Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу в гуманитарном вузе

Работа №118229

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Адаптация студентов к образовательному процессу в гуманитарном вузе как психолого-педагогическая проблема 11
1.1. Адаптация личности: психолого-педагогические подходы к определению понятия 11
1.2. Особенности адаптации студентов к образовательному процессу в системе высшего образования 26
1.3. Характеристика организационно-педагогических условий адаптации студентов к образовательному процессу в гуманитарном вузе 35
Выводы по первой главе 44
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по адаптации студентов к образовательному процессу в гуманитарном вузе 46
2.1. Выявление уровня адаптации студентов первого курса гуманитарного вуза 46
2.2. Организация и проведение работы по повышению эффективности адаптации среди студентов гуманитарного вуза 57
2.3. Контрольный срез 71
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список используемой литературы 84
Приложения 90

Образовательный процесс современной высшей школы ориентирован на необходимость выполнения нового социального заказа, нацеленного на формирование личности, характеризующейся такими качествами как самостоятельность, инициативность, наличием творческой составляющей, а также способной к успешной адаптации в изменяющихся условиях.
В нормативном документе «Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования» от 4 сентября 2015 г. среди требований, предъявляемых к воспитательному процессу высшего учебного заведения отмечает формирование российской гражданской идентичности обучающихся; обеспечение единства воспитательного пространства на территории Российской Федерации; сохранение и развитие культурного многообразия, приобщение к духовным ценностям и культуре многонационального народа Российской Федерации; формирование общекультурных компетенций, развитие личностных качеств гражданина-патриота и профессионала, создание условий для профессионального становления обучающихся. Соблюдение данных требований невозможно без эффективной адаптационной системы высшего учебного заведения.
Проблема адаптации студентов к условиям высшей школы является одной из значимых и с практической, и с теоретической точек зрения. Задачи оптимизации процессов, сопровождающих «вхождения» выпускника школы в достаточно сложную систему, которая представляет собой систему высшего образования, обуславливают актуальность проблемы адаптации студентов вуза. Также, значимость проблем адаптации подтверждается тем фактом, что данный процесс является предметом изучения исследователей разных наук, таких как психология, социология, философия, педагогика, культурология, андрогогика, физиология.
В отечественных исследованиях проблемы адаптации студентов к образовательному процессу вуза освещены в работах таких ученых как А.А. Виноградова, Е.И. Муратова, Е.И. Осипова. Во взаимосвязи с проблемами адаптации, вопросы самоопределения личности изучались А.Г. Асмоловым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, А.В. Мудрик. Обращаясь к теоретическому аспекту адаптационных процессов, стоит упомянуть таких отечественных исследователей как О.Н. Казакова, В.М. Козубовский, И.П. Смирнов. Научные работы, нацеленные на изучение особенностей адаптации студентов к вузу, условий данного процесса, его этапов, особенностей были рассмотрены в работах Т.П. Браун, А.А. Кузьмишкина, С.В. Васильевой. Проблемы адаптации личности в общем и адаптации студентов в процессе профессионального обучения в частности были освещены также в исследованиях зарубежных ученых. Стоит отметить исследования Г. Селье, Р. Мертона, Л. Фестингера.
Не всегда процесс организации учебно-воспитательной деятельности на младших курсах высшего учебного заведения в полной мере обеспечивает успешность адаптационных процессов студентов к существующим научно-образовательным условиям вуза. В теоретических исследованиях, посвященных образовательному процессу высшей школы не в полной мере раскрыты психолого-педагогические причины, влияющие на эффективность адаптационных процессов у студентов. Недостаточно изучена адаптация к сложным видам учебно-познавательной, научной и общественной деятельности, не определены организационно-педагогические условия адаптации студентов. Адаптация студентов гуманитарных вузов, также не представлена должным количеством исследований. Описанные выше факторы представляют собой необходимые условия, обеспечивающие актуализацию исследований, изучающих существующие проблемы адаптации первокурсников. Обращая внимание на большое количество работ в области психолого-педагогических исследований, стоит отметить единичный характер исследований, затрагивающих проблемы адаптации студентов высших учебных заведений. Недостаточно исследованы вопросы адаптации студентов в гуманитарном вузе.
