ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИЗАЙНЕРСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКРАПБУКИНГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования 10
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков 10
1.2 Потенциальные возможности скрапбукинга в формировании у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования 30
2.1 Выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков 30
2.2 Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования 55
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков 82
Выводы по второй главе 97
Заключение 99
Список используемой литературы 101
Приложения 106
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования 10
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков 10
1.2 Потенциальные возможности скрапбукинга в формировании у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования 30
2.1 Выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков 30
2.2 Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования 55
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков 82
Выводы по второй главе 97
Заключение 99
Список используемой литературы 101
Приложения 106
Актуальность исследования. В настоящее время культура дизайна выступает в качестве показателя современной цивилизации, активно развиваясь в области художественного проектирования объектов быта и окружающей среды. В жизни современного человека возрастает роль дизайна, так как он имеет огромное значение в благоустройстве материально-культурного пространства и эстетизации себя и своего окружения. Единство формирования эстетического отношения к окружающему миру и развитие художественных способностей позволяет научиться выражать свои мысли и идеи творчески с помощью художественно-выразительных средств.
Современное общество все чаще нуждается в творческих личностях, которые могут предложить оригинальные подходы в преобразовании окружающей действительности. Специализированные учреждения дополнительного образования, направленные на разработку и применение новейших технологий по раскрытию творческого потенциала путем приобщения к дизайн-деятельности, помогают достичь развития у детей нестандартного взгляда на мир, а также способствуют овладению необычными навыками и методами его преобразования.
В процессе дизайн-деятельности происходит формирование и совершенствование дизайнерских навыков, которые базируются на традиционных умениях, применяемых в изобразительном искусстве, конструировании и рукоделии. Дизайнерские навыки представляют собой специфические способы творческой деятельности с ключевыми основами дизайна (инструменты и материалы, композиция, стили, цвет). Формирование дизайнерских навыков необходимо начинать уже с дошкольного возраста, так как человек в течение всей своей жизни постоянно сталкивается с культурой дизайна.
Проблема формирования интереса детей к дизайн-деятельности, а также развитие детского дизайна как одного из новых направлений художественного воспитания рассматривается в исследованиях таких психологов и педагогов, как Г.Н. Пантелеев, Н.И. Комоед, О.В. Скрябина, Г.Н. Давыдова, Т.С. Комарова, А.И. Ярыгина.
В рамках современного дошкольного образования педагоги открывают для себя множество новых видов творческой деятельности, которые можно осваивать с детьми в дошкольном возрасте. Происходят обогащение и модернизация уже известных способов, методов и технологий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка. Одним из новейших видов творчества, целью которого является создание оригинальных и креативных продукций является скрапбукинг.
Скрапбукинг - это вид рукодельного искусства, который направлен на изготовление и оформление семейных или личных фотоальбомов. Освоение этого оригинального вида творчества позволяет ребенку объединять, комбинировать и задействовать те умения, которые были приобретены им в других видах изобразительной деятельности.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне основывается на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга.
На социально-педагогическом уровне актуальность заключается в реализации социального заказа общества на развитие творческой личности, способной на преобразование и благоустройство материально-культурного пространства.
Актуальность на научно-методическом уровне рассматривает наличие в практике работы учреждений дополнительного образования затруднений в плане формирования у детей дизайнерских навыков. В связи с этим возникла потребность в изучении процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков, а также возможности их формирования в системе дополнительного образования.
Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта позволил выявить существующие противоречия:
• между назревшей социальной необходимостью в решении проблемы творческого развития личности через формирование у детей дошкольного возраста дизайнерских навыков и недостаточной разработанностью данного направления;
• между потребностью дошкольных образовательных организаций в научно-методическом обеспечении для реализации задач формирования у детей дошкольного возраста дизайнерских навыков и недостаточностью разработанных методических рекомендаций;
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определили проблему исследования: каковы потенциальные возможности скрапбукинга в формировании у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков в системе дополнительного образования?
Исходя из актуальности данной проблемы, можно определить тему исследования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность скрапбукинга в формировании у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков.
Предмет исследования: скрапбукинг как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков в системе дополнительного образования.
