Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание эмоционально-творческой культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной игры-сказки

Работа №106431

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольное образование

Объем работы134
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы воспитания эмоционально-творческой культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной игры-сказки 13
1.1. Сущностная характеристика эмоционально-творческой культуры детей дошкольного возраста 13
1.2. Психологические механизмы и возрастные аспекты воспитания эмоционально-творческой культуры дошкольников 23
1.3. Педагогические условия воспитания эмоционально-творческой культуры у детей дошкольного возраста средствами музыкальной игры- сказки 34
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по реализации содержания и условий воспитания эмоционально-творческой культуры у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной игры- сказки 49
2.1. Изучение уровня эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста 49
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по воспитанию эмоционально-творческой культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной игры-сказки 70
2.3. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности условий и содержания воспитания эмоционально-творческой культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной игры-сказки 87
Выводы по второй главе 113
Заключение 115
Список используемой литературы 117
Приложение 128

Проблема воспитания эмоционально-творческой культуры личности является одной из актуальной в современной теории и практики воспитания детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (2013) говорится о необходимости воспитания самостоятельной, инициативной творческой личности ребенка, овладевшей основами культуры и способной активно воспринимать и понимать искусство.
В теории вопрос о творческом развитии ребенка дошкольного возраста средствами игры, сказки, искусства связывается с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина).
Музыкальное искусство способно изменять индивидуальное сознание человека, оно может выступать источником активной творческой деятельности, стимулятором выражения собственных впечатлений, все это способствует развитию индивидуального творчества в различных видах музыкально-художественной деятельности (вокализациях и сочинительстве мелодии на инструментах, в движениях, пластике тела).
В трудах современных исследователей указывается на то, что в процессе восприятия и активного осмысления содержания художественных образов искусства ребенок может усваивать и познавать окружающий его мир природы, человеческих отношений, нравственных норм и правил, духовные ценности, доступные возрастному развитию в дошкольном детстве. Но, прежде всего, общение с искусством раскрывает для ребенка и смысл творчества и художественное видение мира. Следовательно, приоритетной линией художественно-эстетического и музыкального развития в дошкольном возрасте является развитие эстетических эмоций и творческой направленности личности ребенка.
В дошкольном возрасте наиболее благоприятна атмосфера для творческих проявлений в музыкально-игровой деятельности. Это связано с тем, что в период дошкольного детства развивающийся организм сенситивен к звуковым характеристикам объектов окружающего мира, эмоционально откликается на музыкальные образы, легко их трансформирует в игровые сюжеты и ситуации.
Музыка оказывает влияние на развитие всей эмоциональной сферы детей, повышает восприимчивость органов чувств к воздействиям, что побуждает ребенка к творческим действиям, которые принимают форму ориентировочных музыкально-ритмических движений, игрового характера, и отличаются, как писал Н.Н. Поддъяков,«собственной логикой, побуждаются внутренними противоречиями и их разрешениями».
Степень разработанности проблемы исследования.
Проявления эмоциональной культуры в формировании подрастающей личности рассматривается в работах психологов и педагогов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелковой, П.М. Якобсон.
В трудах Д.Б. Богоявленской, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Г. Ражникова, Б.М. Теплова констатируется тот факт, что эмоциональные компоненты являются важными показателями творческой личности, у которой ярко проявляются эмоции и эстетические переживания.
Развитие эстетических эмоций в творческой деятельности в дошкольном возрасте происходит наиболее активно. При этом лишь в активной эстетической деятельности появляется возможность формирования интереса ребенка к творчеству (Л.С. Выготский). Именно на раннее вовлечение детей в творческую деятельность указывал Б.М. Теплов, ученый отмечал важность этого вовлечения и для художественного, и для общего развития ребенка.
А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, изучая природу музыкального восприятия детей дошкольного возраста, отмечали игровой характер этого процесса. Авторы исследования указывают, что музыкально-игровая деятельность более всего соответствует эмоциональной природе восприятия дошкольников и способствует эмоционально-творческому развитию детей.
