Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №104045

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи 9
1.1 Особенности развития старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 9
1.2 Мышление дошкольников: понятие и онтогенез, особенности
развития мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3 Психолого-педагогические условия коррекции мышления у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции мышления у детей 5¬
6 лет с общим недоразвитием речи 31
2.1 Исследование уровня развития мышления у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи 31
2.2 Апробация психолого-педагогических условий коррекции
мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 44
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических
условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 52
Выводы по второй главе 61
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение 73


Познание окружающего мира является одной из важнейших проблем человечества. Мышление возникает на основе практической деятельности и отличается сохранением связи и чувственного познания, т.е. с ощущений, восприятия и представлений на протяжении всей жизни.
ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Повышение познавательной активности дошкольников и развитие тесно связанного с ним мышления представляет сегодня актуальную проблему.
Успешное обучение детей в начальной школе по современным программам (требования ФГОС) предполагает высокий уровень развития мыслительных операций ребёнка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Поэтому уже в дошкольный период формированию у дошкольников мыслительных операций должно отводиться важное место.
Современная педагогическая теория и практика особым вниманием наделяет обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями и совершенствование содержания их обучения, чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия. В исследованиях Н.Н. Малофеева, Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, Е.А. Стребелевой, Г.В. Чиркиной и др. учитываются возрастные закономерности и специфические особенности развития детей с различными отклонениями, как одно из условий осуществления этого процесса. К детям с особыми образовательными потребностями следует отнести большую группу детей с общим недоразвитием речи.
В связи с неполноценной речевой деятельностью формирование у детей таких сфер как сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая отличается особенностями. Ряд специфических особенностей мышления обусловлен связью между речевыми нарушениями и прочими сторонами психического развития. Несмотря на полноценные предпосылки, позволяющие овладеть мыслительными операциями, которые доступны их возрасту, у детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание развития словесно-логического мышления, отсутствие специального обучения ведет к затруднениям в формировании операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Изучением мышления детей с нарушениями речи занимались такие ученые как И.Т. Власенко, О.Р. Даниленкова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Ю.Ф. Гаркуша.
Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточность научно-обоснованных методик по использованию современных психолого-педагогических технологий, направленных на формирование мыслительной деятельности этих детей.
Учитывая дошкольный возраст как сензитивный период в становлении мышления, а также недостаточные научно-методические рекомендации по формированию мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно определить актуальность темы исследования.
Выявлено противоречие между важностью процесса развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной практической разработанностью изучаемого вопроса в аспекте психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогических условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования - теоретически изучить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить содержание и выявить эффективность психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс коррекции мышления у детей 5-6 лет с ОНР будет эффективен при реализации следующих психолого - педагогических условий:
- организация работы с детьми, направленной на формирование у них умения осуществлять перенос практического опыта в наглядно-образный план, устанавливать связи, классифицировать и обобщать;
- формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями моделирования, выстраивания целостных сюжетов в наглядном и словесном плане;
- формирование умения мысленного оперирования образами, соотношения между словом и образом.
Теоретической основой исследования являются положения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского; учет общих закономерностей развития детей с нормальным развитием и детей, имеющих психофизические нарушения (Л.С. Выготский); постулат о том, что мышление - это процесс, возникающий и развивающийся во взаимодействии определенных линий психического развития (развитие предметных действий, действий замещения, подражания, игровой деятельности, речи (Н.Н. Поддьяков)).
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение № 3 государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 10 дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Новизна работы заключается в определении критериев оценки уровня развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, выделении психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы критерии оценки уровня сформированности мышления детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в возможности использования подобранных диагностических методик и предложенных психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в практической деятельности дефектологов в дошкольной образовательной организации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и 13 приложений. Текст работы иллюстрирован 2 таблицами, 22 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы позволил установить, что в процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Несмотря на сохранность у детей с ОНР познавательного интереса, для них характерно своеобразие отдельных сторон мышления: несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и др. Овладевая предпосылками для развития мыслительных операций, дети отстают в развитии мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, классификацией.