Гипотеза базировалась на предположении о том, что формирование у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования будет эффективно, если:
• обогащен центр художественного творчества материалами и инструментами для скрапбукинга;
• определены этапы формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга (эмоционально - мотивационный, организационный, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный);
• разработана и апробирована совместная деятельность педагога и детей по формированию дизайнерских навыков.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков.
3. Экспериментально проверить эффективность скрапбукинга в формировании у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков в системе дополнительного образования.
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
• эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
• методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретическую основу исследования составляют:
• положения о деятельностном подходе к развитию ребенка и организации образовательного процесса (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
• психолого-педагогические исследования проблемы развития основ дизайнерского мышления у детей дошкольного возраста (Г.Н. Пантелеев, Н.И. Комоед);
• исследования о формировании дизайн-деятельности у детей дошкольного возраста в процессе творчества (Г.Н. Пантелеев, Н.И. Комоед, О.В. Скрябина, Г.Н. Давыдова, А.И. Ярыгина).
Экспериментальная база проведения исследования: детский сад № 140 «Златовласка» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти. В исследовании приняли участие 24 ребенка старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Основные этапы исследования. Выделено три этапа исследования.
Первый этап: поисково-аналитический этап (2017-2018 гг.).
Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий. Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап: экспериментальный этап (2018-2019 гг.). Реализована программа опытно-экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап: заключительно-обобщающий этап (2019 г.).
Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
• научно обоснованы потенциальные возможности использования скрапбукинга в формировании у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков в системе дополнительного образования;
• определены и описаны показатели и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе уточнено понятие «дизайнерские навыки»; определены показатели выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования в практической деятельности педагогов дошкольной образовательной организации:
• для диагностического обследования уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков;
• для организации процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования.
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивались исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, личным участием автора на всех этапах проводимого исследования и положительной оценкой со стороны практических работников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах дошкольной образовательной организации; получили одобрение на научно-практических конференциях: «Студенческие «Дни науки» в ТГУ»; опубликованы в сборнике научных статей «Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции». По теме диссертационного исследования было опубликовано 4 статьи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Дизайнерские навыки мы рассматриваем как комплекс специальных навыков по работе с инструментами и материалами, композицией, стилями, цветом, формируемых в процессе изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
2. Скрапбукинг мы рассматриваем как вид ручного творчества, цель которого заключается в изготовлении и оформлении изделий для хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей. Для создания подобных изделий используются особые визуальные и тактильные приемы, техники оформления, а также разнообразные подручные материалы и украшения.
3. Показатели сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков характеризуются: умением составлять из отдельных деталей цельные, связные композиции, объединяя их единым содержанием; умением различать и сопоставлять детали различных стилей по их характерным признакам (тематика, цветовая палитра, материал); умением использовать светлые и темные оттенки цвета для создания объема в отдельных деталях и всей работе в целом.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (49 источников). Текст иллюстрирован 22 таблицами, 6 рисунками, 4 приложениями. Объем работы составляет 105 страниц без приложений.
Современное общество все чаще нуждается в творческих личностях, которые могут предложить оригинальные подходы в преобразовании окружающей действительности. Специализированные учреждения дополнительного образования, направленные на разработку и применение новейших технологий по раскрытию творческого потенциала путем приобщения к дизайн-деятельности, помогают достичь развития у детей нестандартного взгляда на мир, а также способствуют овладению необычными навыками и методами его преобразования.
В процессе дизайн-деятельности происходит формирование и совершенствование дизайнерских навыков, которые базируются на традиционных умениях, применяемых в изобразительном искусстве, конструировании и рукоделии. Дизайнерские навыки представляют собой специфические способы творческой деятельности с ключевыми основами дизайна (инструменты и материалы, композиция, стили, цвет). Формирование дизайнерских навыков необходимо начинать уже с дошкольного возраста, так как человек в течение всей своей жизни постоянно сталкивается с культурой дизайна.
Проблема формирования интереса детей к дизайн-деятельности, а также развитие детского дизайна как одного из новых направлений художественного воспитания рассматривается в исследованиях таких психологов и педагогов, как Г.Н. Пантелеев, Н.И. Комоед, О.В. Скрябина, Г.Н. Давыдова, Т.С. Комарова, А.И. Ярыгина.