В теории воспитания детей дошкольного возраста актуальными являются исследования, которые базируются не на одном каком-либо виде искусства, а на взаимосвязи их. Б.П. Юсов, разрабатывая теорию синтеза искусств, считал, что психика ребенка-дошкольника носит полихудожественный характер. Дошкольный период детства синкретичный для восприятия произведений разных видов искусств. Именно в этот период дети активно проявляют себя в творческой деятельности.
В научно-методической литературе, а также в образовательных программах дошкольного образования даются характеристики разнообразных видов образовательной деятельности, которая строится на взаимосвязи музыки и литературы (В.И. Логинова, О.Н. Самкова), литературы, театра, музыки, изобразительного искусства (Т.С. Комарова), изобразительного искусства, музыки и литературы (A.B. Шестакова).
Исследователи, рассматривающие интеграцию искусств в творческой художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста, углубленно изучают процессы развития музыкально-творческих способностей, коммуникативных навыков, творчества в изобразительной деятельности и связывают в целом эмоционально-творческое развитие ребёнка с формированием художественной картины мира.
Развитие ребёнка дошкольного возраста средствами музыкальной игры-сказки и генезис развития музыкально-игровой деятельности исследуется в работахЕ.В. Бояковой, И.Г. Галянд, И.В. Груздовой, Л.Н. Комиссаровой, О.П. Радыновой, С.А. Фадеевой, Л.В. Школяр и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме музыкального развития детей дает основание говорить о значимости вопроса изучения эмоционально-творческого развития дошкольников и малой разработанности механизмов эмоционально-творческого развития детей средствами игровой деятельности, а также педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культуры у старших дошкольников в образовательном процессе детского сада.
Современное музыкальное образование, ориентированное на реализацию ФГОС ДО (2013), исключает только репродуктивное восприятие музыкальных произведений и требует знакомства детей с искусством в активной творческой деятельности. Наиболее эффективным средством вы ступает музыкально-игровая деятельность, как деятельность, связанная с интерпретацией и творческим осмыслением детьми художественного содержания музыкальных произведений. Музыкальная игра-сказка, как форма организации музыкально-эстетической деятельности дошкольников, опредмечивает результаты восприятия музыкальных образов, создает возможность творческого осмысления музыкального произведения (средства музыкальной выразительности, музыкальная фраза, мелодия и др.). Музыкальная игра является эстетически организованной средой для проявления индивидуальности каждого ребёнка, независимо от его способностей и дарования. Педагогическая значимость игровой деятельности заключается в том, что детская фантазия и художественное содержание, порождаемое этой деятельностью, в дальнейшем становится потребностью ребёнка в эмоционально-творческом выражении не только в музыкальной, но и в других видах деятельности.
Актуальность исследования проблемы воспитания эмоционально-творческой культуры детей дошкольного возраста возможно объяснить связью этого качества с такими характеристиками, как самостоятельность, инициативность, творчество ребёнка, что является целевыми ориентирами современного дошкольного образования.
Однако условия и содержание процесса воспитания эмоционально-творческой культуры ребёнка дошкольного возраста средствами музыкальной игры-сказки представляют недостаточно разработанную область научно-теоретических и методических знаний об организации процесса музыкального образования детей.
Выявленные недостатки объясняются наличием противоречий между:
• приоритетной задачей воспитания эмоционально-творческой культуры детей в системе дошкольного образования и отсутствием разработанных способови путей решения этой задачи;
• потенциальными возможностями эмоционально-творческого развития детей и преобладанием репродуктивных методов построения дошкольного музыкального образования.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования: каковы педагогические условия воспитания эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной игры-сказки.
Актуальность проблемы исследования обусловили выбор темы магистерской диссертации: «Воспитание эмоционально-творческой культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной игры- сказки».
Цель исследования: разработать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий при организации процесса воспитания эмоционально-творческой культуры средствами музыкальной игры-сказки.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания эмоционально-творческой культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной игры-сказки.
