Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов

Работа №98726

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОПОРОЙ НА ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования
словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 6
1.2. Лингвистические основы развития словаря детей старшего
дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 12
1.3. Методические основы формирования словаря детей старшего
дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 18
1.3.1. Методы и приемы формирования словаря детей старшего
дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 23
1.3.2. Анализ программ и методических пособий ДОО с точки зрения
возможности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика уровня сформированности словаря
детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 36
2.2. Комплекс упражнений, направленных на формирование словаря
детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61


Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе его роста и развития. Речь - одна из основных линий развития. Родной язык помогает войти в мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения, что самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Речь имеет особое значение в психическом развитии детей. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Из вышесказанного следует, что определение направлений и условий развития речи у детей дошкольного возраста относятся к числу важнейших педагогических задач. В настоящее время проблема развития речи является одной из актуальных.
На каждом возрастном этапе происходит качественно новый этап освоения речи. Старшие дошкольники активно овладевают родным языком, что обусловлено их растущими потребностями. Речь включается во все виды деятельности. Для того чтобы успешно социализироваться в обществе, уметь общаться с окружающими, дошкольник должен обладать достаточно развитым словарем. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря детей старшего дошкольного возраста как одну из самых важных задач развития речи.
Формирование словаря рассматривается в современной методике как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Выражать свои мысли, не имея достаточного объема словарного запаса, практически не сможет ни один дошкольник. Педагоги отмечают, что школьники с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают грамматикой и навыком чтения, активнее в умственной работе на уроках.
Отсюда следует, что овладение словарем занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей и является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов [27].
Тема ВКР: «Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов».
Объект исследования: процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и создать комплекс упражнений, направленных на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать психологическую, педагогическую,
лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- описать психолого-педагогические основы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста;
- описать лингвистические основы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов;
- описать методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов;
- проанализировать в современных образовательных программах разделы, посвященные речевому развитию детей дошкольного возраста с целью определения возможности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов;
- произвести качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- составить задания для комплекса упражнений, направленные на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов.
В работе использовались различные методы:
- диагностика развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
- качественный и количественный анализ результатов диагностики;
- анализ литературы по проблеме исследования.
База исследования: МАДОУ детский сад «Солнышко», городской округ Верх-Нейвинский, подготовительная к школе группа в количестве 16 детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Раскрывая проблему формирования словаря детей старшего дошкольного возраста, мы убедились в актуальности данной темы. К этой проблеме обращались в своих трудах многие выдающиеся психологи, педагоги и методисты прошлого и настоящего времени.
Изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования позволили сделать вывод о необходимости систематической работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов.
Описание методов и приемов формирования словаря детей старшего дошкольного возраста позволило сделать вывод о совокупности использования разных методов и приемов в зависимости овладения словом детьми.
Анализ программ дошкольного образования и рекомендованные ими пособия свидетельствует о том, что в решении проблемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов имеются ещё не использованные возможности для пополнения словарного запаса дошкольников новыми словами.
Проделав эту работу, мы осознали необходимость провести диагностику сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов, которая показала, что словарь у детей сформирован не в полном объеме. При проведении исследования мы увидели, что многие дошкольники действительно не имеют в активном словарном запасе слова, обозначающие названия предметов, их признаки, синонимы, антонимы, многозначные слова. Несформированность словаря вызвала затруднения в выполнении заданий, предъявленных в диагностике. Дети путались в выборе и подборе синонимов, антонимов, слов с обобщающим значением и выборе лишнего слова из лексического ряда.
Исходя из всего этого, мы пришли к выводу о необходимости составления комплекса упражнений, направленного на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов.
В итоге можно утверждать, что цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста, - была достигнута.



