Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Работа №54135

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
352
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования позитивной Я- концепции подростков из приемной семьи
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «Я-концепция» 11
1.2 Особенности Я-концепции подростков из приемной семьи 27
1.3 Психолого-педагогические условия формирования позитивной Я-
концепции подростков из приемной семьи 32
Выводы по главе 1 41
Глава II. Экспериментальная работа по формированию позитивной Я- концепции подростков из приемной семьи
2.1 Организация и методики исследования 43
2.2 Изучение сформированности Я-концепции подростков из приемной семьи 48
2.3 Апробация психолого-педагогических условий формирования
позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи 62
2.4 Анализ результатов проведенной психолого-педагогической работы.70
Выводы по II главе 81
Заключение 84
Библиографический список литературы 87

Актуальность исследования. Подростковый возраст всегда привлекал к себе внимание исследователей, так как является одним из самых трудных, ответственных в жизни ребенка и его родителей. Это этап психического и психологического развития человека, переход между детством и взрослостью [1,с.138].
Согласно Л.И. Божович [11], в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе, возникает желание познать себя, свои личностные качества, а также происходит сравнение себя с другими людьми.
Одним из важнейших отличительных признаков подросткового возраста являются фундаментальные изменения, которые происходят в самосознании подростка и имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.
По мнению многих исследователей, изучающих подростков, интимно-личностное общение доминирует как основная деятельность: возникает самосознание, происходит переосмысление ценностей, усвоение социальных норм и ролей, постепенно формируется Я-концепция [4, с.211].
Изучение Я-концепции способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения подростка. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, являясь также регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я- концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации.
Приемные дети испытывают большие трудности в адаптации к внешним условиям. Очень часто наблюдается нарушение социализации в широком смысле этого слова. Они не могут адаптироваться к незнакомым условиям, к новым обстоятельствам [16, с.258].
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени, особенно с приемными детьми.
Состояние разработанности проблемы исследования. В настоящее время исследование Я-концепции не теряет своей актуальности, так как научное понятие Я-концепции вошло в специальную литературу сравнительно недавно. В отечественной психологической школе исследования Я-концепции в основном концентрировались вокруг двух групп вопросов, первая из которых - изучение общетеоретических и методологических аспектов становления самосознания в контексте более общей проблемы становления и развития личности; вторая - более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Этим вопросам уделили свое внимание такие исследователи, как Б.Г. Ананьев [4, 5], Л.И. Божович [11], А.Н. Леонтьев [37], С.Л. Рубинштейн [62, 63], А.Г. Спиркин [68], В.В. Столин [69, 70], И.И. Чеснокова [73] и др.
Отдельно следует выделить работы И.С. Кона [28], в которых были удачно синтезированы философские, общепсихологические, социально-психологические и историко-культурные аспекты проблематики изучения Я-концепции и которые открыли новые сферы этой, пожалуй, одной из старейших областей исследования психологической науки.
Зарубежная литература по этой проблематике также чрезвычайно богата и разнообразна - эти вопросы так или иначе затрагивают в своих работах Р.Бернса [9, 10], У. Джеймса [19], К. Роджерса [60, 61], Э. Эриксона и т.д. [77].
Наиболее полное отражение Я-концепция получила в книге Р. Бернса [9] «Развитие Я-концепции и воспитание».
Исследованием изменений, происходящих в сфере самосознания подростка, развития их Я-концепции занимались Б.Г. Ананьев [4], Л.И. Божович [11], А.Н. Леонтьев [37], Ю.М. Орлов [52], С.Л. Рубинштейн [63], П.М. Якобсон [79] и др.
К числу исследователей, изучающих детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, необходимо отметить В.С. Мухину [49], А.М. Прихожан [56], Н.Н. Толстых [57] и др.
Хочется отметить, что исследование Я-концепции подростков из приемных семей, является не только актуальным, но и социально-значимым. Несмотря на широкий круг исследований Я-концепции подростков, вопросы формирования позитивной Я-концепции подростков именно из приемной семьи не нашли достаточного изучения.
В связи с этим возникает противоречия между потребностью современной школы в организации психолого-педагогических условий формирования позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи.
