ВВЕДЕНИЕ 3
1 Конституционное закрепление идеологического многообразия в РФ 6
1.1 Анализ конституционной модели в РФ: основные черты и принципы
федерализма 6
1.2 Место идеологического многообразия в системе основ конституционного
строя РФ 20
2 Правовые основы идеологического многообразия в РФ 30
2.1 Духовные основы конституционного строя РФ 30
2.2 Принцип идеологического многообразия в Российской Федерации 44
2.3 Политические идеологии современной России 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Развитие новой российской государственности, начавшиеся в 1991 году привело к формированию Российской Федерации гражданского общества и правового государства.
Одной из системообразующих основ государства стала свободная рыночная экономика. Для обеспечения ее развития разработано антимонопольное законодательство.
Важную роль в развитии экономики и свободной конкуренции играет Федеральная антимонопольная служба ПФ.
Степень научной разработанности темы. Проблематика развития государственного управления РФ и функционирования и развития ФАС РФ, несмотря на широкое научное исследование, является в современных условиях актуальной в силу постоянного динамического развития.
Несмотря на значительную исследованность данной темы, каждый из ученых акцентируется на узких аспектах. При изучении научной базы было отмечено, что отсутствуют исследования направленные на повышение эффективности функционирования ФАС РФ в современных условиях с точки зрения системного подхода.
Все это в совокупности и определило выбор цели, задачи объекта и предмета исследования.
Были использованы труды таких авторов, как Атаманчук Г.В., Степашин С.В., Шахрай С.М., Василенко И.А., Гаман-Голутвина О.В., Иванов В.В., Куприяшин Г.Л., Оболонский А.В.
В 1993 году в Российской Федерации была принята качественно новая Конституция - основной закон государства - содержащий основополагающие начала организации государства и правового регулирования современного российского общества.
Актуальность тематики данной работы связана с тем, что социальная сфера общества традиционно является одной из проблемных равно как для России, так и для других государств.
Идеология может иметь как негативный, так и позитивный смысл. Поэтому несмотря на конституционно закрепленное идеологическое многообразие в России, необходимо пересмотреть позиции законодательства в контексте формирования основных принципов общегосударственной идеологии как основы сплоченности российского общества.
Целью работы является системный анализ конституционных основ идеологической и социальной сферы российского общества.
Объектом работы является конституционный строй РФ, а предметом - его основополагающие начала в социальной и идеологической сферах общественной жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретический аспект Конституции РФ и конституционного строя.
2. Определить сущность идеологической сферы общества.
3. Определить сущность социальной сферы общества.
4. Проанализировать конституционные основы идеологической сферы современной России.
5. Проанализировать конституционные основы социальной сферы современной России.
Теоретическую основу исследования составили научные работы и концепции исследователей по государственному управлению, социологии, статистике, политике, обществоведению, имеющие непосредственную связь с рассматриваемой проблемой.
Методической основой послужили общенаучные методы исследования, такие как системный анализ, анализ и синтез, а также современные научные методы, структурно-функциональный, нормативный, исторический подходы. В работе сочетаются как и формальные, так и содержательные подходы к анализу исследуемых процессов.
Теоретическая и практическая значимость исследования Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в деятельности государственных органов власти, формирующих и реализующих защиту конституционных основ Российской Федерации.
Структура работы. Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Подводя итог, отметим, что можно выделить ряд проблем в современном государственном управлении РФ:
1. Недостаточная разработанность нормативной и методической базы осуществления государственного управления.
2. Отсутствие четкого закрепления взаимодействия и взаимоотношений отдельных структурных элементов и подразделений, составляющих государственный аппарат.
3. Преимущественно административные методы государственного управления.
4. Погрешности в построении вертикали государственной власти.
5. Разветвленность «горизонтали» государственной власти.
6. Большое количество, старение кадров, недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих.
7. Высокий уровень коррупции.
7. Низкий уровень доверия населения к чиновникам.
Конституция РФ закрепляет существование в Российской Федерации правового государства, а, следовательно, и гражданского общества.
