Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних

Работа №132050

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

административное право

Объем работы74
Год сдачи2024
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Период изготовления: февраль 2024 года.
Предмет: Административное право.
ВУЗ: неизвестно.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ПРАВ 8
1.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты прав: становление и развитие 8
1.2. Основные цели, задачи и принципы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защиты прав 19
1.3. Правовые основы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защиты прав 27
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КДН И ЗП 35
2.1 Основные положения об административных правонарушениях несовершеннолетних 35
2.2 Практика возложения юридической ответственности на деятельности комиссию по делам несовершеннолетних и защиты прав: проблемы и пути преодоления 46
2.3 Назначение административного наказания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

Актуальность темы научного исследования. Всем известна знаменитая поговорка: «Закон для несовершеннолетних, играет второстепенную роль». Многие учёные с определенным скептицизмом рассматривают этот институт как принижающий административную ответственность, на которое оказывают сильное влияние скорее социальные, чем юридические факты.
В современное время взгляды на привлечение к административной ответственности несовершеннолетних претерпевают значительное изменение с целью гуманизации ответственности и наказания к несовершеннолетним.
В соответствии с данными обстоятельствами, был принят ряд ограничительных международных актов в отношении ответственности несовершеннолетних, которые, в свою очередь, повлияли на эволюцию национальных правовых систем. Так была принята Международная конвенции о правах детей .
В Пекине, 12-19 сентября 2004 г., этой теме посвящен один из вопросов Конгресса. В связи с данными обстоятельствами государством определён и особый орган по рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии с действующим законодательством комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наделены определенными полномочиями в сфере административного процесса. Так, они имеют право возбуждать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о невыполнении родителями их родительских прав или о пренебрежении ими родительскими обязанностями.
При этом в настоящее время административный процесс стал не менее серьезным, чем уголовный. На всех этапах и стадиях административного производства, от возбуждения дела об административном правонарушении и до исполнения постановлений о назначении административного наказания или прекращения производства, значительно возросли объем и сложность процессуальных действий, совершение которых требует от должностных лиц, занимающихся правоприменительной деятельностью, знания норм не только административного права, но и других его отраслей.
Очевидно, что в ходе рассмотрения дел первостепенное значение имеет изучение личности несовершеннолетнего, причин и условий совершения им противоправных деяний.
В деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в настоящее время возникло немало проблем, требующих их скорейшего и полного решения. Во-первых, значительно устарела нормативно-правовая база, регулирующая их деятельность.
В настоящее время довольно большая часть нормативно-правовых актов не приведена в соответствие с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Во-вторых, процесс реформирования государственного механизма публичной власти, выразившийся в утверждении самостоятельности муниципальных образований и не сопровождаемый внесением соответствующих изменений в законодательстве о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, спровоцировал неоднозначное толкование правовой природы и функционального предназначения рассматриваемых органов.
В-третьих, не располагая объективно возможностями по реализации задач, стоящих перед ними, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ненадлежаще осуществляют функции по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, что отрицательным образом сказывается на работе всех субъектов профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
В-четвертых, в связи со становлением в России ювенальной юстиции, создание которой в настоящее время обсуждается на законодательном уровне, существует неопределенность в вопросе о роли и месте комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав среди субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В связи с вышесказанным, определение правовых и организационных основ деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, установление их места в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав являются насущной потребностью правоохранительной практики, а актуальность темы диссертационного исследования обусловлена задачей выработки научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию административно-правового статуса указанных комиссий.
Таким образом, актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена потребностями правоохранительной практики в научно-обоснованных рекомендациях по совершенствованию административно-правового статуса указанных комиссий.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних при органах местного самоуправления.
Предметом исследования являются нормы законодательства регулирующие особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних, доктрина и правоприменительная практика.
Степень научной разработанности и теоретическая основа исследования.
В сфере административно-правовой специфики государственного реагирования на правонарушения несовершеннолетних стала предметом исследования в работах Ю.Б. Котова, Э.И. Абдуллаева, А.П. Клюшниченко, М.В. Кустовой, З.П. Морозовой, B.C. Прониной, П.М. Рабиновича, ЭЛ. Стумбиной, С.А. Сысоева, В.В. Устиновой, Я.Н. Шевченко и др.
