Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Работа №112517

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы146
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра 12
1.1 Общая характеристика расстройств аутистического спектра у
детей 12
1.2 Особенности формирования коммуникативной деятельности у детей с
расстройствами аутистического спектра 24
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра 33
Выводы по первой главе 46
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий формирования коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра 49
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативной деятельности у
детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра 49
2.2 Содержание и апробация психолого-педагогических условий
формирования коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с
расстройствами аутистического спектра 72
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
формирования коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с
расстройствами аутистического спектра 82
Выводы по второй главе 89
Заключение 92
Список используемой литературы 95
Приложение 108


В настоящее время уже не оставляет сомнения тот факт, что детей с расстройствами аутистического спектра становится все больше (что подтверждается растущей с каждым годом статистикой). По данным Самарской городской общественной организации помощи детям-инвалидам с аутизмом и их семьям «Остров надежды» на 29.11.2015 выявляемость детского аутизма на территории Самарской области за последние четыре года значительно выросла [70].
Без специализированной помощи до 95-97% детей с расстройствами аутистического спектра становятся тяжелыми психическими инвалидами. Связь аутичного ребенка с близким человеком и с социумом в целом нарушена грубо, и иным образом, не так как у других детей с ограниченными возможностями здоровья. В тоже время, в случае раннего начала коррекционной работы с помощью адекватных методов, создания специальных условий, удается повысить уровень жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи, добиться существенного повышения уровня социальной адаптации и снижения процента инвалидизации детей.
Согласно Конституции РФ каждый гражданин РФ имеет право на образование, соответственно, обучаться должны все дети с расстройствами аутистического спектра несмотря на высокий процент интеллектуальных нарушений, наличие отклонений в речевом развитии вплоть до мутизма.
Термин «расстройства аутистического спектра» был введен для обобщения целого ряда различных вариантов аутистических расстройств, в связи с неоднородностью проявления данного расстройства.
Расстройства аутистического спектра - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [77].
По Международной классификации болезней десятого пересмотра(МКБ-10) КЛАСС V Психические расстройства и расстройства поведения(F00-F99) в разделе «Общие расстройства психологического характера», к которой органы и учреждения здравоохранения России осуществили переход статистического учета в 1999 году, к расстройствам аутистического спектра относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, другое дезинтегративное расстройство детского возраста, гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями, синдром Аспергера, другие общие расстройства развития.
Проблемой нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра занимались целый ряд исследователей, такие как Е.Р. Баенская, К. Гилберг, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, С.С. Морозова, О.С. Никольская, Т. Питерс, L. Kanner и др., и, и все авторы подчеркивали, что одним из главных нарушений, препятствующих успешной адаптации детей, является нарушения в коммуникативной деятельности, выражающиеся в виде отставания или отсутствия экспрессивной речи, отсутствия целенаправленности и мотива к общению и ряда других специфических черт.
Многие психологи отечественной школы (Г.М. Андреева, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Ломов) считают, что общение это, прежде психологическую категорию и считает, что термин общение и коммуникативная деятельность идентичны.
М.И. Лисиной общение понимается как «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [43, с. 22]. Автором подчеркивается, «что общение не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах» [43, с. 22 - 23].
Нарушения в коммуникативной деятельности у детей с аутизмом носят различный характер и его тяжесть зависит от различных факторов.
У ребенка с аутизмом нарушено формирование всех форм довербального и вербального общения. Прежде всего, у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого.
На всех этапах развития ребенок с аутизмом в общении с окружающими не обращается к языку мимики и жестов, чтобы привлечь взрослого к совместному эмоциональному переживанию от увиденного, как это делают дети первого года жизни, а также дети с нарушениями слуха и речи (например, показывают пальцем на пробегающую собаку или играющих детей, одновременно поддерживая зрительный контакт с матерью).