Гипотеза: воспитание эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в музыкальной игре-сказке будет осуществляться наиболее эффективно, если:
• обогащать опыт восприятия произведений музыкального и других видов искусства на основе развития эмоциональной отзывчивости на музыку и мотивации к творческой музыкально-игровой деятельности;
• расширять эмоциональный опыт восприятия художественного содержания произведений искусства в разнообразных видах музыкально - игрового творчества;
• стимулировать музыкально-игровую импровизацию детей средствами игровых образов сюжетов сказки и созданием эстетической музыкально-игровой среды.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблемам эмоционально-творческой культуры дошкольников.
2. Выявить уровни проявления эмоционально-творческой культуры детей дошкольного возраста.
3. Разработать содержание и выделить эффективные условия воспитания эмоционально-творческой культуры у детей средствами музыкально-игровой деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культуры детей дошкольного возраста в процессе музыкальной игры-сказки.
Методологическую основу исследования составили труды по изучению теории личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский). Положения современной культурологии о развитии человека в культуре (М.С. Каган), исследования природы детского творчества и его специфики (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, О.П. Радынова), учения об эмоциях и культуре чувств (П.В. Симонов, Б.И. Додонов, В.К. Вилюнас).
Теории, раскрывающие роль искусства в формировании эстетических качеств личности человека (Б.В. Асафьев, М.С. Каган, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов и др.).
Исследования об особенностях и закономерностях развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и др.).
Теории и генезис детской игры (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Концепции музыкального и художественного воспитания личности средствами искусства (Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, О.П. Радынова, Л.В. Школяр и др.). Положения об активной роли искусства в становлении эмоционально-чувственной сферы личности дошкольника (А.В. Запорожец, Л.П. Печко, Б.М. Теплов,Р.М. Чумичева, Б.П. Юсов).
Достижение цели и решение задач исследования, а также проверка гипотезыобусловливаются следующимиметодами: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Научное исследование было организовано в три этапа.
На первом этапе (2017 г.) обозначена актуальность темы диссертации, проводился анализ литературы, подготовлены научно-методические материалы для проведения опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2017-2018 г.г.) содержательно реализован педагогический эксперимент. Сконструирован комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня воспитанности эмоционально-творческой культуры дошкольников. Разработана и внедрена экспериментальная методика воспитания эмоционально-творческой культуры старшего детей дошкольного в процессе игры-сказки.
На третьем этапе (2018-2019г.г.) был проведен последовательный анализ результатов, обобщены и оформлены результаты педагогического эксперимента, сформулированы выводы по исследованию.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• уточнено определение понятия «эмоционально-творческая культуры личности детей дошкольного возраста» как интегративного качества детей, которое включает взаимовлияние двух процессов: эмоционального и творческого, в своем развитии предполагает движение от эмоций к эстетическим чувствам, от ориентировочного рефлекса к поисковой творческой деятельности;
• выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешное воспитание эмоционально-творческой культуры дошкольников в процессе игры-сказки на освоение освоения ценностей искусства;
• определены критерии и показатели воспитанности эмоционально-творческой культуры детей дошкольного возраста: эмоциональный (эмоциональная отзывчивость на музыку), аксиологический (предпочтения высокохудожественных произведений), когнитивный (музыкальное мышление), деятельностный (мотивация к игровому творчеству, освоение средств вербальной и невербальной коммуникации).
Теоретическая значимость исследования заключена в конкретизации определения «эмоционально-творческая культуры личности детей дошкольного возраста», обосновании возможностей и необходимости воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников, в обосновании комплекса педагогических условий и этапов воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в процессе музыкальной игры-сказки.
Практическая значимость исследования заключается в реализации педагогических условий, которые повлияли на повышение качества процесса воспитания эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в музыкальной игре-сказке.
Разработанные игровые занятия с поэтапным применением методов и приемов воспитания компонентов музыкально-эстетической культуры, логика поэтапного руководства музыкальной игрой-сказкой, предложенная методика, основанная на эстетизации среды могут служить основанием для внесения корректив в современный воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Разработанное содержание воспитания эмоционально-творческой культуры детей и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждения обладают высокой степенью универсальности, могут использоваться на других занятиях художественно-эстетического области развития детей дошкольного возраста. Обобщенные данные результатов проведенного исследования могут использоваться в процессе обучения студентов в вузе и в программах повышения квалификации педагогических кадров.