Стоит отметить существование следующих противоречий, характеризующих описываемую проблему:
1) между требованием общества, государства к уровням профессионализма, воспитанности будущего специалиста и недостаточной изученностью влияния процессов адаптации на процессы формирования профессионала;
2) между существующим комплексом научно-методических подходов и принципов воспитательной работы высших учебных заведений и необходимостью их модернизации в системе новых социокультурных условий;
3) между необходимостью внедрять новые методики и технологии адаптации студентов в изменяющихся социальных, культурных, научных и образовательных условиях вуза и их недостаточной разработанностью.
Указанные противоречия, анализ психолого-педагогической литературы и опыта социально-педагогической деятельности в сфере высшего образования дают возможность для определения проблемы данного диссертационного исследования: каковы организационно-педагогические условия для успешной адаптации студентов к образовательному процессу гуманитарного вуза?
Выявленная актуальность проблемы, необходимость поиска путей разрешения указанных противоречий определяют тему диссертационного исследования: «Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу в гуманитарном вузе».
Объект исследования - процесс адаптации студентов к образовательному процессу вуза.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу в гуманитарном вузе.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу в гуманитарном вузе.
Гипотеза исследования.
Процесс адаптации студентов к образовательному процессу в гуманитарном вузе будет проходить успешнее, если обеспечить реализацию следующих организационно-педагогических условий:
1) деятельность куратора студенческой группы направить на активное сотрудничество со студентами-первокурсниками и формирование представлений о будущей профессии;
2) в воспитательном пространстве высшего учебного заведения развивать процессы партнерского взаимодействия старшекурсников со студентами- первокурсниками;
3) привлекать студентов-первокурсников к социальной деятельности в образовательной организации.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1) провести анализ психолого-педагогических подходов к понятию «адаптация студентов к образовательному процессу вуза»;
2) выявить специфические особенности процесса адаптации студентов к образовательному процессу в гуманитарном вузе;
3) обосновать организационно-педагогические условия адаптации студентов к специфике высшего образования в гуманитарном вузе;
4) организовать опытно-экспериментальную работу по адаптации студентов первого курса к образовательному процессу и выявить ее эффективность на основании разработанного диагностического инструментария.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория деятельности и ее роли в развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); исследования по проблеме теории профессионального образования (A.M. Новиков, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров, Н.К. Чапаев и др.); теория личностно­ориентированного подхода в образовании (Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская и др.); теория упреждающей адаптации (М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, В.М. Козубовский, М.А. Кремень, Ф.З. Меерсон, А.А. Налчаджян и др.); исследования, освещающие проблему кризисов в адаптации студентов вуза (Б.А. Бараш, О. Кольвах).
В ходе опытно-экспериментальной работы были применены следующие методы:
1) анализ психологической, педагогической, методической и специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартов;
2) обобщение и систематизация научных положений по теме исследования;
3) обобщение педагогического опыта организации воспитательной деятельности вузов; диагностические методы (анкетирование, тестирование);
4) методы опытно-экспериментальной работы и обработки полученных результатов.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО ТГУ. Всего в опытно-экспериментальной работе участвовало 48 студентов.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (теоретико-поисковый) (сентябрь 2016 - август 2017 гг.) была изучена психолого-педагогическая, философская литература, нормативные документы, педагогический опыт, теория и практика адаптационной политики высших учебных заведений, были проанализированы понятия «адаптация», «процесс адаптации», «упреждающая адаптация», с учетом условий междисциплинарного подхода, с использованием знаний в области философии, педагогики, психологии, биологии; был систематизирован комплекс подходов к организации адаптационной работы отечественных высших учебных заведений.
На данном этапе выбиралась и теоретически обосновывалась тема диссертационного исследования, формулировалась гипотеза, проблема, цель и задачи исследования, был определен понятийный аппарат и составлена программа мероприятий исследования, осуществлялся поиск эффективных способов в системе адаптационной деятельности. На первом этапе были применены следующие методы исследования: анализ теоретических источников психолого-педагогической направленности, социологические методы сбора и обработки информации, изучались документы.
На втором этапе (проектировочном) (сентябрь 2017 - декабрь 2017 гг.) были определены организационно-педагогические условия адаптации студентов, формировались подходы к разработке комплексных мероприятий, была выявлена специфика адаптации студентов к образовательному процессу гуманитарного вуза. Данный этап предполагал изучение опыта работы вузов по адаптации студентов-первокурсников, определение роли структурных подразделений высшего учебного заведений, включающих органы студенческого самоуправления в процессах адаптации студентов. Были определены критерии успешности адаптационных процессов, разработан и усовершенствован методологический инструментарий. Данный этап характеризовался использованием таких методов как анализ и синтез научной и практической информации, психолого-педагогические методы обработки данных.