Опыт показывает, что потребность в общении у таких детей существует - они тянутся к людям; проблема же состоит в том, что в психическом отношении они не выносливы, ранимы и тормозимы в контакте [7, с. 97].
К.С. Лебединская отмечала, что ранний детский аутизм - это патология нервной системы «... при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и прежде всего с человеком. Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствует его социальной адаптации. Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развивать их потенциальную одаренность в различных областях знаний» [29, с 60].
В связи с этим остро стоит вопрос о методах, методиках, приемах оказания коррекционной помощи при формировании общения у детей с расстройствами аутистического спектра.
Еще в 1989 г. Президиумом Российской Академии образования было принято решение, что ранний детский аутизм является особым нарушением психического развития, а его коррекция требует специальных методов и условий. Практически, в процессе коррекционной работы по формированию коммуникативной деятельности, можно отметить недостаточность разработки диагностического материала, о недостаточности изучения, разработки психолого-педагогических условий формирования коммуникативной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра.
Анализ психолого-педагогических исследований по заявленной проблеме позволил нам выявить противоречия между:
- пристальным интересом специалистов к специфике развития детей с расстройствами аутистического спектра и организации целенаправленной помощи им и недостаточным владением педагогами и психологами методами и приемами оказания этой помощи;
- необходимостью целенаправленной работы по формированию коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра и недостаточностью разработанных психолого-педагогических условий их формирования.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра? А также тема диссертации: «Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что формирование коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра возможно при организации следующих психолого-педагогических условий:
- организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, направленной на формирование коммуникативной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей проявления аутистического расстройства;
- создание особенной развивающей предметно-пространственной среды для формирования коммуникативной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра;
- организация психологического просвещения и взаимодействия всех специалистов, осуществляющих сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны
следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативной деятельности детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра.
2. Выявить уровни сформированности коммуникативной
деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра.
Для решения поставленных задач используется комплекс следующих методов исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности по проблеме формирования коммуникативной деятельности детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этапы), беседа, наблюдение;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Методологическую основу исследования составляют представления об аутизме как о искаженном типе психического развития, главным проявлением которого являются нарушения коммуникативного характера, возникающие вследствие аффективных недостатков (Е.Р. Баенская, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская и др.); психологические положения М.И. Лисиной об общении как особой коммуникативной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили:
- теория поведенческого подхода Б.Ф. Скиннера;
- положения исследований о коммуникативной деятельности (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн);
- положения о эмоционально-уровневом подходе (Е.Р. Баенская, B. В. Лебединский, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская );
- исследования по проблеме нарушений детей с расстройствами аутистического спектра (Е.Р. Баенская, К. Гилберг, М.М. Либлинг,
C. А. Морозов, С.С. Морозова, О.С. Никольская, Т. Питерс, L. Kanner и др.).
Экспериментальная база исследования: АНО «Центр развития и досуга для детей с ограниченными возможностями «Солнечный круг»». В исследовании принимало участие 10 детей старшей группы 6-10 лет с различными расстройствами аутистического спектра.
Этапы исследования: в осуществлении исследования можно выделить 3 этапа:
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). В течение данного этапа осуществляется анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный (2016-2017 гг.), включающий разработку и апробацию условий, направленных на формирование коммуникативной деятельности детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра; обработку, проверку и систематизацию полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017 г.). Предполагает анализ, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе:
- определены критерии и показатели для определения уровня сформированности коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра;
- выявлены уровни сформированности коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра;
- предложены психолого-педагогические условия формирования коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- выделены критерии и показатели сформированности коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра;
- дана содержательная характеристика уровням сформированности коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра;
- обоснованы психолого-педагогические условия формирования коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования позволили сформулировать научно обоснованные рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций, а также для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, по формированию коммуникативной деятельности у данной категории детей.
Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания дошкольной педагогики, детской психологии, специальной психологии, коррекционной педагогики, а также в практике дошкольных образовательных организаций.
