Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Улучшение двигательных способностей у старших дошкольников с ЗПР средствами адаптивной физической культуры

Работа №110405

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Понятие «задержка психического развития». Классификации и виды
задержки психического развития 6
1.2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития 15
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . 31
3.1. Обоснование подобранных средств адаптивной физической культуры для развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития 31
3.2. Оценка влияния средств адаптивной физической культуры на развитие двигательных способностей у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ. Одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики, как отмечает Лопатина Л.В. [2007] является «преодоление задержки психического развития (ЗПР)». Это обусловлено тем, что данная форма психического дизонтогенеза предполагает трудности воспитания детей с задержкой психического развития, их образования и социальной адаптации. При этом, как говорится в разных источниках, данная категория детей в системе массовых образовательных учреждениях является одной из самых многочисленных групп [Артемова, Т.А., Ковалева, А.В.,2000; Борякова, Н. Ю.,1999; Вайзман, Н.П., 1997; Веневцев, С.И., Дмитриев, А.А.,2004; Зеленская Ю.Б., 2008].
Все чаще в последнее время обращается внимание на то, что именно с первых лет жизни необходимо создавать условия для полноценного развития детей, особенно если они имеют нарушения в состоянии здоровья. Поэтому большая роль для полноценного физического развития, развития двигательных способностей, первоначального формирования основ здорового образа жизни отводится дошкольным учреждениям [Н.Г. Михайлов, 2011].
В.И. Лях отмечает: «Дошкольный возраст - это период жизни ребенка, в течение которого закладываются основы физического и психического здоровья. Существенное значение в этом процессе имеет организованный двигательный режим. Основными составляющими двигательного режима являются: 1) произвольная двигательная активность, связанная с выполнением множества движений в повседневной жизни, и 2) специально организованные педагогические воздействия (занятия, тренировки), благодаря которым стимулируется естественный ход онтогенетического развития моторики: у ребенка улучшаются соответствующие двигательные умения и повышаются физические способности (координационные, скоростные, скоростно -силовые, выносливость, гибкость)» [Лях В.И., 2016].
Выше сказанное, позволяет судить о значении и актуальности проведения педагогических исследований в дошкольных образовательных учреждениях и определения влияния разнообразных средств адаптивной физической культуры на повышение двигательных способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объектом исследования является педагогический процесс по адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в дошкольном образовательном учреждении.
Предметом исследования являются средства адаптивной физической культуры, направленные на улучшение двигательных способностей у старших дошкольников с ЗПР.
Гипотезой исследования. Предполагается, что подобранные средства адаптивной физической культуры позволят повысить развитие двигательных способностей у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - улучшение двигательных способностей у старших дошкольников с ЗПР средствами адаптивной физической культуры.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние двигательных способностей у старших дошкольников с ЗПР .
2. Подобрать средства адаптивной физической культуры для улучшения двигательных способностей у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
3. Оценить влияние средств адаптивной физической культуры на развитие двигательных способностей у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость. Подобранные средства адаптивной физической культуры рекомендуется использовать педагогам, инструкторам, воспитателям дошкольных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития, с одной стороны, чтобы повысить развитие двигательных способностей, с другой, укрепления состояния здоровья.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, анализ полученных результатов до и после педагогического эксперимента позволил констатировать, что в ходе исследовательской работы мы подтвердили гипотезу исследования о том, что подобранные средства адаптивной физической культуры позволят повысить развитие двигательных способностей у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования подтвердили позволили сделать следующие выводы:
1. Перед началом проведения педагогического эксперимента не выявили достоверных различий ни у одной из сравниваемых групп, т.о. группы были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития двигательных способностей.
2. Для дополнительных учебно -тренировочных занятий «Школа мяча» были подобраны средства адаптивной физической культуры, которые способствовали развитию двигательных способностей, как сила, быстрота движений, ловкость и гибкость. Большое внимание было уделено подборке упражнениям с мячом, направленным на развитие координационных способностей (броски, ловля, ведение, обводка ногами, подвижные игры с мячом и т.п.)
3. Выявили положительное влияние дополнительных занятий по адаптивной физической культуре с названием «Школа мяча». Подобранные средства адаптивной физической культуры способствовали развитию двигательных способностей у детей дошкольного возраста с ЗПР экспериментальной группы. Особенно повысились результаты по тестам, характеризующим развитие координационных, скоростно-силовых и силовых способностей: «Теппинг-тест, количество точек за 10 сек»; «Поза Ромберга, время удержания, сек»; «Прыжки на месте за 5 секунд, количество раз»; «Прыжки на разметку, отклонение в сантиметрах»; «Метания теннисного мяча на дальность, м»; «Бросок набивного мяча (1кг), см»;
«Прыжок в длину с места, см»; «Бег на 10 м., сек»; «Удержание туловища на скамейке, сек.»
4. По окончании педагогического эксперимента выявили достоверное различие (p<0,05) практически по всем тестовым заданиям. Более высокие результаты наблюдались у детей дошкольного возраста с ЗПР экспериментальной группы при сравнении с детьми дошкольного возраста контрольной группы. Также наибольший достоверный прирост выявили у детей ЭГ при сравнении с детьми КГ.