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования позитивной Я- концепции подростков из приемной семьи?
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий формирования позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи.
Объект исследования - процесс формирования позитивной Я- концепции подростков из приемной семьи.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи.
Гипотеза исследования: процесс формирования позитивной Я- концепции подростков из приемной семьи будет успешным если:
- опираться на структурные компоненты Я-концепции;
- учитывать особенности Я-концепции подростков из приемной семьи;
- разработать и реализовать соответствующие психолого-педагогические условия формирования позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи, а именно:
1) Оказание помощи подростку в осознании самого себя и принятию своей личности подростком посредством ведения личного дневника «Я познаю себя».
2) Работа с приемной семьей по укреплению детско-родительских отношений, используя психолого-педагогические методы и формы взаимодействия: упражнения, беседа, игровые методы (ролевые игры).
3) Разработка и апробация авторской программы формирующего
эксперимента «Счастье быть собой», включающей разнообразные методы психолого-педагогического взаимодействия с подростками: беседы, элементы психологического тренинга, групповая работа с детьми в режиме диалога, игровые методы, методы арт-терапии.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования ставились для решения следующие задачи:
1. Раскрыть содержание и сущность понятия «Я - концепция».
2. Определить особенности Я-концепции подростков из приемной семьи.
3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку
эффективности психолого-педагогических условий по формированию позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основополагающие теории проблем личности У. Джеймса [19], символический интеракционизм Ч. Кули [34] и Дж. Мида [46, 47],
представления об идентичности, развитые Э. Эриксоном [77] и феноменалистическая психология К. Роджерса [60, 61] основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович [11], Л.С. Выготский [15], B.C. Мухина [49], Д.Б. Эльконин [76] и др.), научные положения о структурной организации самосознания (Б.Г. Ананьев [4], В.П. Зинченко [25], А.Н. Леонтьев [37], В.С. Мерлин [45], А.Б. Орлов [53], С.Л. Рубинштейн [62, 63], А.Г. Спиркин [68], В.В. Столин [68, 69], И.И.Чеснокова [73] и др.),
самопознания, саморегуляции и самоконтроля (В.И. Моросанова [48], Ю.М. Орлов [53]), самоутверждения (А. Адлер [3], А. Маслоу [44], Г .Олпорт [52], К. Роджерс [60,61] и др.), самооценки (Л.В. Бороздина [12], А.В. Захарова [24], А.И. Липкина [38] и др.), образа Я (И.С. Кон) [28, 29], становлении Я-концепции субъекта (В.С. Агапов [2], Р. Бернс [9, 10], У. Джеймс [19], М. Кун [35], А. Маслоу [44], Г. Олпорт [52], А.А. Реан [59], Б. Шенклер [74], Т. Шибутани [75] и др.).
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, классификация, моделирование);
- эмпирический (тестирование, педагогический эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная базой стал ГБУ «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей г. Казани». Всего в исследовании приняло участие 13 подростков, в возрасте 12-16 лет и 9 родителей.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
Первый этап - поисково-теоретический (2015 по 2016 г.г.), связанный с изучением и анализом литературы по проблеме исследования. Выявлялось состояние данной проблемы в теории и на практике, исследовались особенности подростков, воспитывающихся в приемной семье.
На втором этапе - опытно экспериментальном (2016 г.) проводилась диагностика Я-концепции подростков из приемной семьи и проводился формирующий эксперимент. Проводился углубленный анализ данных и систематизация материала, полученного в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы.
На третьем этапе - обобщающем (2016-2017г.г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические выводы, логически выстраивался текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий по формированию позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи.
Теоретическая значимость заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования позитивной Я-концепции.
Практическая значимость состоит в том, что разработанные программ может использоваться в практике социальных педагогов, педагогов - психологов, работающих с приемными детьми. Кроме того, она также будет полезна для специалистов, осуществляющих подготовку и сопровождение воспитанников государственных учреждений к жизни в замещающей семье, и службам сопровождения замещающих семей.