Структура магистерской диссертации: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (88 наименований) и 10 приложений. Текст иллюстрируют 12 таблиц и 1 рисунок.
Положения, выносимые на защиту:
1. Коммуникативная деятельность у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра представлена с учетом следующих критериев: развитие невербального компонента, развитие активной речи, навыки в моторной сфере, понимание речи, адекватное использование способа коммуникации.
Показатели оценки развития невербального компонента в коммуникативной деятельности включают в себя: установление зрительного контакта, использование невербальных средств (мимики, жестов, поз, взгляд), количество используемых жестов. Показатели оценки развития активной речи: наличие эхо-навыков, использование различных частей речи (существительные, глаголы, прилагательные), сформированность связной речи. Показатели оценки проявления моторной сферы в коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет: состояние крупной моторики, состояние мелкой моторики, состояние артикуляционной моторики. Показатели оценки понимания речи: количество слов пассивного словаря, понимание различных частей речи (существительные, глаголы, прилагательные), понимание фразовой речи (инструкций). Показатели оценки адекватного использования способа коммуникации включает в себя: проявление инициативы общения, установление и поддержание контакта, целенаправленность использования средств общения, адекватность эмоциональных реакций.
2. Создание особенной развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада (использование визуальных стимулов), использование приемов поведенческой терапии (использование мотивационных стимулов, метод «Отдельных проб»), специфически организованное взаимодействие с ребенком (использование одно-, двухсложных фраз, эмоциональная окрашенность речи, повторение инструкций с постепенным расширением их репертуара, комментирование действий ребенка) позволяют создать у детей 6-10лет с расстройствами аутистического спектра мотивацию к общению, дать возможность проявлять инициативу, тем самым формировать целенаправленное общение, совершенствовать понимание речи, стимулировать речевую активность.
3. Комплекс игр и упражнений для детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра, направленных на формирование коммуникативной деятельности, предполагает расширение активного и пассивного словаря детей, приобретение навыка целенаправленного адекватного использования вербальных и невербальных средств общения, улучшения состояния крупной, мелкой моторики как части навыков необходимой для формирования вербального и невербального компонента коммуникативной деятельности.
4. Систематическое проведение консультаций для родителей по различным вопросам формирования коммуникативной деятельности, организация взаимодействия специалистов способствует закреплению и быстрому приобретению навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшнее время увеличивается популяция детей с расстройствами аутистического спектра и многие исследователи в области изучения аутизма подтверждают, что у всех детей данной категории существуют нарушения в области коммуникации. В связи с этим необходимо организовать целенаправленную работу по формированию коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра показал нам что недостаточно разработаны диагностические методики и психолого-педагогические условия ее формирования.
Для выявления уровня сформированности коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра были выделены критерии и показатели, модифицированы методики следующих авторов М. Сандберг, С.С. Морозова, Э. Бонди, Л. Фрост, Н.В. Нищева. Методики были составлены с учетом следующих показателей: развития невербального компонента в коммуникативной деятельности, развития активной речи, проявления моторной сферы в коммуникативной деятельности, понимания речи, адекватного использования способа коммуникации.
Организация психолого-педагогических условий, способствующая формированию коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра состоит из организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, направленной на формирование коммуникативной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей проявления аутистического расстройства; создания особенной развивающей предметно-пространственной среды для формирования коммуникативной деятельности детей с расстройствами аутистического
спектра; психологическое просвещение и взаимодействие всех специалистов, осуществляющих сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра; психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Комплекс игр и упражнений для детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра, направленных на формирование коммуникативной деятельности, предполагает расширение активного и пассивного словаря детей, приобретение навыка целенаправленного адекватного использования вербальных и невербальных средств общения, улучшения состояния крупной, мелкой моторики как части навыков необходимой для формирования вербального и невербального компонента коммуникативной деятельности.
