Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Работа №108284

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 9
1.1 Культура поведения как основа формирования у детей старшего
дошкольного возраста 5-6 лет культурно-гигиенических навыков ... 9
1.2 Педагогические условия, способствующие формированию
у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков 16
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей
5-6 лет культурно-гигиенических навыков 24
2.1 Исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет
культурно-гигиенических навыков 24
2.2 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков 37
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет
культурно-гигиенических навыков 44
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение 59

Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, что забывать нельзя, невозможно, - о нравственном воспитании детей. Но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании.
Сегодня это уже очевидно: в обществе с политическими сложностями, нестабильной экономикой разрушаются социальные связи и нравственный устой, происходит переосмысление духовных и моральных ценностей.
Настоящее время характеризуется значительным разбросом ценностных ориентаций в обществе. Поэтому проблема нравственного воспитания привлекает все большее внимание отечественных психологов и педагогов. С.Г. Якобсон, А.Н. Леонтьев, Л.В. Загик, Л. Воюева раскрывают основные особенности и условия усвоения детьми нравственных норм и правил поведения в обществе.
Как показывают исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отмечают позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие усвоение детьми нравственных норм и правил поведения в обществе, в частности на формирование у старших дошкольников культурно-гигиенических навыков.
В настоящее время от правильного морального воспитания детей зависит не просто благополучие, выживание нашего общества. Научно - политический прогресс сам по себе не способствует нравственному совершенствованию человека, но в то же время дает в руки аморальных людей могучие средства уничтожения природы, культуры и других ценностей (Т.С. Комарова).
Нравственное воспитание рассматривается как одна из важных сторон воспитания детей. Оно осуществляется во всех видах деятельности и задачи морального воспитания, начиная с младших групп, проходят все разделы обучения детей дошкольного возраста.
Именно «нравственное воспитание обеспечивает детям усвоение этических представлений, моральных норм, правил поведения, которые помогут им лучше ориентироваться в сложных социальных взаимоотношениях, происходящих в обществе» (Н.К. Крупская).
Нравственное воспитание - активный, целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек поведения с первых лет жизни ребенка.
С.А. Козлова отмечает, что знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, способность к сочувствию, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственности [22]. Воспитание культуры поведения в том числе формирование у детей культурно-гигиенических навыков, в дошкольном возрасте рассматриваются как составная часть нравственного воспитания, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами (С.В. Петерина).
Понятие «культура поведения» С.В. Петерина определяет как «совокупность полезных устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности» [32].
Требования, предъявляемые современным обществом к педагогу, разнообразны. Одно из них - хорошее воспитание, высокая внутренняя и внешняя культура. Культурный человек, каким мы хотим видеть специалиста дошкольного профиля, должен умело использовать достижения поведенческой культуры в профессиональной деятельности и личной жизни. Чтобы жить и преуспевать в современном мире, не унижая своего достоинства и достоинства окружающих вас людей, не испытывать неловкости, скованности в общении, думается, никому не помешает вновь и вновь возвращаться к этике человеческих взаимоотношений, сложившейся на протяжении многих веков в виде правил хорошего тона, называемых обобщенно этикетом.
По мнению таких ученых, как С.А. Козлова, И.Н. Курочкина, С.В. Петерина и других, актуальность данной темы определена возросшим интересом к воссозданию культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых, а у детей дошкольного возраста пристальное внимание уделять формированию культурно-гигиенических навыков.
Однако в настоящее время, выявлено следующее противоречие: несмотря на актуальность, разработанность и представленность проблемы воспитания культуры поведения и формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков в психолого-педагогической литературе, мы наблюдаем, что воспитатели в ДОО зачастую не придают этому большого значения, не владеют системой методических мер относительно культуры поведения детей, что приводит к несоответствию между теорией и практикой.
Следовательно, проблема исследования заключается в исследовании эффективных педагогических условий формирования у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков в аспекте воспитания культуры проведения.
Поэтому, целью нашего исследования стало: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков.
Объект исследования: воспитание культуры поведения у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков должен быть специально организован. К числу педагогических условий, повышающих эффективность данного процесса, мы относим:
- организация группового пространства с учетом культурно-гигиенических требований;
- организация практического опыта детей относительно навыков
опрятности и гигиены одежды;
- организация практического опыта детей относительно навыков
приема пиши и поведения за столом (культуры еды).
