Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Работа №14752

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования проблемы становления коммуникативной компетентности как профессионально важного качества
будущих педагогов в процессе обучения в вузе
1.1 Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Место коммуникативной компетентности в структуре профессионально
важных качеств будущего педагога 12
1.3. Студенческий возраст как период профессионального обучения
1.4 Критерии, уровни, предпосылки и условия формирования коммуникативной компетентности будущего педагога
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование становления коммуникативной компетентности как профессионально важного качества будущих педагогов в процессе обучения в вузе
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования коммуникативной компетентности
студентов 1 курса 43
2.3. Анализ результатов исследования коммуникативной компетентности
студентов-выпускников 47
2.4. Динамика становления коммуникативной компетентности будущих
педагогов в процессе обучения в вузе 52
2.5. Рекомендации по формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе обучения в вузе 57
Выводы по 2 главе 58
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение 67

Современное общество предъявляет все более высокие требования к системе образования, качеству подготовки кадров и уровню их профессионально значимых характеристик, которые закладываются и формируются в большей степени в процессе обучения в вузе. В настоящее время существует острая проблема в подготовке квалифицированных специалистов для образования. Не случайно имеется большое количество работ, исследующих различные аспекты деятельности и профессиональной подготовки учителя: Ю.К. Бабанский, Е.П. Белозерцев, Ю.К. Васильев, Ф.Н. Гоноболин, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Кулюткин, М.И. Махмутов, Н.В. Никандров, В.А. Онищук, Е.К. Осипова, A.A. Орлов, В.Г. Подзолков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, И.Л. Федотенко, H.A. Шайденко. Разрабатываются и появляются новые концепции школьного, а также вузовского образования, модели подготовки и переподготовки учительских кадров.
Для современного образования во всем мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающегося, развитие творчества в сочетании с ответственностью за результат своих действий.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но прежде всего, подготовить учителя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский и др.) и анализ реальной школьной практики показывают, что учительство не совсем готово к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования.
На сегодняшний день коммуникативная компетентность рассматривается, как одна из основных детерминант успешной профессиональной деятельности в системе «человек-человек», к которой в том числе относится и деятельность педагога. Кроме того, следует особо подчеркнуть, что для выполнения профессиональных функций, определенных профессиональным стандартом педагога, необходимо овладение будущими педагогами высоким уровнем коммуникативной компетентности.
Профессия учителя требует постоянного общения с детьми, родителями и коллегами. Эффективность любой деятельности, организуемой учителем на уроке или вне его, обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и умением управлять эмоциональными контактами с учащимися, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений. Профессионализм современного учителя проявляется в том, что коммуникативные задачи он решает не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне, опираясь на знание психолого-педагогических закономерностей. Работа по формированию коммуникативных умений в процессе обучения студентов методике преподавания должна опираться на общую структуру умений, с учетом особенностей коммуникативных умений.
Кроме того, коммуникативная компетентность будущих педагогов способствует успешному самоопределению молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений, но самое главное — это одно из основных условий действительного развития и самореализации личности.
Следовательно, необходимо совершенствовать процесс обучения будущих педагогов с акцентом на формирование у них коммуникативных умений и навыков.
Цель: исследование становления коммуникативной компетентности как профессионально важного качества будущих педагогов в процессе обучения в вузе.
Объект исследования: коммуникативная компетентность как психологический феномен.
Предмет исследования: становление коммуникативной компетентности как профессионально важного качества будущих педагогов в процессе обучения в вузе.
Гипотеза исследования - коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством будущих педагогов, в процессе обучения у студентов педагогического вуза происходит некоторое развитие коммуникативной компетентности.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2) выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности у студентов 1 курса;
3) выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности у студентов-выпускников;
4) составить рекомендации по формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе обучения в вузе.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы,
2) эмпирические: тестирование: методика оценки коммуникативной компетентности Л. Михельсона; методика оценки коммуникативного контроля М. Шнайдера; методика оценки уровня общительности Ф. Ряховского.