Важно отметить, что после проведенной коррекционной работы, направленной на формирование коммуникативной деятельности у детей с РАС и анализа данных полученных по итогам проведения контрольного среза мы обнаружили что у детей наблюдалось значительное повышение уровня сформированности коммуникативной деятельности. Практически все дети, находящиеся на низком уровне, приобрели навыки общения, соответствующие среднему уровню. Небольшое количество детей, у которых наблюдался небольшой запас слов, словосочетаний и которые при этом находились на среднем уровне, повысили уровень своих навыков коммуникации до высокого уровня. Все же осталась группа детей (6 детей), которая не смогла повысить свой уровень коммуникации, оставшись на низком и среднем уровне, при этом хотелось бы отметить, что у этой группы качественно повысились навыки по всем показателям сформированности коммуникативной деятельности. Все дети стали целенаправленно обращаться с просьбами к партнеру, отвечать на вопросы как вербальным, так и невербальным способом, расширился запас слов пассивного словаря.
Применение воспитателями разработанных игр и упражнений, проводимых в подгрупповой форме, способствует формированию коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра.
Систематическое проведение консультаций для родителей по различным вопросам формирования коммуникативной деятельности, способствует закреплению и быстрому приобретению навыков общения у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом в ходе проведенного исследования нами была достигнута поставленная цель, решены задачи, необходимые для ее достижения и подтверждена гипотеза о том, что формирование коммуникативной деятельности у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра возможно при организации специальных психолого-педагогических условий.



1. Аксенова, О.Ж. «Расширяя границы»: опыт создания школы по коммуникации для родителей в отделении раннего вмешательства в г. Архангельск [Текст] / О.Ж. Аксенова, С.В. Лещенко // «Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии». Сборник статей международной научно-практической конференции. СПб., 18-20 сент. 2014 г.
- СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 103-107.
2. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Е.И. Алексеева, С.В. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 3. - С. 33-37.
3. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. [Текст] : сб. ст. / ред.-сост. В. Рыскина.
- СПб. : Издательство - Торговый Дом «Скифия», 2016. - 288 с.
4. Аникушина, Е.А. Применение альтернативных средств коммуникации (пиктограмм) в обучении детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.А. Аникушина, // Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» СПб., 27-29 нояб. 2013 г. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 129-133.
5. Аникушина, Е.А. Трудности введения средств альтернативной коммуникации в образование и социализацию детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями [Текст] / Е.А. Аникушина //
«Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии». Сборник статей международной научно-практической конференции. СПб., 18-20 сент. 2014 г. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 175-178.
6. Асикритова, Е.А. Использование дополнительной, альтернативной и поддерживающей коммуникации при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (из опыта работы) [Текст] / Е.А. Асикритова, Е.А. Перешеина, Л.М. Соловьева // Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Спб., 27-29 нояб. 2013 г. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 134-138.
7. Баенская, Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи. [Текст] / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Никольская О.С. - Изд. 8-е - М. : Теревинф, 2014. - 288 с.
8. Баенская, Е.Р. Дети и подростки с аутизмом: Психологическое сопровождение [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М. : Теревинф, 2011. - 224 с.
9. Баенская, Е.Р. Закономерности раннего эмоционального развития в норме [Электронный ресурс] / Е.Р. Баенская // Режим доступа http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19 (Дата обращения: 12.11.2016)
10. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Текст] / Е.Р. Баенская. - М. : Теревинф, 2014. - 112 с.
11. Баенская, Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода [Текст] / Е.Р. Баенская, О.С. Никольская // Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 14-22.
12. Баенская, Е.Р. Разделенное переживание - путь терапии детского аутизма [Электронный ресурс] / Е.Р. Баенская // Альманах института коррекционной педагогики. - 2014. - №20. - С. 124-134.
13. Баенская, Е.Р. Раннее аффективное развитие детей с аутизмом [Электронный ресурс] / Е.Р. Баенская // Режим доступа http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19 (Дата обращения: 12.11.2016).