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровень сформированности у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков.
4. Выявить динамику формирования у детей 5 -6 лет культурно-гигиенических навыков.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент: констатирующий,
формирующий и контрольный этапы;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая основа исследования:
- концептуальные положения об особенностях поведения культурного человека на основе регулятивного принципа поведения - подчинения своей власти собственные психические процессы - на разных этапах общественного развития Л.С. Выготского и А.Р. Лурии;
- положения о процессе воспитания культуры поведения и ее роли в воспитании детей разного возраста С.В. Петериной;
- положения о культурном развитии ребенка, освоении им норм и правил поведения того общества, в котором живее С.А. Козловой, И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной.
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования у детей 5¬6 лет культурно-гигиенических навыков при создании соответствующих педагогических условий.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в процессе исследования была дана характеристика уровням сформированности у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 52 «Золотой улей» г.о. Тольятти. В эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что реализация в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций разработанных нами педагогических условий формирования у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков будет эффективной при решении задач, связанных с воспитанием культуры поведения дошкольников.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка используемой литературы (53 источника) и 3 приложений. Работа проиллюстрирована 17 таблицами и 3 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет на сегодняшний день остается актуальной. Этой проблеме уделяется достаточно внимания со стороны отечественных педагогов и психологов (С.Г. Якобсон, А.Н. Леонтьев, Л.В. Загик, Л. Воюева, О.С. Богданова, Л.Р. Болотина, М.А. Бесова, В.В. Попова, Л.И. Романова и др.). Формирование у дошкольников культурно -гигиенических навыков рассматривается как составная часть воспитания культуры поведения, потому что именно дошкольный возраст является фундаментом для формирования правил поведения, усвоения внутреннего нравственного смысла поступков, основой для приобретения знаний о моральных нормах, которые в последствии при определенных условиях становятся мотивами его поведения.
На основе анализа теоретических положений, мы сделали вывод, что важным залогом успеха в формировании у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков являются эффективные педагогические условия.
Нами была проведена констатируюшая работа, в ходе которой выяснилось, что дети исследуемой группы имеют высокий (25%), средний (35%) и низкий (40%) уровень сформированности у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков.
Чтобы повысить уровень сформированности у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков, нами были разработаны и теоретически обоснованы следующие педагогические условия: организация группового пространства с учетом культурно-гигиенических требований; организация практического опыта детей относительно навыков опрятности и гигиены одежды; организация практического опыта детей относительно навыков приема пиши и поведения за столом (культуры еды).
Данные условия мы реализовывали поэтапно. На первом этапе формирования у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков мы организовали групповое пространство с учетом культурно-гигиенических требований. На втором и третьем этапах формирования у детей 5 -6 лет культурно-гигиенических навыков мы организовали две серии упражнений практического опыта с целью формирования у детей: культурно - гигиенических навыков опрятности и гигиены одежды; культурно - гигиенических навыков приема пиши и поведения за столом.
В результате проведенной поэтапной работы по формированию у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков мы заметили следующие изменения: у детей сложилось положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков и отрицательное отношение к нарушению культурно-гигиенических норм; дети овладели нормами культуры еды и научились соблюдать опрятность и гигиену одежды.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровень сформированности у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков и подтвердить выдвинутую нами гипотезу исследования. Показатель высокого уровня сформированности КГН повысился на 15%, показатель среднего уровня сформированности КГН повысился на 10%, показатель низкого уровня сформированности КГН снизился на 25%.
Таким образом, можно сделать вывод, что теоретически обоснованные и экспериментально апробированные нами педагогические условия формирования у детей 5-6 лет культурно-гигиенических навыков способствуют повышению уровня сформированности у детей 5 -6 лет КГН, и могут быть реализованы воспитателями в дошкольных образовательных организациях.



1. Бархатова, О.С. Воспитание культуры поведения [Текст] / О.С. Бархатова //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 16.
2. Белова, Е.Д. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Е.Д. Белова. - М., 2015. - 186 с.
