Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов

Работа №106162

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования поликультурной компетентности 10
1.1 Сущность и структура понятия «поликультурная компетентность» 10
1.2 Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов как педагогическая проблема 15
1.3 Педагогические условия формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов 22
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию поликультурной компетентности у будущих педагогов в образовательном процессе вуза 28
2.1. Диагностика исследования сформированности поликультурной компетентности будущего учителя 28
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию поликультурной компетентности у будущих педагогов 35
2.3. Контрольный срез 54
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список используемой литературы 63

Глобализация и интеграция всех сфер человеческой деятельности привела к переходу к компетентностной образовательной парадигме, которая ориентирована прежде всего на личность. Такие процессы возможны только в тех сообществах, которым свойственна поликультурность среды. Данное явление меняет характеристики и условия образовательного пространства и формирует социальный заказ на компетентных специалистов, которые должны обладать рядом необходимых качеств: навыками конструктивного диалога и построения содержательных компромиссов, способных уважать чужое мнение, добиться взаимопонимания и построить сотрудничество.
Актуальность вышеописанных качеств у будущих специалистов подтверждает «Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации» (2010 г.). Ее цель - это: «Социализация новых поколений в условиях нарастающей изменчивости современного мира, их подготовка к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба». [54] Поэтому задача формирования поликультурной компетентности студентов представляется весьма актуальной и значимой в современных условиях.
Однако, несмотря на то, что именно в образовательном процессе высшего учебного заведения закладываются основы поликультурной компетентности студентов, имеющийся потенциал разработанных методов и приемов не используется при формировании поликультурной компетентности. Вероятно, это связано с тем, что все существующие подходы и педагогические технологии не рассматривают данную проблему как задачу образовательного процесса, либо не ориентированы на интегративную природу поликультурной компетентности.
Формированию поликультурной компетентности посвящено большое количество исследований, однако ученые демонстрируют разные подходы к ее изучению:
• А.Г. Асмолов [4], А.Я. Данилюк [31], В.Ф. Тенищева [60], Н.К. Чапаев [93] разработали теорию непрерывного образования и педагогической интеграции;
• О.В. Гукаленко [29], ГГ.Д. Дмитриев [32], Л.Л. Супрунова [87] посвятили труды поликультурному образованию подрастающего поколения;
• в работах В.А. Болотова [19], Э.Ф. Зеер [40], И.А. Зимней [44], Л.П. Костиковой [57], А.В. Хуторского [91] проанализирован феномен компетентности и поликультурной компетентности.
Это обусловливает необходимость изучения вопросов, связанных с формированием поликультурной компетентности студентов.
Формирование поликультурной компетентности среди студентов- педагогов, которые ответственны за будущие поколения, должно запустить процесс актуализации общечеловеческих ценностей, вовлечь молодежь в общественную деятельность.
Именно поэтому главной целью подготовки будущих учителей должна быть не просто сформированная система знаний, умений и навыков, но и формирования качеств личности, которые позволят успешно осуществлять профессиональную деятельность в поликультурной среде. Эти качества личности развиваются и формируются в результате приобретения студентом поликультурной компетентности, что определяет актуальность исследования.
Таким образом, налицо противоречия между:
• поликультурной реальностью в современном российском социуме, где востребованы специалисты, обладающие высоким уровнем поликультурной компетентности, и недостаточным уровнем подготовки студентов в данной области;
• потенциальными возможностями повышения эффективности формирования поликультурной компетентности будущих педагогов и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы в педагогике профессионального образования.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: в чем заключаются теоретические и методические основы формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов?
Также сформулирована тема исследования: «Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов».
Объект исследования - образовательный процесс в вузе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов.
Цель исследования - разработка педагогических условий формирования поликультурной компетентности будущих педагогов.
Гипотеза: формирование поликультурной компетентности будущих педагогов будет эффективным, если:
• изучена специфика и особенности формирования поликультурной компетентности будущих педагогов;
• созданы условия для формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов: формирование поликультурной компететности должно осуществляться на принципах системности, научности, целостности, коммуникативной направленности, профессиональной сознательности, субъектной активности, модульности обучения; формирование знаний о современных тенденциях развития общества, таких как глобализация, поликультурность, основных типологиях культур и особенностях существования отдельных культурных групп (ценностная система, традиции); использование определенных методов (метод ориентирования, метод биографической рефлексии, метод интерактивного моделирования, метод симуляции и другие); формирование готовности к межкультурному диалогу; внедрение в учебный процесс разработанного модуля;
• разработана и внедрена в учебный процесс вуза система занятий, которая обеспечит повышение уровня сформированности поликультурной компетентности студентов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования поликультурной компетентности будущих педагогов.
