ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи 9
1.1 Особенности развития старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 9
1.2 Мышление дошкольников: понятие и онтогенез, особенности
развития мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3 Психолого-педагогические условия коррекции мышления у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции мышления у детей 5¬
6 лет с общим недоразвитием речи 31
2.1 Исследование уровня развития мышления у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи 31
2.2 Апробация психолого-педагогических условий коррекции
мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 44
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических
условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 52
Выводы по второй главе 61
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение 73
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи 9
1.1 Особенности развития старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 9
1.2 Мышление дошкольников: понятие и онтогенез, особенности
развития мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3 Психолого-педагогические условия коррекции мышления у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции мышления у детей 5¬
6 лет с общим недоразвитием речи 31
2.1 Исследование уровня развития мышления у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи 31
2.2 Апробация психолого-педагогических условий коррекции
мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 44
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических
условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 52
Выводы по второй главе 61
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение 73
Познание окружающего мира является одной из важнейших проблем человечества. Мышление возникает на основе практической деятельности и отличается сохранением связи и чувственного познания, т.е. с ощущений, восприятия и представлений на протяжении всей жизни.
ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Повышение познавательной активности дошкольников и развитие тесно связанного с ним мышления представляет сегодня актуальную проблему.
Успешное обучение детей в начальной школе по современным программам (требования ФГОС) предполагает высокий уровень развития мыслительных операций ребёнка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Поэтому уже в дошкольный период формированию у дошкольников мыслительных операций должно отводиться важное место.
Современная педагогическая теория и практика особым вниманием наделяет обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями и совершенствование содержания их обучения, чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия. В исследованиях Н.Н. Малофеева, Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, Е.А. Стребелевой, Г.В. Чиркиной и др. учитываются возрастные закономерности и специфические особенности развития детей с различными отклонениями, как одно из условий осуществления этого процесса. К детям с особыми образовательными потребностями следует отнести большую группу детей с общим недоразвитием речи.
В связи с неполноценной речевой деятельностью формирование у детей таких сфер как сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая отличается особенностями. Ряд специфических особенностей мышления обусловлен связью между речевыми нарушениями и прочими сторонами психического развития. Несмотря на полноценные предпосылки, позволяющие овладеть мыслительными операциями, которые доступны их возрасту, у детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание развития словесно-логического мышления, отсутствие специального обучения ведет к затруднениям в формировании операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Изучением мышления детей с нарушениями речи занимались такие ученые как И.Т. Власенко, О.Р. Даниленкова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Ю.Ф. Гаркуша.
Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточность научно-обоснованных методик по использованию современных психолого-педагогических технологий, направленных на формирование мыслительной деятельности этих детей.
Учитывая дошкольный возраст как сензитивный период в становлении мышления, а также недостаточные научно-методические рекомендации по формированию мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно определить актуальность темы исследования.
Выявлено противоречие между важностью процесса развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной практической разработанностью изучаемого вопроса в аспекте психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогических условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования - теоретически изучить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить содержание и выявить эффективность психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс коррекции мышления у детей 5-6 лет с ОНР будет эффективен при реализации следующих психолого - педагогических условий:
- организация работы с детьми, направленной на формирование у них умения осуществлять перенос практического опыта в наглядно-образный план, устанавливать связи, классифицировать и обобщать;
- формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями моделирования, выстраивания целостных сюжетов в наглядном и словесном плане;
- формирование умения мысленного оперирования образами, соотношения между словом и образом.
Теоретической основой исследования являются положения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского; учет общих закономерностей развития детей с нормальным развитием и детей, имеющих психофизические нарушения (Л.С. Выготский); постулат о том, что мышление - это процесс, возникающий и развивающийся во взаимодействии определенных линий психического развития (развитие предметных действий, действий замещения, подражания, игровой деятельности, речи (Н.Н. Поддьяков)).
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение № 3 государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 10 дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Новизна работы заключается в определении критериев оценки уровня развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, выделении психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы критерии оценки уровня сформированности мышления детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в возможности использования подобранных диагностических методик и предложенных психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в практической деятельности дефектологов в дошкольной образовательной организации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и 13 приложений. Текст работы иллюстрирован 2 таблицами, 22 рисунками.
ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Повышение познавательной активности дошкольников и развитие тесно связанного с ним мышления представляет сегодня актуальную проблему.
Успешное обучение детей в начальной школе по современным программам (требования ФГОС) предполагает высокий уровень развития мыслительных операций ребёнка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Поэтому уже в дошкольный период формированию у дошкольников мыслительных операций должно отводиться важное место.
Современная педагогическая теория и практика особым вниманием наделяет обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями и совершенствование содержания их обучения, чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия. В исследованиях Н.Н. Малофеева, Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, Е.А. Стребелевой, Г.В. Чиркиной и др. учитываются возрастные закономерности и специфические особенности развития детей с различными отклонениями, как одно из условий осуществления этого процесса. К детям с особыми образовательными потребностями следует отнести большую группу детей с общим недоразвитием речи.