3. Белокурова, Г.В. В Царстве вежливых наук [Текст] / Г.В. Белокурова. - Тольятти, 2003. - 142 с.
4. Белокурова, Г.В. Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью [Текст] / Г.В. Белокурова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 11. - С. 43.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1968. - С. 83-86.
6. Буре, Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду [Текст] / Р.С. Буре. - М., 1986. - С. 82-86.
7. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А.М. Виноградова. - М. : Просвещение, 1984. - С. 88.
8. Воспитание детей в игре [Текст] // Сост.: А.К. Бондаренко, А.И. Матусик; под ред. Д.В. Менжерицкой. - М. : Просвещение, 1979. - 175с.
9. Воспитание и обучение в детском саду [Текст] // Под ред. А.В.Запорожца и Т.А. Марковой. - М., 1976. - С. 204-221.
10. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры. Избранные психологические труды [Текст] / Л.С. Выготский. - М., Воронеж : МОДЭК, 1996.
11. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения : Обезьяна. Примитив. Ребенок [Текст] / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. - М. : Педагогика-Пресс, 1993.
12. Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств [Текст] / Т.П. Гаврилова. - М., 2004. - 186 с.
13. Голубицкий, Г.Б. Что такое этикет? [Текст] / Г.Б. Голубицкий. - М., 2001. - 404 с.
14. Горбачева, В.А. Формирование поведения в детском саду [Текст] / В.А. Горбачева. - М., 1997. - 264 с.
15. Гусев, И.Е. Этикет от А до Я [Текст] / И.Е. Гусев. - Минск, 2009. - 168 с.
16. Дорохов, А.А. Как себя вести [Текст] / А.А. Дорохов. - Л., 1997. - 216 с.
17. Дурова, Н.В. Очень важный разговор: беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста [Текст] : Пособие для педагогов, воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - С. 64-124.
18. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра [Текст] / Г.К. Зайцев. - СПб., 1998. - 64 с.
19. Зимина, М.С. Азбука этикета [Текст] / М.С. Зимина.- СПб., 2008. - 204 с.
20. Иванникова, Г. Воспитание культурного поведения [Текст] /
Г. Иванникова // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 11. С. 18.
21. Иванова, В.В. Энциклопедия этикета и антиэтикета [Текст] /
В.В. Иванова. - М., 2009. - 184 с.
22. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
23. Комарова, Т.С. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Т.С. Комарова. - М., 1983.
- С. 22.
24. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании [Текст] / Н.К. Крупская. - М., 1973. - С. 242.
25. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И.Н. Курочкина. - М., 2001. - 224 с.
26. Лощинский, В.М. Сервировка стола и этикет [Текст] / В.М. Лощинский.
- Минск, 2008. - 64 с.
27. Лыба, С.А. Прием гостей [Текст] / С.А. Лыба. - Москва, 2004. - 38 с.
28. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2 -х т. [Текст] / А.С. Макаренко // Под ред. И А Каирова, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева. - М., 1977. - С. 428-430.
29. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. - М., 1975. - 239 с.
30. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] / С.О. Николаева. - М., 2000. - 124 с.
31. Островская, Л.Ф. Приглашаем к разговору об этикете и культуре поведения [Текст] / Л.Ф. Островская //Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 42.
32. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада [Текст] / С.В. Петерина. - М. : Просвещение, 1986. - 96 с.
33. Репина, Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Т.А. Репина. - М., 1987. - С. 35-50.
34. Смирнова, Е.О. Становление произвольного поведения [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 24.
35. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах [Текст] / Е.О. Смирнова. - Москва-Воронеж, 1998. - 220 с.
36. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 9. [Текст] / К.Д. Ушинский. - М., 1950. - С. 425-428.
37. Теплюк, С.Н. Об опрятности и аккуратности [Текст] / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 9. - С. 18.
38. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
39. Штольц, Х.Г. Как воспитать нравственное поведение? [Текст] / Х.Г. Штольц. - М. : Просвещение, 1986. - 80 с.
40. Яковенко, Т.П. О воспитании культурно -гигиенических навыков [Текст] / Т.П. Яковенко, З.Е. Ходонецких // Дошкольное воспитание. 2009. - № 8. - С. 24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