Идеология не только помогает конструировать большие социальные общности как объекты идеологического воздействия, она ещё помогает формироваться его субъектам. Что это за субъекты? Традиционно посредником между собственно идеологией и большой социальной группой. её разделяющей, выступает политическая партия или какое-то протопартийное движение. Конкуренция между идеологиями становится одним из средств и форма партийной борьбы, которая в зрелых демократиях составляет основное содержание политической жизни. Предполагается, что если та или иная партия приходит как власти, её идеология становится господствующей идеологией, и социальное развитие отныне должно сообразовываться с партийной картиной мира, выраженной в программах и лозунгах.
Фактически в современной России партиям дозволено вести между собой борьбу за голоса электората, но вход в политическую систему оплачивается ими принятием ряда условий, в числе которых отказ от претензий на формулирование альтернативных образов будущего, которые могли бы возникнуть при последовательном развитии идеологий наших парламентских партий. Допустимо только предлагать корректировки отдельных политических мер в соответствии со своими принципами и ценностями. А в главном парламентская оппозиция придерживается государственного курса - поддерживает президента, участвует в «патриотическом консенсусе» и др.
Таким образом, очевидно становится наличие некой концептуальной рамки, внутри которой функционируют классические партии.
Значительная фрагментарность современных обществ и наличие в них разнородных интересов вынуждают государства, желающие достичь социального консенсуса , препятствовать амбиции идеологий на тотальное господство. Во многих демократиях система выстроена таким образом, что конструирование идеологиями политического субъекта для наращивания системного влияния на общество абсорбируется и гасится традиционными институтами государственного управления.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС Гарант Плюс
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственно власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999. - № 42. - ст. 5005.
3. Андреева Л.А., Андреева Л.К. Общественно-политическая роль РЦП в восприятии студенчества // Социологические исследование. - 2013. - № 10. - С.115-119.
4. Атаманчук Г.В., Степаншин С.В., Шахрай С.М. Государство,
государственное управление, государственный аудит в Российской Федерации: сущность явлений и механизмы их реализации. М.:
КнигоГрад,2012. 584с.
5. Амиров М.Г., Магамедова З..Ш. Принцип разделения властей в контексте совершенствования механизмов осуществления государственной власти в Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2013. № 4. С. 18 - 21.
6. Бизнес и власть в России: формирование благоприятного
инвестиционного и предпринимательского климата / под ред. А.Н. Шохина - М.: ИД ВШЭ, 2015. - 464 с.
7. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление:
Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрлайт, 2015. - 494 с.
8. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление:
Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрлайт, 2016. - 494 с.
9. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрлайт, 2013. - 495 с.
10. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 с.
11. Всемирная энциклопедия: Философия. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
12. Гаман-Голутвина О.В. Мировой опыт реформирования систем государственного управления // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 1870194.
13. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрлайт, 2016. - 238 с.
14. Государственное управление в современной России: курс лекций Иванов Н.Б. Государственное управление в современной России: курс лекций.
- М.: МГИМО-Университет, 2014. - 166 с.
15. Гаджиев К.С. Метаморфозы идеологии в век информатики: монография. - М.: Университетская книга, 2016 - 456 с.
16. Гаман-Голутвина О.В. Политический класс в современном обществе.
- М.: РОССПЭН, 2012.
17. Зубок Ю.А. Традиционное и современное в социально-политической идентификации молодежи // Власть. - 2014. - № 11. - С. 39-43.
18. Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 с.
19. Изергина Н.И. Проблемы становления демократии и развития среднего класса в России // Регионология. 2009, № 1. С. 167-175.
20. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Современная российская политика: учебное пособие. Для бакалавров. Спб.: Питер, 2012. 448 с.
21. Каргина И.Г. Ключевые тренды в изучении современных проявлений религиозности // Социологические исследования. - 2013. - № 6. - С. 108-115.
22. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2009. Электронный ресурс. Справочно¬
информационная система ГАРАНТ ПЛЮС. URL: http://garant.ru/. Дата обращения 30.03.2018.
23. Кравченко С.А. Проблема новых уязвимостей российского общества // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 282-290.
24. Куприяшин Г.Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы. М.: МГУ, 2012.312 с.
25. Куприяшин Г.Л., Соловьев А.И. Теория и механизмы современного государственного управления: уч. Пособие. М.: МГУ, 2013. 642 с.