Криминологические и уголовно-правовые аспекты освещаются в трудах В.Д. Ермакова, В.М. Кормщикова, Н.И. Крюковой, Г.М. Миньковского, А.А. Примаченка, А.М. Прозументова и др.
Теоретическую основу исследования составили труды российских учёных в области административного права и административной ответственности С.Л. Банщиковой, Я.В. Васильевой, Е.В. Грибанова, А.Н. Дерюга, П.С. Долгополова, С.М. Зырянова, Е.В. Ильговой, А.Н. Кривоносова, Н.И. Крюковой, Н.В. Спесивова, О.Ю. Таибовой и др.
Целью диссертационной работы является анализ особенностей рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить комиссию по делам несовершеннолетних и защиты прав: становление и развитие
2. Рассмотреть основные цели, задачи и принципы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защиты прав
3. Определить правовые основы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защиты прав
4. Выявить основные положения об административных правонарушениях несовершеннолетних
5. Проанализировать практику возложения юридической ответственности на деятельности комиссию по делам несовершеннолетних и защиты прав: проблемы и пути преодоления
6. Описать назначение административного наказания
Методологическую базу исследования составляет совокупность научных приемов и методов исследования явлений и процессов, включая общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции, а также частно-научные методы, характерные для юридической науки: сравнительно-правовой и лингвистический методы. В исследовании используются также различные способы толкования правовых норм: грамматический, логический и систематический.
Такой подход к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних продиктован и необходимостью выполнения требований международного права – Конвенции ООН по правам ребенка и «Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (далее по тексту Пекинские правила)».
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты регулирующие деятельность несовершеннолетних, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другие федеральные законы и нормативные правовые акты федерального, регионального и местного уровня, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Эмпирическая базу исследования составляют решения Конституционного Суда РФ, судебные акты Верховного суда РФ, судебная практика судов общей юрисдикции и правоприменительных органов.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами диссертационного исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В связи с необходимостью улучшения правового регулирования и систематизации норм об административной ответственности несовершеннолетних, предлагается разделить эти нормы на две части в соответствующих документах.
Первая часть относится к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и предусматривает введение отдельного раздела, посвященного административной ответственности несовершеннолетних. В этом разделе будут описаны порядок и особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Таким образом, все нормы, регулирующие административную ответственность несовершеннолетних, будут собраны в одной части КоАП РФ, что облегчит понимание и использование этих норм.
Вторая часть может быть отведена для специального законодательства или регламента, в которых будет определен порядок применения юридической ответственности к несовершеннолетним. Эта часть будет содержать детальное описание механизма применения мер по административной ответственности к несовершеннолетним. Такое разделение позволит более точно и подробно регламентировать процедуры и меры, которые применяются в отношении несовершеннолетних на уровне специализированного законодательства или регламента.
Такие меры позволят повысить эффективность административного регулирования и обеспечить более точное применение мер административной ответственности в отношении несовершеннолетних.
Данные рекомендации позволят решить теоретические и практические проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Это позволит увеличить уровень защиты прав несовершеннолетних в рамках административного разбирательства и создаст предпосылки для борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.
Проведенный анализ административно-правовых норм, касающихся ответственности несовершеннолетних, указывает на необходимость усовершенствования действующего административного законодательства по следующим направлениям:
1. Разработка и включение отдельной главы в Кодекс об административных правонарушениях РФ организации административной ответственности несовершеннолетних. В этой главе следует определить понятие административной ответственности несовершеннолетних, предусмотреть специфические меры наказания для них, такие как краткосрочный домашний арест, арест на несколько часов с отбыванием в помещении органа внутренних дел, а также уделить внимание вопросу потерпевшего несовершеннолетнего и определить особенности привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности.
2. Определение видов административных наказаний и порядка их применения, учета обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также процедур освобождения от административной ответственности.
3. Четкое правовое регулирование вопросов взаимодействия различных служб и подразделений полиции, осуществляющих профилактическую деятельность. Необходимо усилить взаимодействие различных служб и подразделений полиции, а также придать профилактическим мероприятиям более эффективный, практичный характер, что повысит их профилактический потенциал в целом.