Некоторые аспекты программы могут использоваться в качестве рекомендаций для самих родителей.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием методов и форм воспитания, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической и статистической обработкой результатов экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями структурных компонентов Я-концепции подростков из приемной семьи; подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости р<0,05 и р<0,01.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях:
1. Международная научно - практическая конференция, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака «Социально - педагогические технологии работы с различными категориями детей» (сертификат участника).
2. Участие во II Международной олимпиаде по социальной педагогике «Права ребенка в современном мире», посвященной памяти Януша Корчака, среди студентов образовательных организаций, осуществляющих подготовку по профилю или специальности «Социальная педагогика» в Институте психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет. (5-7 апреля 2017г.) (сертификат участника).
3. Итоговая научная конференция студентов КФУ 2017 года, секция «Научные исследования и разработки молодых исследователей» (диплом 1 степени).
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
Консбаева Р.И. Специфика Я-концепции подростков, воспитывающихся в приемной семье / А.Р. Дроздикова-Зарипова, Р.И. Консбаева // Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей: сборник междунар. научно-практической конф. - Казань: Изд-во «Отечество«, 2016. - С. 78-85.
Принята к публикации статья «Педагогические условия формирования позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи» в сборник статей и тезисов студентов КФУ - 2017.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Я-концепция - это совокупность представлений индивида о себе, которая включает убеждения, оценки и тенденции поведения. Следовательно, Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.
Значение изучения Я-концепции трудно переоценить, особенно в подростковом возрасте. Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что Я-концепция выступает основой человеческого поведения. Люди, которые разбираются в себе, знают о своих личностных качествах, могут выстроить весьма гибкую и приспособленную к различным обстоятельствам стратегию поведения. Они также с легкостью находят свое место в обществе.
Изучение Я-концепции подростков из приемной семьи, приобретает не только теоретическую значимость, но и социальную. В последние годы, в нашей стране, приемные семьи все больше становятся альтернативой институциональному воспитанию в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для более успешной адаптации ребенка в приемной семье, для создания психологического комфорта и укрепления детско-родительских отношений, необходимы определенные условия, способствующие осознанию своего Я, самопознанию, самоактуализации и принятию себя.
Далее представим результаты решения поставленных задач:
1. Определить содержание и сущность понятия «Я - концепция».
Я - концепция - сложная динамическая система, формирование которой складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения, состоящая из четырех поведенческого.
2. Определить особенности Я-концепции подростков из приемной семьи.
Важной отличительной характеристикой подростков из приемной семьи является чрезмерное стремление в самостоятельности и автономии. Что проявляется в их желании доминировать и показывать свою значимость окружающим. Поэтому для них первостепенное значение имеет оценка окружающих.
Такие подростки редко задумываются о будущем и еще реже говорят о своих дальнейших перспективах. Хотя обладают достаточным самопониманием и способны к рефлексии.
3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи.
Психолого-педагогическими условиями формирования позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи являются:
A) Оказание помощи подростку в осознании самого себя и принятию своей личности подростком посредством ведения личного дневника «Я познаю себя».
Б) Работа с приемной семьей по укреплению детско-родительских отношений, используя психолого-педагогические методы и формы взаимодействия: беседа, игровые методы (ролевые игры).
B) Разработка и апробация авторской программы формирующего эксперимента «Счастье быть собой», включающей разнообразные методы психолого-педагогического взаимодействия с подростками: беседы, элементы психологического тренинга, групповая работа с детьми в режиме диалога, игровые методы, методы арт-терапии.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности психолого-педагогических условий по формированию позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи.
В процессе нашей исследовательской работы была выявлена статистически достоверная положительная динамика по всем компонентам Я-концепции подростков из приемной семьи.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что предложенные психолого-педагогические условия являются эффективными для формирования позитивной Я-концепции подростков из приемной семьи. Наша гипотеза подтвердилась.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова.- М.: Академический проект: Альма Матер, 2005. -296 с.
2. Агапов В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности / В.С.Агапов.- М.: Владос, 2006 - 245 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - СПб.: Академический Проект, 2011. - 240 с.
4. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г.Ананьев.- М.: Юрайт,1948 - 256 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г.Ананьев,
А.А. Бодалева и др.- М.: Педагогика,1980.- 211 с.