14. Барбера, М.Л. Детский аутизм и вербально -поведенческий подход [Текст] / М.Л. Барбера, Т. Расмуссен; пер. Д. Сергеев. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. - 304 с.
15. Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я [Текст] / Б. Беттельхейм; пер. с англ. - М. : Академический проект: Традиция, 2004. - 784 с.
16. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика [Текст] / О. Богдашина. Донецк: Лебедь, 1999. - 124с.
17. Бонди, Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS [Текст] / Э. Бонди, Л. Фрост. - М. : Теревинов, 2011. - 416 с.
18. Бонди, Э. Мифы и неверные представления, связанные с PECS [Текст] / Э. Бонди // «Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра». Сборник статей. СПб. : Издательско - Торговый Дом «Скифия», 2016. - С. 153-212.
19. Браткова, М. Методические рекомендации для организации и проведения педагогических занятий с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОО [Текст] / М. Браткова, О. Караневская // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С. 76¬80.
20. Веденина, М.Ю. Обзор основных зарубежных подходов к
оказанию психолого - педагогической помощи детям с аутизмом [Электронный ресурс] / М.Ю. Веденина // Режим доступа
http: //alldef.ru/ru/articles/almanah-19/obzor-osnovnyh-zarubezhnyh (Дата
обращения: 12.11.2016).
21. Виноградова, К.Н. Речь и коммуникация при расстройствах
аутистического спектра [Электронный ресурс] / К.Н. Виноградова// Режим доступа http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/obzor-osnovnyh-zarubezhnyh
(Дата обращения: 17.12.2016).
22. Виноградова, К.Н. Этиология расстройств аутистического спектра [Электронный ресурс] / К.Н. Виноградова// Режим доступа PsyJournals.ru(Дата обращения: 10.10.2016)
23. Власова, Л.И. Коммуникативные игры на занятиях по подготовке к
школе детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / Режим доступа http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/obzor-osnovnyh-
zarubezhnyh (Дата обращения: 17.12.2016).
24. Выготский, Л.С. Лев Выготский: Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2011. - 640 с.
25. Горбачевская, Н.Л. Особенности зрительного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Н.Л. Горбачевская, Д.С. Переверзева // Современная зарубежная психология. - 2013. № 2. - С. 130-139.
26. Гринспен, С. На ты с аутизмом [Текст] / С. Гринспен, С. Уидер; пер. А.А. Ильин- Томич. - М. : Теревинф, 2016. - 512 с.
27. Громова, О.Е. Начальные этапы развития словесной коммуникации[Текст] / О.Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015.- № 8. - С. 33-39.
28. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми [Текст] / Т. Делани; пер. с англ. В.И. Дегтярева. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. - 272 с.
29. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Составитель Л.М. Шипицина. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - СПб. : Дидактика Плюс, 2001. - 368 с.
30. Забозлаева, И.В. Клинико-динамические особенности
когнитивных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / И.В. Забозлаева, Е.В. Малинина, Г.В. Мануйлов, Т.Н. Саблина, А.А. Сединкин // Режим доступа Cyberleninka.ru/article/n(Дата обращения: 23.10.2016).
31. Зиглер, Д.Д. Теории личности [Текст] / Д.Д. Зиглер, Л.А. Хьелл. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2014. - 607 с.
32. Ильченко, Н.В. Отбор психодиагностического инструментария для изучения представлений о мире у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Н.В. Ильченко // Дефектология. - 2015. № 4. - С. 54-62.
33. Караневская, О.В. Особенности обучения использованию средств дополнительной коммуникации детей, имеющих тяжелые нарушения развития [Текст] / О.В. Караневская// «Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии». Сборник статей международной научно¬практической конференции. СПб., 18-20 сент. 2014 г. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 129-134.
