Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛАХ РОССИИ

Работа №110919

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России 10
1.1 Теоретические аспекты формирования представлений
о государственных символах России у детей старшего дошкольного возраста 10
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей 5-6 лет
представлений о государственных символах России 14
Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России 28
2.1 Выявления уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений
о государственных символах России 28
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России 40
2.3 Определение эффективности педагогических условий формирования у
детей 5-6 лет представлений о государственных символах России 50
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложения 64


В дошкольном возрасте происходит становление личности и формирование гражданских качеств, что служит основой для воспитания патриотизма. Поэтому необходимо с детства прививать детям чувство любви и привязанности к родному краю, природе и культурным ценностям.
По мнению Л.И. Божович и Л.С. Выготского, в дошкольном возрасте у детей очень быстро накапливаются представления о жизни, обществе, взаимоотношениях между людьми.
Гражданское воспитание - воспитание политической и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.
Гражданское воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы патриотического воспитания в детском саду. Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре.
Существуют несколько подходов к определению понятия «гражданское воспитание».
Гражданское воспитание - это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле (Л.К. Мячина, 2013).
Гражданское воспитание - это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица (В.С. Безрукова, 2000).
Гражданское воспитание - это формирование гражданственности как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным (С.М. Вишнякова, 1999).
Таким образом, проблема гражданского воспитания и становления личности как гражданина выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.
Целью образовательного процесса в дошкольных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту.
В Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) гражданское воспитание является одним из направлений патриотического воспитания, как воспитание политической и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающие приоритет общественных и государственных, начал над индивидуальными интересами и устремлениями. Реализация содержания Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) рассматривается нами в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, основной образовательной программы дошкольного образования в дошкольной организации.
Ребенок к 5-6 годам должен иметь представления о том, в какой стране он живет, знать ее государственные символы.
Согласно Концепции дошкольного образования в дошкольном учреждении необходимо проводить специально организованную работу по формированию у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
Ознакомление детей с государственными символами России рекомендуется проводить, используя беседы, чтение литературы, непосредственную образовательную деятельность, игры, составление сюжетных рассказов и т. д. Системообразующими в этом процессе должны стать представления детей 5-6 лет о своей «гражданской позиции» («Я - часть государства»). Гражданская позиция рассматривается как наличие у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о государственном устройстве, символах государства; понимания себя как части государства; способности выражать свое отношение к событиям, происходящим в городе, государстве.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в современном мире дети мало знают о своей стране, о государственных символах России. Общество уделяет большое внимание развитию материальных и духовных ценностей. Патриотизм является одним из важнейших качеств, он включает историю, культуру, экономику, политику каждого народа и страны. Патриотическое воспитание детей очень важный аспект в социализации, этому свидетельствуют законодательные документы, принятые на государственном уровне в России.
Дошкольное образование приобщает детей к нормам общества, семейным традициям, формирует представления о малой Родине и государстве, о государственных символах России.
Проблему патриотического воспитания детей дошкольного возраста изучали: Л.В. Кокуева, Н.С. Крупская, А.С. Макаренко, Л.И. Мищенко, В.А. Сухомлинский, Г.Х. Полеева и др.
Проблема воспитания гражданина, обладающего национальным самосознанием, является в последнее время одной из самых обсуждаемых и изучаемых проблем педагогической науки и практики.
В психолого-педагогической литературе проблема формирования представлений о родной стране представлена достаточно полно. Ученые, занимающиеся данной проблемой, рассматривают данные вопросы в рамках межнационального, гражданского и нравственно-патриотического воспитания: Т.Н. Антонова, Е.П. Арнаутова, Т.Т. Зубова, О.А. Князева, Л.А. Кондрыкинская, А.С. Макаренко, Е.И. Радина, А.П. Усова
В настоящее время в педагогике изучаются новые подходы к вопросу формирования представлений о государственности родной страны, в рамках ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью, Э.К. Сусловой в рамках воспитания культуры межнационального общения. Тему формирования представлений о государственности родной страны разрабатывали также А.Л. Захарчук, С.Г. Назарова и другие. В данных исследованиях раскрываются отдельные стороны ознакомления детей дошкольного возраста с родной страной, рассматриваются методы и приемы работы, которые отображают особенности страны, ее государственные символы.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России и недостаточной разработанностью педагогических условий.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- включение восприятия художественной литературы в совместную деятельность педагога и детей при реализации регионального компонента в режимных моментах;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды
методическими материалами и игровыми атрибутами по теме исследования;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность по формированию у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ психолого -
педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являлись:
- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков);
- концепция социального развития ребенка дошкольного возраста (С.А. Козлова);
- теория формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста (Т.А. Березина, Д.Н. Дубинина, О.Л. Князева, Н.Ю. Майданкина, С.Г. Назарова, Е.К. Ривина, Т. Поштарева и др.).
Новизна исследования состоит в том, что обоснован и определен комплекс педагогические условий формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад № 199 «Муравьишка», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 24 ребенка дети 5-6 лет (экспериментальная и контрольная группы).
Практическая значимость исследования: разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России может быть использованы в практической деятельности педагогами дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (34 источников), 13 таблиц, 3 рисунков, 4 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В данной работе была теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России посредством специально организованной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
На основании выше изложенного, можно сделать ряд выводов.
Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания у детей дошкольного возраста ценностного отношения к родной стране, ее государственной символике. Ценностное отношение к своей стране и ее государственной символике - это значимый компонент дошкольного образования.
Чтение художественной литературы является одним из важных направлений в обучении детей 5-6 лет. С помощью литературы дети получают знания о развитии своей страны, ее символики.
Чтение художественной литературы ставит перед собой цель - сформировать у дошкольников представления о своей стране, ее истории и культуре, познакомить их с государственной символике, а также сформировать любовь к родине и воспитать в них чувство патриотизма.
Во второй главе исследования была проведена экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
Результаты констатирующего этапа показали, что в экспериментальной группе, высокий уровень представлений о государственных символах России был выявлен у двоих детей (16%), остальные не смогли справиться с заданиями, 33% (4 человека) показали средний уровень сформированности представлений о государственных символах России и 50% (6 человек) дети с низким уровнем сформированности представлений о государственных символах России.
В контрольной группе также один ребенок показал высокий уровень (8%), 50% (6 чел.) показали средний уровень и 42% (5 чел.) показали низкий уровень сформированности представлений о государственных символах России.
На формирующем этапе эксперимента было разработано содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России, которое включало в себя решение ряда задач:
- провести работу с педагогами по формированию у детей представлений о родной стране;
- формировать у детей представления о родной стране, о флаге, гербе, гимне, Президенте России в процессе чтения художественной литературы;
- привлечь родителей к взаимодействию с детьми по вопросам формирования представлений о государственных символах России в процессе чтения художественной литературы.
Можно сделать вывод, что в обеих группах на начальном этапе эксперимента преобладает низкий уровень сформированности представлений о государственных символах России. Было выявлено, что у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе совсем не развиты такие показатели как «представления о гербе, флаге, Президенте России», «представления о столице России».
После проведения формирующей работы, согласно полученным данным на этапе контрольного среза, высокий уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России увеличился на 17%, средний уровень увеличился на 8%, низкий уровень уменьшился на 25%.
По результатам диагностики, можно увидеть положительную динамику в формировании у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России.
Таким образом, можно говорить о результативности обоснованных нами педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России, а значит, гипотезу, выдвинутую во введении данного исследования можно считать подтвержденной.