4. Проработка комплекса мер воздействия принудительно-воспитательного характера с последующим включением их в КоАП РФ. Эти меры должны быть направлены, прежде всего, на исправление несовершеннолетних правонарушителей.
5. возложению ответственности за результаты воспитания несовершеннолетних на родителей и иных воспитателей (педагогов, социальных работников и других). Вмешательство полиции в этот процесс должно осуществляться, как правило, через этих лиц, с их согласия либо по инициативе органов опеки и попечительства и комиссий по делам несовершеннолетних. КоАП РФ сегодня в недостаточной степени регулирует данные вопросы.
Упомянутые направления усовершенствования законодательства позволят более эффективно регулировать административную ответственность несовершеннолетних и содействовать их воспитанию и социальной адаптации.
Изучение практики привлечения несовершеннолетних к административной ответственности показывает, что возможность привлечения несовершеннолетних к ответственности за правонарушение имеет место в случае наличия всех компонентов его совершения, подтвержденных административными материалами, а также при наличии достоверной и объективной информации.
Считается целесообразным изменить возраст, с которого начинается административная ответственность, путем снижения возраста привлечения к данной ответственности до 14 лет по наиболее актуальным социальным проблемам. Несовершеннолетние в возрасте 14 лет уже способны полностью осознавать правовые и социальные последствия своих действий, поэтому основное внимание следует уделить предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и борьбе с отрицанием правового порядка в их среде.
Статья 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает административную ответственность для родителей или законных представителей несовершеннолетнего за его появление в общественном месте в состоянии опьянения или за употребление им алкоголя, психотропных веществ или наркотиков до 16 лет, должна быть исключена. Это связано с тем, что она определяет виновность деяния родителя или законного представителя несовершеннолетнего как критерий для привлечения их к административной ответственности. В настоящее время виновность родителей или законных представителей несовершеннолетних устанавливается законодателем независимо от их действий при наличии указанного правонарушения, несмотря на то, что они сами не совершали никаких правонарушений. Однако в соответствии с законом они признаются виновными, когда их ребенок появляется в общественных местах в состоянии опьянения.
Таким образом, целесообразно привлекать к административной ответственности только тех лиц, которые признаны виновными в совершении правонарушения соответствующим органом и действительно совершили его. Личность и возраст ребенка должны служить самостоятельным основанием для применения мер административного наказания (см. п. 2 ст. 2.3 и ст. 4.1 Кодекса об административных правонарушениях).



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета. 1993. 25 дек
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
5. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета. № 100. 05.06.2002.
6. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 (ред. от 10.02.2020) "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" // Собрание законодательства РФ. 11.11.2013. № 45. ст. 5829.
7. Постановление Правительства РФ от 15.10.2003 N 627 (ред. от 26.11.2013) "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц" // Российская газета. № 211. 21.10.2003.
8. Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 (ред. от 31.12.2018) "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 N 31238) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 11, 17.03.2014
9. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
10. Александров Р.А., Горленко В.А., Кондрат И.Н., Третьяков И.Л. Россия на рубеже XX-XXI веков: реформа судебной системы // Мир политики и социологии. – 2022. – № 1. – С. 97-101.
11. Антонов И.А., Горленко В.А., Михайлов Н.Н., Третьяков И.Л. Судебно-правовая реформа в Российской Федерации: итоги, состояние, перспективы: Научное издание / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Фонд «Университет», 2021. – 192 с.
12. Банщикова С.Л. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. № 3 (19). 2021. С. 107-110.
13. Банщикова С.Л., Агеева А.В. Некоторые особенности обжалования, опротестования и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях родителей несовершеннолетних (лиц, их заменяющих) // Современное право. 2019. № 4. С. 133-137.
14. Беженцев А.А. Административная ответственность несовершеннолетних: проблемы интерпретации и применения // Вопросы ювенальной юстиции. 2022. № 1. С. 23 - 24.