26. Куприяшин Г.Л. Государственное управление посредством институционных изменений // Сборник Политика. Государство. Управление: Сборник статей / Сост. А.И. Соловьев, Г.В. Пушкарева. - ИД КДУ Москва.
27. Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 624 с.
28. Логинов А.В. Основные положения и особенности применения политической циклистики и систематики в процессе политического анализа // Социально-политические науки. 2013. № 1. С. 115-118.
29. Логинов А.В. Особенности применения теории политического цикла к анализу процесса развития политической идеологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 8 (14). Ч. IV. С. 122-126.
30. Логинов А.В. Политический режим: исследование с позиций политической циклистики и систематики // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробации результатов исследований: сб. мат. III Межд. Науч.- практ. Конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2013.С. 98-109.
31. Логинов А.В., Маслов А.А. Политическая идеология как
подсистемный институт: анализ с позицией теории политического цикла и системной организации типа // Гуманитарий: актуальные проблемы
гуманитарной науки и образования. 2013. № 3 (23). С. 104-111.
32. Логинов А.В., Шестов Н.И. Применение концепции политического цикла с использованием синергетического подхода // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13. Вып. 2. С. 43-49.
33. Манхейм К. очерки социология знания: Проблема поколений - состязательность - экономические амбиции. - М.: ИНИОН РАН, 200. - 163 с.
34. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России: учебник. - М.: Ютини-Дана, 2012. - 607 с.
35. Миронов, А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 135 с.
36. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 с.
37. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 с.
38. Научный макет новой Конституции России [Электронный ресурс] // Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина). URL: http://rusrand. ru/dev/nauchnyj -maket-novoj -konsttitutsii-rossii
39. Никонов, В.А. Государственное управление имеет значение: Открытая лекция проф. В.А. Никонова для студентов факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова 3 сентября 2012 года / В.А. Никонов. - М.: МГУ, 2012. - 88 c.
40. Оболонский А.В. На пути к новой модели бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 67 - 77.
41. Охотский Е.В. Теория и современные механизмы государственного управления : учебно-методический комплекс. М.: ЮРЛАЙТ, 2013. 701 с.
42. Перестройка [Электронный ресурс]. URL: http://www.center-
yf ru/data/stat/Perestroika. php
43. Путин В.В. Россия сосредотачивается. Ориентиры: сб. статей. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. 128 с.
44. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.» НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с.
45. Савельева М.В. Принцип разделения властей - один из основных принципов в конституции РФ // Личность, общество, право: проблема ценностей и приоритетов: Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. Магнитогорск, 2012. С. 248 - 251.
46. Самойлов В.Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 271 с.
47. Самойлов В.Д. Государственно управление регулирование. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 311 с.
48. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 336 с.
49. Соловьев А.И. Политиология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2001. - 559 с.
50. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753). - URL: http: //www. serf. gov. ru/documents/16/130. html
51. Тихомиров С.В. государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / С.В. Тихомиров. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 320 с.
52. Тощенко Ж.Т. Охлократия: сущность и современные особенности // Философские науки. 2011. - № 5. - С. 30 - 31.
53. Ушаков В. Советская элита [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. ushakov.org/arsh/00000563. html
54. Шахрай С.М. О конституции: основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 919 с.
55. Эриашвили Н.Д. Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление» / Н.Д. Эриашвили, Л.В. Щербачева, А.Л. Миронов; Под ред., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 287 с.
56. Экономическая политология: Отношения бизнеса с государством и обществом / отв. Ред. А.Д. Богатуров. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 240 с.
57. Avril P. Essais sur les partis politiques., Текст. / P.Avril P., 1990.
58. Bielasiak J. Substance and Process., 1997. P. 38.
59. Colliard C. Libertes publiques. P. 1982. - P. 750.
60. Debbash Ch., Pontier J. - M. Introduction a la politique. P. 1982. - P.
61. Geertz C. Ideology as cultural system / the Interpretation of Culrures: selected Essays. N.Y., 1973. P. 5.
62. Kelsen. Worn wesen und wert der Demokratie. Tubingen, 1956, bd., - S. 168
63. Loewenstein K. Verfassunglehre. Tubingen, 1959. S. 390.
64. Newmann S. Ed. Modern Political Parties. - N.Y., 1989. - P. 396.
65. the role of the Constitution in a Changing Society. Oslo, 1990.