Для изучения уровня сформированности мышления у детей 5-6 лет с ОНР необходимо изучить сформированность у дошкольников представлений об окружающей действительности, способности к обобщению своего практического опыта; сформированность наглядно-образного мышления детей; сформированность умения оперировать в мысленном плане представлениями о предмете, его целостности; сформированность элементов логического мышления (обобщения и классификации); умение планировать свою мыслительную деятельность и контролировать ее результат.
Для изучения выделенных показателей использовались такие методики как «Расскажи» и «Сгруппируй картинки» (Е.А. Стребелева), «Нарисуй целое» (Л.А. Венгер), «Свободная классификация» (Е.Л. Агаева), «Заселение домика» (И.И. Аргинска).
В работе установлено, что психолого-педагогическими условиями коррекции мышления у детей 5-6 лет с ОНР являются следующие:
- организация работы с детьми, направленной на формирование у них умения осуществлять перенос практического опыта в наглядно-образный план, устанавливать связи, классифицировать и обобщать;
- формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями моделирования, выстраивания целостных сюжетов в наглядном и словесном плане;
- формирование умения мысленного оперирования образами, соотношения между словом и образом.
Результаты контрольного среза показали положительную динамику в уровне сформированности изучаемых показателей у детей 5 -6 лет с ОНР.



1. Агаева, Е.Л. Вербальные и образные компоненты в решении дошкольниками логических задач [Текст] / Е.Л. Агаева // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: Сб. статей / Под ред. Л.А. Венгера. - М. : ИНТО, 2011. - С. 14-29.
2. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] // Нарушение речи у дошкольников: Сб. статей / Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. - М. : Просвещение, 2014. - С. 32-81.
3. Богданов-Березовский, М.В. Неговорящие и плохо говорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении [Текст] / М.В. Богданов- Березовский. - СПб. : 2014. - 63 с.
4. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / И.Т. Власенко. - М. : Педагогика, 2010. - 184 с.
5. Вакалова, Е.В. Использование игровых приёмов, направленных на уточнение слоговой структуры слов у дошкольников с нарушениями речи в различных видах деятельности [Текст] / Е.В. Вакалова // Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. - М. : Федеральный институт развития образования, 2013. - С. 67-71.
6. Венгер, Л.А. Соотношение слова и образа в решении дошкольниками мыслительных задач [Текст] / Л.А.Венгер // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: Сб. статей / Под ред. Л.А.Венгера. - М. : ИНТОР, 2011. - С. 3-13.
7. Волковская, Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская // Логопедия. - 2014. - №3 (5). - С. 17-27.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2016. - 414 с.
9. Диагностика умственного развития дошкольника [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М. : Просвещение, 2012. - 191 с.
10. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст]. - Мурманск, ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. - 380 с.
11. Запорожец, А.В. Развитие мышления [Текст] / А.В.Запорожец // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М. : Просвещение,
2014. - С. 183-246.
12. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З.И. Калмыкова. - М. : Педагогика, 2011. - 200 с.
13. Касаткин, Е. И. Игра в жизни дошкольника [Текст] / Е. И. Касаткина. - М.: 2010. - 176 с.
14. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е. И. Касаткина //Управление ДОУ. - 2012. - №5. - С. 17-21.
15. Ковшиков, В.А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной («моторной») алалией [Текст] / В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин // Дефектология. - 2015. - № 2. - С. 14-21.
16. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М. : Коррекционная педагогика, 2011. - 584 с.
17. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский. - М. : 2015. - 168 с.
18. Левченко, Н.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. - М. : Коррекционная педагогика, 2015. - 210 с.
19. Левина, Р.Е. К психологии речи в патологических случаях (автономная детская речь) [Текст] / Р.Е. Левина. - М. : Наука, 2016. - 76 с.
20. Лурия, А.Р. Язык и мышление [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : Педагогика, 2009. - 319 с.