6. Багандова Г.Х. Каузальная атрибуция достижений подростков, воспитывающихся в условиях вне семьи: монография / Г.Х.Багандова. - Ярославль: Академия, 2011.-106 с.
7. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений /С.А. Баклушинский. - М.: Развитие, 1996. - 119 с.
8. Беляева Л.А. Построение "Я-Концепции" как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников / Л.А.Беляева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 91. - С.80-89
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Р. Бернс. - М.: Прогресс, 2010. - 263 с.
10. Бернс Р. Что такое Я - концепция / Р.Бернс // Психология самосознания. - 2003. - С.333-393.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович.- СПб.:Питер,2008. - 400 с.
12. Бороздина Л.В. Самооценка в первой зрелости/ Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова // Вестник МГУ. Психология. - 1990. - № 2.- С. 24-37.
13. Варга А.Я. Системная семейная терапия: краткий лекционный курс/ А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001.-32с.
14. Викдорова Н.А. Особенности содержательных характеристик суверенности подростков, воспитывающихся в приемных семьях/ Н.А.Викдорова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.- 2016.-
№ 124.- С. 708-719.
15. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры/ Л.С. Выготский.- М.: МОДЭК, 1996. - 512 с.
16. Вяткина Л.Б. Психологические особенности готовности к обучению в школе детей из приемной семьи / Л.Б. Вяткина, А.В. Краснов // Своременные проблемы науки и образования. - 2008.- С.256-261.
17. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф.дис . канд.психол.наук. / Н.И.Гуткина- Москва: МГУ, 2010.- 190 с.
18. Дементьева И.Ф. Приемная семья - институт защиты детства / И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олифренко. - М.: ГОС НИИ семьи и воспитания, 2000 - 127 с.
19. Джеймс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской.- М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
20. Долгова В.И. Формирование эмоциональной устойчивости /
В.И.Долгова.- СПб.: Питер, 2000. - 167 с.
21. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростков /Т.В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника. - 1961- С.83-87.
22. Дьяченко О.М. Как развивается подросток? / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.
23. Екимов А. А. Исследование психолого-педагогического формирования «Я-концепции» учащихся в старшем подростковом возрасте / А.А.Екимов // Научно-методический журнал «Концепт».- 2015.- С. 36-40.
24. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки/ А.В. Захарова // Вопросы психологии. - 1989.- № 1.- С. 5-14.
25. Зинченко В.П. Человек развивающийся / В.П. Зинченко, Е.Б.Моргунов // Очерки российской психологии. - 1994.- С.300- 304.
26. Кваде В. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка / В. Кваде, В.П. Трусов // Вопросы психологии. - 1980.- № 3.- С.234-250.
27. Колядин А.П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке/А.П.Колядин.- М.: Флинта, 2010. - 50 с.
28. Кон И. С. Проблема человеческого «Я» в психологии и литературе / И.С.Кон // НТР и развитие художественного творчества. - 1980. - С. 30-37.
29. Кон И. С. Психология ранней юности / И.С.Кон - М.: Просвещение, 1989. - 255с.
30. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 2008. - 335 с.
31. Кон И.С. Открытие "Я" / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1978. - 367с.
32. Королева А.Ф. Социально - психологические особенности подросткового возраста / А.Ф.Королева, Н.С.Королева //Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016.-№118-3.-С.76-78.
33. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг.- СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
34. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули.- М.: Идея-Пресс,2000. - 309 с.
35. Кун М. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М. Кун, Т. Макпартленд // Современная зарубежная социальная психология. - 1984. - С. 180-188.
36. Левушкин А.Л. Усыновление в России, государствах- участниках Содружества Независимых Государств и Балтии / А.Л. Левушкин.- Ульяновск: УЛГУ, 2010. - 134 с.
37. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения/ А.А. Леонтьев // Семантическая структура слова.- 1971. - С.123-139.
38. Липкина А.Н. Психология самооценки школьника: автореф. дис. д-ра психол. наук./А.Н. Липкина-М.: Просвещение, 1996. - 119 с.