34. Козорез, А.И. Описание методики оценки базовых речевых и
учебных навыков (Assessment of Basic language and Learning Skills Revisited, АВПк8:К)[Электронный ресурс] / А.И. Козорез, М.Л. Семенович, Н.Г. Манелис, А.В. Хаустов, Е.В. Морозова // Режим доступа http://psyjournals/ru/autism/2015/n3/semenovich_manelis_khaustov (Дата
обращения: 17.12.2016).
35. Козорез, А.И. Описание методики оценки базовых речевых и
учебных навыков (Assessment of Basic language and Learning Skills Revisited, АВкк8:К)[Электронный ресурс] / А.И. Козорез, М.Л. Семенович, Н.Г. Манелис, А.В. Хаустов, Е.В. Морозова // Режим доступа http://psyjournals/ru/autism/2015/n4/semenovich_manelis_khaustov (Дата
обращения: 17.12.2016).
36. Костин, И.А. Самосознание у людей с аутизмом: наблюдения и попытки развития [Текст] / И.А. Костин // Дефектология. - 2014. - № 6. - С. 38-43.
37. Лазина, Е. Коммуникация - это не только слова. Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов. Коммуникация с помощью картинок [Электронный ресурс] / Режим доступа fgosovz24.ru(Дата обращения: 25.11.2016).
38. Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления [Текст] / К.С. Лебединская, О. С. Никольская. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с
39. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : Либроком, 2014. - 216с.
40. Либлинг, М.М. Игра в коррекции детского аутизма [Электронный ресурс] / М.М. Либлинг // Режим доступа http://alldef.ru/ru/articles/almanah-20 (Дата обращения: 17.12.2016).
41. Либлинг, М.М. Проблема выбора методов коррекционной помощи при аутизме и расстройствах аутистического спектра [Текст] / М.М. Либлинг // Дефектология. - 2015. - № 3. - С. 3-7.
42. Либлинг, М.М. Десять аргументов против АВА-терапии [Текст] / М.М. Либлинг // Дефектология. - 2014. - № 2. - С. 3-13.
43. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 384 с.
44. Лиф, Р. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме [Текст] / Р. Лиф, Д. Макэнен, перевод с англ. Под общей редакцией Л.Л. Толкачева. - М. : ИП Толкачев, 2016. - 608 с.
45. Лущекина, Е.А. Опыт использования карточек в обучении простым диалогам ребенка с атипичным аутизмом [Электронный ресурс] / Е.А. Лущекина // Режим доступаhttp://alldef.ru/ru/articles/almanah-19 (Дата обращения: 17.12.2016).
46. Максимчук, В.Г. Вопросы использования альтернативных и дополнительных средств коммуникации для детей с нарушениями аутистического спектра [Текст] / В.Г. Максимчук // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции. СПб., 18-20 сент. 2014 г. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 51-56.
47. Макушкин, Е.В. Расстройства аутистического спектра диагностика, лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения) [Электронный ресурс] / Е.В. Макушкина, Н.В. Симашкова // Режим доступа psychiatr.ru/news/411(Дата обращения: 25.11.2016).
48. Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация [Текст] / О.В. Матвеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015.- № 7. - С. 42- 47.
49. Мелешкевич, О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА) : принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями в развития [Текст] / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. - Самара : Издательский Дом «Бахрах- М», 2015. - 208 с.
50. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте: Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10 [Текст] / А.Н. Моховикова, А.А. Северного. - М. : Смысл; СПб. : Речь, 2003. - 408 с.
51. Морозов, С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра [Текст] : учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования / С.А. Морозов. - М. : Добрый век, 2014. - 448 с.
52. Морозов, С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии [Текст] / С.А. Морозов. - М. : Добрый век, 2010. - 102 с.
53. Морозова, С.С. Основные аспекты использования АВА при аутизме [Текст] / С.С. Морозова. - М. : Добрый век, 2013. - 363 с.
54. Мысаковска-Адамчик, А. Коммуникация как фундамент развития и образования. Коммуникация для всех учеников [Текст] / А. Мысаковска- Адамчик // Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Спб., 27-29 нояб. 2013 г. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 144-147.