Положения, выносимые на защиту:
1. Структура эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста включает содержательные компоненты:
• эмоциональный (эмоциональная отзывчивость на музыку);
• интеллектуальный (музыкальное мышление);
• аксиологический (предпочтения высокохудожественных произведений);
• деятельностный (мотивация к игровому творчеству, освоение средств вербальной и невербальной коммуникации).
2. Результативность воспитания эмоционально-творческой культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной игры-сказки обеспечивается комплексом педагогических условий, в который входят:
• обогащение эмоционального опыта детей на основе освоения многообразия чувственных переживаний сюжетов сказок и эмоциональной отзывчивости на музыку;
• создания системы образных игровых ситуаций, способствующих творческому самовыражению ребенка;
• построение развивающей эстетической среды на принципах эмоциогенности и открытости, учете индивидуальных особенностей детей.
3. Музыкальная игра-сказка как форма музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста обладает потенциалом в воспитании эмоционально-творческой культуры старших дошкольников и смещать педагогические акценты с заучивания музыкального репертуара на творческое освоение содержания музыкальных и литературных образов сказки, вариативно отражать содержание музыкального произведения в разных видах музыкального творчества (сочинительство мелодий, движений, ритмопластических этюдов);
• моделирования элементов музыкального языка, включающего последовательное ознакомление с моделями различных видов: предметными, плоскостными, знаковыми, двигательными.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 148 наименований литературы, содержит 10 таблиц, 3 рисунка, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение проблемы исследования показало, что воспитание эмоционально-творческой культуры старших дошкольников в процессе музыкальной игры-сказки является насущной необходимостью современной педагогической теории и практики, так как понятие «эмоционально- творческая культура» не имело четкого теоретического обоснования, условия и содержание воспитания данного качества у детей дошкольного возраста не были четко сформулированы в научно-методических работах ученых.
Воспитание эмоционально-творческой культуры в дошкольном возрасте актуально, так как именно в этот период закладывается базис личностной культуры ребенка.
Теоретический анализ философской, культурологической, психологической, музыкально-педагогической и педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что основные содержательные характеристики формирования культуры личности - это творческая активность и эмоциональная культура, которые неразрывно связаны со всеми формами мыслительной деятельности и образуют синтетическое единство «эмоционально-творческую культуру личности».
Проведенный в исследовании теоретический анализ состояния проблемы воспитания у детей эмоционально-творческой культуры и опытно-экспериментальная работа позволили определить структуру и содержание эмоционально-творческой культуры детей дошкольного возраста, ее возрастные характеристики.
Под эмоционально-творческой культурой понимается интегративное качество детей старшего дошкольного возраста, которое включает взаимовлияние двух процессов: эмоционального и творческого, в своем развитии предполагает движение от эмоций к эстетическим чувствам, от ориентировочного рефлекса к поисковой творческой деятельности. На основании процесса воспитания эмоционально-творческой культуры дети старшего дошкольного возраста приобщаются к различным видам музыкально - художественной деятельности.
Структура эмоционально-творческой культуры включает в себя следующие содержательные компоненты:
• эмоциональный (эмоциональная отзывчивость на музыку);
• интеллектуальный (музыкальное мышление);
• аксиологический (предпочтения высокохудожественных произведений);
• деятельностный (мотивация к игровому творчеству, освоение средств вербальной и невербальной коммуникации).
Воспитание эмоционально-творческой культуры у детей дошкольного возраста рассматривается как процесс создания педагогических условий и организации особых видов музыкальной деятельности, в которых происходит эмоциональное и осмысленное постижение содержание музыкальных произведений и творческая самореализация личности.
Эмоционально-творческая культура в период дошкольного детства проецируется вовне через творческую музыкально-игровую деятельность.