1. Артемова, Т.А., Ковалева, А.В. Психологические и физиологические причины сниженного уровня интеллекта детей в общеобразовательной начальной школе: [По материалам лонгитюд. исслед.] // Дефектология. - 2000.- №1. - C.3-9.
2. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 203-206.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития: Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития: 1 год обучения: Учеб. -метод. пособие для дефектологов.- М.: Гном-Пресс, 1999.- 56с.
4. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.С. Быкова, И.В. Краснощекова. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 162 с.
5. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно -отсталых детей. - М.: Аграф, 1997. -121с.
6. Веневцев, С.И., Дмитриев, А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2004. - 104с.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2004. - 224с.
8. Дедулевич М.Н. Методика физического воспитания детей [Электронный
ресурс] : учебник / М.Н. Дедулевич, В.А. Шишкина. - Электрон. текстовые данные. - Минск: Республиканский институт профессионального
образования (РИПО), 2016. - 236 с.
9. Дмитриев, А.А. Коррекционно -педагогическая работа по развитию
двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: Учеб.пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального
института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», - 2004. - 224с.
10. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс] : учебник / С.П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные.
— М. : Издательство «Спорт», 2016. — 616 с.
11. Зеленская Ю.Б. Организация работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении для детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Ю.Б. Зеленская, Н.Г. Колесникова. - Электрон. текстовые данные. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2008. - 48с.
12. Ким Т.К. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.К. Ким. - Электрон. текстовые данные. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2015. - 204 с.
13. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику / Э. Крепелин ; пер. с нем. — 5-е изд. (эл.). 496 с. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
14. Лапп Е.А. Подготовка специалистов для работы с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 150 с.
15. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. - 2006. - № 3. - С.15-27
16. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2003. - 144с.
17. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.В. Лопатина, О.В. Иванова. - Электрон. текстовые данные. - СПб. : КАРО, 2007. - 176 с.
18. Лях В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников [Электронный ресурс] / В.И. Лях. - Электрон. текстовые данные. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 128 с.
19. Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : монография / М.П. Мухина. - Электрон. текстовые данные. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017. - 168 с.
20. Овчинникова Т.С. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика [Электронный ресурс]: учебно - методическое пособие к Программе воспитания и обучения д ошкольников с ТНР / Т.С. Овчинникова, О.В. Черная, Л.Б. Баряева. - Электрон. текстовые данные. - СПб. : КАРО, 2010. - 248 с.
21. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы - Переизд., дораб. и доп. - М.: Карапуз- Дидактика: ТЦ Сфера, 2007. - 207с.
22. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - Избр. главы - 2-е изд. - М.: Никулин А.Л., 1998. - 320с.
23. Токаева Т.Э. Методика физического воспитания детей с проблемами в
развитии [Электронный ресурс]: учебно -методическое пособие. Для специальностей по направлениям подготовки специалитета 050715.65 -
«Логопедия», 050717.65 - «Специальная дошкольная педагогика и психология»; по направлениям подготовки бакалавриата 050700 - «Специальное (дефектологическое) образование - профиль «Дошкольная дефектология» / Т.Э. Токаева, А.А. Наумов. - Электрон. текстовые данные. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет, 2013. - 346 с.
24. Формирование системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Г. Михайлов [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - М. : Московский городской педагогический университет, 2011. - 132 с.
25. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Н. Шебеко. - Электрон. текстовые данные. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 288 с.
26. Шевченко, С. Г. В чем суть коррекционно -развивающего обучения: [Подходы к обучению детей, испытывающих трудности, в условиях общеобразоват. шк.] // Открытая школа. - 2003.- №1.- С. 13-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