На третьем этапе (формирующем) (декабрь 2017 - март 2018 гг.) проводилась систематизация результатов исследования, определялась результативность используемых методов. Оформлялось диссертационное исследования, список использованной литературы, уточнялись и обосновывались выводы.
Научная новизна исследования заключается:
- в определении особенностей процессов адаптации студентов гуманитарного вуза, которые выражаются в способах профессиональной ориентации на получение высшего образования, в способах самоорганизации учащихся вузов в процессе освоения образовательных программ, в содержании внеучебной деятельности;
- в разработке условий успешной адаптации студентов-первокурсников гуманитарного вуза.
Теоретическая значимость исследования заключена:
• в уточнении понятия «адаптация студента в условиях гуманитарного вуза», характеризующегося как процесс вхождения студентов-первокурсников в новую творчески ориентированную образовательную среду гуманитарного вуза;
• в выявлении существенных для процессов адаптации направлений деятельности, подходов к процессам управления и обоснованных необходимыми для процессов адаптации организационно-педагогическими условиями.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса мероприятий, обеспечивающий успешную адаптацию студентов к образовательному процессу гуманитарного вуза в Гуманитарно-педагогическом институте ФГБОУ ВО ТГУ.
Достоверность полученных результатов и выводов диссертационного исследования можно обосновать методологической направленностью теоретических положений, проведением опытно-экспериментальной работы, степенью адекватности применяемых методов в соответствии с целями и задачами исследования, проверкой результатов с использованием математических методов их обработки.
Положения, выносимые на защиту:
1) Адаптация студентов высшего учебного заведения является сложным процессом, который необходимо рассматривать в контексте профессиональной направленности высшего учебного заведения. Результатом его является достаточный уровень сформированности ценностных учебно-познавательных ориентаций и направленность студента на процесс освоения профессий, позитивное принятие студентом социальных ожиданий, достаточный уровень самостоятельности и наличие ответственности у студентов.
2) Совокупность организационно-педагогических условий, среди которых определяющее значение имеют: активное сотрудничество студентов с куратором академической группы, партнерское взаимодействие старшекурсников со студентами-первокурсниками; вовлеченность студентов в социальные проекты и внеучебную деятельность высшего учебного заведения - влияет на уровень адаптации первокурсников к образовательному процессу в вузе.
3) Диагностический инструментарий определения уровня адаптации студентов гуманитарного вуза нацелен на выявление мотивационного, психологического и социального критериев адаптивности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающей 67 источников (в том числе 5 на иностранном языке), приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертационном исследовании были рассмотрена проблема адаптации студентов психолого-педагогического направления подготовки к образовательной деятельности в гуманитарном вузе. Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В процессе данного исследования было выяснено, что понятие «адаптация студентов вуза» многоаспектное. Разные ученые по-разному подходят к пониманию сущности рассматриваемого понятия. Различные точки зрения на раскрытие сущности адаптации студентов и попытки вычленения в этом понимании таких составляющих, как необходимые организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность адаптационных процессов у студентов вуза, помогли раскрыть суть исследуемого явления. Было определено, что адаптация студентов высшего учебного заведения является сложным процессом, который необходимо рассматривать в контексте профессиональной направленности высшего учебного заведения и результатами данного процесса являются достаточный уровень самостоятельности и наличие ответственности у студентов, позитивное принятие студентом социальных ожиданий, достаточный уровень сформированности ценностных учебно-познавательных ориентаций, направленность студента на процесс освоения профессий.
Специфические особенности процесса адаптации студентов к образовательному процессу в гуманитарном вузе обусловлены учебной программой и задачами образовательного процесса вуза данной направленности, а также комплексом внеучебных мероприятий.
К организационно-педагогическим условиям, способствующим адаптации студентов к образовательному пространству в гуманитарном вузе, были отнесены следующие,
1) деятельность куратора студенческой группы должна быть направлена на активное сотрудничество со студентами-первокурсниками и формирование представлений о будущей профессии;
2) в воспитательном пространстве высшего учебного заведения необходимо развивать процессы партнерского взаимодействия старшекурсников со студентами-первокурсниками;
3) студенты-первокурсники должны активно привлекаться к социальной деятельности гуманитарного института.