15. Беляева Л.И. Ювенальная юстиция: история и современность // Преподавание ювенального права и ювенальной юстиции в российских вузах: Материалы семинара. М., 2020. 340 с
16. Государственный контроль за миграционными процессами: Учебное пособие. С.А. Акимова, С.Н. Байжуминов, Н.Г. Максименко, Н.А. Нигметов, Т.А. Прудникова / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Фонд «Университет», 2022. – 143 с.
17. Долгова А. О. Административная ответственность родителей и лиц, их замещающих, за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2019. 188 с.
18. Законодательство Екатерины II. М., 2020. Т. 1. 650 с.
19. Захарцев С.И. Некоторые проблемы теории и философии права: Монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – М., 2021.
20. Захарцев С.И. Тезисно о современном состоянии борьбы с наркотиками // Наркоконтроль. – 2019. – № 4. – С. 34-37.
21. Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю. К вопросу о регламентации оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина // Российский следователь. – 2020. – № 5. – С. 31.
22. Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2020. № 4. С. 31.
23. Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2021. № 4. С. 31.
24. Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. 2019. № 5. С. 19-25.
25. Карнозова Л.М. Пути формирования в России дружественного к ребенку правосудия: кодификация законодательства и социально-педагогическая инфраструктура // Труды Института государства и права РАН. № 4. 2021. С. 150-172.
26. Козлов Ю.М. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. М. 2022. С. 130 - 131.
27. Колокольцев В. А.. Телеграмма, направленная от 31 мая 2022 года в территориальные органы МВД в связи с поздравлением Дня подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [Электронный ресурс]. - URL:http://72. mvd. ru /news/(дата образования: 12.01.2024)
28. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. 2023. № 7. С. 92 – 93.
29. Мазурин С.Ф. Административные правонарушения несовершеннолетних на транспорте: состояние, тенденции и предупреждение органами внутренних дел: Автореф. дис канд. юрид. наук. СПб., 2019. С. 18 - 19.
30. Морковская К.С. Социально ориентированные меры принудительного исполнения // Конституционные основы гражданского судопроизводства: история, современное состояние и пути совершенствования: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Саратов, 2020. С. 28-30.
31. Морозова Л.А., Сальников В.П., Федоров А.Б. Права человека и статус правоохранительных органов (материалы симпозиума в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России) // Государство и право. – 1994. – № 11.
32. Николаева Л.А., Сальников В.П., Соловьева А.К. Административное судопроизводство: проблемы теории и практики разрешения публично-правовых споров / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Фонд «Университет», 20ц2. – 176 с. – (Серия: «Безопасность человека и общества»).
33. Обыденов В.В. К вопросу о содержании обстоятельств, смягчающих административную ответственность и их соотношение с обстоятельствами, связанными с освобождением от административной ответственности // Административное и муниципальное право. 2023. N 10. С. 965 - 975.
34. Право и общество: от конфликта к консенсусу: Монография / Честнов И.Л. и др.; под ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. – СПб., 2020. – 480 с.
35. Пронина В.С., Столбов Б.А. Положение о комиссиях по делам о несовершеннолетних: Комментарий. М., 1988. 270 с.
36. Салищева Н.Г. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный). 6-е изд., перераб. и доп. М., 2019. С. 632.
37. Сальников В.П. Конституция Российской Федерации как фундамент построения правового государства // Юридический мир. – 2020. – № 9. – С. 48 – 51.
38. Сальников В.П. Право и свободы в качественной иерархии ценностей личности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2021. – № 9. – С. 6-15.
39. Сальников В.П. Правовая культура как фактор стабилизации современного российского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. – 2021. – № 1. – С.187-189.
40. Студеникина М.С. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях: виды, критерии определения подведомственности // Административное право и процесс. 2020. № 6. С. 45.
41. Таибова О.Ю. Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и перспективы развития // Lex russica. 2020. № 1. С. 59 - 66.
42. Фельдштейн Г.С. Лекции по уголовному судопроизводству. М., 1915. С370 с.
43. Хорьков В.Н., Волчецкая Т.С., Лонская С.В., Казакова Г.В. Защита прав и ответственность несовершеннолетних: современные проблемы. Монография. Калининград, 2020. 284 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