39. Лысенко А.В. Психолого-педагогические условия
формирования ценностных ориентаций будущего учителя музыки: дисс... канд. пед. наук / А.В.Лысенко. - Майкоп, 2005. - 203с.
40. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов
/А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.
41. Малыхин А. О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения / А. О. Малыхин. - Киев: Проспект, 2000. - 210 с.
42. Мантрова М.С. Развитие «Образа Я» современных подростков: автореф. дис. / М.С. Мантрова. - Оренбург. - 2013. - 109 с.
43. Мантрова С.М. Ситуация успеха как фактор развития позитивного образа Я современного подростка / С.М. Мантрова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 2 (151). -С. 151-158.
44. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2007. - 94 с.
45. Мерлин B.C. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 448 с.
46. Мид Дж. Г. Объективная природа перспектив / Дж. Г. Мид.- М.: изд.Высшей Школы Экономики, 2014. - 520 с.
47. Мид Дж. Г. Теория «Я» и психологическая антропология/ Дж. Г. Мид // Социальная психология и общество . - 2011. - № 1. - С. 25-40.
48. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - С. 132-144.
49. Мухина В.С. Лишенные родительского попечительства / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991. - 103 с.
50. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности/ А.А. Налчаджян. - Ереван: Академия, 1988. - 103с.
51. Обухова Л. Ф. Детская Психология / Л. Ф. Обухова. - Москва: Юрайт, 2013. - 460 с.
52. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт.- М.: Смысл, 2002. - 461с.
53. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека /А.Б. Орлов // Вопросы психологии .- 1995. - № 2. - С. 5-19.
54. Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: монография / С. Н. Павлов. - Магнитогорск: МГТУ, 1999. - 23 с.
55. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма
субъектности /В.А. Петровский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.- 512 с.
56. Прихожан А.М. Общая психология / А.М.Прихожан. - СПб.: Питер, 2005.- 212 с.
57. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
58. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
59. Реан А.А. /Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум - СПб.: Питер, 2001. - 136 с.
60. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека /
К. Роджерс.- М.: Прогресс, 1997. - 300 с.
61. Роджерс. К. Психология познания как самостоятельное направление исследований. / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1977. - 202 с.
62. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь/ С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии.- 1998. -С. 634-644.
63. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологий / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989.- 328 с.
64. Сверчков А. В. Организационно-педагогические условия
формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов / А. В. Сверчков // Молодой ученый.-2009. - № 4. -С. 279-282.
65. Свиденская Г.Н. Теоретический анализ психологических особенностей развития компонентов самосознания личности в подростковом возраст/ Г.Н. Свиденская // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов . - 2015.- № 8 (110).-С. 69-72.
66. Синицына А.В. Профессиональная замещающая семья как новая модель воспитания детей, оставшихся без попечения родителей/ А.В. Синицына //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.-2010. - Т.16. - С.160 - 165.
67. Смирнова Е. П. Приемная семья: Как усыновить ребенка / Е.П. Смирнова.- Саратов: АйПиЭр Медиа, 2009. - 95с.
68. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание /А.Г. Спиркин.- М.: Наука, 1972.- 303 с.
69. Столин В.В. Опыт и проблемы психологического консультирования / В.В.Столин.- М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
70. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин.- М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.
71. Столин В.В., Общая психодиагностика / В.В. Столин,
А.А.Бодалев.- Спб.: Речь, 2002. - 440 с.
72. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» / А.Х. Хушбахтов //Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С. 1020-1022.
73. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
74. Шенклер Р.И. Теория личности: Психология личностных конструктов / Р.И. Шенклер.- СПб.: Развитие, 2000. - 248 с.
75. Шибутани Т. Социальная психология. / Т.Шибутани. - М.: Наука, - 1969. - 325 с.
76. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. - М.: Тривола, 2004. - 125 с.
77. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Образование, 1996 - 300 с.
78. Юлдашева Р.М. К проблеме изучения «Я-концепции» и «Я- образа» в подростковом и юношеском возрастах/ Р.М.Юлдашева // Современные научные исследования и разработки.- 2016. -№ 3 (3).- С. 420-422.
79. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон.- Москва: Прогресс, 1998. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