В рамках современного дошкольного образования педагоги открывают для себя множество новых видов творческой деятельности, которые можно осваивать с детьми в дошкольном возрасте. Происходят обогащение и модернизация уже известных способов, методов и технологий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка. Одним из новейших видов творчества, целью которого является создание оригинальных и креативных продукций является скрапбукинг.
Скрапбукинг - это вид рукодельного искусства, который направлен на изготовление и оформление семейных или личных фотоальбомов. Освоение этого оригинального вида творчества позволяет ребенку объединять, комбинировать и задействовать те умения, которые были приобретены им в других видах изобразительной деятельности.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне основывается на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга.
На социально-педагогическом уровне актуальность заключается в реализации социального заказа общества на развитие творческой личности, способной на преобразование и благоустройство материально-культурного пространства.
Актуальность на научно-методическом уровне рассматривает наличие в практике работы учреждений дополнительного образования затруднений в плане формирования у детей дизайнерских навыков. В связи с этим возникла потребность в изучении процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков, а также возможности их формирования в системе дополнительного образования.
Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта позволил выявить существующие противоречия:
• между назревшей социальной необходимостью в решении проблемы творческого развития личности через формирование у детей дошкольного возраста дизайнерских навыков и недостаточной разработанностью данного направления;
• между потребностью дошкольных образовательных организаций в научно-методическом обеспечении для реализации задач формирования у детей дошкольного возраста дизайнерских навыков и недостаточностью разработанных методических рекомендаций;
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определили проблему исследования: каковы потенциальные возможности скрапбукинга в формировании у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков в системе дополнительного образования?
Исходя из актуальности данной проблемы, можно определить тему исследования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность скрапбукинга в формировании у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков.
Предмет исследования: скрапбукинг как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков в системе дополнительного образования.
Гипотеза базировалась на предположении о том, что формирование у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования будет эффективно, если:
• обогащен центр художественного творчества материалами и инструментами для скрапбукинга;
• определены этапы формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга (эмоционально - мотивационный, организационный, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный);
• разработана и апробирована совместная деятельность педагога и детей по формированию дизайнерских навыков.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков.
3. Экспериментально проверить эффективность скрапбукинга в формировании у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков в системе дополнительного образования.
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
• эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
• методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретическую основу исследования составляют:
• положения о деятельностном подходе к развитию ребенка и организации образовательного процесса (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
• психолого-педагогические исследования проблемы развития основ дизайнерского мышления у детей дошкольного возраста (Г.Н. Пантелеев, Н.И. Комоед);
• исследования о формировании дизайн-деятельности у детей дошкольного возраста в процессе творчества (Г.Н. Пантелеев, Н.И. Комоед, О.В. Скрябина, Г.Н. Давыдова, А.И. Ярыгина).
Экспериментальная база проведения исследования: детский сад № 140 «Златовласка» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти. В исследовании приняли участие 24 ребенка старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Основные этапы исследования. Выделено три этапа исследования.
Первый этап: поисково-аналитический этап (2017-2018 гг.).
Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий. Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап: экспериментальный этап (2018-2019 гг.). Реализована программа опытно-экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап: заключительно-обобщающий этап (2019 г.).
Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
• научно обоснованы потенциальные возможности использования скрапбукинга в формировании у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков в системе дополнительного образования;
• определены и описаны показатели и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе уточнено понятие «дизайнерские навыки»; определены показатели выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования в практической деятельности педагогов дошкольной образовательной организации:
• для диагностического обследования уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков;
• для организации процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования.
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивались исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, личным участием автора на всех этапах проводимого исследования и положительной оценкой со стороны практических работников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах дошкольной образовательной организации; получили одобрение на научно-практических конференциях: «Студенческие «Дни науки» в ТГУ»; опубликованы в сборнике научных статей «Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции». По теме диссертационного исследования было опубликовано 4 статьи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Дизайнерские навыки мы рассматриваем как комплекс специальных навыков по работе с инструментами и материалами, композицией, стилями, цветом, формируемых в процессе изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
2. Скрапбукинг мы рассматриваем как вид ручного творчества, цель которого заключается в изготовлении и оформлении изделий для хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей. Для создания подобных изделий используются особые визуальные и тактильные приемы, техники оформления, а также разнообразные подручные материалы и украшения.
