. - Т. III. - 366 с.
12. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у
дошкольников [Текст] // Вопросы психологии. - 1984. - №1.
13. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. - 22с.
14. Гринек, Т.В. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).
- Уфа: Лето, 2012. - С. 36-39.
15. Детство: Комплексная примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 352 с.
16. Дмитриев, Ю.А. Информационные и коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности педагога дошкольного образования [Электронный ресурс] / Ю.А Дмитриев, Т.В. Калинина, Т.В. Кротова // Изд.: МПГУ. 2016.- 330 С. URL: https://www.litres.ru/t-v-
kalinina/informacionnye-i-kommunikacionnye-tehnologii-v- professionalno/?track=from_all_books_my
17. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: «Эксмо», 2009. - 176 с.
18. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
19. Жигалик, М.А. Дифференцированный подход
к развитию познавательной активности старших дошкольников средствами наглядного моделирования: дис... канд.пед.наук [Текст] / М.А. Жигалик. - В.Новгород, 2008. - 182 с.
20. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного
образования [Текст] / Парамонова Л. М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 192 с.
21. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология: учебное пособие [Текст] / К.О. Казанская. - М.: А-ПРИОР, 2010. - 160 с.
22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. - 421 с.
23. Короткова, Н.А. Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей [Текст] / Н.А. Короткова, Г.В. Глушкова, С.И. Мусиенко. - М. :Линка-Пресс, 2010. - 96 с.
24. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей
дошкольников, ФГОС [Текст] / Е.Е. Крашенников. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 80 с.
25. Лебедева, В.П. Формирование профессионального сознания учителя в условиях развивающего образования [Текст] / В.П. Лебедева, В.И. Панов // Профессиональное образование. - Казань. - 2002. - №1.
26. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] // Вопросы психологии, 1982. - №4. - С.18-35.
27. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики
дошкольника [Текст]. - М., 1974.
28. Литвиненко, С.В. Психолого-педагогические пути развития
познавательной активности дошкольников как компоненты школьной готовности [Текст] // Начальное образование. - 2009. - №2.
29. Майорова, Н.В. Педагогические условия развития
творческой познавательной активности младших школьников: дис... канд.пед.наук [Текст] / Н.В. Майорова. - Чебоксары, 2014. - 153 с.
30. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]. - М., 1972.
31. Насибуллина, М.К. Познавательной развитие дошкольников в
контексте ФГОС [Текст] // Сборник материалов Ежегодной
международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2015.
32. Недвецкая, Т.М. Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования [Текст] / Т.М. Недвецкая, О.В. Леганькова / Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - С. 782-784.
33. Немирич, А.А. Дошкольное медиаобразование [Текст] : учебное пособие для студентов пед. спец. гуманитарных вузов / А. А. Немирич. - Бийск : АГАО им. В. М. Шукшина, 2012. - 357 с.
34. Немирич, А. А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста [Текст] // Медиаобразование. - 2011. - №2. - С. 47-55.
35. Немирич, А. А. Современная мультипликация и дошкольники: к
вопросу о медиаграмотности [Текст] // Молодежь и медиа. Цели и ценности: Материалы I Всероссийской научно-практической
конференции.- Москва (28-29 апреля 2011 г.). М.: РИЦ Моск. гос. гуман. ун-та им. - 2011. - С. 230-235.
36.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М: Издательство Юрайт. - 2013. - 460 с.
37.От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-синтез - 2016. - 368 с.
38. Панеш, Б. Х. Развитие познавательной активности дошкольников посредством организации экспериментирования с природными объектами [Электронный ресурс] // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск №
25. - ART 75313. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75313.htm.
39. Печинкина О.В. Медиаобразование дошкольников: несколько советов родителям [текст] // Детский сад от, А до Я. - 2010, № 2. - С. 126-132.
40. Плотникова, Е.Е. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях материнской школы: дис... канд.пед.наук [Текст] / Е.Е. Плотникова. - Борисоглебск, 2011.- 205 с.
41. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15
мая 2013 г. № 26 (ред. от 27.08.2015 г.) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант плюс». - URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_149438/
42. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
43. Пчелина, В.С. Австрийский опыт использования медиатехнологий в дошкольном образовании [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №3. - С. 48-52.
44. Романова, Ю.А. Компьютерные игры и познавательные способности дошкольника [Текст] // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - №2. - С. 246-251.
45. Рябцева, О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
46. Рябцева О.В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: http // www.festival.1september.ru, 2007.
47. Советский энциклопедический словарь / под. ред. А. Прохорова. - 1987. - С. 1600.
48. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителей. - М.: Просвещение. - 1988. - 175 с.
49. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.
50. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
51. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников// Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012. - С. 441-444.
52. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Фортуна, 2013. - 207 с.
53.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин / под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва - Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2001. - 416 с.
54.Формирование познавательной активности дошкольников [Текст] / Сборник научных трудов. - Шадринск, 1992. - С.34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