1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://base.garant.ru/70512244/
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации"
(утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). С изменениями от 05.05.2014
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons 158523/
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - М. : Академия, 2009. - 80 с.
4. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОО [Текст] : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. - М. : Учитель, 2012. - 220 с.
5. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] : Учебное пособие / Н.В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2012. - 160 с.
6. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст] : Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2012. - 170с.
7. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / под ред. Г.А. Логвинова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 280 с.
8. Герасина, Е.В. Детская психология [Текст] / Е.В. Герасина. - М. : Владос-Пресс, 2014. - 280 с.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 270 с.
10. Захарчук, А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников [Текст] / А.Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 27-29.
11. Лапина, Н.Г. Родничок - Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Г. Лапина, В.Г. Бусарева, Е.Б. Бычкова. - Тольятти : Форум, 2014. - 102 с.
12. Логинова, Л.В. Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова. - М. : Скрипторий, 2013. - 90 с.
13. Лунина, Г. В., Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст] // Г. В. Лунина. - М. : ЦГЛ. - 2017. - с. 140
14. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду [Текст] / Л.А.Лялина - М. : Сфера 2014. - с. 126
15. Как научить детей любить Родину [Текст] : Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2009. - 168 с.
16. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / Под ред. А.Я. Данилюк,
A. М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М. : «Просвещение», 2016. - 56 с.
17. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой,
B. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал.
Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград : Учитель, 2014. - 40 с.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ «Сфера», 2016. - 466 с.
19. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] : методическое пособие / М.Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 124 с.
20. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе [Текст]: методическое пособие / М.Ю. Новицкая,
С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М. : Дрофа, 2017. - 205 с.
21. Назарова, С.Г. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России [Текст] / С.Г. Назарова // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 12 (75). - С. 13-17.
22. Новицкая, М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе [Текст] : методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М. : Дрофа, 2016. - 260 с.
23. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
24. Поштарева, Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников [Текст] / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С. 14-18.
25. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта 58 дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: минобрауки.рф.
26. Постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 №
201 «О концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.samregion.rU/documents/government_resolution/31.01.2013/skip/4201/21400/?blind=1
Т1. Рыбалова, И.А. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» [Текст] / И.А. Рыбалова // Дошкольное воспитание - 2015. - № 11. - С. 12-16.
28. Спицын, Ю.С. Гражданское воспитание как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Ю.С. Спицын // Труды Международной научно-практической Интернет-конференции «Инновации в образовании: пути и средства реализации». - Пятигорск: ПГЛУ, 2015. // Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-232148.html
29. Сухомлинский, В.А. «Как воспитать настоящего человека». [Текст] / - В.А. Сухомлинский - М.: Педагогика 1990. - с. 435
30. Сухомлинский, В.А. «О воспитании» [Текст] / В.А.Сухомлинский. - М. : Политическая литература,1984. - с. 410
31. Ушинский, К.Д. / Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский, В 2 т. М.; Педагогические статьи 1860. - с. 70
32. Шорыгина, Т. А. Родные сказки [Текст] // Т. А. Шорыгина - М. : Книголюб 2015. - с. 80
33. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2015 - 2020 годы». -
http: //archives.ru/pro grams/patriot 2015. shtml.
34. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