Музыкальная игра-сказка выступает в качестве творческой сюжетно-ролевой игры, представляя её высший интегрированный вид, т. к. может объединять в своем содержании музыку, литературу, изобразительное искусство, театр и другие виды искусств. В музыкальных играх игровыми действиями опредмечены такие сферы музыкального пространства как мелодия, гармония, ритм, интонация, музыкальные образы произведений, жанры музыкального искусства (опера, балет, симфоническая картина, музыкальная сказка) и др.
Педагогический потенциал музыкальной игры-сказки заключен в возможности накопления опыта восприятия музыки в привлекательной для детей игровой деятельности, обогащении жизненных впечатлений, связанных с удовлетворением потребности в ярких эмоциональных переживаниях и творчестве.
В ходе игры дошкольники приобретают необходимые умения и навыки исполнительской деятельности (пение, ритмопластика, игра на инструментах), дети приобретают знания о музыке (композиторах, средствах музыкальной выразительности, особенностях художественного языка других видов искусства). Игра обогащает опыт познавательной эстетической деятельности, дошкольники узнают о других видах и жанрах искусства, учатся сравнивать особенности музыкальных произведений с другими видами искусства, высказывают эстетические суждения, выделяя общие и отличительные средства выразительности произведений музыки, живописи, литературы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить комплекс педагогических условий воспитания эмоционально-творческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, в который входят:
• обогащение опыта восприятия произведений музыкального и других видов искусства на основе развития эмоциональной отзывчивости на музыку и мотивации к творческой музыкально-игровой деятельности;
• расширение эмоционального опыта восприятия художественного содержания произведений искусства в разнообразных видах музыкально-игрового творчества детей;
• косвенное стимулирование музыкально-игровых импровизаций детей средствами игровых образов сюжетов сказки и создание эстетической музыкально-игровой среды.
В педагогическом процессе руководства музыкальной игрой-сказкой, способствующего воспитанию эмоционально-творческой культуры дошкольников, на первый план выходят эмоционально насыщенная, доверительная атмосфера общения; диалогическое взаимодействие педагога и ребенка, где регулирующаяи коррегирующая функция принадлежит педагогу. Музыкально-педагогическая культура педагога, выражающаяся в способности объединять виды искусства для музыкальной игры-сказки, широта и вариативность применения косвенных приемов, способствующих поддержанию интереса и творческой активности детей во время музыкальных игр,оценка педагогом действий ребенка, выступающая как оценка-стимул, влияют на успешность протекания длительной музыкально-игровой деятельности дошкольников.
Возрастные уровни эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста проявляются в сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку, в развитом музыкальном мышлении, в способности легко входить в игровое пространство музыкальной игры-сказки и творчески отражать содержание музыкального в разнообразных творческих импровизациях (песенном, танцевальном, двигательном, художественном творчестве).
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу о возможности использования музыкальной игры- сказки в качестве средства воспитания эмоционально-творческой культуры старших дошкольников при соблюдении комплекса педагогических условий: расширение эмоционального опыта восприятия музыки и других видов искусств, создание системы игровых ситуаций в процессе восприятия музыки, эстетизация развивающей музыкально-игровой среды.
Проведенное исследование раскрыло возможности изучения особенности воспитания эмоционально-творческой культуры детей средствами и других видов развивающей деятельности.


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.- Воронеж: МПСИ - Модэк, 2000. 421с.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Междунар.пед.акад., 1994. 237 с.
3. Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1989. 16 с.
4. Алексеева Т.Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезацаптации у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 21с.
5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. 208 с.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. T. 1. М.:Педагогика, 1980. 232 с.
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. 486 с.
8. Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Мн.: Изд-во «Адукацыя i выхаванне», 2017. 48 с.
9. Арчажникова С.Н. Развитие творческих способностей младших школьников (6-8 лет) на основе взаимосвязи преподавания сольфеджио и фортепиано: автореф.дис. ...канд.пед.наук. М., 2000. 23 с.
10. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 2000. 334 с.
11. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург: Изд-во Свердл.инжен.- пед.ин- та, 1994. 337 с.
12. Белкин А.С. Педагогика детства. Екатеринбург: Сократ, 1995. 151 с.
13. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
14. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. 144 с.
15. Бердяев Н.А. О русской философии. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1993. 288 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