21. Люблинская, А.А. Образ, мысль и речь в разумной деятельности ребенка-дошкольника [Текст] / А.А. Люблинская // Психология речи: Сб-к / Отв. ред. проф. Б.Г. Ананьев. - СПб. : 2016. - С. 57-69.
22. Мастюкова, Е.М. О состоянии интеллекта у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.М. Мастюкова, Л.А. Белогруд, В.С. Бурова // Дефектология. - 2014. - №1. - С. 41-47.
23. Минская, Г.И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению: автореф. дис. ... к. пс. н. [Текст] / Г.И. Минская. - М. : 2014. - 16 с.
24. Михалева, Е.Л. Использование игровых технологий в коррекционной образовательной деятельности [Текст] /Е .Л.Михалева// Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой. - М. : Федеральный институт развития образования, 2013. - С. 184-187.
25. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск : Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.
26. Обухова, Т.И. Развитие наглядно-образного мышления глухих детей в условиях специального обучения [Текст] / Л.Ф. Обухова // Пути активизации познавательной деятельности аномальных детей: Сб.ст. Минск, 2011. - С. 18-23.
27. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т.Н. Овчинникова. - М. : Коррекционная педагогика, 2011. - 208 с.
28. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб. : СОЮЗ, 2015. - 256 с.
29. Поддьяков, Н.Н. О формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 2003. - №3. - С. 114-120.
30. Поддьяков, Н.Н. Методы умственного воспитания в детском саду [Текст] // Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С. 32-39.
31. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М. : Просвещение, 2014. - 352 с.
32. Преснова, О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / О.В. Преснова // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - Воронеж, 2011. - С. 104-111.
33. Пришивалко, И.Д. Использование игровых технологий на занятиях
учителя-дефектолога [Текст] / И.Д. Пришивалко // Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.- метод. материалов / Под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой. - М.:
Федеральный институт развития образования, 2013. - С. 216-220.
34. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : 2013. - 147 с.
35. Самусикова, Л.А. Игры для развития речи и мышления дошкольников [Текст] / Л.А. Самусикова // Логопед. - 2014. - №2. - С. 65-69.
36. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей [Текст] / И.М. Соловьев. - М. : Просвещение, 2006. - 222 с.
37. Стребелева, Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева // Дефектология. -
2012. - №2. - С. 50-58.
38. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2015 - 184 с.
39. Суходулова, С.С. Роль игры в комплексной работе специалистов в инклюзивной группе [Текст] / С.С. Суходулова, С.Б. Демидова, В.Ю. Аксенова // Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. - М. : Федеральный институт развития образования,
2013. - С. 229-231.
40. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно : система коррекции общ. недоразвития речи у детей 6 лет [Текст] /Т. А. Ткаченко. - М. : Гном и Д ( Казаков), 2015. -140 с.
41. Усанова, О.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи [Текст] / О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М. : Просвещение, 2012. - 42 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //http://www.firo.ru/?page_id=11003
43. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. - М. : Айрис - пресс, 2014. - 224 с.
44. Филичева, Т.Б. Логопедия [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. - Екатеринбург, 2016. - 225 с.
45. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Логопед в детском саду. - 2013. - № 3. - С. 65-71.
46. Фотекова, Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.А. Фотекова // Дефектология. - 2014. - №2. - С. 16-24.
47. Фотекова, Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников: автореф. дис. к. пс. н. [Текст] / Т.А. Фотекова. - М. : 2013. - 24 с.
48. Хуснутдинова, Л.Ю. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Л.Ю. Хуснутдинова, Н.Н. Ковязина, З.Н. Зайнуллина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(36). - Новосибирск : СибАК, 2014. - С. 35¬38.
49. Юртайкин, В.В. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группах дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.В. Юртайкин, Л.Н. Ефименкова // Дефектология. - 2011. - №1. - С. 74-80.
50. Якиманская, И.С. Основные направления исследований наглядно - образного мышления [Текст] / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 2005. - № 5. - С. 5-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