55. Мысаковска-Адамчик, А. Ранняя помощь в развитии коммуникации - совместная работа терапевтов с родителями неговорящих детей [Текст] / А. Мысаковска-Адамчик // Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. Сборник статей. - СПб. : Издательско - Торговый Дом «Скифия», 2016. - С. 273-286.
56. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 2001. - 640 с.
57. Никитина, Ю.В. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс] / Ю.В. Никитина, Е.Н. Солдатенкова // Режим доступа elibrary.ru(Дата обращения 12.01.2017).
58. Никольская, О.С. Изучение проблемы детского аутизма в России [Текст] / О.С. Никольская // Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 23-33.
59. Никольская, О.С. Дети с аутизмом: варианты развития [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015.- № 1. - С. 25-32.
60. Никольская, О.С. Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме [Электронный ресурс] / О.С. Никольская// Режим доступаhttp://alldef.ru/ru/articles/almanah-18(Дата обращения: 17.12.2016).
61. Никольская, О.С. Структура нарушения психического развития при детском аутизме [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Режим доступаhttp://alldef.ru/ru/articles/almanah-18(Дата обращения: 17.12.2016).
62. Никольская, О.С. Изучение проблемы детского аутизма в России [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Режим доступа http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19 (Дата обращения: 17.12.2016).
63. Никольская, О.С. Особенности психического развития детей с аутизмом [Электронный ресурс] / О.С. Никольская, М.Ю. Веденина // Режим доступаhttp://alldef.ru/ru/articles/almanah-18(Дата обращения: 17.12.2016).
64. Нищева, Н.В. Комплексная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: 3-е изд. Перераб. и доп. В соответствии с ФГОС ДО [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб. : ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. - 240 с.
65. Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей [Текст] / С. Ньюмен; пер. Н.Л. Холмогорова. - М. : Теревинф, 2015. - 236 с.
66. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы [Текст] / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М. : МГППУ, 2012. - 80 с.
67. Общие расстройства психологического характера [Электронный ресурс] / Международная классификация болезней 10-й пересмотр. - Электрон. дан. - М., 2012-2014. Режим доступа: ййр://мкб-10.рф/йе1дк1у- tserebralnyyparalich/(Дата обращения 08.09.2016).
68. Подоплелова, Ю.В. Обучение детей с множественными нарушениями развития формы коммуникации [Текст] / Ю.В. Подоплелова // Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» СПб., 27-29 нояб. 2013 г. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014.
- С. 148-152.
69. Проничкина, О.А. Основные направления психолого-педагогической работы с аутичными детьми [Текст] / О.А. Проничкина, // Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Спб., 27-29 нояб. 2013 г. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014.
- С. 114-116.
70. Распространенность расстройств аутистического спектра на территории Самарской области [Электронный ресурс] : Режим доступа : autismvsamare.ru/ Дата обращения: 01.10.2016.
71. Расстройства аутистического спектра у детей. Научно¬практическое руководство [Текст] / Под редакцией Н.В. Симашковой. - М. : Авторская академия, 2013. - 264 с.
72. Рубанов, О.В. Развитие коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами традиционного детского фольклора [Текст] / О.В. Рубанов // Дефектология. - 2015. - № 2. - С. 34-44.
73. Рубинштейн, С.Л. Сергей Рубинштейн: Основы общей
психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2015. - 713 с.
74. Рыскина, В.Л. Развитие знаковой коммуникации у детей с ограниченными возможностями использования вербальной речи [Текст] / В.Л. Рыскина, С.Н. Цейтлин // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно¬практической конференции. СПб., 18-20 сент. 2014 г. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 68-75.
75. Сандберг, М. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития. Протокол [Текст] / М. Сандберг; пер. с англ. С. Доленко. - М. : Издательство «MEDIAL», 2013. - 108 с.
