Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФУНКЦИЯХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Работа №117599

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей 5 -6 лет представлений о функциях членов семьи 8
1.1 Значение семейного воспитания для развития ребенка старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности психического развития детей 5-6 лет как основа формирования представлений о функциях членов семьи 11
1.3 Специфика работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи 25
2.1 Выявления уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи 25
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи 35
2.3 Определение эффективности психолого -педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи 38
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Приложение 52

Актуальность темы исследования определена тем, что семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств.
Постоянно изменяющиеся условия общественной жизни, модернизация системы образования предъявляют к системе дошкольного воспитания требования, которые прописаны в нормативных документах «Об образовании в Российской Федерации», в «Концепции дошкольного воспитания», в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года». В ФГОС ДО в основных принципах дошкольного образования сказано о необходимости приобщения детей к социокультурным нормам, так же рассмотрены вопросы содержания программы, которое должно обеспечить развитие личности ребенка. Область познавательного развития предполагает формирование первичных представлений о себе и других людях. Таким образом, данные, содержащие в нормативно-правовых документах, определяют линии направлений дошкольного образования в Российской Федерации: необходимость рассмотрения классического воспитания с целью поиска новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, созданию условий для становления детей как полноценных личностей.
Семья является источником и непрерывным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Издревле семейное воспитание строилось на кровном родстве, и его «ветвями» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, как одна из образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования направлена на усвоение норм и моральных ценностей, принятых в обществе, развитие сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей, что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи.
Ребенок старшего дошкольного возраста способен к обнаружению проблемы, постановке задачи, планированию своих действий, к оценке своей умелости или неумелости и нахождению точного, а иногда и креативного решения. Главными линиями развития мышления в старшем дошкольном детстве являются: дальнейшее совершенствование наглядно -действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Именно в ходе развития психических познавательных процессов подготавливается способность старших дошкольников оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, а значит, готовит детей к вхождению в учебную деятельность.
Анализ психолого-педагогических исследований выявил противоречие между значимостью и важностью семьи в жизни человека и в развитии и воспитании дошкольника и имеющими на сегодняшний день у детей трудностями, связанными с изменением структуры семьи в результате социальных и экономических преобразований.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи?
Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-педагогические подходы к формированию у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи.
2) Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи.
3) Определить эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи возможно при создании следующих психолого-педагогических условий:
• стимулирование желания узнать новое о функциях членов семьи, участвовать в жизни семьи;
• формирование позитивных эмоциональных отношений к членам своей семьи через семейные традиции;
• формирование знаний о своей семье, традициях в семье, умение организовать свое участие в жизни семьи;
• формирование умения выражать свое отношение к семье, к семейным делам, семейным праздникам и традициям.
Теоретической основой исследования послужили научные труды следующих авторов: О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой, С.Е. Анфисовой, Е.А. Сидякиной, А.Г. Асмолова, В.С. Безруковой, М.Н. Бурминистрова, А.В. Кащеевой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.В. Гамезо, Н.М. Жуковой, Л.И. Закоморной, Л.А. Шипилиной, Д.Б. Эльконина и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБУ детский сад № 16 «Машенька» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10сдетей 5-6 лет.
Новизна данной работы заключается в выделении показателей формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи, психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявлены особенности формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи и реализованные психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи могут быть использованы в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников), 2 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования достигнута его цель и решены поставленные задачи, сформулированы следующие выводы.
Для социальной, возрастной и педагогической психологии особый интерес представляет проблема перехода ребёнка с одного возрастного этапа на другой. Воспитание дошкольника возлагает на плечи взрослого большую ответственность. Важность социальной ситуации развития для понимания сущности процесса перехода отмечалась многими психологами (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), при этом уделялось большое внимание и вопросам интеллектуального развития детей, и развития детской личности в целом. Психическое развитие дошкольников было представлено в работах известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, и др. В дошкольном возрасте дети способны быстро усваивать всю предлагаемую информацию, у детей закладываются основные черты характера, происходит развитие личности. Возрастные особенности детей дошкольного возраста часто сбивают взрослых с толку, заставляют давать неправильную оценку действий дошкольников, требовать от них слишком многое. Из-за этого происходят ошибки воспитания.
Формирование у дошкольника представления о функциях членов семьи можно рассматривать в нескольких аспектах: во -первых, мотивационный аспект, то есть степень значимости семьи для ребенка; во-вторых, когнитивный аспект - это знания ребенка о функциях членов семьи, родственных связях, ролях; в-третьих, эмоциональный - это переживания, связанные с событиями в семье; в-четвертых, личностный - представления о своем месте в семье, а также о настоящих и будущих семейных ролях.
Особое внимание при формировании представлений о функциях членов семьи следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о семейных ценностях, о ролях членов семьи, о родственных отношениях, правилах общения и поведения с родными.
На констатирующем этапе эксперимента было проведено исследование с помощью следующих методик: «Назови, чьи вещи» (Я.С. Коломинский), тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (Р. Бернс и С. Кауфман), беседа «Кто что делает?», «Методика идентификации детей с родителями» (А.И. Захаров), «Кто в семье?» (О.В. Дыбина и др.).
При проведении методики «Назови, чьи вещи» (Я.С. Коломинский) выявили, что 30% испытуемых имеют высокий уровень представлений о разделении предметов труда и быта взрослых, 40% - средний уровень и 30% - низкий.
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) показал, что в группе только 30% детей воспринимают ситуацию в семье как благоприятную, у остальных детей присутствуют такие признаки как чувство неполноценности в семье, конфликтность и тревожность, враждебность семейной ситуации.
По результатам изучения идентификации детей и родителей показала, что только 30% детей имеют высокую степень идентификации (эмоциональной, поведенческой, половой).
В результате проведения диагностического задания «Кто в семье?» было установлено, что 60% испытуемых имеют высокий уровень представлений о мире семьи, 20% - средний и 20% - низкий уровень.
В ходе беседы на тему «Кто что делает?» было выявлено, что 50% дошкольников имеют высокий уровень представлений о функциях членов семьи, 30% - средний уровень и 20% - низкий уровень.
В ходе эксперимента были разработаны этапы работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи.
Эмоционально-мотивационный был направлен на стимулирование желания узнать новое о функциях членов семьи, участвовать в жизни семьи; формирование позитивных эмоциональных отношений к членам своей семьи через семейные традиции. Информационно-обучающий был направлен на формирование знаний о своей семье, традиций в семье, умение организовать свое участие в жизни семьи. Действенный, был направлен на формирование умения реализовывать желания, выражать свое отношение к семье, участвовать в семейных делах, семейных праздниках и традициях.
После формирующего этапа эксперимента были повторно проведены методики, используемые нами на констатирующем этапе. Результаты методики «Назови, чьи вещи» (Я.С. Коломинский) по сравнению с результатами тестирования на констатирующем этапе, позволяют сказать, что в целом по группе существенно снизились количественные показали тревожности, конфликтности в семье, чувства неполноценности в семейной ситуации, враждебность в семейной ситуации.
В результате повторного проведения диагностического задания «Кто в семье?» (О.В. Дыбина и др.) было установлено, что 80% испытуемых имеют высокий уровень представлений о мире семьи, 20% - средний уровень.
Результаты беседы «Кто что делает?» на контрольном этапе показали, что 70% дошкольников имеют высокий уровень представлений о функциях членов семьи, 30% - средний уровень.
По итогам проведенного исследования можно сделать выводы, что гипотеза исследования подтверждена, поскольку уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о функциях членов семьи стал выше.