3. Показатели сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков характеризуются: умением составлять из отдельных деталей цельные, связные композиции, объединяя их единым содержанием; умением различать и сопоставлять детали различных стилей по их характерным признакам (тематика, цветовая палитра, материал); умением использовать светлые и темные оттенки цвета для создания объема в отдельных деталях и всей работе в целом.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (49 источников). Текст иллюстрирован 22 таблицами, 6 рисунками, 4 приложениями. Объем работы составляет 105 страниц без приложений.
В результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, что позволило сделать следующие выводы:
1. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования у детей дизайнерских навыков. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков является недостаточно раскрытой, но актуальной.
Нами были рассмотрены и уточнены такие понятия, как «детский дизайн», который рассматривается в качестве особого вида общественно полезной художественной деятельности детей, объединяющий в себе различные виды творчества (рисование, лепка, аппликация, конструирование); «дизайнерские навыки» - комплекс специальных навыков по работе с инструментами и материалами, композицией, стилями, цветом, формируемых в процессе творческой дизайн-деятельности.
2. В ходе констатирующего эксперимента выявлен недостаточный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков, что связанно с недостаточным педагогическим воздействием.
3. Формирование у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования будет эффективно, если:
• обогащен центр художественного творчества материалами и инструментами для скрапбукинга;
• определены этапы формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга (эмоционально-мотивационный, организационный, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный);
• разработана и апробирована совместная деятельность педагога и детей по формированию дизайнерских навыков.
4. В результате проведенной работы по формированию дизайнерских навыков у многих детей экспериментальной группы произошли качественные изменения. Полученные данные показывают, что количественные показатели низкого уровня стали ниже на 24% (с 43% до 19%).
Анализируя подробнее, мы видим, что все дети, у которых на констатирующем этапе был диагностирован средний уровень, на контрольном этапе показали высокий результат. Данные среднего уровня также снизились с 43% до 40%.
Что касается показателей высокого уровня, то они возросли с 14% до 41%. Таким образом, качественный прирост в экспериментальной группе составил 27%.
Следовательно, работа, направленная на формирование дизайнерских навыков умений, достигла своей цели.
В контрольной группе также наблюдается несущественная положительная динамика. Мы видим, что динамика результатов в экспериментальной группе существенно повысилась. В контрольной группе повышение незначительное. Тем самым это доказывает эффективность проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, а также получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
1. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования у детей дизайнерских навыков. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков является недостаточно раскрытой, но актуальной.
Нами были рассмотрены и уточнены такие понятия, как «детский дизайн», который рассматривается в качестве особого вида общественно полезной художественной деятельности детей, объединяющий в себе различные виды творчества (рисование, лепка, аппликация, конструирование); «дизайнерские навыки» - комплекс специальных навыков по работе с инструментами и материалами, композицией, стилями, цветом, формируемых в процессе творческой дизайн-деятельности.
2. В ходе констатирующего эксперимента выявлен недостаточный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков, что связанно с недостаточным педагогическим воздействием.
3. Формирование у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга в системе дополнительного образования будет эффективно, если:
• обогащен центр художественного творчества материалами и инструментами для скрапбукинга;
• определены этапы формирования у детей старшего дошкольного возраста дизайнерских навыков посредством скрапбукинга (эмоционально-мотивационный, организационный, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный);
• разработана и апробирована совместная деятельность педагога и детей по формированию дизайнерских навыков.
4. В результате проведенной работы по формированию дизайнерских навыков у многих детей экспериментальной группы произошли качественные изменения. Полученные данные показывают, что количественные показатели низкого уровня стали ниже на 24% (с 43% до 19%).
Анализируя подробнее, мы видим, что все дети, у которых на констатирующем этапе был диагностирован средний уровень, на контрольном этапе показали высокий результат. Данные среднего уровня также снизились с 43% до 40%.
Что касается показателей высокого уровня, то они возросли с 14% до 41%. Таким образом, качественный прирост в экспериментальной группе составил 27%.
Следовательно, работа, направленная на формирование дизайнерских навыков умений, достигла своей цели.
В контрольной группе также наблюдается несущественная положительная динамика. Мы видим, что динамика результатов в экспериментальной группе существенно повысилась. В контрольной группе повышение незначительное. Тем самым это доказывает эффективность проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, а также получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.