2. Определить педагогические условия успешного формирования поликультурной компетентности студентов.
3. Подобрать и разработать инструментарий для проверки уровня сформированности поликультурной компетентности будущих педагогов.
4. Разработать комплекс мероприятий, способствующих формированию поликультурной компетентности и экспериментально проверить его эффективность.
Теоретическую основу исследования составляют:
• исследования в области поликультурного образования (Ю.В. Арутюнян [3], Н.М. Лебедева [61], З.А. Малькова [26] и др.)
• личностно ориентированный подход в образовании (H.A. Алексеев [1], В.А. Беликов [14], Е.В. Бондаревская [20], Э.Ф. Зеер [40] и др).
Методы исследования: теоретические методы (анализ и обобщение), эмпирические методы (наблюдение, самооценка) диагностические (тесты, анкеты, педагогический эксперимент).
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2017 г.) - определение актуальности темы исследования, изучение состояния проблемы в существующей теории и практике, уточнение аппарата исследования, формулировка гипотезы.
Второй этап (2018 г.) - поиск эффективных путей формирования поликультурной компетентности студентов, разработка диагностического инструментария, проведение констатирующего и формирующего экспериментов.
Третий этап (2019 г.) - контрольный этап эксперимента, обработка, анализ и уточнение результатов, формулировка выводов, оформление диссертационного исследования.
Экспериментальной базой исследования стало ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».
В эксперименте на различных этапах принимали участие 26 студентов специальности 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика начального образования».
Научная новизна исследования в нем изучены условия формирования поликультурной компетентности будущих педагогов.
Теоретическая значимость - выводы, полученные в результате исследования, расширяют знания о возможностях формирования поликультурной компетентности будущих педагогов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием положений современной психолого-педагогической науки и практики; взаимодополняющим сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватным подбором диагностических методик.
Практическая значимость - материалы исследования могут быть использованы преподавателями высших и средних учебных заведений; предложенный диагностический инструментарий можно использовать в качестве проверки сформированности поликультурной компетентности студентов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Поликультурная компетентность - это интегративное качество личности, сформированное на основе толерантности, предполагающее наличие духовно-нравственных ценностных представлений, умений и реального опыта взаимодействия с представителями других культур. Она формируется на трех уровнях: когнитивном, рефлексивном, деятельностно-поведенческом. На первом происходит изучение и запоминание образцов, ценностей различных национальных культур, на втором формируются социально-установочная готовность к межкультурной коммуникации и толерантность, на третьем развивается способность решать профессиональные задачи при взаимодействии с представителями различных культурных групп.
2) К условиям эффективного формирования поликультурной компетентности относятся:
• формирование поликультурной компететности должно осуществляться на принципах системности, научности, целостности, коммуникативной направленности, профессиональной сознательности, субъектной активности, модульности обучения;
• формирование знаний о современных тенденциях развития общества, таких как глобализация, поликультурность, основных типологиях культур и особенностях существования отдельных культурных групп (ценностная система, традиции);
• использование определенных методов (метод ориентирования, метод биографической рефлексии, метод интерактивного моделирования, метод симуляции и другие);
• формирование готовности к межкультурному диалогу; внедрение в учебный процесс разработанного модуля.
Апробация и внедрение. Разработанные рекомендации были внедрены в учебный процесс по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Личный вклад заключается в участии на всех этапах проводимой исследовательской работы, в изучении состояния проблемы, в выступлениях на научно-практических конференциях, в подготовке научных публикаций по исследуемой проблеме.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, приложения, содержит 11 таблиц и 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Была изучена психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Поликультурная компетентность является интегративным качеством личности, формируемым на основе таких составляющих, как толерантность, духовно-нравственные ценности, а также в связи с имеющимся жизненным опытом и опытом взаимодействия с другими культурами. Формирование поликультурной компетентности является актуальной педагогической проблемой и большинством исследователей рассматривается как необходимое условие устойчивого развития общества. Важнейшую роль в решение этой проблемы играет соблюдение и изучение культуры межнационального общения. Ценности участников межкультурного диалога определяют возможный исход коммуникации. Для построения поликультурных отношений используется несколько подходов: аккультурационный, диалоговый подход, принцип толерантности. При этом поликультурная компетентность проявляется на когнитивном, рефлексивном, деятельностно-поведенческом уровне.