3) методы математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе со студентами и помогут сформировать коммуникативную компетентность у будущих педагогов.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались:
• На кафедре педагогики и психологии;
• На XX Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
По результатам исследования опубликована 1 статья:
Миронов, А.И. Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество будущего педагога / А.И. Миронов // Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронное издание]: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина».
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативная компетентность на сегодняшний день рассматривается, как одна из основных детерминант успешной профессиональной деятельности педагога. Профессия учителя требует постоянного общения с детьми, родителями и коллегами.
Коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Исследование становления коммуникативной компетентности как профессионально важного качества будущих педагогов в процессе обучения в вузе проходило в несколько этапов.
Исследование становления коммуникативной компетентности как профессионально важного качества будущих педагогов проходило на базе ФГБОУ ВПО «АГГПУ им. В.М. Шукшина». В исследовании приняли участие студенты псхолого-педагогического факультета, факультет истории и право. Общее количество испытуемых - 60 человек, из них - 30 студенты 1 курса и 30 человек - студенты последних курсов. Для выявления уровня коммуникативной компетентности были использованы следующие методики: методика оценки коммуникативной компетентности Л. Михельсона; методика оценки коммуникативного контроля М. Шнайдера; методика оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского.
В результате исследования было выявлено, что у большинства студентов 1 курса выявлен низкий уровень коммуникативной компетентности, напротив, у большинства выпускников преобладает высокий уровень коммуникативной компетентности. Это говорит о том, что во время обучения в вузе формируется коммуникативная компетентность. Эти студенты быстро ориентируются в трудных ситуациях, могут принимать самостоятельные решения, отстаивать своё мнение и добивается результата. Они настойчивы в профессиональной деятельности. В тоже время у значительной части выпускников остается низкий уровень коммуникативной компетентности.
Проанализировав результаты, полученные по методике оценки самоконтроля в общении у студентов 1 и выпускных курсов, было выявлено, что уровень самоконтроля в общении не изменился. И у первокурсников, и у выпускников выявлен средний уровень самоконтроля в общении. Это говорит о том, что большинство будущих педагогов искренни, но не сдержаны, в своих эмоциональных проявлениях, не достаточно считаются в своем поведении с окружающими людьми.
Это говорит о том, что эти будущие педагоги могут испытывать трудности в профессиональной деятельности. В первую очередь это трудности связанные с организацией общения и взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
В связи с этим были составлены рекомендации, направленные на формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, а цель достигнута.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 704с.
2. АнДреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376с.
3. БоДалев, А.А. Психологическое общение [Текст] /А.А. Бодалев. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 256с.
4. БоДалев,А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] /А. А. Бодалев. - Москва.:Когито-Центр, 2011. - 600с.
5. Вагапова, А.В. Психологическое сопровождение профессионального становления личности студента в условиях вузовского образования [Текст] / А.В. Вагапова, Е.Е. Бочарова // Психология образования в XXI веке: теория и практика. - М., 2009. - C. 168-172
6. Васильев, Г. С. Проблема коммуникативных способностей [Текст] / Г.С. Васильев. - М.: Речь, 2001. - 21 с.
7. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст]: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / И.В. Вачков - М.: Ось - 89, 2009. - 256 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.; Л.: Уч-педгиз, 2008. - 231 с.
9. Гавра, Основы теории коммуникации. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. [Текст] / Д.Гавра. - Санкт-Петербург.: Питер, 2011. - 288с.
10. Гальперин, Б.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] /Б.Я. Гальперин, А.В. Запорожец., С.Н. Карпова . - М.: Педагогика, 1978. - 424с.
11. Гойхман, Речевая коммуникация. [Текст] /Гойхман, Т. М Надеина. - Москва.: Инфра-М, 2008. - 272с.
12. Гуськова, С.В. Основы теории коммуникации [Текст] /С.В.Гуськова. - Москва: Флинта, 2013. - 78с.
13. Деревянко, С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов [Текст] / С.П. Деревянко // Инновационные образовательные технологии. - 2007. - №1. - С. 92-95.
14. Езова, С.А. Коммуникативная компетенция [Текст] /С.А. Езова // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4. - С. 23 - 36.
15. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] /Ю.Н.Емельянов. - Л.: изд-во Лен. Гос. Ун., 1985. - 162с.
16. Ермолаева, М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии [Текст]: Учебное пособие / М.В. Осипова. - М.: Ось-89, 2003. - 416 с.
17. Жуков, Ю.М. Введение в практическую и социальную психологию [Текст] /Ю.М Жуков, Л.А Петровская, О.В Соловьёва. - М.: Смысл, 1996. - 373с.
18. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] /Ю.М. Жуков, Л.А.Петровская, П.В. Растянников. - Киров, 1991. - 142с.
19. Зеер, Э.Ф. Практикум по психологии профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, А.П. Зольников. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун¬та, 2002. - 174 с.
20. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 240 с.
21. Зотова, И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности [Текст] /И.Н Зотова. - Таганрог, 2006. - с.225-227.
22. Ильин, Е.П.. 2-е изд. [Текст] / Е.П.Ильин. - Санкт-Петербург.: Питер, 2015 . - 592с.
23. Карпов, А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности [Текст]: учебник для вузов / А.В. Карпов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 352 с.
24. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 464 с.
25. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов [Текст] /В.Н Куницына. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с
26. Леонтьев, А.А. Теория речевой деятельности [Текст] /А.А. Леонтьев. - М.: Высшая школа, 1971. - 294с.
27. Липский, И. А. Социальная педагогика. [Текст] /И.А.Липский, Л.Е.Сикорская. - Москва.: Дашков и К, 2014 г.— 280с.
28. Лисовский, В.Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации: материалы концепции [Текст] / В.Т. Лисовский // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. - М.: ИЦПКПС, 2011. - С. 69 - 89.
29. Манойлова, М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов [Текст] / М.А. Манойлова. - Псков: ПГПИ, 2004. - 60 с.
30. МелибурДа, Е.Л. Ты - мы: Психологические возможности улучшения общения [Текст] /Е.Л.Мелибурда. - М.: Прогресс, 1986. - 265с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов [Текст] / В.С. Мухина. - 9-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 656 с.
32. Мясищев, В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии [Текст] /В.Н Мясищев. - Л.: 1970. - 39 с.
33. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] /Под ред. Г.М. Андреевой. - М.: 1987. - 297с.
34. Основы социально-психологической теории [Текст] Под редакцией /Бодалева А.А., Сухова А.Н. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 412с.
35. Петровская, Л.А Обратная связь в межличностном общении [Текст] /Л.А Петровская, О.В Соловьев. - М.: 1982.
36. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] /Л.А Петровская. - М.: изд-во МГУ, 1989. - 216с.
37. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю.П. Поваренков. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
38. Поваренков, Ю.П. Психология становления профессионала [Текст] / Ю.П. Поваренков. Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯЛТУ, 2000. - 98 с.
39. Поваренков, Ю.П. Формирование профессиональной идентичности (на материале деятельности учителя) [Текст] / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 1999. - № 1 - 2. - С. 79 - 85
40. РейД, М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство [Текст] /М Рейд. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с
41. Рогов, Е.И. Психология общения [Текст] /Е.И Рогов. - М.: Владос, 2004. - 335 с
42. РуДенский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций [Текст] /Е.В. Руденский. - М.: ИНФА-М, 1997. - 224с.
43. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
44. СлобоДчиков, В.И. Психология развития человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Высшая школа, 2013. - 400 с.
45. Смирнов, С.А. Педагогика [Текст] /С.А.Смирнов. - М.: Академия, 2000. - 329 с.
46. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: МГУ, 1983. - 284 с.
47. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] /С.А.Смирнов, И.Б. Котова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995. -736с.
48. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно¬содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Флинта, 2004. - 672 с.
49. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности. Избранные труды в 2-х томах. [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 568 с.
50. Чернова, Г. Психология общения: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. [Текст] / Г.Р Чернова.,Т.В Слотина. - Санкт-Петербург.: Питер, 2012. - 240 с.
51. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 200 с.
52. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