1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2006. - 192 с.
3. Алексеева, М. М., Ушакова, О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - 2008. - С. 27-43.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
5. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников ; Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - С. 4-16.
6. Багичева, Н. В. Теоретические основы и методика филологического образования в период детства [Текст] : Учебное пособие / М. Л. Кусова, Е. И. Плотникова, С. В. Плотникова, и др. ; Урал. гос. пед. ун-т ; Науч. ред. М. Л. Кусова. - Екатеринбург, 2012. - 427 с.
7. Багичева, Н. В. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве [Текст] / Н. В. Багичева, А. С. Демышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. - 150 с.
8. Белошапкова, В. А. и др. Современный русский язык [Текст] : Учеб. для филол. спец. ун-тов / под ред. В. А. Белошапковой. - 2-е изд. испр. и доп. - М. : Высшая школа, 1989. - 800 с.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
10. Веракса, Н. Е. От рождения до школы : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 368 с.
11. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) [Текст] / В. В. Виноградов. - 3 изд. - Гос. пр. СССР, 1951. - 720 с.
12. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст]. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М. : Изд. АПН РСФСР, 1956. - 364 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М. : Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с.
14. Выготский, Л. С. Собр. соч. в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : «Педагогика», 1983. - Т.2. - 340 с.
15. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В. В. Гербова. М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 108 с.
16. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 107с.
17. Денисова, Д. Развитие речи у дошкольников. Подготовительная группа. Рабочая тетрадь [Текст] / Д. Денисова. - М.: Издательство «Мозаика- Синтез», 2011. - 16 с.
18. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
19. Звегинцев, В. А. Очерки по общему языкознанию [Электронный ресурс] / В. А. Звегинцев. - Режим доступа: http//www.studfiles.ru(дата обращения: 26.09.2017).
20. Карпова, Ю. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-7 лет [Текст] : методическое пособие / Ю. В. Карпова. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 440 с.
21. Колунова, Л. А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Колунова. - М. : МГУ, 1993. - 212 с.
22. Кольцова, М. Н. Ребенок учится говорить [Текст] / М. Н. Кольцова. - М. : Просвещение, 1974. - 218 с.
23. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. - 352 с.
24. Короткова, Э. П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 1977. - 62 с.
25. Кусова, М. Л. Материалы по подготовке к государственной итоговой аттестации [Текст] : учебное пособие / под. ред. М. Л. Кусовой ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - 159 с.
26. Кузнецова, Э. В. Лексикология современного русского языка. [Текст] : Учеб. пособие / Э. В. Кузнецова. - 2-е изд.,испр. п доп. - М. : Высшая школа, 1989. - 216 с.
27. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] // Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1974. - С. 106-134.
28. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1969. - 214 с.
29. Леушина, А. М. Развитие связной речи дошкольника [Текст] / А. М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста - М. : Академия, 1999. - С. 358-369.
30. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия ; Под ред. Е. Д. Хомской. - Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 1998. - 416 с.
31. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л. Н. Федоренко, Г. А. Фомичевой, В. К. Лотарева. - М. : Просвещение, 1984. - 240 с.
32. Немов, Р. С. Психология [Текст] : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Р. С. Немов.: В 3 кн. Гуманит. - М. : Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 608 с.
33. Обухова, Л. В. Возрастная психология. [Текст] / Л. В. Обухова. - М. : Изд. «Педагогическое общество России», 1999. - 170 с.
34. Панов, М. В. Энциклопедический словарь юного филолога [Текст] / М. В. Панов. - М. : Книга по требованию, 2013. - 360 с.
35. Поздеева, С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С. И. Поздеева // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 13-16.
36. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми [Текст] / под ред. М. И. Лисиной. - М. : Просвещение, 1985. - 67 с.
37. Отечественные лингвисты XX века (Т - Я) [Текст] : Сб. статей // РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; Редкол.: Ф. М. Березин (отв. ред.) и др. - М., 2003. - Ч. 3 (Т - Я). - 193 с.
38. Розенталь, Д. Э., Теленкова, М. А. Словарь справочник лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М. : Просвещение, 1985. - 400 с.
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 350 с.
40. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. [Текст] / О. И. Соловьева. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1966. - С. 50-51.
41. Стародубова, Н. А. Тория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. А. Стародубова. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.
42. Степанов, Ю. С. Основы общего языкознания [Текст] / Ю. С. Степанов. - М. : Просвещение, 1975. - 271 с.
43. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1972. - 164 с.
44. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] : Пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева ; под. ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1981. - 218 с.
45. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева ; Под. Ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2005. - 159 с.
46. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.
47. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 188 с.
48. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 - 288 с.
49. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
50. Ушинский К. Д. Воспитать ребенка как? [Электронный ресурс] // ООО «Издательство АСТ», 2014 Электронная версия книги подгот. - Режим доступа:www.litres.ru(дата обращения: 10.10.2017).
51. Ушинский, К. Д. Родное слово [Текст] / К. Д. Ушинский. Кн. для учащих // Собр. Соч. - М., 1948. - Т.6. С. 267-268.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - Екатеринбург, 2015. - 23 с.
53. Чупрякова, О. А. Парадигматические отношения в лексике [Текст] Конспект лекций / О. А. Чупрякова. - Казань : Каз. федер. ун-т, 2014. - 154 с.
54. Шмелев, Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики [Текст] : (На материале рус. яз.) / Д. Н. Шмелев. - М. : Наука, 1973. - 280 с.
55. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] : Краткий очерк / Д. Б. Эльконин. - М. : АПН РСФСР, 1958. - 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