Определены педагогические условия эффективного формирования поликультурной компетентности студентов: включение в содержание обучения сведений, способствующих формированию знаний о современных тенденциях развития общества, навыков проведения межкультурного диалога, межкультурного межличностного группового взаимодействия; использование методов активного обучения, информирования, ориентирования, биографической рефлексии, интерактивного моделирования и симуляции, проблемных ситуаций; применение модульного обучения использование информационного, компьютерного, технического, программного обеспечения образовательного процесса; соблюдение принципов системности, научности, целостности, коммуникативной направленности, профессиональной сознательности, субъектной активности.
Подобран и разработан инструментарий для проверки уровня сформированное™ поликультурной компетентности будущих педагогов. Программа эксперимента включала три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный), каждый из которых отражал происходящие изменения и предполагал анализ их содержания. Реализация программы эксперимента предусматривала позитивные изменения ведущих характеристик формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов. Разработанные критерии и показатели, а также полученные результаты проведения констатирующего этапа эксперимента позволили распределить участников эксперимента на три группы в зависимости от уровня сформированности компонентов поликультурной компетентности: высокий, средний и низкий.
Разработаны рекомендации, способствующие формированию поликультурной компетентности, и экспериментально проверена его эффективность. На этапе констатирующего эксперимента существовала однородная картина при определении национальных черт различных культур и значимости мотивов, возможностей применения знаний о межкультурной коммуникации в жизни и профессиональной деятельности. Небольшая разница наблюдалась в уровне знаний о межкультурной коммуникации и потребности в общении, коммуникативным способностям.
На формирующем этапе с целью повышения уровня поликультурной компетентности у будущих педагогов были разработаны рекомендации для фонда оценочных средств дисциплины «Поликультурное образование» с учетом выявленных педагогических условий. В фонд оценочных средств по дисциплине был добавлен ряд приемов и методик, а также сценариев проведения практических занятий: круглый стол; творческие задания и задания с использованием метода интерактивного моделирования, метода биографической рефлексии; эссе, посвященное анализу малоизвестных фильмов, снятых о других национальностях; интерактивный тест- разминка.
Разработанные рекомендации были учтены и апробированы в ходе обучения по дисциплине в экспериментальной группе. Сравнительный анализ полученных результатов, полученные в результате проведения констатирующего и контрольного экспериментов, позволили выявить позитивную динамику уровне сформированности межкультурной коммуникации у будущих педагогов.
В экспериментальной группе стала наблюдаться значительная динамика основных показателей поликультурной компетентности. В контрольной группе существенных изменений, как качественных, так и количественных обнаружено не было. Так, в когнитивном компоненте количество находящихся на низком уровне студентов экспериментальной группы уменьшилось в два раза. В той же группе на рефлексивном уровне количество студентов высокого уровня увеличилось на 12 %, на деятельностно-поведенческом - увеличилось в два раза.
Результаты исходной и итоговой диагностики показателей компонентов поликультурной компетентности позволяют судить о положительной динамике в повышении уровней сформированности компонентов поликультурной компетентности будущих педагогов в экспериментальной группе. Применение разработанных рекомендаций и внедрение описанных условий позволяет повысить успешность формирования поликультурной компетентности будущих педагогов.
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по формированию поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе.


1. Алексеев H.A. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1999. 216 с.
2. Амонашвили Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, // Педагогика, № 2, 2010. С. 11-16.
3. Арутюнян Ю.В. Этносоциология. Учебное пособие для ВУЗов/ Ю.В.Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс,2002. 271с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М: Изд-во МГУ, 2005. 367 с.
5. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. М., 2009. С. 34 - 42.
6. Ахмерова Н. М., Зиатдинова Ф. Н., Мухамадеев И. Г. О поликультурной образовательной компетентности: в свете требования к высшему профессиональному образованию // Педагогическое образование в России. 2016. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-polikulturnoy- obrazovatelnoy-kompetentnosti-v-svete-trebovaniya-k-vysshemu- professionalnomu-obrazovaniyu (дата обращения: 11.04.2019).
7. Ахметжанова Г. В. Проектирование многоуровневой педагогической системы формирования готовности личности к педагогической деятельности : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Тольяттин. гос. ун-т. Тольятти, 2002. 41 с.
8. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. Академия педагогических наук СССР. Москва : Педагогика, 1989. 560 с.
9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.:, 2012. 192с.
10. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Материалы к методологическому семинару. М.: 2011. С. 145
11. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990.184 с
12. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 2005. 212 с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 2010. 424 с.
14. Беликов В.А. Образование учащихся на основе учебно - познавательной деятельности: методическое пособие / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Л.А. Савинков. М.: Владос, 2006. 394 с.
15. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием // Мир образования, 2010, № 2. С.14-18.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