76. Сандберг, М. Протокол оценки вех развития вербального
поведения и построения индивидуального плана вмешательства. Протокол [Текст] / М. Сандберг; пер. с англ. С. Доленко. - М. : Издательство
«MEDIAL», 2013. - 386 с.
77. Семянникова, А.А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы [Электронный ресурс] / А.А. Семянникова // Режим доступаhttp:// Cyberleninka.ru(Дата обращения: 17.12.2016).
78. Сизова, О.Б. Альтернативная коммуникация или речь: обоснование выбора [Текст] / О.Б. Сизова // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно- практической конференции. СПб., 18-20 сент. 2014 г. - СПб. : Изд- во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 60-67.
79. Смычек, А. Коммуникация как основа образования учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / А. Смычек // Школьное обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 28- 29.
80. Солдатенкова, Е.Н. Обзор зарубежных подходов к развитию коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е.Н. Солдатенкова // Современная зарубежная психология. - 2013. Т. 3.- № 3. - С. 52-64.
81. Стадсклейв, К. Обследование и оценка развития детей, нуждающихся в альтернативных и дополнительных средствах коммуникации [Текст] / К. Стадсклейв // «Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра». Сборник статей. - СПб. : Издательско - Торговый Дом «Скифия», 2016. - С. 73-118.
82. Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С. Течнер, Х. Мартинсен. - М. : Теревинов, 2014. - 432 с.
83. Течнер, С. Поддержка дополнительной и альтернативной коммуникации [Текст] / С. Течнер; пер. Е. Козловой // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции. СПб., 18-20 сент. 2014 г. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 76-87.
84. Фощунова, Н.А. Влияние структурированной окружающей среды на формирование коммуникативных инициатив невербального ребенка в процессе его обучения использованию средств альтернативной коммуникации: разбор конкретного случая [Текст] / Н.А. Фощунова // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции. СПб., 18-20 сент. 2014 г. - СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. - С. 163-172.
85. Хаустов, А.В. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс] / А.В. Хаустов // Режим доступа PsyJournals.ru(Дата обращения : 14.02.2017).
86. Шпицберг, И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] / И.Л. Шпицберг // Режим доступа PsyJournals.ru(Дата обращения : 14.02.2017).
87. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behiavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения: 4 - е изд. [Текст] / Р. Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. - 208 с.
88. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст] / Е.А. Янушко. - М. : Теревинф, 2004. - 136 с.
89. Gutstein S.E. Relationship Development Intervention with Young
Children [Electronic resource]: Social and emotional Development Activities for Asperger Syndrome, autism, PDD and NLD. Philadelphia, PA: Jessica Kingsley Publishers, 2002. 331 p. Available at:http://www.google.ru/books?id=
K2Qm2zX60V8C&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepag e&q&f=false (Accessed: 15.09.2016).
90. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact [Electronic resource]. Nervous Child, 1943. Vol. 2, no. 3, pp. 217-250. Available at: http://neurodiversity.com/library_kanner_1943.pdf (Accessed: 15.09.2015).
91. Miller A. The Miller Method [Electronic resource]: Developing the
Capacities of Children on the Autism Spectrum. Philadelphia, PA: Jessica Kingsley Publishers, 2007. 320 p. Available at: http://www.google.ru/books? id=dy9VvKRQugwC&printsec=frontco6 ver&hl=ru#v=onepage&q&f=false
(Accessed: 15.09.2016).
92. Schopler E., Mesibov G.B. Communication problems in autism [Electronic resource]. New York: Plenum Press, 1998. 333 p. Available at: http://www.google.ru/booksid=8LbxJz5dlFAC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=one page&q&f=false (Accessed: 15.09.2016).
93. Shapiro T., Ginsberg G. The Speech of a Schizophrenic Child From
Two to Six [Electronic resource]. American Journal of Psychiatry, 1972. Vol. 128, no. 11, pp. 1408-1414. Available at: http://journals.psychiatryonline.
org/article.aspx?articleid=152736 (Ac6cessed: 15.09.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