Констатирующий эксперимент с помощью диагностического инструментария выявил начальный уровень адаптированности и готовности к образовательной деятельности в вузе студентов, участвующих в эксперименте. На данном этапе, анализ теоретических источников были определены следующие критерии адаптивности: психологический, социальный, мотивационный, а также охарактеризованы уровни адаптивности (высокий, средний, низкий).
Высокий уровень адаптивности характеризуется активным проявлением положительных личностных качеств, проявлением самостоятельности, ответственным подходом к учебному процессу и к поручениям преподавателей; в процессе учебной деятельности и взаимодействия с преподавателями и сверстниками наблюдается позитивное принятие социальных ожиданий, также проявляется высокий уровень соответствия данным ожиданиям и требованиям вуза; у студента присутствуют четко сформированные ценностные учебно-познавательные ориентации и мотивационная направленность на освоение выбранной профессии.
Средний уровень адаптивности характеризуется тем, что студенты не испытывают особого дискомфорта при общении с преподавателями и сверстниками, наблюдается эпизодическое проявление самостоятельности, в некоторых ситуациях проявляет чувство ответственности; у студента наблюдается средний уровень сформированности ценностных учебно-познавательных ориентаций и мотивационной направленности на освоение профессии.
Низкий уровень адаптивности характерен для студентов, которые достаточно скрытны, не стремятся себя проявить, не могут найти общий язык со сверстниками. Студент данного уровня испытывает трудности в процессе общения со сверстниками. Он не принимает нормы и правила группы, испытывает затруднения, когда нужно обратиться за помощью к одногруппникам или преподавателям; у студента недостаточно сформированы ценностные учебно-познавательные ориентации и мотивационная направленность на освоение профессиональных умений и навыков.
В ходе работы над диссертационным исследованием был разработан и апробирован на практике комплекс мероприятий, имеющий цель реализовать сформулированные организационно-педагогические условия адаптации студентов гуманитарного вуза, повысить показатели адаптивности студентов Гуманитарно-педагогического института ТГУ.
Экспериментальная работа проводилась со студентами Тольяттинского государственного университета, Гуманитарно-педагогического института. В ходе экспериментальной работы у студентов был определен начальный (констатирующий эксперимент) и конечный (контрольный эксперимент) уровень адаптивности у студентов психолого-педагогического направления подготовки. На основе сравнения данных констатирующего и контрольного экспериментов сделан вывод об эффективности разработанного комплекса мероприятий в виду того, что прослеживается положительная динамика уровня адаптированности у студентов, принимавших участие в мероприятиях формирующего эксперимента. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная нами цель была достигнута.


1. Абульханова К. А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода / Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 22-31.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Питер, серия Мастера психологии, 2016. 288с.
3. Балл Г. А. Психология в рациогуманистической перспективе: Избранные работы, К.: Основа, 2006. 118с.
4. Бандура А. Теория социального научения. М.: Евразия, 2000. 320с.
5. Бараш Б.А. Психопрофилактическая помощь студентам вузов/ Актуальные проблемы современной науки, №5, 2014, С.78-81.
6. Бейлина Н. С. Формирование социальной компетентности студентов вуза во внеучебной деятельности. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №2(4), 2013.
7. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 1990. № 10.С.115-119.
8. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие Мн.: Новое знание, 2004. 336 с.
9. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М. Когито, 2015. 672с.
10. Бозаджиев В.Л. Аксиологический подход как фактор адаптации студентов к обучению в вузе . Из-во «Дизайн-Бюро». Челябинск, 2002. 134 с.
11. Большой энциклопедический словарь медицинских терминов, под ред. Э.Г. Улумбекова /ГЭОТАР-Медиа, 2012. 2263с.
12. Бородюк Н. Р. Адаптация. Новое в приспособлении к окружающей среде. М.: «Глобус», 1998. 88 с.
13. Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе как фактор взаимодействия личности с образовательной средой // Вестник университета: социология и управление персоналом, №6 (32) М.: Изд- во ГОУВПО Государственный Университет Управления, 2007. 210с.
14. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения//Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в обществен. практике. Сбор. научных трудов. Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 315с.
15. Васильева О.М. Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже: дис. ... канд. пед. наук 13.00.08. Ставрополь, 2004. 211 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