1. Александрова, Т.В. Особенности «образа семьи» у старших дошкольников [Текст] / Т. В. Александрова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (4). - С. 131-133.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2001. - 416 с.
3. Азаров, Ю.Л. Семейная педагогика [Текст] / Ю.Л. Азаров. - М. : Полит. Лит., 1982. - 400 с.
4. Бучилова, И.А. Изучение особенностей представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / И.А. Бучилова, О.Л. Леханова, Н.С. Поликарпова // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 16-20.
5. Безрукова, В.С. Педагогика [Текст] : Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2013. - 381 c
6. Бурминистров, М.Н. Социально-педагогический словарь [Текст] / М.Н. Бурмистрова, Л.Л. Васильева, А.В. Кащеева. - Саратов : ИЦ «Наука», 2007. - 76 с.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика [Текст] : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб. : Питер, 2013. - 624 c.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 254 с.
9. Бедерханова, В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога [Текст] / В.П. Бедерханова. - Краснодар, 2001. - С. 168-178
10. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика [Текст] : Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2010. - 508 с.
13. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт [Текст] / В.В. Воронов. - М. : ПО России, 2012. - 288 с.
14. Вульфов, Б.З. Педагогика [Текст] : Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый. - М. : Юрайт, 2013. - 511 с.
15. Воронова, О.А. Программа семейно-полового воспитания «Семьеведение для малышей» [Текст] / О.А. Воронова, Л.В. Коломийченко. - Пермь, 2007. - 121 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