Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Социально-биологические факторы, обуславливающие индивидуальное развитие физических качеств 7
1.1. Закономерности проявления и развития двигательных качеств 7
1.2. Основные физические качества и особенности их развития 9
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 15
2.1. Задачи исследования 15
2.2. Методы исследования 15
2.3. Организация исследования 17
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 19
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Актуальность данного исследования связана с тем, что не все учителя применяют на практике разделы государственной программы по физическому воспитанию школьников, что связано, в первую очередь, с недостатком инвентаря и оборудования, с нежеланием учащихся и со сложностью техники выполнения физических упражнений.
Проблема повышения эффективности физической подготовленности молодежи в нашей стране обусловлена развитием техники, механизации производства, которые существенно влияют на характер трудовой деятельности и связанное с ней отношение к физической подготовленности подрастающих поколений.
Согласно формулировке Матвеева Л.П. [19], «.. .физическая подготовка - это педагогический процесс, объединяющий систему организованных или самостоятельных занятий физическими упражнениями, с целью формирования двигательных умений, навыков и воспитания физических качеств, необходимых для полноценного осуществления человеком жизненно важных функций, трудовой деятельности и защиты Родины».
Воспитание физических качеств занимает важное место в физической подготовке школьников, так как практика свидетельствует, что большинство учащиеся не способны выполнить даже нормативы ГТО.
Особую значимость и актуальность в решении этой проблемы занимает изучение уровня физической подготовленности школьников, имеющих нарушение слуха, поскольку знание его позволяет вносить определенные коррективы в учебный процесс.
Цель работы - исследование влияния подводящих и специально - подготовительных упражнений из раздела программы «Баскетбол» на повышение уровня физических качеств у слабослышащих учащихся среднего школьного возраста.
Объект исследования - процесс развития двигательных качеств у школьников средних классов, имеющих нарушение слуха.
Предмет исследования - методика проведения специально - подготовительных и подводящих упражнений со слабослышащими школьниками средних классов на уроках адаптивной физической культуры при изучении раздела школьной программы «Баскетбол».
Гипотеза исследования - предполагалось, что подобранные специально - подготовительные и подводящие упражнения позволят повысить уровень физической подготовленности школьников с нарушением слуха.
Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень развития физических качеств у слабослышащих учащихся коррекционных классов среднего звена школы -интерната №5, г.о. Тольятти.
2. Подобрать состав специально -подготовительных и подводящих упражнений из раздела программы «Баскетбол» для повышения уровня физической подготовленности слабослышащих учащихся - участников исследования.
3. Определить влияние подводящих и специально - подготовительных упражнений на физическую подготовленность слабослышащих учащихся средних классов.
Научная новизна - подобран комплекс специально-подготовительных и подводящих упражнений, способствующий совершенствованию физических качеств у школьников средних классов, имеющих нарушение слуха; определено место и последовательность включения технических приемов в учебный процесс раздела «Баскетбол».
Практическая значимость - предлагаемые подводящие и специально - подготовительные упражнения направлены на совершенствование физических качеств, способствуют повышению эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, а также технической подготовленности слабослышащих школьников средних классов.
Результаты проведенного исследования позволяют охарактеризовать значение баскетбола для развития физических качеств слабослышащих школьников. Полученные данные могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов по адаптивной физической культуре, учителей физической культуры коррекционных школ, а также тренеров - преподавателей, специализирующихся в адаптивном спорте.
За период изучения раздела школьной программы «Баскетбол», были предложены и использованы средства и методы для развития физических качеств у слабослышащих учащихся коррекционных классов. Специально - подготовительные и подводящие упражнения были направлены на развитие физических качеств в разные периоды изучения данного раздела школьной программы.
В начале прохождения учебного материала по баскетболу средства адаптивной физической культуры, в основном, носили общеподготовительный характер, что повлияло на развитие общих физических качеств. Большое внимание было уделено развитию координации движений для того, чтобы испытуемые смогли овладеть более сложными техническими приемами.
В конце изучения раздела программы «Баскетбол» нами использовались специальные подготовительные и подводящие упражнения, которые повысили физическую и игровую подготовленность испытуемых с нарушением слуха. В этот период наблюдалось комплексное воздействие на развитие физических качеств, т.е., применялись подвижные игры и эстафеты. При использовании этих средств большой рост в развитии физических качеств нами выявлен в показателях тестов на скоростно-силовые качества и координацию движений.
Проанализировав данные проведенного исследования можно дать следующие рекомендации: применяемые подводящие и специально-подготовительные упражнения могут использоваться тренерами-преподавателями по баскетболу коррекционных групп ДЮСШ и учителями адаптивной физической культуры коррекционных школ для повышения физической подготовленности школьников, имеющих нарушение слуха.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Уровень развития физических качеств у слабослышащих школьников средних классов соответствовал среднему уровню, что позволяет применять рекомендованные нами подводящие и специально -подготовительные упражнения для повышения уровня физической подготовленности.
2. Проанализировав результаты тестирования физической подготовленности слабослышащих учащихся средних классов, мы наблюдали, что у участников экспериментального коррекционного класса динамика роста показателей физических качеств значительно выше, чем у слабослышащих школьников контрольного коррекционного класса.
3. Предложенный комплекс специально -подготовительных и подводящих упражнений, направленный на развитие физических качеств, способствовал росту физической подготовленности слабослышащих школьников средних классов, что положительно отразилось на учебной деятельности.
1. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2001. - 62 с.
2. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок - М.: Просвещение, 2-ое изд.перераб. и доп., 2014. - С. 44 - 52.
3. Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций. - М.: Просвещение, 2013. - 2-ое изд перераб. и доп. - С.71 - 80.
4. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2011.- изд.3-е испр. и доп. - С.22-29.
5. Гомельский А.Я. Как играть в баскетбол. - М.: Эксмо, 2015. - 252с.
6. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2015. - изд.3-е доп. - С.24 - 35.
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2010.- 3-е изд., перераб. и дополн. - 287с.
8. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология. - 3-е изд. -Ростов н/Д: Феникс, 2012. - С. 12-29.
9. Книга для учителя школы слабослышащих/ Под ред. И.М.Гилевич, К.В.Комарова, К.Г.Коровина и др./ОИПЦ Перспективы образования. - Краснодар: Дефектология, 1998. -247 с.
10. Костикова Л.В. Баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 2002 -176с.
11. Краузе В. Баскетбол - навыки и упражнения/пер. с анг. Джерри В.Краузе, Дон Мейер, Джерри Мейер. - М.: АСТ: Астрель, 2006. -211с.
12. Кузин В.В. Баскетбол. Начальный этап обучения. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 136с.
13. Колосовская Л.А. О совершенствовании физического воспитания учащихся начальных классов в спецшколах глухих// Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально - экономических условиях: Тез. доклад. - Минск: БНИФК, 2011. - С. 60-61.
14. Коржова A.A. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
15. Кузьмичева H.H. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М.: Академия, 2011.- С.8-12.
...