В связи с неполноценной речевой деятельностью формирование у детей таких сфер как сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая отличается особенностями. Ряд специфических особенностей мышления обусловлен связью между речевыми нарушениями и прочими сторонами психического развития. Несмотря на полноценные предпосылки, позволяющие овладеть мыслительными операциями, которые доступны их возрасту, у детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание развития словесно-логического мышления, отсутствие специального обучения ведет к затруднениям в формировании операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Изучением мышления детей с нарушениями речи занимались такие ученые как И.Т. Власенко, О.Р. Даниленкова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Ю.Ф. Гаркуша.
Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточность научно-обоснованных методик по использованию современных психолого-педагогических технологий, направленных на формирование мыслительной деятельности этих детей.
Учитывая дошкольный возраст как сензитивный период в становлении мышления, а также недостаточные научно-методические рекомендации по формированию мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно определить актуальность темы исследования.
Выявлено противоречие между важностью процесса развития мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной практической разработанностью изучаемого вопроса в аспекте психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогических условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования - теоретически изучить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить содержание и выявить эффективность психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс коррекции мышления у детей 5-6 лет с ОНР будет эффективен при реализации следующих психолого - педагогических условий:
- организация работы с детьми, направленной на формирование у них умения осуществлять перенос практического опыта в наглядно-образный план, устанавливать связи, классифицировать и обобщать;
- формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями моделирования, выстраивания целостных сюжетов в наглядном и словесном плане;
- формирование умения мысленного оперирования образами, соотношения между словом и образом.
Теоретической основой исследования являются положения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского; учет общих закономерностей развития детей с нормальным развитием и детей, имеющих психофизические нарушения (Л.С. Выготский); постулат о том, что мышление - это процесс, возникающий и развивающийся во взаимодействии определенных линий психического развития (развитие предметных действий, действий замещения, подражания, игровой деятельности, речи (Н.Н. Поддьяков)).
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение № 3 государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 10 дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Новизна работы заключается в определении критериев оценки уровня развития мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, выделении психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы критерии оценки уровня сформированности мышления детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в возможности использования подобранных диагностических методик и предложенных психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в практической деятельности дефектологов в дошкольной образовательной организации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и 13 приложений. Текст работы иллюстрирован 2 таблицами, 22 рисунками.
Анализ литературы позволил установить, что в процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Несмотря на сохранность у детей с ОНР познавательного интереса, для них характерно своеобразие отдельных сторон мышления: несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и др. Овладевая предпосылками для развития мыслительных операций, дети отстают в развитии мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, классификацией.
Для изучения уровня сформированности мышления у детей 5-6 лет с ОНР необходимо изучить сформированность у дошкольников представлений об окружающей действительности, способности к обобщению своего практического опыта; сформированность наглядно-образного мышления детей; сформированность умения оперировать в мысленном плане представлениями о предмете, его целостности; сформированность элементов логического мышления (обобщения и классификации); умение планировать свою мыслительную деятельность и контролировать ее результат.
Для изучения выделенных показателей использовались такие методики как «Расскажи» и «Сгруппируй картинки» (Е.А. Стребелева), «Нарисуй целое» (Л.А. Венгер), «Свободная классификация» (Е.Л. Агаева), «Заселение домика» (И.И. Аргинска).
В работе установлено, что психолого-педагогическими условиями коррекции мышления у детей 5-6 лет с ОНР являются следующие:
- организация работы с детьми, направленной на формирование у них умения осуществлять перенос практического опыта в наглядно-образный план, устанавливать связи, классифицировать и обобщать;
- формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями моделирования, выстраивания целостных сюжетов в наглядном и словесном плане;
- формирование умения мысленного оперирования образами, соотношения между словом и образом.
Результаты контрольного среза показали положительную динамику в уровне сформированности изучаемых показателей у детей 5 -6 лет с ОНР.
Для изучения уровня сформированности мышления у детей 5-6 лет с ОНР необходимо изучить сформированность у дошкольников представлений об окружающей действительности, способности к обобщению своего практического опыта; сформированность наглядно-образного мышления детей; сформированность умения оперировать в мысленном плане представлениями о предмете, его целостности; сформированность элементов логического мышления (обобщения и классификации); умение планировать свою мыслительную деятельность и контролировать ее результат.
Для изучения выделенных показателей использовались такие методики как «Расскажи» и «Сгруппируй картинки» (Е.А. Стребелева), «Нарисуй целое» (Л.А. Венгер), «Свободная классификация» (Е.Л. Агаева), «Заселение домика» (И.И. Аргинска).
В работе установлено, что психолого-педагогическими условиями коррекции мышления у детей 5-6 лет с ОНР являются следующие:
- организация работы с детьми, направленной на формирование у них умения осуществлять перенос практического опыта в наглядно-образный план, устанавливать связи, классифицировать и обобщать;
- формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями моделирования, выстраивания целостных сюжетов в наглядном и словесном плане;
- формирование умения мысленного оперирования образами, соотношения между словом и образом.
Результаты контрольного среза показали положительную динамику в уровне сформированности изучаемых показателей у детей 5 -6 лет с ОНР.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017



